Конспект по экспериментальной деятельности в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Геворкян Светлана Григорьевна

Познавательно-исследовательская деятельность

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать -  и я пойму.

Конспект по экспериментальной деятельности в старшей группе

Тема: «Свойства воздуха»

Выполнила воспитатель: Геворкян С.Г.

                         

                                   Тема: "Свойства воздуха"

Познавательно-исследовательская деятельность

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Задачи:

1.Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2.Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3.Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4.Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах).

5.Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Интеграция образовательных областей;

-социально-коммуникативное развитие (совместная деятельность; продуктивный диалог; труд - уборка своего места)

-речевое развитие (активизировать речь и обогащать словарь детей)

-физическое развитие (физкультминутка)

-познавательное развитие (конструирование, элементарное экспериментирование)

-художесвенно-эстетическое развитие (музыка)

Предварительная работа:

наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Оборудование:

оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри , игрушка резиновая, корочки апельсина, листы бумаги по количеству детей.

Ход ООД:
Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте возьмемся за руки, пожмем друг другу руки, так мы поздоровались и улыбнемся, что бы весь день сегодня было хорошее настроение.

- Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория».

Вы знаете, что такое лаборатория?

Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль руководителя лабораторией.

(одевает  халат, шапочку).

А вы будете научными работниками лаборатории.

-Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило№1.На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2.Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3.Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило№5.Помни - опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

-Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем  (Воздух)

-Правильно воздух.

Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным.

И если нужен, то какой.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку себе на грудь. Сделайте глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это наши легкие наполнились воздухом. Повторяем несколько раз.

-Как вы думаете, кому не нужен воздух?

Природа делится на живую и неживую. Дети называют предметы неживой природы.  (К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы).

Делаем вывод: воздух необходим для дыхания всем живым существам.


Опыт 1 (воздух есть внутри людей)

Посмотрите - я принесла вот такие шарики. Какого они цвета?

Красный и синий

- А как называются эти шарики?

- Воздушные

- А вы знаете, почему они так называются?

- Потому что внутри шарика есть воздух

- А откуда воздух появился в шариках?

- Он там появился, когда шарик надували.

- Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим

Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

- Выходят пузырьки.

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.

-Ответы

-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

-Если шарик сильно надуть, что с ним будет?   Лопнет.

-Конечно, он лопнет. Почему?

-Воздух весь не помещается. 

-Так что главное не перестараться.

Делаем вывод: Мы с вами открыли первый секрет воздуха: Воздух есть внутри людей и это мы доказали.

Опыт №2 (воздух можно увидеть)

- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.

-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.            -Нет (ответы)

- Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух.
-
Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой). 
-Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему?

(потому что он пустой).
-Теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим пакет.

Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. Как вы думаете, на что стал похож пакет? (Шарик)

 -Ответы

-Что в пакете? (воздух)
-Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Второй секрет воздуха: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает. 

Физкультминутка: 
Шар земной (показ руками)
Мы обойдем (маршируем)
Много там друзей найдем (руки в замок).
Поплывем по океану (плывет лодочка из двух рук)
Мы с отважным капитаном (штурвал).
Мы объездим целый свет (велосипед руками).
Но пока это секрет (пальчик у губ).

Опыт №3 (воздух занимает место)
-Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
-Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей) 
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухая?
-Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: Третий секрет воздуха: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.

Опыт № 4 (воздух не имеет запаха)

-Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)

-Сейчас мы это проверим .

Закройте глаза , а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить ,чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать: апельсин ,лимон ,чеснок ).

Один ребенок вдыхает просто воздух .

-Все что то почувствовали, только Андрей ничего не почувствовал.

Как вы думаете почему?

Правильно, Андрей ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух.  

-Как вы думаете, это пахнет воздух или?... апельсиновая корка издаёт такой аромат?

-Это корка

-Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

Какой из этого можно сделать вывод? 
Вывод: Четвертый секрет воздуха: Воздух не имеет запаха, пахнут предметы. 

Игра

Воспитатель: предлагаю детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре.

(Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз.)

Что произойдет с воздухом, если его нагреть?

(Дети, держась за руки, расширяют круг).

Что произойдет с воздухом, если его охладить?

(Дети, держась за руки, сужают круг, присаживаются) .

Опыт № 5 (воздух легче чем вода)
-Нальем в стакан газированную воду.

Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная.

Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды.

Бросим в воду виноградинку.

Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики.

Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит.

Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно.

Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет.

Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется".

По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Пятый секрет: Воздух легче, чем вода .

Опыт №6 (воздух можно услышать)

- А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух? - Ответы

-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется Словарная работа:      -Колебание

Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат Вы уже знаете почему?

- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?

-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух?

Также мы можем другим способом услышать воздух? (воздух издаваемый из резиновой игрушки)

Звуки распространяются по воздуху .

Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются.

Вывод: Шестой секрет: Звук возникает, когда дрожит воздух (происходит колебание воздуха) и тогда мы можем его услышать.

Подведение итогов:

-Ребята вам понравились опыты про воздух?

-Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.

В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.

Дети дуют мыльные пузыри, звучит музыка.

Конспект по экспериментальной деятельности в старшей группе

Тема: «Свойства воздуха»

                                                    часть II

Опыт №7 Воздух жизненно необходим.
-Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
-А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
-
А только ли человеку нужен воздух? ( растениям ,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики. (обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)

Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.

Опыт №7 (воздух может двигаться )
- Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим.

-Для того, чтобы его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.

А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?  -Ответы

Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

-Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок

Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете?(ветер) 
Вывод: Значит, воздух может двигаться. 
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? ( теплый ветер )
Как вы думаете, где бывает горячий ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.

-Вы сказали что воздух может двигаться , как вы думаете, кто ему помогает?

У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто?

Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь, выкрикивать не нужно, дослушайте до конца, а потом ответите. Хорошо?

Я березку качну, 
Я тебя подтолкну, 
Налечу, засвищу, 
Даже шапку утащу. 
А меня не видать. 
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)

-Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить.

А что такое ветер? (Ответы детей.) 

Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас.

А какой бывает ветер?

А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) 

Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) 

Ветер бывает сильный и слабый.


Слайд с изображением урагана ,смерчи 
Сильный ветер- это ураган, смерч, бури, торнадо. 
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека

(дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.) 
-А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу.

Он помогает растениям и животным. Как? 
Дети: 
Разносит семена, животным помогает охотиться. 
-Итак, мы с вами выяснили ,что ветер - это и есть воздух.

Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле.

Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Слайд с изображением природы 

Физкультминутка: 

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся)

Продуктивная деятельность.

А сейчас я предлагаю вам построить свой город, в котором вы хотели бы жить. Перед вами макет город, посмотрите внимательно и подумайте? чего в нем не хватает, что бы вы добавили?

Перед вами различные картинки, выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями. цветами, птицами, машинами, заводами, велосипедами, гужевой транспорт )
Давайте пройдем на стульчика, не забываем о том, как правильно нужно сидеть.

- Вот наше занятие подошло к концу.

Что вы нового узнали о воздухе?

Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).

А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?

Итак, подведём итог.

*Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.

*Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим.

*Воздух бесцветен. Мы видим, что окно белого цвета, а пианино коричневого, а у воздуха цвета нет.

*Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.

*При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воспитатель:

Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание  «юный исследователь» и вручить медали.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.


Список литературы:

1. Тугушева Г. П., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.

3. Дыбина О. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2006

4. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.

Приложение

C:\Users\User\Desktop\11.jpgКартинки по запросу тишина знак

Картинки по запросу не сорить знакC:\Users\User\Desktop\111.png

http://st.depositphotos.com/1915171/4322/v/950/depositphotos_43229739-One-parent-family-with-two-children-sign-icon..jpg

http://s3.netangels.ru/inova-media/cache/73/7b/2f/ca/21/4b/737b2fca214be45ff543b855455149bb.jpg

Опыт «Волшебные рисунки».

Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.

Объяснение волшебника: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.

Опыт « Волшебная вода»

Давайте посмотрим, как же она поднимается вверх. Фея приготовила для Вас цветные полоски, опустите их в воду. Что происходит? Цветные дорожки поднимаются вслед за водой вверх. Опыт показывает, как происходит процесс впитывания воды твердым телом.

Опыт «Надувание шарика».

В шар предварительно насыпают соду, в бутылку наливают уксус и надевают шарик на горлышко бутылки. В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается.

Опыт «Извержение вулкана».

В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.

В.- Вот и потух наш вулкан. Ребята, в нашем городе мы не только показываем волшебство, но и объясняем его. Оказывается чтобы, надуть шар и «устроить извержение вулкана», достаточно попросить маму показать, как она гасит соду уксусом, когда печет пирог.

       Результат деятельности воспитатель просит оформить в виде «научного дневника», где будут последовательно зарисованы эксперименты  с помощью моделей и просто рисунков. Дети проговаривают, что они будут изображать, и получают поощрительные призы от водомерки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница вода»

Конспектопытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница вода»Цель: прививать интерес к исследовательской деятельностиЗадачи:- развивать у детей познавательный интерес, чере...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Приключения капельки»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группеТема: «Приключения капельки»...

Конспект опытно - экспериментальной деятельности "Магнит" (старшая группа)

Конспект опытно - экспериментальной деятельности...