Главные вкладки

    Работа дошкольного психолога с участниками образовательного процесса в ситуации потери близкого
    презентация на тему

    Наталья Леонидовна Корчагина

    Горе - это нормальная реакция организма на потерю близкого, которая сопровождается соматическими, психологическими нарушениями, а  также нарушениями в смысловой сфере, имеет фазы течения, конечная цель которых установление душевного равновесия.Комплексы симптомов горя. Как помочь ребенку пережить горе? Первая помощь ребенку при реакции на стрессовые события. Работа с взрослыми участниками образовательного процесса в ситуации потери близкого.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Материалы круглого стола по работе с семьей в кризисных ситуациях Материал подготовлен педагогом-психологом МБДОУ ДС «Парус » г.Волгодонска Корчагиной Н.Л. Работа дошкольного психолога с участниками образовательного процесса в ситуации потери близкого

    Слайд 2

    О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет; Но с благодарностию: были…..

    Слайд 3

    Горе – это нормальная реакция на потерю (смерть) близкого, которая сопровождается соматическими, психологическими нарушениями, а также нарушениями в смысловой сфере, имеет фазы течения, конечная цель которых, установление душевного равновесия, осмысленности жизни, принятие (понимание) смерти как части жизни. Психологическая помощь в ситуации потери близкого

    Слайд 4

    • эмоциональный комплекс – печаль, гнев, тревога, беспомощность, безразличие; • когнитивный комплекс – навязчивые мысли, неверие, ощущение присутствия умершего; • поведенческий комплекс – нарушения сна, бессмысленное поведение, избегание вещей и мест, связанных с умершим, фетишизм, сверхактивность, уход от социальных контактов, потеря интересов; • возможны комплексы физических ощущений и алкоголизация как поиск комфорта. Комплексы симптомов горя:

    Слайд 5

    К типичным симптомам потери относятся следующие проявления: -нарушение сна; -анорексия или булимия (потеря /приобретение веса); -раздражительность; -сложности с концентрацией внимания; -потеря интереса к новостям, работе, друзьям, церкви и т. д.; -подавленность; -апатия и отчуждение, стремление к уединению; -плач; -самобичевание; -соматические симптомы; -чувство усталости; -применение медикаментов – снотворных и (или) успокоительных; -галлюцинации, отождествление с умершим или ощущение его присутствия. -суицидальные мысли;

    Слайд 6

    -затянувшееся переживание горя (несколько лет); -задержка реакции на смерть близкого (нет выражения страданий в течение двух и более недель); -сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей, чувство самоуничижения, напряжение, горькие упреки в свой адрес и необходимость самобичевания; -появление болезней психосоматического характера – таких как язвенный колит, ревматический артрит, астма. Нередко бывает ослабление чувствительности и т. д.; -ипохондрия: развитие симптомов, от которых страдал умерший; сверхактивность: перенесший утрату человек начинает развивать кипучую деятельность, не ощущая боль утраты; -неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, часто сопровождаемая угрозами, однако только на словах; -не согласующееся с нормальным социальным и экономическим существованием поведение. Может быть полное изменение стиля жизни; -устойчивая нехватка инициативы или побуждений, неподвижность; -слабовыраженные эмоции, неспособность чувствовать; -резкие переходы от страданий к самодовольству за короткие промежутки времени. Возможное вынашивание суицидальных планов; -изменение отношения к друзьям и родственникам; раздражительность, нежелание надоедать, уход от социальной активности; прогрессирующая изолированность; -разговоры о суициде, воссоединении с умершим, о желании со всем покончить; -другие не отмеченные выше симптомы, характерные для посттравматического стрессового расстройства; Нетипичные патологические симптомы включают следующие:

    Слайд 7

    Дети, также как и взрослые, переживают горе и чувствуют боль утраты. Нельзя скрывать от ребенка факт смерти. Лучше всего честно сказать ребенку о смерти близкого человека. Говоря с ребенком о смерти, нужно употреблять именно слово «умер». Если объяснять смерть, употребляя слова «улетел», «уснул», то можно тем самым спровоцировать возникновение сильных страхов, тревоги или фантазий. Даже трех-четырехлетнему ребенку можно сказать правду, если он задает такие вопросы. Постепенно он поймет, что смерть – это естественная и неизбежная часть жизни и будет лучше подготовлен к серьезным потерям. Как помочь ребенку пережить горе?

    Слайд 8

    До 5 лет ребенок не осознает, что такое смерть. Приблизительно в 5 лет начинает понимать, что такое живое и неживое. Поэтому осознанно прощаться с умершим могут уже дети с 5 лет. Возраст осознания смерти

    Слайд 9

    № п / п Симптомы Первый шаг помощи 1 Беспомощность и пассивность Обеспечение поддержки, комфорта, пищи, возможность играть и/или рисовать 2 Генерализованный страх Восстановление защиты со стороны взрослых. 3 Познавательные трудности Конкретные повторные разъяснения ожидаемых событий 4 Трудности распознавания собственных беспокойств Знакомство с эмоциональными состояниями и названиями реакции человека на потерю. 5 Недостаточность вербализации – элективный мутизм, повторяющиеся невербальные проигрывания травмы, немые вопросы. Помощь в вербализации общих чувств и жалоб (ребенок до 7 лет не в состоянии осознавать и анализировать свои чувства в ситуации стресса). 6 Приписывание магических свойств воспоминаниям о травме. Отделение травмы от вещественных напоминаний (дома, отдельных вещей, игрушек, мест совместного посещения с умершим). Первая помощь ребенку 3 – 7 лет при реакции на стрессовые события

    Слайд 10

    7 Расстройства сна (ночные страхи и кошмары, страх засыпания, страх оставаться одному, особенно в темноте) Стимулирование вербализации снов. Поощрение рассказов о них родителям, близкому человеку, воспитателю 8 Тревожная привязанность (цепляние за взрослых, нежелание быть без родителей, близкого человека). Обеспечение постоянной заботы и ухода (например, заверения, что он будет забран из д /с, что его любят и о нем не забудут, и т.д.) 9 Регрессивные симптомы (сосание пальца, энурез, лепетная речь) Переносимость взрослых к этим временным проявлениям. Отделение временных реакций от стойких невротических проявлений. 10 Тревоги, связанные с непониманием смерти; фантазии о «лечении от смерти», ожидания, что умершие могут вернуться, напасть. Спокойные, терпеливые, доступные объяснения физической реальности смерти. Продолжение таблицы

    Слайд 11

    Поддерживающая терапия; Элементы песочной и арттерапии; Игровая терапия проживания горя. Формы и методы нейтрализации посттравматического состояния

    Слайд 12

    Если ребенок полностью не способен управлять своим поведением в течении длительного времени; Если вы наблюдаете у него полное отсутствие каких- либо проявлений чувств; Отказ от еды, бессонница в течении длительного времени, галлюцинации; Слишком затянувшееся острое переживание горя, сильные страхи. В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь психотерапевта или психиатра?

    Слайд 13

    Работа с взрослыми участниками образовательного процесса в ситуации потери близкого

    Слайд 14

    1 ступень: признание факта потери. 2 ступень: эмоциональное принятие мира без объекта потери. 3 ступень: выстраивание нового отношения к умершему и планирование дальнейшей жизни. Трехступенчатая модель помощи

    Слайд 15

    Индивидуальное консультирование. Индивидуальное консультирование с элементами терапии. Индивидуальное консультирование и направление к психотерапевту. Формы работы

    Слайд 16

    Безусловное положительное отношение без вынесения каких-либо моральных суждений. Эмпатия, понимание чувств, которые испытывает клиент. Искренность, открытость и конгруэнтность Условия работы

    Слайд 17

    Внимательное отношение; Активное слушание; Пересказ/парафраз; Отражение чувств; Выделение основного; Фокусирование; Вопросы границ; Согласование плана действий; Расстановка приоритетов в решении задач; Разрешение проблемы и принятие дальнейших решений. Навыки, методы и приемы необходимые психологу для данной работы:

    Слайд 18

    Способность адресовать большую часть чувств не усопшему, а другим людям. Способность быть восприимчивым к новым впечатлениям и событиям жизни. Способность говорить об умершем без сильной боли, когда тот, кто пережил утрату, вновь способен вести нормальную жизнь. Способность клиента быть адаптированным в социуме, когда есть интерес к жизни, освоены новые роли, создалось новое окружение и он может в нем функционировать адекватно своему социальному статусу и складу характера. Признаки эффективной работы

    Слайд 19

    Не оплакивай , смертный, вчерашних потерь, Дней сегодняшних , завтрашней меркой не мерь, Ни былой, ни грядущей минуте не верь, Верь минуте текущей , Будь счастлив теперь. Омар Хайям


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Формы работы старшего воспитателя с участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении"

        «Во время перехода на федеральные государственные требования перед коллективом ДОУ встала вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми т...

    План работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса

    План работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса...

    «Перспективное планирование работы ДОУ по охране жизни и здоровья дошкольников, ознакомлению с ПДД и формированию навыков безопасного поведения в нестандартных ситуациях» (для всех участников образовательного процесса)

    Данный материал адресован моим коллегам по работе, Зам.зав.по ВМР ДОУ,  а также воспитателям . Разработка основана на положительном опыте работы нашего педагогического коллектива в целом и в част...

    Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

    Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

    Практический материал для работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса в ДОУ

    Методический материал предназначен для практической деятельности по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в ДОУ....

    «Опыт работы ДОО по внедрению части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

    Опыт работы дошкольной организации по реализации вариативной части основной образовательной программы ДОУ, в основу, которой  заложена программа «Приобщение детей к истокам русской народной...

    Организация работы по профориентации с участниками образовательного процесса.

    Организация работы по профориентации с участниками образовательного процесса....