Главные вкладки

    Экспериментирование, как средство повышения познавательной активности дошкольника.
    статья на тему

    Демидова Татьяна Витальевна

    Известно, что дети очень любят задавать вопросы. Именно вопросы являются показателем  наличия у детей любознательности, интереса к познавательной деятельности.  Эти качества всячески обязан поддерживать и развивать воспитатель. Познавательно - исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде  так называемого "детского экспериментирования"  с предметами или в исследованиях вербального характера - вопросах, которые ребенок задает взрослому.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл esse_kursy.docx20.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экспериментирование, как средство повышения познавательной активности дошкольника.

    В настоящее время одним из главных направлений образования является интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Актуальность проблемы вызвана тем, что на протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается мной  не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

     По моему мнению, одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

    Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Так Поддьяковым Н.Н. было предложено следующее определение: «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой» [8]. Так же он говорил, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. И с этим сложно не согласиться, даже китайская пословица говорит об этом: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Поэтому в своей работе я все больше делаю акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

    Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

    Практика показывает, что элементы экспериментирования и наблюдения можно включать не только в познавательные занятия, но и в развитие речи, математику, в рисование и т.д.

    Таким образом, использование метода детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков. Поэтому для более успешного формирования познавательной активности у дошкольников деятельность педагога должна быть направлена на обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания, на использование интеграционного подхода к содержанию и приемам организации педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка в условиях развивающей среды.

    Используемая литература

    1. Егорова Т. Развитие у старших дошкольников исследовательских умений и навыков в процессе изучения природы //Детский сад от А до Я. – 2004 - №2.
    2. Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М., 2005.
    3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.
    4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Учебное пособие. М., Пед. Общество России - 2005г.
    5. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.
    6. Менщикова Л.Н.«Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет»
      Волгоград. Изд.»Учитель» 2008
    7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под общ.ред. Л.Н.Прохоровой . – М.: АРКТИ, 2003.
    8. . Поддьяков А. Исследовательская активность ребенка // Детский сад от А до Я. – 2004 - №2.
    9.  Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.
    10. Савенков А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании // Детский сад от А до Я. – 2004 - №2.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

    В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

    ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

    Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить  на многие «почему»?-Почему в дырках ничего нет?-Отчего ветер дует?...

    Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.

    Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....

    Эссе "Исследовательская деятельность и экспериментирование как средство повышения познавательной активности дошкольников"

    Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, оп...

    Эссе "Исследовательская деятельность и экспериментирование как средство повышения познавательной активности дошкольников"

    Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, оп...