« Проектный метод как средство повышения познавательной активности дошкольников»
консультация по окружающему миру (средняя группа) по теме
Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего
Мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 47 «Лесовичок»
« Проектный метод как средство повышения познавательной активности дошкольников»
Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего
Мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Как развивать у детей любовь к природе и стремление защищать ее? И как научить детей ценить красоту и хрупкость природы?
Педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью.
Проектирование образовательной деятельности является актуальным в настоящее время. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.
Особую педагогическую значимость метода проекта мы видим в том, что:
- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
- это метод, идущий от детских потребностей и интересов, то есть позволяет создать систему интересов, в том числе и выбор интересных и значимых для ребенка тем;
- проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Федеральные государственные требования призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, дает представления об окружающей среде.
Одной из основных задач по формированию у дошкольников представлений об окружающей среде является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.
Формирование основ экологической культуры является важнейшим условием гармонично развитой личности. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром природы. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.
Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т. е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия.
Природа — важнейшее средство познания окружающего мира. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических усилий рассматривает национально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к природе и культуре малой Родины. Любовь к Родине начинается с любви к природе.
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только начиная с дошкольного возраста. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
В нашем городе и дошкольном образовательном учреждении можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Недалеко от детского сада находится парк, лес, где у детей совместно с взрослыми есть возможность проводить практическую, исследовательскую деятельность в природных условиях. Проектная деятельность одна из эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников.
Список литературы
1. Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009.
2. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников // Учитель. – Волгоград.,2009.
3. Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников // Учитель. – Волгоград, 2008.
4. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду //Учитель. – Волгоград, 2009.
5. Цибикова Т.С. Педагогические основы использования метода проектов в условиях информатизации общества // Улан Уде.,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-396232-1486289509.jpg)
Эссе "Исследовательская деятельность и экспериментирование как средство повышения познавательной активности дошкольников"
Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, оп...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-396232-1486289509.jpg)
Эссе "Исследовательская деятельность и экспериментирование как средство повышения познавательной активности дошкольников"
Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, оп...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-379643-1389384034.jpg)
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
В статье рассматриваются вопросы использования средств ИКТ в совместной деятельности педагога и ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/19/picture-783729-1461091491.jpg)
Публикация в научно-методическом сборнике "Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста" 2016г.
Научно-методический сборник №4/2016 "Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста"WWW .TFD.UCOZ.CO...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/27/picture-48711-1477558285.jpg)
Экспериментирование, как средство повышения познавательной активности дошкольника.
Известно, что дети очень любят задавать вопросы. Именно вопросы являются показателем наличия у детей любознательности, интереса к познавательной деятельности. Эти качества всячески обязан ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-1064725-1538498084.jpg)
Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности дошкольников
В статье освещается содержание работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через дидактические игры...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1101419-1615872962.jpg)
Игровые тренинги "Методы технологии критического мышления как средство повышения познавательной активности дошкольников"
Опыт выступления на районном семинаре "Новые подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...