Организация проектной деятельности детей в средней группе "Белоснежная Зимушка-зима"
проект (средняя группа) на тему

 Ирина

Организация проектной деятельности детей в средней группе на тему:

«Белоснежная Зимушка-зима»

Цель: Углублять знания и представлений детей  о живой и неживой природе в зимний период.

Явления и объекты природы привлекают детей своей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшая познавательно-исследовательская и творческая деятельность. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов и желание узнавать новое. И задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на вопросы путем опытов и экспериментов, накапливать опыт. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zima.docx46.06 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности детей в средней группе на тему:

«Белоснежная Зимушка-зима»

Подготовила воспитатель

Пшеничнова Ирина Александровна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 196»

город Иваново

2016 год

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Длительность: средней продолжительности.

Участники: дети средней группы, родители, воспитатель.

Вид деятельности: познавательная, исследовательская, трудовая,  продуктивная, чтение художественной литературы.

По количеству участников: групповой.

Образовательная  область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Формы реализации проекта:

образовательная деятельность;

беседы;

эксперименты

рассматривание иллюстраций;

слушание музыкальных произведений;

наблюдения;

творческая мастерская;

чтение х/л, загадывание загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок;

дидактические игры;

подвижные игры;

работа с родителями.

Пояснительная записка

Актуальность:  

Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о красоте природы, явлениях природы. Явления и объекты природы привлекают детей своей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшая познавательно-исследовательская и творческая деятельность. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов и желание узнавать новое. И задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на вопросы путем опытов и экспериментов, накапливать опыт. 

Цель: Углублять знания и представлений детей  о живой и неживой природе в зимний период.

Задачи:

Расширять и углублять знания и представления  детей о сезонных изменениях природы.

Знакомить с явлениями неживой природы (снег, метели, морозы, вьюга, сильные ветра),

Формировать знания детей о свойствах снега и льда (белый, пушистый, хрустящий/прозрачный, скользкий, холодный).

Активизировать словарь по теме зима.

Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы в зимний период.

Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

     Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.

     Развивать умения детей создавать выразительные образы в художественно-  

    творческой деятельности.

    Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать любознательность.

Воспитывать желание коллективно украшать веранду,  участок.

     Воспитывать у детей умение работать со сверстниками в коллективе.

Предполагаемый результат:

Формирование у детей разносторонних представлений о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.

расширение знаний детей о зиме, ее признаках, явлениях природы;

пополнение словарного запаса;

формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности детей.

По окончанию проекта дети смогут устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Бережно относится к природе. Расширить  знания  о зимней природе. 

Продукт проектной деятельности:

  • оформление веранды  «Ледяные фантазии».
  • Творческая мастерская «Рисунки-невидимки».
  •  утренник «Новогодние приключения».
  • Фотовыставка «Зимой на прогулке».
  • Творческая мастерская «Ёлочная игрушка-Рукавичка».

Литература

Программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/.

Гербова В.В. Книга для чтения детском саду и дома: 4-5лет. – Оникс, 2011.

Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5лет, - М.: Мозаика-синтез, 2010

Кравченко И.В. Прогулки в детском саду младшая и средняя группа. – М.: Творческий центр, 2011.

Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Творческий центр, 2010.

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. – М.: Творческий центр, 2011.

Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности. М.: мозаика-синтез, 2010.

Интернетресурсы.

http://ollforkids.ru/skazkart/5090-elka-vsuteev-1961-skazka.html мультфильм «Снеговик-Почтовик».

http://ollforkids.ru/skazkart/5090-elka-vsuteev-1961-skazka.html  - "Ёлка" В.Сутеев (1961) Сказки с картинками.

http://teleprogramma.pro/tele/193678/ -мультфильмы «Зима в Простоквашино», «Дед Мороз и лето»

Этапы работы над проектом в декабре

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Организационный

Включает детей в познавательную   деятельность. Включает запись музыкального произведения «Зимняя сказка» "Серебристые снежинки". Ребята, как вы думаете, какое время года отображает это музыкальное произведение?  Что можно о ней сказать? (ответы детей)  Правильно, красивая, волшебная, чудесная мелодия звучала сейчас. Читает стих А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя...» Можно ли зиму назвать волшебницей?

Включаются в беседу,

ведут диалог, отвечают и

задают вопросы.

 

Осознают проблему.

Принимают предложения воспитателя.

Планирование

Определяет направления воспитательно-образовательной работы, обсуждает их с детьми.

Планирует образовательную и творческую деятельность. Собирает материал по теме.

Определение объектов изучения.

Принимают задачи проекта.

Вносят свои предложения

Реализация

Познавательное развитие

 Образовательная деятельность «Волшебница зима». Беседа ««Вот она, какая зимушка-зима!»

Показ презентации: «Вот зима кругом бело»

 Познавательно-исследовательская деятельность:  свойства снега и снежинок.

Наблюдение на участке за деревьями на участке, за снегом, снежинками.

Конструирование «Дворец снежной королевы»

Речевое развитие

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Зимний лес», «Катаемся на санках».

Чтение «Под снегом на лугу» Н. Павлова,

 «Поет зима, аукает…»

 С. Есенин,

 «Снег – что это такое?» З. Трофимова,  

  Д. Чуяко «Снежинки»,  А. Барто «Снег сегодня белый-белый… » Рассматривание иллюстраций и картин «Художники о зиме».

Худ/эстетическое развитие

лепка «Снеговик» 

рисование «Друзья для Снеговика»

Слушание музыкального произведения «Весёлая зима»

Раскрашивают раскраски на тему Зима.

Физическое развитие

Дыхательная гимнастика «Зимний ветер»

Пальчиковая гимнастика «Зима»

П/и «Заморожу»,  «Лыжник», «Непоседа-воробей». 

Обучение ходьбе на лыжах, игры-соревнования, катания на санках.

Социально-коммуникативное развитие

Дидактическая игра «Времена года», «Сложи снежинку», «К дереву беги», Сложи  картинку

С/р игра «Оденем куклу на прогулку»

Изготовление построек из снега.

Наблюдение за работой дворника, беседа «Важная профессия-дворник».

Информационный материал «Детям о зиме».

Консультации «Как одевать ребёнка зимой», «Как сделать прогулку зимой интересной»

«Осторожно, лёд!»

Участвуют в беседе «Вот она, какая зимушка-зима!», рассматривают иллюстраций и картин «Художники о зиме», рассказывают о зимних явлениях природы, играют в игру «Зимние слова»

Смотрят презентацию, отвечают на вопросы, отгадывают загадки

Наблюдают, высказывают свои впечатления, экспериментируют: снежинки на варежке не тают, на ладошке превращаются в капельки;

Из сухого снега можно делать снежки при помощи снежколепа.

Строят из конструктора и крупного строителя дворец снежной королевы, обыгрывают постройку.

Рассматривают сюжетные картины и составляют рассказ по ним, составляют простые и сложноподчиненные предложения, придумывать слова на заданную тему, букву, делят слова на слоги.

Слушают произведения про зиму, запоминают стих «Снег».

Отвечают на вопросы, отгадывают загадки, объясняют понятие пословиц и поговорок.

Слушают стихи, загадывают и придумывают загадки, объясняют понятие пословиц и поговорок.

Рассматривают игрушку-снеговика, лепят на прогулке снеговика,  лепят из пластилина, рисуют, рассказывают о своих работах.

Слушают муз произведения, двигаются под музыку, делятся впечатлениями о произведении.

Раскрашивают, проявляют творчество.

Заучивают слова дыхательной гимнастики «Зимний ветер», пальчиковой гимнастики «Зима».

Играют в подвижные игры, катаются на лыжах, участвуют в играх соревнованиях.

Объединяются в игры, играют, строят постройки из снега, расчищают веранду, дорожки от снега.

Наблюдают, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, помогают расчистить дорожки.

Продолжение работы над проектом в январе

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Реализация

Познавательное развитие

 Образовательная деятельность «Свойства снега и льда».

Беседы: «Почему снег под ногами скрипит», «Какой снег скрипит сильнее - в холод или оттепель?», «Приметы зимы».

Экспериментирование: «Снег чистый или грязный», «Что быстрее тает снег или лед?», «Можно ли дома сделать лёд?», «Кто оставил следы на снегу?».

Наблюдение на прогулке: за сезонными явлениями природы - снегопадом, гололедицей, метелью, за физическими свойствами снега и льда (прозрачность/непрозрачность, отсутствие/наличие цвета), сравнение двух объектов наблюдения.

Речевое развитие

Чтение Сказки Т. Эгнера «Приключения в лесу Ёлки-на-Горке», Сутеев «Ёлка».

Показ мультфильма «Снеговик -Почтовик»

Рассказывание сказки «Морозко», «Рукавичка».

Загадывание загадок про снег, лед, явления природы.

Разучивание чистоговорок.

Знакомит с пословицами  и поговорками о снеге, явлениях природы. Беседы: «Что такое снегопад?».

Худ/эстетическое развитие

Рисование «Ёлочка-красавица».

Конструирование из бумаги «Бусы на ёлку».

Прослушивание муз произведений: Г. Левкодимов «Ёлочка красавица», М. Крутицкий «Зима».

Муз игра с пением «Как на тоненький ледок».

Социально-коммуникативное развитие

Дидактическая игра «Волшебный ларец», «Найди отличия», «Когда это бывает?», «Цветные льдинки»

Привлекает детей к трудовых поручений.

Беседа «Осторожно сосульки/снег с крыши!», логическая картинка «Как Вася заболел».

 Рассматривание сюжетных картин «Как образуются сосульки».

Физическое развитие

Пальчиковые игры: «Перед нами ёлочка», «Мы лепили снежный ком», «Снежок».

Дыхательное упражнение ветерок.

Комплекс гимнастики после сна «Новый год».

НОД «Мы Мороза не боимся»

Разучивание новых подвижных игр. Обучение играм-эстафетам.

Подвижные игры «Сбей кеглю», «Два Мороза», «Зайка серенький сидит», «Снежная карусель», «Снег кружится».

.Игры эстафеты «Ловкий хоккеист» «Скачки на лошадках».

Консультации для родителей: «Как одевать ребенка зимой?»,

Помощь родителей в расчистке участка, изготовлении снежных построек.

Участие в творческом конкурсе «Наша Ёлочка-краса», Ёлочная игрушка-Рукавичка».

Знакомятся со свойствами снега и льда, проводят опыты и эксперименты.

Лепят снеговика и другие снежные постройки.

Проводят опыт «Пуговки в ледяном плену», решают познавательные задачи в ходе исследовательской деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, самостоятельно формулируют выводы. Рассматривают следы на снегу, определяют, кто их оставил, пытаются их изобразить. Определяют силу и направление ветра с помощью вертушек, ленточек, флажков, султанчиков.

Учатся понимать образное содержание и идею сказки, передают структуру сказки с помощью моделирования, рассматривают иллюстрации.

Смотрят мультфильм.

Рассматривают иллюстрации к сказкам, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, характеризуют героев сказок.

Разыгрывают фрагменты сказок.

Проговаривают чистоговорки.

Объясняют значение пословиц  и поговорок.

Рассматривают ёлку на прогулке, на иллюстрациях,  рисуют, рассказывают о своих работах.

Изготавливают бусы на ёлку.

Слушают музыкальные произведения, делятся впечатлениям

Участвуют в муз игре с пением.

Объединяются в игры, играют, строят постройки из снега, расчищают веранду, дорожки от снега.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, делают логические умозаключения, делятся мнениями, учатся предвидеть опасность, составляют правила безопасного поведения на улице.

Выполняют пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, гимнастику после сна.

Выполняют упражнения в ходьбе, беге, на равновесие, ходят на лыжах, играют в подвижные игры, участвуют в  играх-соревнованиях.

Приложение

Пословицы и поговорки о зиме:

Что летом родится, то зимой пригодится.

Без шубы и валенок - и зима без конца.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Зимой без шубы не стыдно, а холодно.

Хороший снежок урожай сбережет.

Мороз ленивого за нос хватает.

В зимний холод всякий молод.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Солнце на лето, зима на мороз.

Зима без снега - лето без хлеба.

Зима не лето - в шубу одета.

Два друга: мороз да вьюга.

Береги нос в большой мороз.

Солнце на лето, зима на мороз.

Сугроб да вьюга — два друга.

Году начало - зиме середина.

Год кончается, а зима начинается.

Не пугай, зима: придёт весна.

Зимой морозы, а летом грозы.

В зимний холод всякий молод.

Сугроб да вьюга — два друга.

Зимой шубка — не шутка.

Пословицы и поговорки декабря:

В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.

Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.

В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.        

Пословицы и поговорки января:

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.

С января солнце на лето поворачивает, а зима - на мороз.

Январю-батюшке - морозы, февралю - метели.

Январь трещит — лед на реке впросинь красит.

Январь - году начало, зиме - середина.

В январе и горшок на печи замерзает.

Январь - весне дедушка.

Пословицы и поговорки февраля:

Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.

Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает.

Февраль, коль морозом не возьмет, то все дороги заметет.

Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обутый.

Февраль зиму выдувает, а март ломает.

Вьюги да метели под февраль полетели.

Февраль силен метелью, а март капелью.

Февраль строит мосты, а март их ломает.

У февраля два друга — метель и вьюга.

Загадки о зиме

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

(Иней)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

(Лед)

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая.

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала-сыпала

На поля, озёрушки

Белый пух да перышки.

(Снежная туча)

Всё укроет одеялом,

Всё разгладит, приберёт,

А потом земле усталой

Колыбельную споёт.

(Зима)

Какой плод

до зимы живет?

(рябина)

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

(Метель)

Бел, да не сахар.

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится (Снег)

С неба звездой,

На ладошку водой.

(Снежинка)

Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица. (вьюга)

Пальчиковая игра: «Снежок».

Раз, два, три, четыре,

Загибаем пальчики по одному

Мы с тобой снежок лепили,

«Лепим» двумя руками

Круглый, крепкий,

Чертим руками круг

Очень гладкий,

Одной рукой гладим другую

И совсем, совсем не сладкий.

Грозим пальчиком

                 

   Пальчиковая гимнастика «Зима»

Задачи: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы рук детей.

Раз. Два. Три, четыре.                            Загибают пальцы, начиная с большого

Мы с тобой снежок слепили.                 Лепят. Меняя положения ладоней

Круглый. Крепкий. Очень гладкий.       Показывают круг. Сжимают ладони вместе

И совсем- совсем не сладкий.             Грозят пальцем

Раз-подбросим.. Два – поймаем .         Подбрасывают и ловят снежок

Три уроним.                                           Роняют воображаемый снежок

Пальчиковая игра: «Зайка серенький сидит».

Движения выполняются в соответствии с текстом.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.

Пальчиковая игра: «Перед нами ёлочка».

Перед нами елочка (руками крышу изображают) 
Шишечки( кулачки), иголочки (выставить из кулачка указательные пальцы), 
шарики(кольцо из большого и указательного пальцев), фонарики( покрутить кистями рук изображая фонарики), 
зайчики( ручки над головой) и свечки (ладошки соединить и шевелить, как будто огонь колышется), 
звезды(пальчики растопырить), человечки(два пальчика, по ножкам бегут, как будто человечки побежали по ногам ребенка) 
Последнее действие было самым любимым, человечки и на животик иногда забегали. 

Пальчиковая игра: «Мы лепили снежный ком».

Мы слепили снежный ком

 (Лепим двумя руками комок,)

Шляпу сделали на нем

 (Соединяем руки в кольцо и кладем на  голову,)

Нос приделали и вмиг

(Приставляем кулачки к носу,)

Получился снеговик

 (Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.)

Гимнастика для глаз «Ветер дует нам в лицо» для снятия напряжения с глаз.

Ветер дует нам в лицо.

Часто моргают веками.

Закачалось деревцо.

Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише...

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше.

Встают и глаза поднимают вверх.

Физминутка «Зимой»

Мы погреемся немножко, (Натираем плечи)

Мы похлопаем в ладошки, (Хлопаем в ладоши)

Ножками потопаем (Топаем на месте)

И себя похлопаем. (Хлопаем по коленям)

Игра: «Непоседа-воробей».

Правила:

Сначала надо выбрать, кто будет кошкой. В этом нам поможет считалочка:

Ахи, ахи, ахи, ох

Маша сеяла горох

Уродился он густой

Мы помчимся, ты постой!

Кошка уходит с площадки, прячется за скамейкой. Дети выполняют движения:

Непоседа-воробей прыгает и кружится

Очень радуется он, что замерзла лужица              прыгают на двух ногах

Хорохорится, храбрится                                          маршируют

Только «Мяу!» он боится.                                       приседают на корточки и        

                                                                                   оглядываются

Кошка выбегает из укрытия, мяукает и начинает ловить убегающих детей. Пойманный воробей становится кошкой.

Игра повторяется 2 – 3 раза

Подвижная игра «Снег кружится».

Снег, снег кружится.                  Дети дуют, затем приседают.

Белая вся улица.                          Дуют, изображая, как дует ветер.

Собрались мы в кружок,           Разлетелись снежинки в разные стороны.

Завертелись, как снежок.  

   Подвижная игра «Снежная карусель».

Взявшись за руки, дети идут по кругу. По сигналу воспитателя ускоряют шаг и переходят на легкий бег (умеренный темп). Пробежав круг или полтора круга дети переходят на ходьбу. Воспитатель говорит: «Ветер изменился». Все поворачиваются и повторяют бег в другую сторону.  По сигналу «Ветер затих», дети переходят на ходьбу, а затем останавливаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду»

При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В методической разработке  раскрывается специфика прое...

Организация проектной деятельности детей в средней группе по теме: «Безопасное лето»

Организация проектной деятельности детей в средней группе по теме: «Безопасное лето»...

Технология организации проектной деятельности детей среднего возраста по теме: "Сказочная жар- птица"

Используя в качестве воспитания декоративное искусство, позволяет эффективно развивать у ребенка творческую фантазию, хороший эстетический вкус, а также являясь по происхождению искусством народным, п...

Организация проектной деятельности детей в средней группе по теме: «Безопасное лето».

Каждый человек должен заботиться о своей безопасности. Не имея знаний сделать этого невозможно. Беседуя с детьми я поняла, что они очень мало знают о безопасности в быту, в природе, на улице....

«Организация проектной деятельности с детьми средней группы по книге О. Пенн «Кармашек полный поцелуев».

laquo;Организация проектной деятельности с детьми средней группы по книге О.  Пенн «Кармашек полный поцелуев». Старший воспитатель ГБДОУ детского сада №143 Невского района Санкт...

Технология проектной деятельности в ДОУ на тему «Зимушка-зима»

Технология проектной деятельности в ДОУ на тему «Зимушка-зима»...