Проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Традиции и культура республики Саха»
проект (подготовительная группа) по теме

Гришина Мария Алексеевна

История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивающих сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм — любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические компоненты, в известной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации. Патриотизм вступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно-деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_respublika_saha.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа  Королёв Московской области

"Детский сад комбинированного вида № 15 "Солнышко"

Проект

по патриотическому воспитанию в старшей-подготовительной группе

«Традиции и культура республики Саха»

                                      Составил:

                                                                   воспитатель Гришина М.А.

                                     

Королев, 2017

Вид проекта: информационный, практико-ориентировачный.

Срок реализации: среднесрочный (3 месяца).

Состав участников: групповой (дети старшей группы, воспитатели, родители).

База: МБДОУ д/с № 15 «Солнышко», г. Королев.

Актуальность:

        История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивающих сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм — любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические компоненты, в известной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации. Патриотизм вступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно-деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества.

        Проблеме становления патриотического воспитания в дошкольном возрасте уделяли внимание многие известные педагоги (Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.И. Водовозова) считавшие, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно еще в дошкольном возрасте. Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении можно сказать, что дошкольникам, особенно детям старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Ведь очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина - Россия, одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче - стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем — и на благо всей страны. Национальная культура-достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ в носит в культуру свое, и каждое достижение для народа является общим для всего народа.

Инициатива выбора субъекта РФ республики Саха исходила от детей. Воспитанник группы Максим Сизов принес книгу «Жители нашей страны». Ребята с удовольствием рассматривали иллюстрации, просили прочитать о быте коренного населения. Значительный интерес дети проявляли к якутянам (подолгу рассматривали картинки, обсуждали увиденное, делились впечатлениями). Поэтому мы решили начать знакомство детей  с субъектом РФ  республикой Саха (Якутия), т.к. считаем, что народы Якутии, не смотря на свою малочисленность заслуживают внимания, проживая в экстремальных условиях северного края местное население, успешно занимались скотоводством, земледелием, охотничьими промыслами, владели технологией изготовления предметов из железа, золота, серебра, меди, глины, кости, дерева, выделка кожи и меха и т.д.

Древние коренные жители республики Саха имели свои понятия и представления о тайнах мироздания Земли, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире в суровой борьбе за существование. В продолжении своего рода они выработали своеобразные законы жизни и гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно передаваемые из поколения в поколение. Самое главное — они смогли выжить  в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и свою национальную культуру.

Проблема:

У современных детей мало знаний и представлений о своей стране, о людях разных национальностей живущих в ней, об их культуре и традициях.

Причина:

Отсутствие разработанных методических материалов по патриотическому воспитанию, сведение патриотического воспитания лишь к одному хотя и важному аспекту, связанным с будущей военной службой;  недостаточное освещение СМИ патриотического воспитания, предназначенного для дошкольников.

Цель:

Воспитание интереса к родной стране, формирование представлений о многонациональности России и ее составе, толерантное отношение к представителям других национальностей, стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа входящего в состав РФ.

Задачи:

-сформировать представления о России, как многонациональном государстве.

-познакомить детей с этническими особенностями жителей республики Саха - якутянами;

-расширить социальные представления об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста;

-формировать представление о семье, как о возможном союзе разных национальностей;

-воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.

Совместная деятельность всех участников образовательного процесса (дети, воспитатели, родители).

В основе проекта лежит деятельность самого ребенка в сотрудничестве с педагогом и родителями, в процессе которой  добывается новая информация и формируется следующие компетентности: ????

Методы работы с детьми:

1. словесный;

2. наглядный;

3. практически-исследовательский;

4. поисковый;

5. игровой.

Предполагаемый результат исследования

Результат

Продукт

дети имеют первичные представления о государственном устройстве РФ (состав, многонациональность и т.д.);

самостоятельно могут рассказать о природных особенностях, климате, животном мире, коренных жителях, национальных сказках и т.д.;

выражают желание дальнейшей деятельности по изучению субъектов нашей Родины;

развиваются психические процессы, такие как: мышление, память, внимание, воображение, умение исследовать, познавать новое.

методическая разработка цикла занятий по образовательной области познавательно-речевое развитие «Якутия-интересный край»; по образовательной области художественно-эстетическое развитие «Северные просторы»

выставка творческих работ детей;

создание фото коллажа;

Альбом «Якутия одна из республик нашей Родины».

Планирование деятельности

Педагог:

- проводит анкетирование родителей для выявления их отношения к воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста; знаний о государственном устройстве России;

-обработка результатов анкетирования родителей по патриотическому воспитанию;

- изучает литературу, интернет ресурсы (факты из истории и т.д.);

- составляет и проводит цикл НОД по линиям развития посвященный изучению государственных символов России (история возникновения Республики Саха (Якутия)); о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.; знакомит детей с культурой, языком, традициями, национальными обрядами;

-использует ТСО;

- подбирает методический и наглядный материал;

-организует выставку творческих работ детей;

-оформляет группу в соответствии с выбранной темой проекта;

-привлекает родителей к поиску и оформлению проекта.

Дети:

- знакомятся с дидактическими и наглядными материалами;

- участвуют в продуктивной, поисковой и игровой деятельности;

- принимают совместное участие с родителями в досуговых мероприятиях;

- знакомятся с художественной литературой;

- ищут с родителями материал по теме проекта.

Материалы:

Дидактические, наглядные пособия (карты, атласы, картинки и т.д.), современные средства ТСО, научная, художественная литература, материалы и оборудование для изобразительной деятельности.

1 этап. Подготовительный

Цель: разработка проекта, создание организационных условий для положительной реализации проекта.

Формы работы

 Изучение методической литературы, опыт работы коллег, сбор материала (наглядного, дидактического, бытового, художественного), анализ материала с электронных ресурсов; изготовление картотеки со списком литературы, методической папки по патриотическому воспитанию «Традиции и культура республики Саха», задания для родителей: создание макета летнего якутского жилища — урасы; поиск информации, картинок и т.д.

2 этап. Основной

Цель: создание условий для ознакомления детей с коренным население, животным и природным миром, традициями и культурой якутян.

Формы работы

Проведение дидактической игры «Путешествие в Якутию».

Беседа о возникновении республики Саха.

Цикл занятий познавательно речевого развития «Якутия — интересный край»: «Географическое расположение и климат», «Природный мир», «Животный мир», «Коренное население», «Культура, традиции якутян».

Цикл занятий художественно-эстетического развития «Северные просторы»:

рисование «Природа республики Саха», рисование «Животный мир республики Саха», аппликация «Национальные костюмы».

Чтение художественной литературы: «Смелый Ойхур», «Плетка-самостегйка», «Лошадь и олень», «Скупой рыбак», «Как песня спасла жизнь», «Умная девушка».

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности: игры по народному декоративно прикладному искусству «Назови орнамент», «На что похоже?», «Выложи узор», «Выставка вещей». Рисование символов России и республика Саха, раскрашивание раскрасок «Быт якутян», «Природный и животный мир».

Коллективная работа по аппликации с элементами рисования «Якутяне-жители России»

3 этап. Заключительный

Цель: подведение итогов  проделанной работы по реализации проекта.

Формы работы

Совместный досуг родителей, детей, воспитателей «Обрядовые праздники. Национальные игры предков».

Совместное создание фото коллажа «Вот так живут в Якутии!» всех участников проекта.

Презентация альбома по патриотическому воспитанию «Якутия одна из республик нашей Родины».

Вывод:

Информационные ресурсы используемые в исследовании:

Используемая литература:

1. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника.

2. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.

3. Лыкова И.А. Художественное творчество.

4. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.

Электронные ресурсы:

1. www.vospitatel.com.ru

2. www.maam.ru

3. www.planetadetstva.ru

4. www.dohcolonoc.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "БЕЛАЯ БЕРЁЗКА ПОД МОИМ ОКНОМ...."

Актуальность: Однажды  мы с ребятами рассматривали деревья на участке нашего детского сада. Один ребенок спросил меня: «А почему около нашего детского сада так много берез?» Я ответила, что берез...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "9 МАЯ-ДЕНЬ ПОБЕДЫ"

ПРОЕКТПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ«9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ! » Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организ...

Проектная деятельность в детском саду Проект по воспитанию нравственного и патриотического воспитания детей в старшей группе "Кто такие защитники Отечества?"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Олонский детский сад»      Проект по воспитанию нравственного и патриотического воспитания детей...