РАБОЧАЯ ПРОГРАММА социального педагога МБДОУ "Д/С №45" г. Бакал Пешляевой Светланы Михайловны
рабочая программа на тему

Пешляева Светлана Михайловна

Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций. Совместными усилиями взрослые должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивлятся жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права. На решение данных актуальных задач и направлена настоящая Программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_peshlyaevoy_s._m.docx80.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №45"

Саткинского района, Челябинской области

                                   

                                  Утверждаю  

Заведующий МБДОУ  "Д/С №45"

______________Э.З. Алимбекова

                                           Приказ №____

                                                                      от ________________ 20___г.        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

социального педагога

Пешляевой Светланы Михайловны

ПРИНЯТО

Протокол педагогического совета №____

От  ______________________________

Бакал  2015г

I            Пояснительная записка

               Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Наше будущее и будущее России от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. С наступлением  21 века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации? С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих.

            Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций. Совместными усилиями взрослые должны воспитывать  активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него  сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться  жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права. На решение данных актуальных задач и направлена настоящая Программа/

В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:

  • проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей в социальной среде;
  • проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
  • проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, воспитателей, администрации.

Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, детских садов, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.

В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества.

    Рабочая программа социального педагога разработана в соответствии с нормативными    документами:

    - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

   - «Федеральные государственные требования к структуре основной об-

щеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).

  - Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 20 июля 2011 г. № 2151;

  - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15 мая 2013 г. № 26)

   - Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

   - Устав Муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  № 45» города Бакала.

Настоящая рабочая программа (далее Программа) разработана на основе

Адаптированной основной образовательной программы ДОУ.

           В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:

Профилактическая - профилактика проблемной жизненной ситуации ребенка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;

Защитно-охранная - защита и охрана прав ребенка; защита ребенка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней; и защита социальной среды от деструктивного влияния на нее со стороны ребенка;

Организационная - координация действий и средств, которые способствуют выходу ребенка из трудной жизненной ситуации.

 Исходя из этих функций, можно обозначить цели и задачи программы социального педагога:

Цель программы: 

- оказание компетентной помощи ребенку и родителям;

- содействие социальному формированию личности ребенка;

- защита прав ребёнка.

Задачи:
1. Повысить эффективность профилактики и предупреждения неблагополучия в семье и в коллективе детского сада.
2. Способствовать повышению правовых знаний по вопросу защиты и охраны прав ребенка среди педагогов, родителей и самих детей.
3. Стимулирование детей к формированию у них адекватной оценки, их взаимодействию с окружающей действительностью.
4. Создание атмосферы доброжелательности и взаимной заботы как внутри дошкольного учреждения, так и за его пределами.

Материально-техническое обеспечение

Кабинет социального педагога соответствует требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствует Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.

Кабинет социального педагога

Функциональное использование

Оснащение

-Индивидуальное консультирование родителей и педагогов

-Проведение индивидуальных видов работ с дошкольниками (беседа, тестирование, рисование).

-Реализация организационно-планирующих функций

-Рабочая зона социального педагога

-Библиотека специальной литературы и пособий

-Материалы консультаций, семинаров, школы педагогического мастерства

-Уголок для консультаций

Информационный уголок для родителей

Основные направления работы:

1. Работа с семьями воспитанников:

  • Педагогическое просвещение родителей;
  • Удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
  • Изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.

2. Работа с педагогами детского сада:

  • Удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;
  • Изучение факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве детского сада.

3. Работа с воспитанниками детского сада:

  • Организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;
  • Коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;
  • Организация досуга детей.

4. Работа с другими службами :

  • Координация взаимодействия субъектов социума в работе с семьей.

     

Организацию работы по данным направлениям можно представить в виде структурно-функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков:

             1. Информационно-аналитический_блок:

- информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях;

- изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях;

- оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.

           2. Практический блок (работа, направленная на решение конкретных задач,

которые связаны со здоровьем и развитием детей):

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- социализация личности ребенка;

- коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.

          3. Контрольно-оценочный блок:

- анализ эффективности мероприятий (количественный и качественный) по взаимодействию с родителями и детьми.

   

   

       


В 2015-2016 учебном году в МДОУ «Детский сад № 45» города Бакала

функционируют 12 групп:

Количество воспитанников на 01.09.2015 года:             детей

                                                на 01.09.2016 года:             детей

                                                на 01.09.2017 года:             детей

Количество групп для детей дошкольного возраста от  1года  до  7  лет

2015

2016

2017

Возраст

Количество групп

Количество человек

Возраст

Количество групп

Количество человек

Возраст

Количество групп

Количество человек

                                     

Сведения о семьях воспитанников

Социальный паспорт МДОУ «Детский сад №45» города Бакала

Группы

Всего

Полные семьи

Непол

ные

семьи

Сироты

опекае

мые

Много

детные

Мало

обеспе

ченные

Мать

одиночка

Инвалиды

Родители

инвалиды

Неблаго

получные

Итого

Данные сведения используются при планировании работы, для организации системы взаимодействия с родителями, установления режима взаимопонимания и сотрудничества.


1.       Взаимодействие с семьями воспитанников

        

         Одна из главных целей работы социального педагога – способствовать успешной социализации ребенка. Это возможно только при эффективном сотрудничестве с семьями. Отсюда и главная задача: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, социально -благополучный микроклимат в семьях воспитанников, повышение компетентности родителей в области соблюдения прав детей.

         При анализе контингента семей выявлено, что дети МДОУ «Детский сад № 45» города Бакала воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия социального педагога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, комфортной атмосферы в МДОУ «Детский сад № 45» города Бакала, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества.

Основные формы взаимодействия с семьей

            Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

          Информирование родителей о ходе образовательного процесса в контексте правового воспитания дошкольников: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, размещение информации о жизни детского сада на сайте.

           Образование родителей: организация «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки .

           Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов; создание семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра; привлечение к участию в детской исследовательской и проектной     деятельности;  привлечение родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и планы взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей; сопровождение и поддержание семьи в реализации воспитательных воздействий;

Знакомство родителей с Конвенцией о защите прав детей; обозначить позицию МДОУ, как защитника прав воспитанников.

Формы сотрудничества с семьей.

  • Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
  • Активизация родительского сообщества в ходе совершенствования работы;
  • Учет индивидуальности ребенка;
  • Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;
  • Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий. При этом учитывается тип семей и стиль семейных отношений;
  • Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в детском саду и семьи.

Основные принципы при организации работы с семьями:

  • Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок)
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
  • Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в детском саду.
  • Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Функции работы с семьей:

  • Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в МДОУ.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Вовлечение  родителей в совместную с детьми деятельность.
  • Помощь отдельным семьям в воспитании.
  • Преемственность с общественными организациями родителей.

2.Проектирование воспитательно-образовательного процесса

             

        Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Программой предусматривается проведение театрализованных и дидактических игр, упражнений на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. Организуется проблемно-поисковая деятельность (работа в группе по разрешению ситуаций, разработка совместных с воспитателями, родителями проектов); создаются условия для продуктивной деятельности. В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки. Совместная деятельность социального педагога и детей по Программе проводится в соответствии с тематическим планом один раз в неделю.

                             


План работы

по социальному развитию детей в подготовительной группе

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

1.«Что такое обязанность»

2.«Страна, в которой мы живем» право на гражданство

3.«Знаем правила движения как таблицу умножения»

4. «Доброе слово лечит, а худое калечит»

1.Показать детям единство прав и обязанностей; объяснить, что каждый человек имеет не только права, но и обязанности.

2.Познакомить с правом на гражданство; расширять представления детей о территории России; воспитывать чувство гордости за свою страну, за людей, живущих в ней; уважение к своей малой родине.

3. Закреплять правила поведения детей на улице и дороге; о назначении сигналов светофора; знания о дорожных знаках.

4. Познакомить детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей; развивать умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми; воспитывать культуру поведения.

Октябрь

1. «Я не должен»

2.«Право на любовь».

 

3.«Все мы родные» (значение семьи в жизни ребенка, о традициях...)

 

4. «День народного единства»

1. Учить разграничивать понятия «могу», «должен»,

«хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.

2. Познакомить с правом на любовь и заботу; воспитывать доброту, заботу, внимание к людям.

3. Закрепить представления о родственных связях, о том, что в одной семье люди могут иметь разные вкусы и увлечения; формировать уважительное, заботливое отношение к близким людям.

4. Продолжать знакомство  с праздником – День народного единства; воспитывать  уважение к людям разных  национальностей, проживающих на территории России.

Ноябрь

1.«Нам на улице не страшно» ПБП

2.«Почему бывают драки»

3.«Право на свободу»

4.«День Матери»

1.Закреплять правила безопасного поведения на детской площадке (на качелях, каруселях, на спортивном оборудовании…); воспитывать чувство ответственности за личную безопасность.

2. Формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в конфликтной ситуации.

3. Продолжать формировать первоначальные правовые знания, познакомить с правом на свободу; учить цивилизованно отстаивать это право; воспитывать чувство собственного достоинства.

4. Продолжать формировать представления о празднике «День Матери»; понимание роли мамы как хранительницы очага, защитницы детей; воспитывать  доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать её.

Декабрь

1.«Осторожно, гололед»

2.«Террор – это война»

(Право ребенка на охрану духовного и нравственного здоровья)

3.«Мое, чужое, общее…»

4.«Пусть елка новогодняя вам радость принесет» ППБ

1. Дать детям представление о гололёде как о явлении природы;  познакомить со знаком «скользкая дорога»;  воспитывать сознательное отношение к соблюдению правил безопасности движения.

2.Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстриму.

(

3. Отработка четкой дифференциации понятий: «моё», «чужое», «общее»;

4. Продолжать формировать представления о необходимости соблюдать все правила в новогодние праздники; выявить возможные причины пожара во время празднования Нового года; формировать готовность к грамотному поведению во время пожара в жилище.

Январь

1.«Небезопасные зимние забавы»

2.« Какой я и каким я хочу быть"

3.«Легко ли быть справедливым»

1. Закрепить  правила катания с горки, игры в снежки; вспомнить опасные ситуации зимой (тонкий лед, неизвестные тропинки под снегом)

2. Формирование положительного образа себя в будущем, умения находить для себя положительный идеал; формирование умения видеть и находить в людях не только плохое, но и хорошее.

3. Формировать представления детей о праве на справедливость для каждого члена общества; обогащать представления о людях, их нравственных качествах, тендерных отличиях и профессиональных ролях.

Февраль

1.«Как вести себя в обществе»

2. «Без труда и чести не получишь"

3.«Мальчик – мужчина – защитник»

4.«Право на защиту от насилия (личную неприкосновенность)»

1.Развивать необходимость знания правил поведения, сформировать навыки поведения в общественных местах.

2. Закреплять у детей этические представления о понятиях «трудолюбие» и «лень»; воспитывать уважение к трудолюбивым  людям.

3. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь.

4. Познакомить детей с правом на защиту от насилия; воспитывать самоуважение и уважение  к другим людям, сверстникам, чувство собственного достоинства, социальную активность.

Март

1.«Девочка – женщина – мама»

2.«Жизнь дана на добрые дела»

3.«Зло в гостях"

4. . «Где прячется опасность»

1. Воспитывать у девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление аккуратности и порядку.

2. Воспитание доброжелательного отношения к людям: уважение к людям пожилого возраста, забота о младших, помощь и внимание к сверстникам.

3. Познакомить с понятием «зло», выражением «злой человек»; учить давать самостоятельную оценку отрицательным поступкам людей; подвести к пониманию того, что зло всегда наказуемо и с ним можно и нужно бороться.

4. Закрепить у детей понятие безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил безопасности.

Апрель

1.«Опасные люди: кто они?»

2.«Мы все знаем и умеем»

3.«Что такое милосердие»

4.«Дети планеты Земля»

1.  Довести до сведения детей , кого мы называем опасными людьми (психбольные, насильники, убийцы, воры, наркоманы …); объяснить какую угрозу они представляют при встрече.

2. Учить детей формулировать правила поведения; анализировать собственные поступки; воспитывать чувства взаимопомощи, товарищества.

3. Формировать представление о такой этической категории, как милосердие; побуждать проявлять милосердие к окружающим людям.

4. Сформировать четкое понимание о необходимости предоставления равных возможностей детям разных национальностей; воспитывать уважение к национальным культурам разных народов.

Май

1.« О добром и злом огне»

2.«Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок»

3.«Мы будущие школьники»

1. Закрепить знания детей о том, что может быть причиной пожара, вспомнить какую пользу приносит огонь; предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов

2. Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в общественных местах.

3. Развивать стремление стать школьником, воспитывать уверенность и желание принять новую позицию.


 План работы

по социальному развитию детей в старшей группе

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

1.«Конвенция о правах ребенка»  

2. «Опасность  вокруг нас»

3. «Что такое право»

4. «Нарочно и нечаянно»

1.Познакомить  с Конвенцией о правах ребёнка; показать значимость документа для каждого ребенка.

2. Формировать представления детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях

3.Познакомить с понятием «право»; воспитывать уважение к правам человека.

4. Развить нравственные чувства — сожаление, сочувствие, сформировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнеров.

Октябрь

1.«Право на жизнь»  

2. «Моя полиция меня бережет»

3. «Семья - семь Я» (право ребенка на семью)

4. «День народного единства»

1.Продолжать формировать первоначальные знания на основе Конвенции о правах ребенка; дать представление о праве на жизнь; воспитывать жизнелюбие.

2. Познакомить детей с номером телефона «02»; научит вызывать полицию; сформировать представление о профессии полицейского.

3. Познакомить с правом ребёнка воспитываться в семье; показать значение семьи в жизни человека.

4.Познакомить с праздником – День народного единства; расширять представления детей о территории России, народах её населяющих.

Ноябрь

1. «Опасности нашего двора»  ПДД

2. «Я вам представлюсь» (право ребенка на имя, фамилию)  

3. «Кто нас защищает»

4.  «День Матери»

1. Формировать представления детей об опасных и безопасных местах для игр во дворе.

2. Сформировать представление о том, что каждый человек имеет право на имя, фамилию.

3.

4.Формировать представления о празднике «День Матери»; воспитывать любовь, уважение к матери.

Декабрь

1. «Гололед»

2. «В гостях хорошо, а дома лучше»  (право на жилье)

3. «Моё, твое, чужое»

4. «Новый год пусть только радость принесет» ППБ

1. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности при неблагоприятных погодных условиях – гололеде, гололедице.

2. Познакомить с правом на жильё и его неприкосновенность; учить соблюдать элементарные правила общежития.

3.Профилактика понятия того, что является, а что не является воровством.

4.Формировать представления о необходимости соблюдать все правила в новогодние праздники; выявить возможные причины пожара во время празднования Нового года.

Январь

1. « Небезопасные зимние забавы»

2. «Учимся честно говорить о проступке»

3.  «Учись отстаивать своё мнение»

1. Познакомить с правилами катания с горки, игры в снежки; познакомить с опасными ситуациями зимой (тонкий лед, неизвестные тропинки под снегом)

2. Формировать у детей умение честно рассказывать о  своем проступке, давать ему оценку.

3.Учить понимать причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие окружающих, уважать чувства и мнения других.

Февраль

1. «Право ребенка на охрану физического здоровья»

2.«Кто может представлять опасность для тебя и для других»

3.«Мальчик – мужчина – защитник»

4.«Секреты вежливости»

1.Дать первоначальное представление о праве на охрану и укрепление здоровья; расширять и обогащать знания о здоровом образе жизни.

2. Знакомить детей с правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми дома и на улице; воспитывать осторожность и осмотрительность.

3. Дать представление мальчикам о том, что они обладают особенными признаками поведения в ситуациях, когда они общаются с девочками. Находясь в окружении девочек, мальчики берут на себя роль защитника и охранителя. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к девочкам, стремление оказывать им посильную помощь

4. Продолжать знакомить с правилами вежливого отношения к другим людям; формировать навыки вежливого обращения.

Март

1.«Девочка – женщина – мама»

2.«Не каждый встречный – друг сердечный» (безопасность на улице)

3. «Как дружить без ссоры»

 

4.«Худо тому, кто добра не делает никому»

1. Формировать умение выделять качества, характерные девочкам (доброта, красота, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям); Воспитывать в девочках уважительное, внимательное отношение к мальчикам, желание заботиться о них.

2. Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми; объяснить, что приятная внешность человека не всегда означает его добрые дела.

3. Учить детей сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

4. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к людям; развивать у детей желание доставлять им радость, оказывать посильную помощь.

Апрель

1.«Опасности моего дома»

2.«Как и зачем люди отдыхают»  познакомить с правом на отдых

3.«Чего в другом не любишь, того и сам не делай»

4.«Правила дорожные детям знать положено»

1.Познакомить детей с опасностями, которые могут подстерегать дома; воспитывать осторожность.

2. Познакомить с правом на отдых; учить пользоваться этим правом и не нарушать право других людей на отдых.

3. Формировать навыки вежливого обращения и поведения; умение проявлять уважение, терпение, внимание к окружающим.

4. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения; предупреждать наиболее распространенные ошибки поведения на улице (игры у и на дороге, езда на велосипеде по дороге…)

Май

1.«Грамоте учиться всегда, пригодиться» (право на образование)

2.«Большая беда от маленькой спички»

3.«Что такое хорошо и что такое плохо»

1.Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека; познакомить с правом на образование.

2. Обучать детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожаров.

3. Формировать у детей представление о хорошем и плохом поступке, поведении, умение правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества у окружающих.


Содержание работы по освоению детьми

          образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Цель. Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творчество и самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях. Формировать представление о правах, обязанностях. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.

                     

Связь образовательной области «Социально-коммуникативное                    развитие" с другими образовательными областями

Образовательная

область

Интеграция задач и содержания

«Познавательное развитие»

Формирование целостной картины мира и расширение

кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, гендерных особенностях, социуме, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и представлений о труде взрослых.

«Физическое развитие»

Формирование представлений о преемственности традиций в формировании физической культуры и досуга.  Расширение кругозора в части представлений о здоровом образе жизни. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира.

«Речевое развитие»

Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире.

«Художественно-эстетическое

развитие»

Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания и закрепления области «Социально-коммуникативное развитие»

           

       

Перечень программ, технологий, методических пособий, необходимых   для               осуществления воспитательно-образовательного процесса

Направление

развития

ребенка

Образовательная

Область

Задачи

образовательной

области

Перечень программ, методических пособий

Социально-

личностное

Социально-коммуникативное развитие

-развитие игровой

деятельности детей;

-приобщение к

элементарным

общепринятым

нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе

моральным);

-формирование

гендерной, семейной, гражданской

принадлежности,

патриотических

чувств, чувства

принадлежности к

мировому сообществу

-Копытова Н.Н. Правовое

образование в ДОУ.-М.:ТЦ Сфера, 2006.

-Мой мир. Приобщение

ребенка к социальному

миру (приложение к программе социального развития «Я – человек»),

С.А.Козлова, М, 2000г

-Развивающие игры для детей, Е.О.Смирнова,

З.М.Богуславская

М.:Просвещение, 1991 год

-Нравственно-этические

беседы и игры с дошкольниками», Е.А.Алябьева,,

М:Творческий центр, 2004 год

-Буре Р.С. Социально-

нравственное воспитание

дошкольников. Методическое пособие. – М.: МО-

ЗАИКА-СИНТЕЗ. 2011.

-Шорыгина Т.А. Беседы о

правах ребенка. Методическое пособие для заня-

тий с детьми 5-10лет.-М.: ТЦ Сфера, 2007.

-«Уроки хорошего поведения» DVD-диск (Мульт)

ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

на 2015-2016 учебный год

пп

Содержание работы

М е р о п р и я т и я

Сроки

1

Формирование целей и задач

деятельности.

В соответствии с программой.

Август

2

Выбор главных ориентиров в

организации социально-

педагогической деятельности

Корректировка планов работы социального педагога (в соответствии с анализом проделанной работы).

Август

3

Формирование вспомогательных сил, социально-

педагогических служб.

- Согласование плана работы психолого-

педагогической службой.

Август

4

Общая диагностика контингента воспитанников

- Составление социального паспорта МДОУ;

- Составление социальных карт групп

- Составление социального портрета вновь поступивших детей;

Сентябрь

5

Социально - педагогическая

поддержка вновь прибывших

детей.

Беседы с родителями, вновь поступивших детей;

- Консультирование родителей по адаптации и

компенсации по оплате за детский сад;

- Посещение и проведение родительских собраний

Сентябрь

Октябрь

6

Работа с педагогами по раз-

витию эмпатии и педагогической рефлексии.

- Ознакомление педагогов с тематикой бесед, консультаций, тестирования.

- Выступление на педсоветах.

Сентябрь

В течение

года

7

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

- Профилактика проблемной жизненной ситуации ребенка.

- Координация действий и средств, которые способствуют выходу ребенка из трудных ситуаций. (вопросы, тесты, рисование, беседы…)

октябрь-

май

8

Вовлечение родителей в ак-

тивную социально-

педагогическую деятельность.

- Беседы по индивидуальному плану.

- Выступление на общем родительском собрании ДОУ.

- Организация анкетирования, бесед, консультаций для родителей

В течение

года

9

Установление «педагогического моста» между воспитателями и родителями

- Совместное посещение неблагополучных семей, беседы с родителями.

- Посещение групповых родительских собраний,

тестирование родителей.

- Профилактические беседы с родителями

В течение

года

10

Оказание консультативной

помощи ребенку в семье

- Через обследование жизненных условий с составлением актов семей опекунов, многодетных, малообеспеченных..

- Индивидуально-консультационная помощь родителям.

В течение

года

11

11 Изучение психолого-медико -

педагогических особенностей

детей

-Наблюдение за учебно-воспитательным

процессом и свободной деятельностью детей.

- Тестирование, интервьюирование детей по правам ребенка.

В течение

года

12

Способствование формированию благоприятного микроклимата

-Информация о социально-демографической обстановке в МДОУ.

-Индивидуальная помощь воспитателям.

- Роль защитника интересов в разрешении кон-

фликтов.

- Пропаганда знаний о правах ребенка

Октябрь

13

Защита и охрана прав детей.

-Обеспечение постоянной связи с опекаемыми

детьми и их опекунами.

- Обеспечение контроля за воспитанием и образованием опекаемых детей.

- Систематический контроль (2 раза в год) за воспитанием, обучением, материально-бытовым содержанием подопечных детей, выполнением опекунами своих обязанностей.

- Представление в отдел опеки актов и характеристик на опекаемых

Сентябрь

Май

14

Организация межведомственного взаимодействия социальных, административных, правовых и иных структур.

- Выполнение социального заказа Комитета по образованию.

- Совместная работа МДОУ с школой

- Совместная работа с детской поликлиникой и

- С отделом опеки

В течение

года

15

Повышение профессиональной компетентности

-Семинары социальных педагогов.

- Самообразование

В течение

года

Постоянно

16

Анализ социально-педагогической деятельности за прошедший год.

- Подведение итогов выполненной работы.

- Выявление недоработок, коррекция плана работы.

- Отчет о проделанной работе.

Май

17

Составление плана работ на

следующий учебный год.

- Составление плана на следующий учебный год, с учетом недоработок

Июнь

       

     

ПЛАН РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА НА 2015-2016 уч. год

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Заключение договоров с родителями воспитанников

Август-сентябрь,

по мере поступления

Заведующий

2

Проведение цикла бесед, НОД, собеседований, интервьюирования, досугов по теме «Права ребенка»

В течение года

Воспитатели,

специалисты ДОУ

3

Создание банка данных семей воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ.

Октябрь

Социальный педагог

4

Оформление текстовой информации, буклетов, стендов по семейному воспитанию, правам ребенка

В течение года

Социальный педагог

5

5 Консультация для воспитателей:

«Особенности реализации прав ребенка через социальное взаимодействие

Октябрь

Социальный педагог

6

Анкетирование воспитателей:

«Мои права»

Ноябрь

Социальный педагог

7

Аспектный анализ деятельности и поведения детей в воспитательно- образовательном процессе ДОУ, стиля общения педагога с детьми.

В течение года

Специалисты ДОУ

старший воспитатель

8

ОД детей старшей и подготовитель-

ной групп по семейному воспитанию

В течение года

по плану

Социальный

педагог

9

Анкетирование родителей:

«Я и мой ребенок»

Январь

Социальный

педагог

10

10 Анкетирование воспитателей:

«Какой я воспитатель»

Март

Социальный педагог

11

11 Выставки совместных творческих

работ родителей и детей на тему:

«Вместе дружная семья»

Апрель

Воспитатели, специалисты

12

Кружковая работа по развитию индивидуальных способностей детей

В течение года

Воспитатели

13

Анкетирование родителей:

«Показатель удовлетворенности родителей работой ДОУ»

Май

Социальный педагог

II                Мониторинг освоения детьми Программы

    Система мониторинга обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детьми.

  Установлена следующая периодичность исследований – два раза в год:

на начало учебного года диагностика проводится с целью выявления уровня

развития детей и корректировки содержания учебно-воспитательного процесса; на конец учебного года – с целью сравнения полученного и желаемого результатов. Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Социализация» и интегративных навыков осуществляется по пятибалльной системе, описанной в пособиях

Н.В.Верещагиной.

    Методы обследования: изучение документации (сбор анамнеза),

  • метод беседы (с родителями, с детьми);
  • метод наблюдения;
  • изучение результатов деятельности детей;
  • метод тестирования;
  • метод анкетирования.

      Результаты мониторинга представляются каждым специалистом ДОУ на заседании психолого-медико-педагогического консилиума два раза в год, в середине учебного года (конец января) проводится промежуточное заседание ПМПк по обсуждению темпов динамики развития детей, имеющих низкий уровень, с целью отслеживания результатов работы и дальнейшей корректировки содержания коррекционно-образовательного процесса.

      Дошкольный возраст в отечественной психологии характеризуется как период «фактического складывания личности», поэтому становлению и развитию личностных качеств, придаётся особое значение.

       Сформированные интегративные качества ребёнка — итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Но каждое качество, являя собой совокупность признаков, свойств, позволяет на протяжении всего периода освоения Программы формировать его отдельные составляющие — промежуточные результаты.

Интегративные

качества

Динамика формирования интегративных качеств

1.Любознательный, активный

Социализация

   Проявляет интерес к страноведческим знаниям, национальностям людей. Задаёт вопросы о России, её общественном устройстве, других странах и народах мира, их особенностях. Задаёт вопросы морального содержания. Инициирует общение и совместную со взрослыми

и сверстниками деятельность. Организует сюжетно- ролевые, театрализованные, режиссёрские игры.

2.Эмоционально

отзывчивый

Социализация

   Эмоционально реагирует на окружающую действительность. Сочувствует, сопереживает, порадуется. Испытывает гордость за достижения отдельных россиян и России в целом, любовь к «малой» и «большой» Родине.

3. Овладевший

средствами общения

и способами

взаимодействия со взрослыми и

сверстниками

В общении преобладают конструктивные способы разрешения конфликта. Самостоятельно ориентируется на партнёра (без указаний и просьб взрослых и детей). Проявляет большую инициативность при общении и взаимодействии как со взрослыми, так и со сверстниками.

Социализация

     Инициирует общение в корректной форме. Достигает успеха в установлении вербальных и невербальных контактов со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении и т. д. Участвует в коллективных играх и занятиях, устанавливая положительные  взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками на основе  соблюдения элементарных моральных норм и правил поведения.

4. Способный

управлять своим поведением и

планировать свои действия на основе

первичных

ценностных

представлений,

соблюдающий

элементарные

общепринятые

нормы и правила

поведения

    Выделяет элементарные социальные нормы как правила своего поведения, в том числе в соответствии с гендерными эталонами. Замечает и негативно относится к их несоблюдению.

Социализация

    Имеет широкий диапазон нравственных представлений о моральных нормах и правилах поведения, отражающих противоположные моральные понятия (четыре - пять). В большинстве случаев правильно раскрывает их содержание. Не использует (или использует в единичных случаях) в речи слова плохо (плохой) — хорошо (хороший), добрый злой, употребляя вместо них в большинстве случаев более дифференцированную морально-оценочную лексику (например, скромный нескромный, честный лживый и др.). Правильно дифференцирует одно-два близких по значению нравственных понятия (например, жадный — экономный). Владеет знаниями о нравственных чувствах и эмоциях (любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть). Во всех случаях осознаёт социально положительную оценку нравственных качеств, действий, проявлений, поступков, в том числе соответствующих идеалу мужчины или женщины. В большинстве случаев положительно относится к требованиям соблюдения моральных норм и правил поведения. Приводит несколько примеров (более трёх) нравственного (безнравственного) поведения из жизни, кино, литературы и др. Нравственно-ценностные знания отличаются устойчивостью и прочностью. В подавляющем большинстве случаев совершает положительный нравственный выбор (воображаемый). Совершает реальный положительный нравственный выбор в ситуациях с участием близких людей, друзей и т. д. В практике общения и взаимоотношений в большинстве случаев соблюдает нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, совершает нравственно-направленные действия (принёс стул и предложил сесть уставшей воспитательнице, поднял и подал няне выроненную из рук вещь, утешил обиженного сверстника и т. д.).

5. Способный

решать

интеллектуальные

и личностные задачи (проблемы),

адекватные

возрасту

мира природы по-

ведения.

Социализация

     В играх и повседневной жизни вступает в различного рода социальные взаимодействия, устанавливает конструктивные ролевые и реальные социальные взаимоотношения со взрослыми и детьми. Может организовывать совместную с другими детьми игру, договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты «Мы будем играть не в шофёров, как вчера, а в шофёров-дальнобойщиков»). Объединяет некоторые сюжетные линии в игре, расширяет состав ролей (например, «А давай, у мамы будет ещё одна дочка — Катя. Она будет учиться в школе»). Умеет комбинировать тематические сюжеты в один сюжет (например, в город приехал цирк и т. д.). Может согласовывать собственный

игровой замысел с игровыми замыслами других детей,

договариваться, обсуждать и планировать действия всех играющих. Умеет выполнять разные роли. Согласовывает свои действия с действиями партнёров по игре, помогает им при необходимости, справедливо разрешает споры.

6. Имеющий

первичные

представления о

себе, семье,

обществе

(ближайшем

социуме),

государстве

(стране), мире и

природе

Социализация

   Положительно оценивает себя на основе собственных

особенностей, достоинств, возможностей и перспектив своего развития («Скоро буду школьником»). Называет в типичных и нетипичных ситуациях свои имя, отчество, фамилию, полный возраст, полный адрес. Определяет своё место в ближайшем социуме (член семьи, группы детского сада, кружка и т. д.), гендерные отношения и взаимосвязи («Когда я женюсь, то буду мужем, а для своих детей — отцом»). Положительно относится к

возможности выполнения гендерных ролей в обществе.

Знает простейшую структуру государства, его символы, имеет представление о «малой» и «большой» Родине, её природе, определяет собственную принадлежность к государству. Имеет представление о планете Земля, многообразии стран и государств (европейские, африканские, азиатские и др.), населении и своеобразии природы планеты.

7. Овладевший

универсальными

предпосылками

учебной деятель-

ности.

   Способен воспринимать и удерживать составную инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи, к выбору способа её выполнения, описывать процесс выполнения задания, проводить его самоанализ, давать самооценку результатов. Умеет действовать по собственному плану.

8. Овладевший

необходимыми

умениями и

навыками

    Способен создавать и развивать игровые замыслы, применяет игровые умения. Выбирает тему для игры, сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего. Согласовывает тему игры, распределяет роли. Договаривается о последовательности совместных действий. Усложняет игру путём расширения состава ролей. Коллективно возводит постройки. Уважительно относится к окружающим. Сообща играет, трудится, занимается. Заботиться о младших. Проявляет сочувствие, отзывчивость. Оценивает поступки сверстников. Выражает своё отношение к окружающему.

Проявляет активную позицию через проектную деятельность. Взаимодействует с детьми других возрастных групп. Посильно участвует в жизни дошкольного учреждения.

III      Литература:

1. Л.Е. Осипова. Работа детского сада с семьей. Учебно-методическое

пособие – Издательство Скрипторий 2008

2. А.В. Дронь, О.Л.Данилюк. Взаимодействие ДОУ с родителями дошко-

льников - Детство – Пресс 2011

3. Т.А. Харитончик. Правовое воспитание. Издательство «Учитель»

2012

4. Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. Дошкольные учреждения и семья. Ме-

тодическое пособие ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.

5. А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина Работа ДОУ с семьей. Методическое

пособие – ТЦ – СФЕРА – 2004

6. О.И. Давыдова, Л.Г. Богословец Работа с родителями в детском саду.

Издательство ТЦ СФЕРА 2005

7. Т.Н. Зенина Родительские собрания в детском саду. Педагогическое

общество России, 2006

8. А.А. Майер, О.И. Давыдова 555 ИДЕЙ для вовлечения родителей в

жизнь детского сада. ТЦ СФЕРА, 2011

9. Л.Н. Попова Детско-родительский клуб «Веселая семейка» ТЦ СФЕРА

2012

10. Л.В. Коломийченко Я – компетентный родитель. ТЦ СФЕРА 2013

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа социального педагога ДОО.

Рабочая программа социального педагога ДОО....

Рабочая программа " Социальный педагог "

Рабочая программа "Социальный педагог" разработана  мною с целью создания условий для планирования, организации и управления воспитательно-образовательным процессом в МДОУ  в рамках ре...

Рабочая программа социального педагога МБДОУ детский сад "Белоснежка"

Программа предусматривает непрерывное психологическое сопровождение ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики.Ра...

Рабочая программа социального педагога ДОУ

Данная программа может стать "помощником" при написании рабочих программ социальными педагогами ДОУ...

Рабочая программа социального педагога

Социальный  педагог  –  сотрудник  дошкольного  образовательного учреждения,  который  создаёт  условия  для  социального  развития воспита...