Главные вкладки

    "Формы работы старшего воспитателя с участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении"
    методическая разработка по теме

    Савина Генриетта Владимировна

          «Во время перехода на федеральные государственные требования перед коллективом ДОУ встала вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, сохранив при этом положительные наработки в теории и практике дошкольного образования. В связи с этим ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм  работы. Однако опыт показывает, что не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию.»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formy_raboty_s_uchastnikami_obrazovatelnogo_protsessa.doc85 КБ

    Предварительный просмотр:

     Формы работы

    с участниками образовательного процесса

    (из опыта работы старшего воспитателя  МБДОУ комбинированного вида № 199,

    Савиной Генриетты Владимировны)

    То, что мы знаем,- ограниченно,

    А то, чего мы не знаем,- бесконечно

    П.Лаплас

          Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

         Участниками образовательного процесса выступают физические лица, наделенные взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования.

          Круг участников образовательного процесса назван в Законе об образовании , а также в Типовом положении о дошкольных учреждениях.

        Участниками образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители), и педагогические работники.

        В основной общеобразовательной программе нашего дошкольного учреждения

    Основная цель образовательного процесса звучит так - это повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья воспитанников, их полноценного развития и подготовки к обучению в школе.

         Полноценный образовательный процесс невозможен без ряда условий:

             -Организационно-педагогические условия – это согласование всех мероприятий, оптимальная загруженность педагогов.

             -Морально-психологические условия – это проявление внимание к нуждам каждого участника образовательного процесса, умение видеть лучшие  их качества.

           -Материальные условия – это оснащение необходимым оборудованием и методическими материалами.

          Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

         Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми.

         С этой целью  в нашем дошкольном учреждении широко  используются различные формы  в работе с педагогами.

           Формы используемые в работе с педагогами нашего дошкольного учреждения:

    -педагогические советы;

    -консультации;

    -« Школа молодого воспитателя»;

    -открытый показ;

    -взаимопосещения;

    -семинары и семинары практикумы;

    -творческие группы;

    -психолого-педагогические консультации;

    -самообразование;

    -обобщение опыта работы;

    -методический кабинет как форма работы с участниками образовательного процесса;

    - освоение  ИКТ,

    - диагностика (анкетирование),

    -работа в паре (для начинающих педагогов)

          Методическая работа в нашем дошкольном учреждении – часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов.

        Наряду с традиционными формами методической работы  идет поиск новый , активных форм работы.

          Целью активных форм работы с педагогами я считаю развитие у них творческих способностей, познавательного интереса и творческого мышления.

         Особо актуальной является такая форма работы как психолого-педагогические тренинги. 

     Девиз данного мероприятия

     «Сложно изменить мир, но если

    ты хочешь этого - начни меняться сам».

                                                                                              (Древняя мудрость)

         Педагогические тренинги преследуют разные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления.

         Содержание тренингов включает:

    -индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы;

    -работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи;

     -проведение деловой игры;

    -создание методических рекомендаций.

     Тренинги способствуют формированию у участников педагогического процесса отношений, основанных на принципах взаимного уважения, доверия, понимания и  взаимопомощи;

         Условия эффективности работы психолого-педагогических тренингов это:

    -закрытость, т. е. постоянство состава;

    -небольшое количество участников;

          Данная форма работы проводиться в кабинете психолога. Он используется в разных направления психолого-педагогической деятельности, в частности, для проведения тренингов и  минутки психологической разгрузки педагогов, направленных на гармонизацию эмоционального фона и снятие нервного напряжения.

        Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы в работу  дошкольного учреждения.

        Использование информационно-коммуникационных технологий в

    воспитательно-образовательном процессе – это одна из новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как педагог может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок.

         Использование ИКТ позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. ИКТ ещё только начинают внедряться в дошкольное образование, т.к. это связано с необходимостью обеспечения достаточной материально-технической базой и сформированностью ИКТ – компетентности педагога.

          Начиная с 2011 года у нас проходят семинары по использованию ИКТ и компьютерной грамотности.

    Все педагоги были поделены на начинающих пользователей, пользователей среднего уровня и продвинутых пользователей. Был разработан план. Определены руководители.

         Подключение к  сети -Интернет позволило нам делиться собственным

    опытом работы, знакомиться с передовым опытом коллег.

        Как я ранее отмечала материальные условия  это одна из составляющая  полноценного образовательного процесса.  

     

    Главную роль здесь играет методический кабинет.  

    Методический кабинет в нашем дошкольном учреждении – это копилка традиций детского сада.        

    Материал методического кабинета разделен на несколько разделов:

    -нормативные и инструктивные материалы;

    -методическая и справочная литература;

    -детская художественная литература;

    -методические материалы, рекомендации;

    -дидактический, наглядный материал (демонстрационный и раздаточный материал).

         Библиотека содержит детскую художественную литературу. Дети могут придти в сопровождении взрослого на просмотр и чтение книг.

              Методический кабинет оснащен оргтехникой (компьютерами, принтер, сканер,  копир) это предоставляет дополнительные возможности для реализации задач методической работы с педагогическими кадрами.

          Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается  нами, как взаимная деятельность ответственных взрослых.

         Формы используемые мной в работе с родителями:

    -родительские собрания;

    -Дни открытых дверей:

    -« Школа молодой семьи»;

    -совместные физкультурные мероприятия;

    -метод проектов

    -выставки ручного творчества

    -выпуск альбомов « Наша жизнь в ДОУ»

         Исходя из практики работы, все чаще встает вопрос о необходимости обучения родителей методам  личностно-ориентированного общения с ребенком. Поэтому  в рамках « Школы молодой семьи» у нас успешно проводятся  семинары– практикумы .

          Семинары практикумы для родителей  проходят по разным темам:

    - « Игрушка самоделка»;

    - « Современные настольные игры»

    - «Дни здоровья»

          Во время таких мероприятий происходит общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей. Совместная деятельность сближает родителей и детей,  учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

        Такая форма работы, на наш взгляд, полезна и родителям и детям и дошкольному учреждению.

         Очень продуктивной является  такая форма работы как тематические выставки, где родители совместно с детьми изготавливают поделки , наглядные пособие. Данные выставки мы используем как итоговое мероприятие при комплексно-тематическом планировании.

         Еще одна форма работы с родителями - виртуальный информационный ресурс нашего ДОУ – сайт детского сада, который начал действовать с декабря 2009 года. 

        Сайт предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада и отдельно взятой группы.

    На сайте размещаются фото-отчеты о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, что  позволяет родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей.

        Кроме этого  наш сайт является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, полезные советы по обучению и воспитанию  своих детей.

         Зачем дошкольнику учиться? Незачем. Учиться он будет потом: в школе, колледже, институте… А пока все, что нужно человеку трех-четырех и даже пяти-шести лет, — это развитие: развитие всех его потенциалов.

    И здесь особую роль мы уделяем формам работы с детьми.

    Формы работы с детьми.

    -непосредственно- образовательная деятельность

    -экскурсии;

    -метод проектов;

    -игры – путешествия;

    -экспериментирование;

          Существует непосредственно образовательная деятельность, которую условно можно  мы называем  играми-путешествиями, они обычно бывают заключительными в освоении какой -либо темы.

         В ходе такой формы работы дети движутся от задания к заданию к назначенной цели, и обычно в конце получают приз за успешную работу.

        В играх - путешествиях также   часто присутствует персонаж, которому дети оказывают помощь на пути к поставленной цели.

     Используем мы и проектную деятельность. Проект раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и  родителей. Предполагается активное участие детей, родителей, педагогов и  по своей доступности и эффективности проект может применяться в дошкольных учреждениях любого типа. Дни здоровья.

    Главным методом в своей работе я считаю должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, старший воспитатель должен убедить и доказать, почему этот метод или форма работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше.

    Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса

    План работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса...

    Нетрадиционные формы работы с родителями в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (из опыта работы)

    Проект по работе с родителями " Давайте будем дружить друг с другом":  Внедрение в практику нетрадиционных форм и методов взаимодействия педагогов с семьей с целью повышения активности родителей ...

    Практический материал для работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса в ДОУ

    Методический материал предназначен для практической деятельности по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в ДОУ....

    Ведущие формы работы старшего воспитателя с педагогами в детском дошкольном учреждении

    Ведущие формы работы старшего воспитателя с педагогами в детском дошкольном учреждении...

    Организация работы по профориентации с участниками образовательного процесса.

    Организация работы по профориентации с участниками образовательного процесса....