« Проектный метод как средство повышения познавательной активности дошкольников»
консультация по окружающему миру (средняя группа) по теме

Эстерлин Татьяна Валентиновна

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего

Мир природы с безграничным богатством явлений,

 с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_sayt_ns-portal.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка -  детский сад № 47 «Лесовичок»

 « Проектный метод как средство повышения познавательной активности дошкольников»

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего

Мир природы с безграничным богатством явлений,

 с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

            Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.  Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать.

             С самого   рождения    ребёнок  является       первооткрывателем, исследователем   того мира,   который его окружает.  Для него   всё впервые: солнце и дождь, страх  и  радость.  Как   развивать у детей любовь к природе и стремление защищать ее? И как  научить  детей ценить красоту и хрупкость природы?
          Педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью.

Проектирование        образовательной     деятельности       является актуальным   в   настоящее   время.  Работа  по  проектам  помогает реализовать  принцип  интеграции   образовательных   областей    и может  быть  направлена  на  организацию  игровой, познавательно-исследовательской,    коммуникативной,    продуктивной    детской деятельности.     Метод     проектов     соответствует     комплексно-тематическому  принципу  построения  образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.
Особую педагогическую значимость  метода  проекта  мы  видим  в том, что:
- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает  возможность  формирования собственного жизненного опыта ребенка;
- это метод, идущий от детских потребностей и интересов,  то  есть позволяет   создать  систему   интересов,   в   том   числе   и   выбор интересных и значимых для ребенка тем;
- проект -  продукт сотрудничества  и  сотворчества  воспитателей, детей,  родителей,  а  порой  и  всего  персонала  детского  сада.

           В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного    образования.    Особый    интерес    в    этом    плане представляет   дошкольное   детство,   как   первая ступень системы непрерывного образования.                                                                                                                                   Федеральные   государственные   требования   призваны   решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов      деятельности.    Одним    из    перспективных   методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

                 Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, дает представления об окружающей среде.

Одной из основных задач по формированию у дошкольников представлений об окружающей среде является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.

Формирование основ экологической культуры является важнейшим условием гармонично развитой личности. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром природы. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.

Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т. е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия.

Природа — важнейшее средство познания окружающего мира. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических усилий рассматривает национально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к природе и культуре малой Родины. Любовь к Родине начинается с любви к природе.

Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только начиная с дошкольного возраста. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

В нашем городе и дошкольном образовательном учреждении можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Недалеко от детского сада находится парк, лес, где у детей совместно с взрослыми есть возможность проводить практическую, исследовательскую деятельность в природных условиях. Проектная деятельность одна из эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников.

Список литературы

1. Белолуцкая Ф. К.  Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009.

2. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников // Учитель. – Волгоград.,2009.

3. Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников // Учитель. – Волгоград, 2008.

4. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду //Учитель. – Волгоград, 2009.

5. Цибикова Т.С. Педагогические основы использования метода проектов в условиях информатизации общества // Улан Уде.,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Исследовательская деятельность и экспериментирование как средство повышения познавательной активности дошкольников"

Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, оп...

Эссе "Исследовательская деятельность и экспериментирование как средство повышения познавательной активности дошкольников"

Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, оп...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

В статье рассматриваются вопросы использования средств ИКТ в совместной деятельности педагога и ребёнка....

Публикация в научно-методическом сборнике "Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста" 2016г.

Научно-методический  сборник  №4/2016 "Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста"WWW .TFD.UCOZ.CO...

Экспериментирование, как средство повышения познавательной активности дошкольника.

Известно, что дети очень любят задавать вопросы. Именно вопросы являются показателем  наличия у детей любознательности, интереса к познавательной деятельности.  Эти качества всячески обязан ...

Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности дошкольников

В статье освещается содержание работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через дидактические игры...

Игровые тренинги "Методы технологии критического мышления как средство повышения познавательной активности дошкольников"

Опыт выступления на районном семинаре "Новые подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...