"Мнемотехника-это ключ к запоминанию"
консультация (старшая группа) на тему

Мнемотехника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotehnika-_eto_klyuch_k_zapominaniyu.doc317.5 КБ

Предварительный просмотр:

   По новым ФГОСам детский сад является начальной ступенью образования. Поэтому на нас, воспитателях, лежит большая ответственность за то, чтобы дать дошкольникам необходимые азы знаний, которые пригодятся им в начальной школе, заложить основу грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием

умственного воспитания ребёнка.

     Коллектив нашего детского сада старается идти в ногу со временем, поэтому внедряет в свою работу различные новые технологии, методы и приёмы обучения дошкольников.

     Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения, внимания, неумение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. И ещё из одной проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. В решении этих проблем и многих  других очень помогает метод мнемотехники.

    Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

У детей дошкольного возраста преобладает зрительная память над слуховой. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам- он  

 будет долго и напрсно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

    Поэтому обучение методам и приёмам мнемотехники мы начинаем с младшей группы детского сада. Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам , коллажам.

   Всю работу с детьми любого возраста необходимо начинать со знакомства с символами. Надо объяснить их значение. Малышам лучше предлагать картинки, понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. В старшем возрасте , когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет их подключить к работе над символами совместно с воспитателем, а в последствии самостоятельно.

Например: как мне нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают различные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей». Это и есть работа с мнемоквадратами.

     На втором этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2-4 символов.

Например: На небе светило солнце. И вдруг пошёл дождь. После дождя на небе появляется красивая радуга.

Или детям предлагаются схемы- символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Очень хорошо использовать этот приём для работы с загадкой.

Этот этап работы называют — работа с мнемодорожками.

Уже на третьем этапе работы начинается работа с мнемотаблицами, результатом которого является самостоятельное использование детьми мнемотаблиц или самостоятельное их составление.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблицаэто схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать: для ознакомления детей с окружающим миром,

при заучивании стихов, при пересказах художественной литературы, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, для обогащения словарного запаса, при обучении составу числа, при воспитании культурно-гигиенических навыков, при воспитании навыков самообслуживания, при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности, при обучении экспериментированию.

   Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований :

- чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

 - быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;

- соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

  1. обучающие - содержат познавательный материал.
  2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессом умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребёнку сложно запомнить весь алгоритм действий , придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях или самостоятельно пересказанные, позволят ребёнку, каждый раз подходя к  умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы. Следующим примером мнемотехники является — рассказ по мнемотаблице.  Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает её. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идёт снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой  раньше садится, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замёрзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут играть зимой со снегом и лепить смешных снеговиков.». Затем дети воспроизводят получившийся  рассказ, глядя на таблицу.

Очень действенным способом разучивания стихов является использование мнемотаблицы, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребёнок очень быстро запоминает стихотворение, если может его увидеть.

     

Мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, так как она многофункциональна. Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

И чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать , используя метод мнемотехники, тем лучше подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. Также использовать мнемотехнику могут и родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...

Консультация для родителей «Мнемотехника-искусство запоминания»

Детская память удивительно пластична. Дети действительно необычайно быстро и легко запоминают самый разнообразный материал. Искусство запоминания - мнемотехника позволяет полностью контролировать...

Мнемотехника как способ работы с детьми по запоминанию стихотворений.

Что такое МНЕМОТЕХНИКА? (справочный материал)Суть методики для запоминания стиховСпособ тренировки умений для запоминания текстовПример работы с мнемотаблицей  ...

Мнемотехника, как система приёмов запоминания.

Мнемотехника - это система различных приёмов, облегчающих запоминания и увеличивающих объём памяти, путём образования дополнительных ассоциаций.Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление,...

Комплекс коррекционно-развивающих занятий методом запоминания «мнемотехника»

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использован...

"Мнемотехника - искусство запоминания"

Консультация для воспитателей детского сада...

Консультация для родителей по мнемотехнике на тему: "искусство запоминания"

Консультация по мнемотехнике искусство запоминания....