Эссе "Исследовательская деятельность и экспериментирование как средство повышения познавательной активности дошкольников"
статья по теме

Афанасьева Елена Владимировна

Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов, наблюдений) потребность в познании. Исследовательское поведение выполняет принципиально незаменимые функции в развитии у детей познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личностию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx40.73 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов, наблюдений) потребность в познании. Исследовательское поведение выполняет принципиально незаменимые функции в развитии у детей познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности [4].

Совершенно очевидно, что исследовательская деятельность и экспериментирование предоставляют ребёнку возможность проигрывать, переживать различные развивающие задачи наиболее удобным для психики ребёнка способом, позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребёнок сам готов к её переживанию.

 «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов», - пишет Н.Н. Поддъяков [2]. При всей очевидности исследовательской активности ребёнка как его естественного состояния, получается, что  желание и способность исследовать новизну и сложность окружающего мира ребёнок порой вынужден заменять пассивным миросозерцанием.

Поэтому замечание Н.С. Лейтеса – «детская любознательность, если её удаётся сохранить, даёт постоянный стимул к развитию» - представляется мне знаменательным одним только своим «если».

Практика подтверждает, если дети посредством педагогического воздействия приучаются осознавать то, что они видят, слышат, ощущают, если они пытаются определить характер того, что чувствуют, то их возросшая чувствительность очень помогает педагогу  в развитии познавательных интересов каждого ребёнка.

Дети дошкольного возраста с большим вдохновением участвуют в самой разной исследовательской работе. Однако утвердившееся в отечественной педагогике представление об обучении как преимущественно процессе трансляции информации явно с этим не согласуется.

Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден - обучение должно быть «проблемным», оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы и строиться как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность; тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Основоположник дидактики, педагог Я.А.Коменский отмечает:  «Начало познаний всегда вытекает из ощущений. А потому следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними» [4].  Примечательно, что с этим давно никто не спорит. Но идея эта не доведена до уровня широкого практического использования в массовой образовательной практике. 

Н.В. Исакова выделяет, что педагоги испытывают затруднения при моделировании совместной деятельности познавательного цикла с элементами исследования, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом [1]. 

Но мне представляется, что особенно страдает некоторой односторонностью современный подход в организации самостоятельного исследовательского поиска детей в познавательных целях. Большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения детей разных возрастов предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. Тогда как задачи исследовательского обучения в полном объёме не могут реализоваться сами собой. Бесспорность  этой точки зрения очевидна, особенно для педагогов дошкольного звена.

Детская исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.

«Чем больше ребенок узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его  деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский [3].

С другой стороны, исследования и эксперименты дошкольников свободны от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок сам должен захотеть этим заниматься. Не существует  четкой границы между обыденной жизнью и исследовательской деятельностью, между самой жизнью и обучением. Исследования, эксперименты - не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром.

В заключение отмечу, что знания, полученные в результате исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются, переносятся в дальнейшем во все виды деятельности и повышают познавательную активность дошкольников.

        Список литературы

  1. Исакова  Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  2. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., ф-т психологии МГУ, 2000. Электр. версия: http://www.researcher.ru/methodics.
  3. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4.  Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Проектный метод как средство повышения познавательной активности дошкольников»

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинский...

Эссе "Исследовательская деятельность и экспериментирование как средство повышения познавательной активности дошкольников"

Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, оп...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

В статье рассматриваются вопросы использования средств ИКТ в совместной деятельности педагога и ребёнка....

Экспериментирование, как средство повышения познавательной активности дошкольника.

Известно, что дети очень любят задавать вопросы. Именно вопросы являются показателем  наличия у детей любознательности, интереса к познавательной деятельности.  Эти качества всячески обязан ...

Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности дошкольников

В статье освещается содержание работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через дидактические игры...

Игровые тренинги "Методы технологии критического мышления как средство повышения познавательной активности дошкольников"

Опыт выступления на районном семинаре "Новые подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...