Главные вкладки

    Организация работы по профориентации с участниками образовательного процесса.
    материал (подготовительная группа)

    Закирова Ирина Вячеславовна

    Организация работы по профориентации с участниками образовательного процесса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trud_stanovitsya_velikim_vospitatelem.docx26.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Поповский детский сад»                                                      Бавлинского муниципального района РТ

    Организация работы по профориентации

    с участниками образовательного процесса.

    Закирова Ирина Вячеславовна

    воспитатель 1 кв. категории

    Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека


    В. А. Сухомлинский

                Дошкольное детство короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер.                                                                                                                                                      

                 В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

    Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

    К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

    Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось –  могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

    - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

    - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

    - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

    - были готовы трудиться сами —  по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

    - учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

    Работа по ранней профориентации дошкольников  может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

    Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

    Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

    Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие  в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

        Труд способствует развитию  способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

         В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги  используют разнообразные  методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них

    • Наглядные (живые образы), к которым относятся:
    • экскурсии
    • наблюдения
    • дидактические пособия
    • рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
    • просмотр видеозаписей
    • Словесные, которые включают:
    • художественное слово
    • рассказ воспитателя
    • беседы
    • малые фольклорные формы
    • проблемные ситуации
    • высказывания и сообщения
    • Практические – это:
    • трудовые поручения
    • обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
    • игровые обучающие ситуации
    • сюжетно-ролевые игры
    • Игровые, к которым относятся:
    • дидактические игры
    • игровые упражнения
    • игры с правилами
    • словесные игры
    • игры-воображения
    • игры-шутки
    • сюжетно-ролевые игры
    • сюрпризные моменты

    Педагоги считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

    Приложение.

    Игры:

    1. «Угадайте, какая профессия у человека?» (воспитатель называет слова, относящиеся к какой-либо профессии, дети должны угадать эту профессию).
      Весы, прилавок, товар – (Продавец)
      Каска, шланг, вода – (Пожарный)
      Сцена, роль, грим – (Артист)
      Читальный зал, книги, читатели – (Библиотекарь)
      Ножницы, ткань, швейная машинка – (Портной)
      Плита, кастрюля, вкусное блюдо – (Повар)
      Доска, мел, учебник – (Учитель)
      Руль, колеса, дорога – (Водитель)
      Дети, игры, прогулки – (Воспитатель)
      Топор, пила, гвозди – (Плотник)
      Кирпичи, цемент, новый дом – (Строитель)
      Краска, кисти, побелка – (Маляр)
      Ножницы, фен, прическа – (Парикмахер)
      Корабль, тельняшка, море – (Моряк)
      Небо, самолет, аэродром – (Летчик)
      Землетрясение, обвал, чрезвычайная ситуация – (Спасатель)

    1. «Угадай, кто я?».
      (Дети стоят по кругу, воспитатель по очереди бросает детям мяч, называя действия. Дети называют профессию).
      Я делаю прически (кто я?) … парикмахер.
      Я стираю, глажу… прачка.
      Я взвешиваю, пробиваю чек … продавец.
      Я готовлю пищу … повар.
      Я подметаю двор … дворник.
      Я делаю прививки … медсестра.
      Я пишу картины … художник.
      Я учу детей в школе … учитель.
      Я лечу больных людей … врач.
      Я делаю мебель … столяр, плотник.
      Я крашу стены … маляр.
      Я пеку торты … кондитер.
      Я строю дома … строитель.
      Я лечу зверей … ветеринар.
      Я добываю уголь … шахтер.
      Я кую железо … кузнец.
      Я выращиваю деревья … садовод.
      Я пишу книги … писатель.
      Я сочиняю стихи … поэт.
      Я управляю оркестром … дирижер.
      Я ставлю пьесы … режиссер.
      Я разношу газеты … почтальон.
      Я шью одежду … портной, швея.
      Я летаю в космосе … космонавт.
      Я ремонтирую сапоги … сапожник.
      Я вожу машину … шофер, водитель.
      Я пою песни … певец.
      Я проектирую дома … архитектор.
      Я управляю самолетом … пилот.
      Я управляю поездом … машинист.
      Я варю сталь … сталевар.
      Я обслуживаю пассажиров в самолете … стюардесса.

    1. «У кого какой инструмент?».
      Молоток – (у столяра)
      Кисть – (у маляра, у художника)
      Шприц – (у медсестры, ветеринара)
      Рубанок – (у плотника)
      Мел – (у учителя)
      Ножницы – (у парикмахера, у портного)
      Расческа – (у парикмахера)
      Иголка – (у портного)
      Палитра – (у художника)
      Указка – (у учителя)
      (лопата, гитара, метла, ружье, скальпель, кастрюля)

    1. «Кто так говорит?».
      Кому добавки? (Повар)
      Вам посылка. Распишитесь. ( Почтальон)
      Большое спасибо за покупку. ( Продавец)
      Какой зуб вас беспокоит? (Зубной врач)
      Как вас постричь? (Парикмахер)
      Приятного полета! (Стюардесса)
      Урок окончен. (Учитель)

    1. Игра - соревнование «Подбери признак». Считаем, кто больше подберет слов (за правильные ответы дети получают фишки).
      Летчик (какой) - храбрый, смелый, умный, внимательный…
      Продавец (какой) - вежливый, аккуратный, добрый…
      Водитель (какой) - внимательный, осторожный…
      Учитель (какой) - строгий, умный, добрый…
      (парикмахер, повар, врач, полицейский).

    Загадки

    С малышами я вожусь,
    С ними дни все провожу,
    С ними я хожу гулять,
    Их укладываю спать,
    И, конечно же, люблю
    Я профессию свою. (Воспитатель)


    Если вьется пламя,
    Дым валит столбом,
    «01» мы набираем,
    И на помощь позовем. (Пожарный)


    У него серьезный вид,
    За порядком он следит.
    Ясным днем, ночной порой
    Охраняет наш покой. (Полицейский)


    Он с утра в столовой нашей
    Варит суп, компот и кашу. (Повар)


    Умело кто ведет машину –
    Ведь за рулем не первый год?
    Слегка шуршат тугие шины,
    Кто нас по городу везет?
    (Шофер, водитель)


    Кто продукты продает –
    Молоко, сметану, мед?
    Кто нам продает сапожки,
    Туфельки и босоножки?
    Все они товары знают,
    Даром время не теряют
    В магазинах молодцы.
    Кто же это? …(Продавцы)


    Кто постирает нам белье,
    Чтоб было чистое оно,
    Посушит и разгладит,
    И утюгом погладит? (Прачка)


    Разгребает снег лопатой,
    Подметает двор метлой.
    Догадались вы, ребята,
    Кто следит за чистотой? (Дворник)
    Если заболело ухо,
    Или в горле стало сухо,
    Не волнуйся и не плачь –
    Ведь тебе поможет … (врач)


    Кто же сделает прическу
    Феном, щеткой и расческой,
    Пышно локоны завьет,
    Челку щеткою взобьет.
    Все в его руках горит –
    Кто изменит внешний вид? (Парикмахер)


    Кто в школе детей приучает к порядку
    И проверяет ребятам тетрадки,
    Научит читать и писать, и считать,
    Делить, умножать и задачи решать? (Учитель)


    Краску желтую, лиловую
    Я в ведерке растворю
    И домам одежду новую
    К новоселью подарю! (Маляр)


    Где строится дом – ты взгляни поутру:
    Кто в стеганой куртке сидит на ветру.
    Он словно волшебник, играя с огнём,
    Защитная маска надета на нем. (Электросварщик)


    Вокзал. Звучит второй гудок.
    Поедет поезд на восток.
    Помчатся шпалы и столбы,
    Берёзки, ели и дубы.
    И я смогу, постарше став,
    Вести большой – большой состав. (Машинист)


    Где сосенки – подружки
    Собрались на опушке.
    Средь молодого сосняка
    Стоит избушка… (лесника)


    Вхожу я ранним утром в цех,
    Когда вы спите тихо.
    В стране я одеваю всех,
    Поскольку я … (ткачиха)



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

    Система работы по организации проектной деятельности в работе с дошкольникми в ДОУ (из опыта работы старшего воспитателя)...

    выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

    сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...

    Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах общеразвивающей направленности

    Данная Технология  рассматривает аспекты  мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) с позиций...

    Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

    Методическая разработка "Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО"

    Описание технологии взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДА в группах компенсирующей направленн...

    Презентация опыта работы учителя-логопеда по взаимодействию с участниками образовательного процесса в организации коррекционно-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями

    Эффективность и четкость работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста значительно увеличивается при тесном взаимодействии специалистов дошкольной образовательной организации....