Практический материал для работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса в ДОУ
материал на тему

Ивахина Ольга Петровна

Методический материал предназначен для практической деятельности по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНКЕТА

для воспитателей, педагогов, специалистов

ДОУ _______________ Группа ________________

Инструкция: Укажите, пожалуйста, актуальные проблемы своей профессиональной деятельности, которые требуют поиска их решения и проблемных детей своей группы, которые, по Вашему мнению, нуждаются в повышенном внимании педагогов, родителей или психологической коррекции.

Ваши трудности в сферах профессиональной деятельности на данный момент:

«педагог – ДОУ» (во взаимодействии с коллегами) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«педагог – группа» (в общении с группой воспитанников) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«педагог – ребенок» (в общении с ребенком и его родителями) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«я – педагог» (в профессиональной саморегуляции) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие дети Вашей группы лучше развиты? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие дети развиты недостаточно? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие дети агрессивны? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие дети тревожны? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие дети не выполняют требований педагога? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Медлительные дети ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подвижные дети ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Популярные в общении со сверстниками дети ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Непопулярные дети ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какую помощь со стороны психолога Вы ждете? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения ___________  Подпись воспитателя/педагога _____________________

                                                                                                                 _____________________

Благодарим за ответы!



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Эта информация даст педагогам возможность организовать обучение и воспитание Вашего ребенка, которые обеспечат его оптимальное развитие. Надеемся на Ваши искренние ответы!

В вопросах анкеты ставьте знак  « там, где Вы считаете, что отвечаете положительно.

  1. Пол ребенка:

- мужской

- женский

  1. Дата рождения :

- число

- месяц

- год

  1. Место рождения:

- Брянск

- другое (напишите)

  1. Образование родителей

Мать:        - высшее                                     - техническое

                  - среднее специальное              - гуманитарное

                  - среднее                                     - творческое

                  - начальное

Отец:        - высшее                                     - техническое

                  - среднее специальное              - гуманитарное

                  - среднее                                     - творческое

                  - начальное

  1. Вероисповедание:

- православие

- ислам

- иудаизм

- другое

  1. Состав Вашей семьи (родственников, совместно проживающих):

- мать

- отец

- бабушка

- дедушка

- братья

- сестры

- сын

- дочь

  1. Ваше основное занятие, место работы:

- рабочий

- фермер

- госслужащий

- специалист здравоохранения, образования, культуры

- специалист на производстве

- военнослужащий

- студент

- предприниматель

- домохозяйка

- безработный

- другое

  1. Должность:

- руководитель

- исполнитель

  1. Сколько денег в месяц Вы считаете необходимым тратить на содержание ребенка?

- менее 100 тыс.

- более 100 тыс.

  1. Есть ли у ребенка своя комната?

- да

- нет

  1. Как относится ребенок к учреждению, которое посещает?

- с удовольствием

- нейтрально

- по принуждению

  1. Какие игрушки или интересы у Вашего ребенка?

- компьютер

- конструктор

- кубики

- настольные игры

- куклы

- мяч

- машинки

- лепка, рисование

- танцы, пение

- ТВ,видео

- другое (напишите)

  1. Есть ли в доме специальное место для игрушек?

- да

- нет

  1. С кем чаще и охотнее общается ребенок?

- отец

- мать

- бабушка

- дедушка

- другое(напишите)

  1. Читаете ли Вы ребенку книги?

- да

- нет

  1. Есть ли в Вашей семье разногласия по поводу разрешений и запретов ребенку?

- да

- нет

  1. Чем Вы чаще воздействуете на ребенка?

- поощрением

- внушением

- наказанием

  1. Кто чаще воздействует на ребенка?

- отец

- мать

- бабушка

- дедушка

- другое (напишите)

  1. Кому чаще жалуется ребенок?

- отец

- мать

- бабушка

- дедушка

- другое (напишите)

  1. С кем чаще делится впечатлениями ребенок?

- отец

- мать

- бабушка

- дедушка

- другое (напишите)

  1. Какие обязанности исполняет ребенок в семье?

- уборка в доме

- накрывает на стол

- уход за животными

- уход за растениями

- уход за младшими

- другое (напишите)

  1. Какие навыки самообслуживания есть у Вашего ребенка?

- убирает игрушки

- сам одевается

- кушает

- умывается

- убирает постель

- гигиена в туалете

- гуляет на улице

  1. Какие занятия предпочитает ребенок?

- ТВ, видео

- прогулки

- компьютер

- спорт

- рисование

- лепка

- общение

- музыка

  1. Есть ли у ребенка друзья в детском саду?

- да

- нет

  1. Есть ли у ребенка друзья по дому, во дворе?

- да (их возраст)

- нет

  1. Подготовка ребенка к школьному обучению осуществляется?

- в детском саду

- в центре развития

- дома

  1. Какую школу Вы предпочли бы Вашему ребенку?

- гимназию, лицей

- частную

- обычную

- с уклоном (технический, гуманитарный, творческий, спортивный, иностранные языки)

БЛАГОДАРИМ ЗА ОТВЕТЫ!



Предварительный просмотр:

Детский негативизм

(рекомендации родителям)

Почему ребенок протестует?

Негативизм - это лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям. 

Так ребенок протестует против обстоятельств жизни или против отношения к нему разных людей (близких, сверстников, других взрослых).                         Объективно эти обстоятельства или отношения могут быть  благоприятными, но проблема в том, какими их воспринимает ребенок.

Нередко причины такого поведения неявны для окружающих, потому что сам ребенок их тщательно маскирует. Например, тревога и страх: «Не справлюсь, лучше вообще отказаться» или «Буду выглядеть смешно». Иногда дети протестуют против каких-то жизненных обстоятельств (рождение младшего брата или сестры, развод родителей, вынужденный переезд, смена образовательного учреждения и т.д.).

По сути негативизм - это реакция на какую-то неудовлетворенную потребность.                                                                                                                 Например, в понимании, одобрении, уважении, самостоятельности.                 Это один из способов преодоления трудной ситуации, хотя и не самый конструктивный.

«Пассивный негативист» просто игнорирует (пропускает мимо ушей) наши просьбы и требования.                                                                                          «Активный негативист» старается сделать что-нибудь противоположное тому, что от него просят.

Родители нередко говорят о том, что ребенок упрямый.                                  Можно сказать, что упрямство - это слабая форма негативизма.                     По проявлениям в поведении они похожи, но причины похожего поведения все-таки разные:                                                                             «упрямец» стремится к самоутверждению                                                   «негативист» протестует против неблагоприятной для себя ситуации.

Ребенок может проявлять негативизм в отношениях с кем-то одним из близких или со всей семьей, только в семье или практически везде, где появляется.

Можно ли что-то с этим поделать?

  1. Учитывайте детские потребности, желания, возможности, способности.

  1. Различайте свои желания и желания ребенка.

  1. Старайтесь отслеживать и понимать его состояние, настроение.

Чаще детский негативизм - преходящее явление, но он может закрепиться и стать устойчивой чертой личности - если взрослые ведут себя слишком жестко или слишком лояльно, а важна «золотая середина».

Как помочь «негативисту»?

Практически у всех детей родители отмечают протестные реакции в определенные периоды,  так называемые кризисные периоды детства:

 - 1 год

- 3 года,

 - 7 лет

- 13-16 лет. 

                                                                                                               Ребенок  в эти моменты старается перейти на новую ступень своего развития, сделать еще один шаг к самостоятельности, независимости, утвердиться в своих глазах и глазах окружающих.

Здесь важно понимать: ребенок отказывается выполнить просьбу не потому, что ему этого не хочется, а потому что хочет проявить самостоятельность, не подчиниться воле взрослого, т.е. «употребить власть».  

             

При воспитании «негативиста» старайтесь учесть следующие моменты:

  • Правила общения в семье должны быть и должны быть понятны детям.
  • У ребенка должны быть не только обязанности, но и права.
  • Требования и напоминания сообщайте спокойно, но твердо. Раздражение взрослого только усилит негативную реакцию ребенка на запрет.
  • При любых проблемах, в т. ч. и проблемах  в поведении ребенка, помогает ведение дневника.                                                                                                                      Во-первых, наблюдение помогает взрослому  посмотреть на ситуацию более объективно, «со стороны», снизить эмоциональный накал.                                                                                                Во-вторых, помогает понять, что именно вызывает у ребенка протест. Редко бывает так, чтобы негативизм длился с утра до поздней ночи.
  • Ребенку необходимо иметь выбор. Предоставляйте ему эту возможность. Например: «Ты сегодня будешь мыться под душем или примешь ванну?»
  • Не следует наказывать ребенка только за то, что он говорит слово «нет». Ребенок, который не имеет права возражать, в будущем не сумеет отстаивать свою точку зрения.
  • Обратите внимание, не слишком ли часто в общении с ребенком звучит слово «нельзя». Попробуйте сократить количество запретов - возможно, среди них есть и ненужные. Примите за правило всегда говорить ребенку слово «можно», обозначающее желательные формы поведения. Например: «На обоях рисовать нельзя, а на бумаге можно».
  • В общении используйте  «метод от противного» или «метод наоборот»: «Ты только не вздумай сегодня лечь в 8 часов»; «Сегодня ты - «дочка – наоборот» (все делаешь наоборот, когда я попрошу тебя о чем-нибудь), а завтра я стану "мамой-наоборот" ».                                                               Поощряйте активность, самостоятельность ребенка. Вы ведь не хотите, чтобы ваши сын или дочь выросли пассивными, зависящими от других людей, не умеющими принять решение?

Уважаемые мамы и папы!

Если придерживаться обдуманной тактики в детско-родительских отношениях, то взрослому вполне возможно научить ребенка не только избегать ненужных конфликтов сегодня, но и стать более самостоятельным и независимым в его будущей взрослой жизни!



Предварительный просмотр:

Занятие № 1 (вводное)

Тема «Встреча с Волшебной Глиной»

Задачи: 

- познакомить с глиной, разными ее состояниями

- обучать приемам работы с материалом

- активизировать сенсорные ощущения (тактильные и кинестетические)

- формировать навыки снятия психоэмоционального напряжения через взаимодействие с изоматериалами

Приветствие

Упражнение «Доверчивые ладошки»

Цель: - объединение участников

Взрослый и дети становятся в круг, соединяют руки и, глядя друг другу в глаза, говорят: «…(имя), я рад(-а) тебя сегодня видеть)».

Разминка

Упражнение «Магический Круг Настроения»

Цель: - диагностика настроения участников, формирование саморефлексии

Взрослый сообщает детям, что Солнечный Зайчик приглашает их в гончарную мастерскую на встречу с Волшебной Глиной, и предлагает перед тем как отправится на встречу узнать о своем настроении с помощью талисмана «Магический Круг Настроения». Каждый должен взять по одному «магическому» листочку», раскрасить его карандашом, цвет которого сейчас нравится глазам и вставить свой листочек в Круг, который покажет в каком настроении мы отправляемся на встречу с волшебством. Настроение хорошее, пора в путь!

Основное содержание

Мини – беседа «Волшебная Глина».

Цель: - расширение кругозора участников через приобщение к общественному                                                                  социальному опыту и культурному наследию

Взрослый предлагает детям отгадать загадку:

«Он тесто в кадке замесил,

Но цель его не калачи!

Он блюдце с чашкой смастерил,

Потом обжег в печи…»

Затем рассказывает о гончаре – мастере, который работает с глиной, о гончарном искусстве – изготовлении из простого некрасивого куска природного материала красивых предметов, которые служат людям (приносят им пользу или удовольствие), показывает предметы гончарного искусства (посуду, вазы, фигурки, маски и т.п.) и материал, из которого они сделаны - глину.

Глина – удивительный материал, потому что глина, как и мы - люди, может бывать в разных настроениях и по-разному себя вести: бывать «сердитой» - сухой и твердой, бывать «грустной» - жидкой и текучей, а может быть «доброй» - мягкой и послушной. Поэтому гончары называют её Волшебной Глиной! Давайте мы представим себя Гончарами и познакомимся с Волшебной Глиной поближе…  

 

Упражнение «Знакомимся с глиной»

Цель:  - познакомить с состояниями глины, развивать сенсорные ощущения при вымешивании глины

Взрослый предлагает детям одеть фартучки, закатать рукава одежды повыше и занять места за столами. Выставляет перед ними гончарное оборудование: подносы для вымешивания глины с образцами глины, мисочки с водой, салфетки, стеки.                  Обращает внимание детей на образцы и просит взять и подержать в руках каждый комочек глины по очереди, чтобы определить настроение каждого комочка: у комочков разные настроения или одинаковые? вредные или полезные? Какое настроение, такое и поведение: давайте попробуем предположить то, как комочки Волшебной Глины будут себя вести в руках у гончара: как будет вести себя «сердитый» комочек? как «грустный»? а «добрый»? С каким комочком гончару захочется «подружиться» и вылепить из него что-нибудь красивое? Только с одним, а что будет с остальными? Давайте поможем Волшебной Глине справиться с вредными настроениями!

Упражнение «Играем с глиной»

Цель: - развивать спонтанность в выражении чувств

Взрослый предлагает детям вспомнить свои рассказы Солнечному Зайчику о том, как они справляются со своими вредными настроениями – играют. Просит поиграть с комочками: соедините их вместе, сжимайте в ладошках, раскатывайте на подносе, расщипывайте на кусочки, снова собирайте в комочек, расплющивайте, делайте пальцами углубления, стеками наносите линии, снова сжимайте в ладонях и т.п.                                                                                    Взрослый интересуется, нравиться ли детям играть с Волшебной Глиной?  Как им еще  хочется с ней поиграть?   После игры, предлагает положить  Волшебную Глину на поднос, дать ей немного отдохнуть, накрыть ее своими ладошками, почувствовать ладошками ее настроение… Настроение Волшебной Глины изменилось? Какое оно сейчас?

Упражнение «Лепим круг»

Цель: - стабилизация психоэмоционального состояния

Мы помогли Волшебной Глине изменить настроение - стать доброй, мягкой, послушной. Теперь можно попробовать «подружиться» с Ней: вылепить из Волшебной Глины что – нибудь красивое. Например шар, ровный и гладкий как  мяч. Мы будем лепить под музыку!                                                                                                                                                              Готовое изделие – шар,  нужно положить на поднос для просушки, после которой мы  его будем раскрашивать, только произойдет это на следующей встрече с Волшебной Глиной, а сегодняшняя - подошла к концу. Прежде, чем уйти, нам нужно навести порядок в гончарной мастерской, чтобы Солнечный Зайчик  пригласил нас на следующую встречу с Волшебной Глиной!

Рефлексия

Упражнение «Магический Круг Настроения»

Цель: - диагностика настроения участников, формирование саморефлексии

Взрослый сообщает детям, что Солнечному Зайчику очень хочется узнать о вашем настроении после встречи с Волшебной Глиной, понравилась ли вам быть гончарами. Снова возьмите по одному «магическому» листочку», раскрасьте его карандашом, цвет которого теперь нравится глазам и вложите листочки в Магический Круг Настроения, который покажет в каком настроении мы вернулись из гончарной мастерской. Настроение хорошее! Давайте поблагодарим Солнечного Зайчика за приглашение и попрощаемся с ним до следующей встречи в гончарной мастерской!

Прощание

Упражнение «Доверчивые ладошки»

Цель: - объединение участников

Взрослый и дети становятся в круг, соединяют руки и, глядя друг другу в глаза, говорят: «…(имя), я желаю тебе всего хорошего!)».



Предварительный просмотр:

Занятие                                                                                                                                                         с элементами социально-психологического тренинга

(конспект)

Цель: - формирование кросс-культурной грамотности участников  

              образовательного  процесса                                                                                                                                    

            - повышение кросс-культурной сензитивности

Задачи: - знакомство с базовыми знаниями о межкультурной

               коммуникации в  образовании

              - освоение умений, методов и приемов межкультурной  

              коммуникации в практической деятельности педагога

Форма проведения: группа

Место проведения: музыкальный зал

Материалы: клубок ниток, листы А3, А4, цветные карандаши, ручки, бланки опросников, тексты заданий, памятки

Приветствие: Упражнение «Имя по кругу»

Разминка: Упражнение «Связующая нить»

Основная часть: Вступление: Интеграция людей  в поликультурное общество – главная тенденция современности. Сегодня обществу требуются люди, обладающие высоким уровнем социокультурной компетенции, владеющие навыками межкультурной коммуникации. Межкультурные коммуникации – предмет заботы кросс-культурной психологии, с позиций которой мы и попытаемся взглянуть на взаимодействие участников образовательного процесса в ДОУ.

  1. Пролог: Упражнение «По волне моей памяти…»

  1. Знакомство: Мини - лекция «Межкультурные коммуникации  как средство эмоционального благополучия участников образовательного процесса»

  1. Этюд: Упражнение «Пойми себя» (тест культурно-ценностных ориентаций)

  1. Упражнение « Менталитет»

  1. Динамическая пауза: Упражнение  «Молекулы»

  1. Практическая часть:

            Игра «Диалог культур»

Рефлексия: Упражнение «Связующая нить»

Прощание: Упражнение «Пожелание»

Приложение 1

Упражнение «Имя по кругу»

Участники тренинга стоят по кругу и, передавая друг другу мяч, называют свое имя и место работы и род деятельности, которым занимаются.

Упражнение «Связующая нить»

Ведущий и участники группы приветствуют друг друга на разных языках, передавая из рук в руки клубок, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью, слегка натянув которую можно почувствовать, что все мы – единое целое в этом мире, несмотря на наши различия…

Упражнение «По волнам моей памяти…»

Вспомните прошедшую неделю и свою деятельность, включая общение с другими людьми:

- составьте список своих контактов

- отметьте в списке контакты, которые Вы можете описать как межкультурные  (мк)

- приведите хотя бы один аргумент, почему Вы их таковыми считаете?

Приложение 2

Мини – лекция                                                                                                                   «Межкультурные коммуникации                                                                                                            как средство эмоционального благополучия участников образовательного процесса»

(тезисы)

- современная образовательная среда – это отражение всех особенностей, характерных для современной цивилизации: глобализация и миграция – два процесса, которые во многом определяют специфику современных образовательных условий;

- формирование поликультурной личности – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства и в котором должны быть задействованы все участники образовательного процесса;

 - детский сад – первая ступень в системе образования, на которой закладывается фундамент развития личности ребенка, в т. ч. ее этническое «Я», знание которого необходимо ребенку не из праздного любопытства, а для успешной интеграции в современную поликультурную среду;

- процесс интеграции личности в культуру состоит из нескольких этапов:

   - изучение культуры своего народа

   - сравнение с культурой других народов

   - интеграция в мировую культуру

- для эффективной межкультурной коммуникации участников образовательного процесса  наиболее значимы следующие социокультурные компетенции:

   - знание основ и закономерностей развития культур и поликультурного воспитания

   - способность к осуществлению межкультурного взаимодействия

   - организация и управление продуктивной коммуникацией при осуществлении межнационального общения

- участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом из своих обычных ролевых моделей (педагог, родитель, ребенок и т.п.), но только осознав свои  кросс-культурные модели поведения, они смогут выбирать наиболее эффективные способы межкультурной коммуникации, содействуя тем самым сохранению эмоционального благополучия  всех участников образовательного процесса в деле формирования поликультурности ребенка

Приложение 3

Кросс - культурная грамотность

Выделяют четыре уровня кросс – культурной грамотности:

1 уровень   – поверхностное восприятие другой культурой (расхожие стереотипы, странности, экзотика и т.п.)

2 уровень   – восприятие  глубинных особенностей культуры, как контрастирующих с особенностями  собственной культуры и вызывающих раздражение (нелепость, непохожесть и т.п.)

3 уровень   – восприятие особенностей другой культуры как оправданных и в какой-то степени рациональных

4 уровень   – восприятие другой культуры глазами ее носителя, благодаря способности увидеть себя на месте другого человека: переживание в собственной душе чувств другого человека (эмпатия) и попытка мыслить, как другой человек, принимая его убеждения и верования как свои (трансспекция)

Приложение 4

Значимые характеристики межкультурных коммуникаций

- языковый барьер (желательно, чтобы участники образовательного процесса обладали достаточным для общения и переписки уровнем языка)

- отношение ко времени (желательно, чтобы участники образовательного процесса имели представление об особенностях отношения друг друга к рабочему и личному времени)

- физический контакт (желательно, чтобы участники образовательного процесса в межкультурном  взаимодействии учитывали характерную для их культуры дистанцию общения)

- эмоциональность (желательно, чтобы участники образовательного процесса имели представление о степень эмоциональной открытости – закрытости друг для друга)

-  невербальная коммуникация (желательно, чтобы участники образовательного процесса организовывали пространство и поведение в  межкультурном общении  с позиций равенства, без демонстрации  превосходства)

Приложение 5

Основные препятствия  или «камни преткновения»,                                                      мешающие эффективной  межкультурной коммуникации

- «болото иллюзий»: предположение о сходстве мотиваций участников образовательного процесса без учета их культурной принадлежности

- «со своей колокольни»: уверенность участников образовательного процесса, что слово или фраза имеют только одно значение, забывая при этом о возможных интерпретациях  в их толковании другой культурой

- «тропа заблуждений мимики»: интерпретация участниками образовательного процесса невербального поведения друг друга, игнорируя типичные для культуры поведенческие реакции

- «обрыв стереотипов»: стереотипы отношения участников образовательного процесса к определенному национальному характеру, затрудняющие  восприятие представителя другой культуры в чистом виде, без штампов

- «тупик оценки»: различия в культурных ценностях  участников образовательного процесса, которые влияют на  оценку окружающего мира «хорошо – плохо», провоцируя проявления «культуроцентризма», стремления «мерять все на свой аршин»

Приложение 6

Тест культурно – ценностных ориентаций

Инструкция: Отметьте, пожалуйста, по одному утверждению, которое наилучшим образом описывает культурную ориентацию вашего народа. При этом постарайтесь вспомнить, чему вас учила Ваша семья, школа, религия. Просьба, при ответе не руководствоваться Вашими современными взглядами в том случае, если они отличаются от того, чему вас учили.

1. В моей культуре важнейшим фактором при принятии решений люди считают:

А) прошлое

Б) настоящее

В) будущее

2.В моей культуре люди обычно считают, что они:

А) жертвы природных сил

Б) живут в гармонии с природой

В) управляют многими природными силами

3.В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они вероятно буду совершать:

А) плохие поступки

Б) как плохие, так и хорошие поступки

В) хорошие поступки

4.В моей культуре люди считают самым основным в своих взаимоотношениях:

А) наследство и происхождение

Б) большую семью

В) индивидуальность, самобытность личности

5.В моей культуре люди полагают, что:

А) существование само по себе достаточно для жизни

Б) рост и развитие личности является самой важной целью в жизни

В) практическая деятельность и достижение совершенства – лучшая цель

Ключ к тесту:

№ вопроса

Традиционная культура

(ТК)

Современная культура

(СК)

Динамически развивающаяся культура

(ДРК)

1

а

б

в

2

а

б

в

3

а

б

в

4

а

б

в

5

а

б

в

Интерпретация результатов теста:

ТК – ориентация на прошлое, приверженность традициям, интерес к истории, восприятие (природы как вечной тайны бытия, человек зависим от ближайшего социального окружения, велика значимость семейных связей, традиционных родственных ролевых отношений, религиозных ориентаций, недопустима внутренняя свобода человека, осуществляется постоянный и строгий надзор со стороны сообщества за действиями и поступками, решения принимаются коллективно и зависят от старших по возрасту, деятельность человека строго регламентирована

СК – ориентация на настоящее, современные события, интерес  к экологии, понимание противоречивости человеческой натуры, в приоритете права человека, развитие его способностей, его самореализация и самоактуализация, отношения четко определены статусом и ролью в социуме, дружеские отношения отличаются глубиной и преданностью, поведение в обществе регулируется моралью, этическими нормами и правилами, в межличностном общении – сдержанность, социальная дистанция и ролевые предписания, принятие индивидуальных решений по согласованию с взаимных потребностей, интересов и планов на будущее с группой, семьей, коллективом, поощрение предпочтительнее моральное, чем материальное (признание,слава)

ДРК – ориентация на будущее, на достижение быстрых значительных результатов, для людей «время – деньги», природа не представляет собой загадки, все ее тайны должны быть раскрыты, законы развития установлены и описаны, жизнь – это проблема, которую необходимо быстро и успешно решить, культивируется индивидуальность, независимость, автономность от социального окружения, в ощени люди открыты, ориентированы не на иерархию, а на равенство ролевых взаимоотношений, в приоритете предоставление обществом равных возможностей каждому его члену, основа общественного контроля – законность, обязательность материального вознаграждения, сосредоточенность на деле, прогрессе, материальном достатке

Приложение 7

Упражнение «Менталитет»

Выберите народ (русские, белорусы, кавказцы, европейцы) над особенностями ментальности которого Вам хотелось бы поразмышлять.                                                              Выберите из списка пословиц те, которые, по Вашему мнению, наиболее точно отражают ментальность носителей культуры этих народов:

- какие ценности лежат в основе этих пословиц

- какие ценности характерны именно для культуры этого народа, а какие являются общечеловеческими

Примечание: списки пословиц прилагаются отдельно

Приложение 8

Игра «Диалог культур»

Задачи: - понимание ценностей, норм и правил иной культуры на когнитивном уровне

               - эмоциональное принятие, вживание в иную культуру

Материалы: для каждой команды -  листы ватмана, цветные карандаши, скотч, ножницы, конверты с текстами, содержащие характеристики культур, задания для работы команд

Ход игры:

1 часть: группа делится на 2 команды и команды располагаются отдельно, максимально удалившись друг от друга, получают тексты заданий и тексты с описанием культур, работают, могут  обращаться за разъяснениями к ведущему

2 часть: встреча команд в международном лагере на фестивале для проведения небольшой презентации культуры «своей» страны

3 часть: делегации от обеих культур проводят переговоры по организации совместного полета на Марс

Задания для команд:

Задание 1: познакомиться с особенностями «своей» культуры, дать ей имя, «обжиться»  в ней

Задание 2: разработать формы презентации «своей» культуры, изобразив ключевые ценности «своей» культуры не словами, а в символическом виде (рисунок, пантомима, сценка)

Задание 3: подготовиться к ведению переговоров с представителями другой культуры по организации совместного полета на Марс, выбрать делегацию из 3 человек для проведения переговоров

КУЛЬТУРА Х

Вы – представители культуры Х с типичными для этой культуры ценностями, нормами и образцами поведения

КРИТЕРИИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Представление о сущности человека

- люди в первую очередь члены общества, народа, семьи

- благополучие общества выше благополучия индивидуума

- сильно развито чувство справедливости по принципу «равенство для всех»

- сильная ориентация на общение  и тесная сеть неформальных контактов

- работа скорее необходимость в воспитательных целях, чем потребность, в приоритете хорошие отношения между коллегами

- люди ценят глубокие переживания и душевную гармонию

- освященные традицией взгляды на жизнь позволяют получать высокие посты и важение окружающих в гораздо большей степени, чем личные способности

Отношение ко времени

- к происходящему в настоящем относятся с терпением и снисхождением, к необходимости действовать – с прохладцей, суетливо

- четкие временные графики и планирование будущего их стесняют

- для них гораздо важнее представление о будущем и его ожидание

Отношение к пространству

- земля для них общественная собственность

- жизнь в тесноте подкрепляет их чувство коллективизма

- не видят смысла в частной собственности

Традиции и обычаи

- основаны на наследии предков

- предки возводятся в ранг идеала, порой легенды

- опыт стариков ценнее стремлений молодости

Ценности и нормы

- наивысшие ценности – коллективизм и распределение всех благ поровну вне зависимости от личного вклада

- единство, равенство, способность уживаться со всеми, подчинение лидерам

- индивидуализм, отклонение от нормы, противопоставление коллективу сурово наказываются

Отношения с внешним миром

- в приоритете принадлежность к той или иной общности

- представители других культур воспринимаются с подозрением

- если чужеземцы признаны друзьями – относятся к ним как членам своей культуры

- в приоритете личные договоренности, а не письменные соглашения

Любимый род занятий

- принято выполнять многие виды деятельности

- высоко ценится производственная деятельность, направленная на повышение благосостояния всего общества

- духовная деятельность служит для формирования общих идеалов и защите от внутренних и внешних врагов

Критерии оценки деятельности

- средняя производительность – это норма

- не допускаются большие различия в материальном вознаграждении

- стимулом к достижениям являются идеологические и моральные аргументы, а наказанием – уменьшение материального вознаграждения

КУЛЬТУРА Y

Вы – представители культуры Y с типичными для этой культуры ценностями, нормами и образцами поведения

КРИТЕРИИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Представление о сущности человека

- люди в первую очередь личности, которые сами несут ответственность за свою жизнь, за свое счастье и несчастье

- личностная сфера защищена от других, а общественная – предназначена для решения определенных задач

- успех в жизни зависит от прилагаемых усилий, в приоритете самореализация каждого человека

- сильная ориентация на развитие материальных и духовных потребностей и обеспечение благосостояния

- люди ценят рациональное поведение, строгий самоконтроль в  проявлении чувств

- получение максимальной выгоды для отдельного человека, может обеспечить благосостояние всего общества, что выгодно и тем, кто не в лучшем экономическом положении

- в лидеры допускаются только личности, достигшие значитель-ных успехов и не боящиеся вступать в конкуренцию за наилучшие результаты

Отношение ко времени

- время для них стратегический ресурс, которым необходимо правильно распорядиться

- в приоритете четкие временные графики, постановка целей и  планирование их достижения, точные договоренности

Отношение к пространству

- стремление к защите частной жизни и личного постранства

- жизнь в тесноте подкрепляет их чувство коллективизма

- владение имуществом –ключ к достижению успеха

Традиции и обычаи

- не играют большой роли

- легко воспринимают перемены, если они улучшают материальное положение

- мудрость старости менее ценна  по сравнению с динамизмом  молодости

Ценности и нормы

- наивысшие ценности – личные достижения, работоспособность и усердие

- в приоритете создание условий жизни, при которых у всех равные шансы достичь успеха

- привилегии и должности, полученные в обход личных достижений – осуждаются и идет борьба с такими  явлениями

Отношения с внешним миром

- представители других культур воспринимаются с точки зрения личных целей и правовых норм

- стремятся к созданию отношений конкуренции, которыми умело пользуются, соблюдая правила игры  

- в приоритете письменные соглашения

Любимый род занятий

- высоко ценятся создание нового, изобретения, открытия

- в приоритете уважение к сильнейшим в этих сферах

Критерии оценки деятельности

- высокая производительность и наилучшие достижения в области своей деятельности – это норма и образец для подражания

- допускаются большие различия в материальном вознаграждении за труд с учетом индивидуальных достижений

- стимулом к достижениям является ориентация на результат, который намерены получить

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие трудности возникли при восприятии и «вживании» в нормы и ценности другой культуры?
  2. Что вызвало наибольшие трудности и какие психологические барьеры принятия другой культуры возникли?
  3. Что было положено в основу представления «своей» культуры (выбор названия, формы презентации)?
  4. В какой степени имя культуры и особенности презентации отражали специфику культур?
  5. Насколько верно были поняты символические формы презентации культур и стоящие за этим ценности и нормы культуры?

Приложение 9

Анкета для родителей

  1. Семья

- сколько традиционно членов семьи в Вашей стране?

- живут ли одной семьей несколько поколений?

- кто в семье главный?

- как распределяются обязанности между членами семьи?

- есть ли различия в отношении к мальчикам и девочкам в семье?

- какие основные семейные ценности Вашей культуры?

- как выстраиваются взаимоотношения между старшими и младшими в Вашей семье?

- какие национальные особенности кухни Вы можете отметить?

- какова традиционная одежда в Вашей семье?

  1. Традиции и культура

            - какие основные традиции Вашей культуры                                                                                                                        

            - назовите основные праздники, отмечаемые в Вашей стране?

            - назовите наиболее известных писателей, поэтов, художников Вашей страны?

            - назовите наиболее известные достопримечательности Вашей страны?

       3. Религия

            - какая основная религия в Вашей стране?

            - является ли она государственной?

            - придерживаетесь ли Вы религиозных традиций Вашей страны?

            - в чем состоят особенности проявления религии в Вашей стране?

            - какие религиозные праздники отмечаются в Вашей семье?

         4. Государство

            - какой государственный строй в Вашей стране?

            - кто является руководителем государства?

             - какой город является столицей Вашего государства?

Приложение 10

Психологический словарик

Культура – набор характеристик группы людей, в т.ч. установок, стилей поведения, обычаев и ценностей, верований, которые передаются от одного поколения к другому

Факторы формирования культуры – экология и история, влияющие на поведение членов данной культуры и тем самым создающие способы социализации детей в данной культуре

Поликультурная педагогика – направление современной  педагогической науки и образовательной практики, которое является педагогической реакцией на острые проблемы глобализации в современном мире (межличностные, межгрупповые, и межэтнические противоречия и конфликты)

Кросс - культурная психология – направление психологии, которое  изучает влияние культурных факторов на социальное поведение человека и индивидуальность личности,      (в частности, на методы воспитания детей в разных культурных условиях, влияние культурных различий на обучаемость, достижения и мотивацию)

Кросс-культурная грамотность – понимание культуры других

Эмпатия – способность увидеть себя на месте другого человека

Трансспекция – попытка мыслить как другой человек, принимая  как свои его убеждения и верования

Межкультурная коммуникация – это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (язык, речь, письменность, электронную коммуникацию)

Менталитет - совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности.



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА

(для педагогов и родителей)

«УПРАВЛЕНИЕ ВЫСОКИМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ»

          «Выбирайте для себя манеру поведения и не позволяйте                                                 манипулировать собой ни обстоятельствам, ни окружающим»

  • Установите себе правило: анализировать ситуации, в которых  вам труднее всего сохранять самообладание (конкретные моменты, уровень эмоционального напряжения от определенных мыслей и физиологических реакций).

  • Мысленно моделируйте и проживайте предполагаемые стрессовые ситуации, упражняйтесь в регуляции интенсивности своих ощущений.

  • Корректируйте обстоятельства, свои взгляды и образ жизни, если они вызывают высокое или  длительное напряжение ресурсов вашей нервной системы.

  •  Умерьте темп своей жизни, упорядочьте события  и сроки реализации проектов, исключив болезненную спешку.

  • Отслеживайте  и блокируйте симптомы «эмоционального сгорания»      (усталость,заторможенность, раздражительность по пустякам, сосредоточенность на неудачах, безнадежность, сомнительные пристрастия).

  • Умеренно используйте воображение: большинство волнующих нас проблем либо вообще не случаются, либо  неподвластны нашему контролю.

  •  Занимайте себя созиданием в наиболее важных сферах  жизни: самореализация, семья, здоровье, карьера, ближайшее окружение (друзья, родственники, коллеги), духовность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формы работы старшего воспитателя с участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении"

    «Во время перехода на федеральные государственные требования перед коллективом ДОУ встала вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми т...

План работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса

План работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса...

Работа дошкольного психолога с участниками образовательного процесса в ситуации потери близкого

Горе - это нормальная реакция организма на потерю близкого, которая сопровождается соматическими, психологическими нарушениями, а  также нарушениями в смысловой сфере, имеет фазы течения, конечна...

Организация работы по профориентации с участниками образовательного процесса.

Организация работы по профориентации с участниками образовательного процесса....

Программа педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса в ДОУ

 Программа педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса в ДОУ  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образ...

Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями в образовательном процессе

Педагог-психолог — это специалист, реализовывающий комплексную психологическую работу с детьми обучающую, развивающую и коррекционную. Такая возможность существует благодаря многим условиям и од...

Особенности работы педагога-психолога с семьями участников СВО

Разлука с отцом для всех детей и обучающихся разного возраста всегда психологически травматична, поэтому родным и педагогам очень  важно оказывать им психологическую поддержку. Целью работы ...