Родительское собрание
методическая разработка (средняя группа) на тему

Цуканова АННА Федоровна

"Наши пальчики играют"

(мастер-класс) 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

Детский сад № 7 «Аленушка»

Родительское собрание:

"Наши пальчики играют"

(мастер-класс) 


Воспитатель: Цуканова А.Ф

2015 год

Цели: 
1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 
2. Познакомить родителей с техникой оригами, которую осваивают дети для развития мелкой моторики рук. 
3. Показать уровень развития мелкой моторики у детей на примере совместного занятия. 
4. Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук. 
Форма проведения: мастер-класс 
Участники: воспитатели группы, родители, дети. 
Оборудование: выставка детских работ по оригами, памятка «Советы родителям» на каждого, работы, выполненные в технике оригами, художественные материалы (цветная бумага, клей, подготовленный детьми фон), пластилин для пальчиковой игры, дощечка для лепки, гуашь, стаканы с водой, ватные палочки, схемы складывания гриба, клей-карадаш. 
Предварительная работа: организация выставки работ, выполненная в технике оригами, оформление помещения, подготовка памяток для родителей.
Повестка собрания: 
1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи (выступление воспитателя). 
2. Познание мира посредством оригами – изящно, конкретно, эффективно (вступление воспитателя) 
3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями. 
4. Совместное занятие по изобразительной деятельности «В гостях у волшебного квадратика». 
Ход собрания 
1.
Выступление Анны Федоровны.
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи 
Ещё век назад Мария Мантессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Учёные-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающих, за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков. 
Наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлеклись раним развитием детей по Г.Доману, и Н.Зайцеву, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времён и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершено напрасно. Можно не научить читать детей до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. В течении времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше. 
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия. 
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения: 
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательно, среднего, безымянного и мизинца. 
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу» 
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены в низ. 
«Музыканты» 
Я на скрипочке играю, 
Тили-тили, тили-тили. 
(левая рука - к плечу. Кистью правой руки имитируем игру на скрипке) 
Скачут зайки на лужайке, 
Тили-тили, тили-тили. 
(энергичные движения подушечками пальцев кистей рук по столу.) 
А теперь на барабане, 
Бум-бум-бум, 
Трам-там-там 
(Энергичные удары ладонями по столу) 
В страхе зайки 
Разбежались по кустам 
(движения пальцами по столу, имитирующие убегающих зайцев) 

Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кистей рук, гибкость, у них исчезает скованность движений. 
Кроме пальчиковых упражнений, существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.. выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и т.д. 
Полезно упражнять руку ребёнка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы. 
Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсорики, согласованности в работе глаза и руки, координации движений, их точности. 

2. Выступление Анны Федоровны.
Познание мира посредством оригами – изящно, конкретно, эффективно. 
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло к себе внимание многих педагогов России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных. 
С давних времён известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психических процессов, речевых функция, а так же особое развивающее и оздоравливающее воздействие на организм ребёнка, развитая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. 
Это привело к мысли о необходимости освоить и широко использовать в практике конструирование из бумаги по методу оригами, как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей старшего дошкольного возраста. 
Конструирование из бумаги по методу оригами – продуктивный вид деятельности. Изготовленные поделки дети могут забирать домой, дарить их и т.д. коллективные работы находят своё место в оформлении интерьера группы и дошкольного учреждения. 
Самая главная заповедь Мастера: «Не бойтесь. Боящийся – не совершенен. Какому бы делу вы ни решили посветить себя то, чему научились у простого бумажного листа, никогда вас не оставит». 
Важно понять, что главное – не изготовление количества фигурок, а привлечение ребёнка к этой увлекательной и полезной деятельности, обучение детей способами работы с бумагой. 

3.
Пальчиковый тренинг с детьми и родителями. 
Пальчиковая игра с пластилином «Горошина» 
Цель: развивать ловкость, содружество движений и переключаемость. 
Дети и родители берут кусочек небольшой пластилина, скатывают его в «горошину» и выполняют следующие манипуляции: 
А) кладут «горошину» на одну ладонь и раскатывают её другой; 
Б) берет горошину в щепоть и кладёт её между пальцами; 
В) катают «горошину» двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога: 
Мы горошину в двух пальцах помнём, 
О горошине зелёной мы споём. 
Г) кладут горошину на стол и катают её по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает упражнение словами: 
Катись, горошина, за окошко, 
Катись, горошина, к нам в лукошко. 
Ты катись, горошина, по столу, 
Развлекай горошина детвору. 

4.
Совместное занятие по изобразительной деятельности «В гостях у Волшебного квадрата». 
Воспитатель приглашает родителей принять участие в занятии вместе с детьми. 
Тема: грибы (оригами) 
Цели: учить детей складывать стороны квадрата, продолжать учить мастерить поделки из бумаги; совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику. Оформлять свою работу. 
Коррекционные цели: закрепить знания детей о грибах, обобщающее слово; учить подбирать определения. 
Материал: готовый нарисованный фон леса (сделанный детьми ранее), прямоугольник 4*3 см красного и коричневого цвета, два квадрата белого цвета 4*3 см, гуашь белого цвета, ватные палочки (для нанесения мухоморам точек). 
ХОД ЗАНЯТИЯ 
- ребята, сегодня к нам пришёл в гости ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК. 
- а скажите, пожалуйста, почему этот квадратик называется волшебным? 
- как вы думаете? 
- надоело Квадрату сидеть дома. Заскучал он, думал, думал, чем бы ему заняться, и придумал для вас загадку: 

Под кочкой крошка, 
только шляпка , да ножка (гриб) 

- А какие вы грибы знаете? 
И подумал квадрат: «Здорово бы было стать грибочком. Но как?» 
- а давайте поможем ему? 
Алгоритм выполнения оригами «Гриб» 
Шляпка. Положите прямоугольник белой стороной к себе. 
1. Перегните прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны (рис.1) 
2. Опустите верхние углы к линии перегиба. 
Ножка. Положите квадрат белой стороной к себе. 
3. Отогните снизу полоску. Переверните деталь 
4. Перегните прямоугольник пополам книжкой, совмещая короткие стороны. 
5. Опустите короткие (боковые) стороны к линии перегиба. 
6. Ножка готова. Наденьте на неё сверху шляпку. Подклейте обе детали. Переверните фигурку 
Вариант. Из мухомора легко сделать подосиновик. Выполните действия 1-6 фигурки мухомора. Подклеить шляпку на ножке 
9. согнуть уголки. Перевернуть фигурку. 
10. гриб готов. 

- Ребята, волшебному квадратику понравились наши работы, и он нам предлагает нам оформить выставку. (Работы помещаются на выставочный стенд). И предлагает поиграть в игру «Кто быстрее соберет грибы» (играют сначала дети, а потом родители) 

Подводится итог занятия.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...