Использование диагностического инструментария в работе музыкального руководителя
статья на тему

Ступина Оксана Анатольевна

Статья о видах и способах диагностики воспитанников детского сада в работе музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_mo_diagnostika_muzykalnogo_razvitiya.docx78.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование диагностического инструментария в работе музыкального руководителя.

В диагностике музыкального воспитания и развития дошкольников можно выделить два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности.

Диагностика музыкальной деятельности включает в себя диагностику умений и навыков по всем разделам музыкальной деятельности:

  • Восприятие (эмоциональная отзывчивость, музыкальная память)
  • Певческие навыки и умения (дикция, дыхание, чистота интонирования)
  • Слуховое восприятие (звуковысотный, тембровый, динамический)
  • Музыкально-ритмические движения
  • Игра на музыкальных инструментах (чувство ритма).

Для этого используются различные методы: вслушивание, сравнение, узнавание, анализирование; воспроизведение хлопками, движениями, игрой на инструменте; импровизация, сочинительство; свободная пляска; пение в сопровождением и без него.

Для диагностики музыкальных способностей детей создавались специальные музыкальные инструменты и пособия, к которым, безусловно, следует отнести «Музыкальный букварь» (М., 1989), заслуживающий высокой педагогической оценки. Именно это пособие рекомендуется для использования, чтобы изучить музыкальность ребенка, понять ее особенности.

Есть критерии определения музыкальной эрудиции ребенка: 
- Познавательный интерес, 
- Общее отношение к музыке, к теме беседы. 
- Знание композиторов, их музыкальных произведений.
- Умение узнавать на слух ранее слышанные музыкальные произведения.
- Знание различных музыкальных инструментов, умение узнавать их по звучанию. 
- Знание особенностей исполнения музыки (вокальное и инструментальное исполнение; сольное и хоровое пение, инструментальное и оркестровое исполнение).
- Наличие представлений о жанрах музыки.

Реализация диагностического инструментария делится на три этапа. 1.Подготовительный этап (подготовка педагога, выбор диагностических заданий, включение их в план работы с детьми).                                                2. Основной этап (выполнение детьми диагностических заданий).                   3. Заключительный этап (анализ выполненных детьми диагностических заданий).                                                                                           Педагогическая диагностика всегда персональна. Все диагностические задания в дошкольном возрасте проводятся в игровой форме. Необходимо установить доверительные отношения с ребёнком, используя "нейтрально-развлекательный" игровой материал.  Затем вовлечь ребёнка в ситуацию диагностики,  убедившись в том, что ребёнок понял суть задания. Атмосфера  должна быть спокойной, исключительно доброжелательной, психологически комфортной. При любом результате выполнения диагностических заданий музыкальный руководитель  должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях. При подгрупповом обследовании детей педагогу необходима помощь ассистента.                                                                                                             В изучении музыкальных способностей и детской музыкальной деятельности необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.

  • индивидуальные беседы с ребенком.

Цель беседы: выявление характерных особенностей отношения к музыке. 
Вопросы беседы:

- Что такое музыка?

- Любишь ли ты, когда звучит музыка?

- Какую ты любишь слушать музыку?

- Почему тебе нравится эта музыка?
- Какие музыкальные инструменты ты знаешь?
- Есть ли у музыки характер? Настроение? Каким оно может быть?
- Мы можем передать наше настроение через музыку? Как? 
- Мы можем выразить характер сказочного героя через музыку? Как? 
- Мы можем нарисовать музыку? Слепить музыку?

- Тебе нравятся музыкальные занятия в детском саду?
- Что ты больше любишь делать: петь, танцевать, слушать музыку,  

играть на музыкальных инструментах?

- Есть ли у тебя любимая песня, исполнитель? Какая?
- Тебе хотелось бы научиться играть на музыкальных инструментах?  

На каких?

В ходе беседы оценивается:
- Как дети относятся к музыке. 
- Какие песни они знают, любят и поют.
- Какие детские песни из музыкальных сказок они знают.
- Слушают ли современную музыку и как используют ее в повседневной    

  жизнедеятельности.
- Каким образом у детей проявляется интерес к занятиям, на которых      используются музыкальные произведения.
- Какие виды детской музыкальной деятельности предпочитают дети. 
- Что они любят делать в музыкальном зале и группе детского сада.


Цель беседы: выявление отношения детей к использованию музыки в течение дня. 
Вопросы беседы:
         - Ты хочешь, чтобы, когда ты с утра приходил в детский сад, звучала  

бы музыка? Почему?
          - Хочешь ли ты, чтобы во время твоей игры в группе звучала музыка?
          - Как было бы тебе интереснее заниматься на занятиях с музыкой или без неё, например,  рисовать - в тишине или под музыку?
          - Представь ты на занятии по математике. Как тебе интереснее будет выполнять задание под музыку или без неё?
          - Хочешь ли ты засыпать под колыбельную, а просыпаться под быструю песенку или мелодию?
          - Можешь ли ты дома самостоятельно послушать музыку?

Цель беседы:
выявление отношения ребенка к тематике детских песен и песенному исполнительству.

Вопросы беседы:
          - У тебя есть любимые песни? Про что они?
         - Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь? 
         - Как ты думаешь, какие песни нравятся другим детям?
         - Какую песню ты бы подарил маме, если бы видел, что она грустит?
         - Тебе больше нравится петь самому, или слушать, как поют другие?
         - Ты поешь один или с другими детьми.

          - Слушают ли дети, как ты поешь?
         - Где тебе нравится слушать песни: по радио, по телевизору,  в компьютере?

          - Где ты чаще поешь: дома или в детском саду? 
В ходе беседы оценивается:
- Какие песни предпочитают дети.
- Кто является героем детских песен.
- Отношение детей к пению.
- Песенный репертуар, характерный для детей данной группы.

Цель беседы: изучение особенностей интереса детей в музыкально-ритмической деятельности.
Вопросы беседы
         - Любишь ли ты петь, танцевать?

          - Что любишь делать больше? 
         - Какой самый любимый у тебя танец?
         - Танцуете ли вы с мамой, папой или с кем-нибудь еще?

          - Что такое балет?
         - Зачем придумали танец?

Цель беседы: изучение особенностей музыкальной эрудиции старших дошкольников.
Вопросы беседы:
           - Как называют человека, который пишет музыку?
           - Какие композиторы тебе известны?
           - Какие музыкальные произведения этих композиторов ты знаешь?
           - На чем можно исполнить музыку?
           - Какие музыкальные инструменты ты знаешь?

           - Какие из них тебе нравятся?
           - Как можно назвать одним словом музыкантов, исполняющих на разных инструментах одновременно одно и то же музыкальное произведение? (оркестр).

  • наблюдение за детьми.


Цель наблюдения
: изучение особенностей отношения детей к музыкально - ритмической  деятельности и музыкальным занятиям. 
Аспекты наблюдения:
          - Как относятся дети к музыкальным занятиям? 
          - Кто из них проявляет наибольший интерес к музыкально-ритмической деятельности?
          - Какую деятельность предпочитают дети на музыкальном занятии?
          - Как часто они занимаются в зоне самостоятельной музыкальной деятельности? Что они делают?
          - Сколько детей ежедневно играют в музыку или с музыкой? 
          - Какие детские музыкальные инструменты они предпочитают? 
          - Какие виды музыкально – ритмических  движений воспитанники наиболее часто воспроизводят самостоятельно?
          - Используют ли дети движения, разученные на музыкальных занятиях, в самостоятельных играх, танцах, двигательных импровизациях?
          - Целесообразно ли дети используют эти движения?

  • наблюдения за детьми в свободной деятельности.

    Цель наблюдения: выявление особенностей обращения к песне у детей вне музыкальных занятий.
    Критерии наблюдения:
               - Использование ребенком песенного материала в самостоятельной
    деятельности.
              - Репертуар, исполняемый ребенком в самостоятельной деятельности.
             - Увлеченность ребенка песенной деятельностью.
             - Продолжительность использования песни в деятельности. 
             - Активность ребенка, привлечение к своей деятельности других детей.
             - Содержание и частота занятий самостоятельной музыкальной
    деятельностью в музыкальном уголке.
             - Творческие, сочинительские проявления детей в пении, источники, мотивация творчества.

  • диагностические игры.

Цель игр: выявление знаний разученного песенного репертуара.

* Вариант 1 «Музыкальная шкатулка».
 (шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание  

   знакомых песен, на обороте для контроля указано название  песни).
* Вариант 2 « Волшебный волчок».
 (на планшете располагаются иллюстрации к песням, в центре –

  вращающаяся стрелка).
* Вариант 3 « Музыкальный магазин».
  (магнитофон, кассеты, диски с иллюстрациями к знакомым  песням).
* Вариант 4 «Музыкальное лото».

   (карточки-картинки по числу играющих детей, иллюстрирующие  

   содержание знакомых песен).
* Вариант 5 «Угадай название песенки».
  (фонограммы  детских песен).

  • диагностические игровые ситуации (организуются индивидуально).

 Цели разных ситуаций:

1.Выявление музыкальных предпочтений  ребёнка  в песенном жанре:    

   детские, современные или народные песни.
2. Определение музыкальных предпочтений ребенка: вокальная  или  

    инструментальная музыка.
3. Определение знаний детьми музыкального репертуара.

4. Определение знаний  известных композиторов по портретам.

  • анкетирование родителей.

Вопросы анкеты:

           - Какое место занимает музыка в жизни Вашего ребёнка?

          - Считаете ли вы важным музыкальное воспитание в общем развитии ребенка?

          - Существуют ли в вашей семье традиции домашнего музицирования) в присутствии ребенка (например, пение колыбельных для младших детей или слушание музыки, игры на музыкальном инструменте, когда к вам приходят гости или когда вы находитесь в гостях, или в свободное время – по вечерам, выходным дням и т.п.)?

          - Посещаете ли вы с ребенком какие-либо музыкальные мероприятия или специальные занятия.  

          - Какую роль вы отводите музыкальному воспитанию вашего ребенка: незначительную,  для общего развития или крайне важную для развития его музыкальных способностей?

- Какая музыка чаще всего звучит у вас дома: легкая развлекательная,

классическая (в том числе и эстрадная классика), какая придется , не имеет особого значения?

          - Какую музыку вы сами предпочитаете слушать (или исполнять)?    

          - Назовите, пожалуйста, ваши любимые произведения, или исполнителей, коллективы, направления музыки...

- Любит ли музыку ваш ребенок? Если да, то какую именно он предпочитает слушать (или исполнять).

- Как и в чем конкретно проявляются музыкальные интересы вашего ребенка?

- Считаете ли вы вашего ребенка музыкальным или полагаете, что ему «медведь на ухо наступил»?

          - Если бы у вас была возможность, уделяли бы вы больше внимания музыкальному развитию вашего ребенка? Что именно вы хотели бы предпринять для этого? 
          - Какое самое любимое музыкальное произведение Вашего ребёнка? А Ваше?
          - Любит ли он под музыку двигаться, танцевать?
          - Понимает ли он содержание музыки? Передаёт ли в движении содержание и характер музыки, ее ритм?
          - Насколько эмоционально реагирует Ваш ребёнок на музыку? В чем это выражается?
          - Стремится ли ребенок, поделиться своими впечатлениями и переживаниями с Вами?

           - Как вы на это реагируете? Почему?
          - Каково Ваше участие в музыкальном развитии Вашего ребенка: 
а) есть ли дома фонотека детского репертуара? 
б) посещаете ли Вы детские музыкальные спектакли? 
в) организуете ли Вы совместные музыкальные праздники, конкурсы, вечера? 
г) смотрите ли по телевизору музыкальные программы вместе с ребенком и    

    обсуждаете их?

Выявить уровень когнитивного (познавательного) компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

Для диагностики операционального (поведенческого)  и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей используются 

  • игровые тесты:

Тест "Музыкальный магазин" (операциональный компонент) Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности (народная вокально-хоровая, народная инструментальная, народная вокально-инструментальная, классическая вокально-хоровая, классическая инструментально-симфоническая,  классическая вокально-инструментальная, духовная, современная развлекательная музыка, современная классика авангардного направления).

Тест "Хочу дослушать" (мотивационный компонент).

Цель: изучение эмоциональной отзывчивости на разнохарактерные фрагменты музыкальных произведений - главного компонента музыкальности ребёнка.

Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра «Шаги великана и гнома» и др.

          Игра-тест на выявление уровня развития чувства ритма «Ладошки» и др.     

         Игра-тест на выявление уровня развития звуковысотного чувства

«Кот и котёнок»и др.

         Игра-тест на выявление уровня развития чувства тембра «Тембровые прятки» и др.

Игра-тест на выявление уровня развития динамического чувства «Мы поедем в «Громко-тихо» и др.

          Игра-тест на выявление уровня развития чувства музыкальной формы «Незавершённая мелодия» и др.

Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:

  • опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);
  •  применимы для массового исследования;        
  •  дают сравнимые между собой результаты.
  • могут использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор".

Наличие диагностики позволяет музыкальному руководителю понять своеобразие музыкальности каждого ребенка,  его музыкального опыта,  возможностей, способностей и грамотно осуществить процесс музыкального воспитания и развития, сделать его  вариативным и максимально результативным. Что позволит каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит, развиться.

                                                                 Музыкальный руководитель

                                                                      МБДОУ №3 «Малыш» Пришиц О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ.

Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ....

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"

Данная презентация освещает некоторые здоровьесберегающие технологии, которые можно с успехом использовать в непосредственно образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя

в соответствии с новыми нормативными документами  особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая  внедрения здоровьесб...

Использование современных технологий в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста и их родителями

В статье  предоставлены материалы из опыта педагогов детского сада №40 Колпинского района по взаимодействию и сотрудничеству в области музыкального воспитания детей. Перечислины принципы для дост...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»

 Здоровье человека- актуальная  тема  для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавк...

Доклад "Технология использования фильмов-презентаций в работе музыкального руководителя" (из опыта работы)

Фильмы-презентации углубляют и расширяют представления детей об окружающем, способствуют накоплению интересных впечатлений и главное удовлетворяют  потребность детей в зрелищности....

Использование образовательных технологий в работе музыкального руководителя (Из опыта работы)

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении. на современном этапе, наполняется новым содержанием - растить человека способного к самостоятельному творческому труду, личнос...