Экспериментирование, как средство повышения познавательной активности дошкольника.
статья на тему

Демидова Татьяна Витальевна

Известно, что дети очень любят задавать вопросы. Именно вопросы являются показателем  наличия у детей любознательности, интереса к познавательной деятельности.  Эти качества всячески обязан поддерживать и развивать воспитатель. Познавательно - исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде  так называемого "детского экспериментирования"  с предметами или в исследованиях вербального характера - вопросах, которые ребенок задает взрослому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_kursy.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование, как средство повышения познавательной активности дошкольника.

В настоящее время одним из главных направлений образования является интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Актуальность проблемы вызвана тем, что на протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается мной  не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

 По моему мнению, одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Так Поддьяковым Н.Н. было предложено следующее определение: «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой» [8]. Так же он говорил, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. И с этим сложно не согласиться, даже китайская пословица говорит об этом: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Поэтому в своей работе я все больше делаю акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Практика показывает, что элементы экспериментирования и наблюдения можно включать не только в познавательные занятия, но и в развитие речи, математику, в рисование и т.д.

Таким образом, использование метода детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков. Поэтому для более успешного формирования познавательной активности у дошкольников деятельность педагога должна быть направлена на обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания, на использование интеграционного подхода к содержанию и приемам организации педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка в условиях развивающей среды.

Используемая литература

  1. Егорова Т. Развитие у старших дошкольников исследовательских умений и навыков в процессе изучения природы //Детский сад от А до Я. – 2004 - №2.
  2. Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М., 2005.
  3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.
  4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Учебное пособие. М., Пед. Общество России - 2005г.
  5. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.
  6. Менщикова Л.Н.«Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет»
    Волгоград. Изд.»Учитель» 2008
  7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под общ.ред. Л.Н.Прохоровой . – М.: АРКТИ, 2003.
  8. . Поддьяков А. Исследовательская активность ребенка // Детский сад от А до Я. – 2004 - №2.
  9.  Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.
  10. Савенков А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании // Детский сад от А до Я. – 2004 - №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Проектный метод как средство повышения познавательной активности дошкольников»

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинский...

Эссе "Исследовательская деятельность и экспериментирование как средство повышения познавательной активности дошкольников"

Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, оп...

Эссе "Исследовательская деятельность и экспериментирование как средство повышения познавательной активности дошкольников"

Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, оп...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

В статье рассматриваются вопросы использования средств ИКТ в совместной деятельности педагога и ребёнка....

Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности дошкольников

В статье освещается содержание работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через дидактические игры...

Игровые тренинги "Методы технологии критического мышления как средство повышения познавательной активности дошкольников"

Опыт выступления на районном семинаре "Новые подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...