Индивидуализация детей дошкольного возраста (выступление на Педагогическом совете)
учебно-методический материал по теме

Пинисова Ирина Викторовна

В материале раскрыты вопросы: 1) индивидуализация детей дошкольного возраста; 2) формирование способности планирования самостоятельной деятельности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualizatsiya.docx22.59 КБ
PDF icon individualizatsiya.pdf2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Индивидуализация детей дошкольного возраста. Формирование способности планирования самостоятельной деятельности у дошкольников

Слайд 1. Индивидуализация детей дошкольного возраста.

               Формирование способности планирования самостоятельной деятельности  у дошкольников.

Слайд 2. C 1 января 2014г. вступил в силу приказ Мин. Обр. науки Российской Федерации, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Слайд 3. Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте,  является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Слайд 4.  В соответствии с данным принципом среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО выделяются:

  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Слайд 5. Что же такое индивидуализация?

Слайд 6. С. М. Юсфин, Н.Н. Михайлова

Индивидуализация – это процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности

Л.В. Михайлова-Свирская

Индивидуализация – это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности. Самореализация – не потакание собственным капризам, это умение анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями, интересами, соотнесение их со своими «могу-не могу», «можно-нельзя», умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.

Слайд 7. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста  рассматривается в нескольких направлениях:

  • Как индивидуальная программа развития, присущая каждому ребенку как человеческому (биопсихосоциальному) существу, осуществляющему собственную жизнедеятельность в поколенной структуре человечества, т.е. в своё время, в своём пространстве
  • Как самостоятельная деятельность ребенка, в ходе которой он по личному желанию избирательно обращается  к различным источникам информации; конвертирует (узнает, уточняет, интерпретирует) воспринятую информацию; использует полученные знания при решении разнообразных жизненных ситуаций; в определенной мере (на доступном  для него и вместе с тем уникально-творческом уровне) открывает новые для себя знания и способы хранения информации;
  • Как синтез организуемого обучения и самоорганизуемого и саморегулируемого учения (в самом широком смысле) процессов, в ходе которых свободно воспринятая из разных источников информация приобретает статус субъектного (персонального) знания;
  • Как результат (продукта, персонального информационно-образовательного пространства) жизнедеятельности в виде личностных смыслов, сформированных общественных действий и общественных значений – интегрального образа мира, реализуемого в определенном уровне ключевых компетентностей.

Слайд 8. Формирование способности планирования самостоятельной деятельности у дошкольников .

Слайд 9,10.  С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог и помощник воспитателя, продумывают возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.

Слайд 11. Во время работы детей в центрах активности воспитатель может:

а) работать в одном из центров;

15. б) переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям там, где это требуется;

в) переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей, в том числе и за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды;

г) наблюдать за конкретным ребенком.

Слайд 12. Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности целесообразно проводить на занятиях в качестве их составной части, направленных: на развитие желания и умения самостоятельно лепить, рисовать, конструировать, на активизацию художественно-речевой,  двигательной, музыкальной деятельности, умения самостоятельно организовывать различные игры. (Осуществляются эти занятия не реже двух раз в месяц, а содержание умений, формируемых в процессе их проведения, должно соответствовать программным требованиям).

Слайд 13. Дневной цикл деятельности ребенка выглядит примерно так - «План — дело — оценка» (содержание деятельности детей соответствует возрастам).

Утром, по мере прихода в группу, ребенок самостоятельно включается в игры.

Слайд 14.  5- 7 лет - Вместе с воспитателем работает с календарем, информационным листком. Участвует в групповых делах — дежурство, помощь в раскладывании материалов в центрах, уход за растениями и животными.

Слайд 15.  4-5 лет - Во время утреннего сбора, ребенок участвует в играх и упражнениях, обмене новостями, выборе темы, планировании, сам принимает решение, в каком центре он сегодня будет работать, что именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде (партнером, помощником, как будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого результата ребенок предполагает достичь.

Слайд 16.  2-4 года - Дети младшего возраста могут передвигаться из центра в центр или играть в одном из них, или общаться здесь же в группе со свободными взрослыми.

Слайд 17. После выбора центра и планирования работы приходит время собственно выполнения плана — «Дело», т. е. работа в центре.

Слайд 18. Оценка осуществляется ребенком и воспитателем с точки зрения плана, выбранного ребенком: «что хотел сделать, и что получилось. Что помогло, что понравилось, что было самым простым в работе, что вызвало трудности, каких умений недостаточно, чему еще хочет научиться, что может посоветовать другим детям, если они завтра пойдут в этот центр, какие проекты других детей понравились.

В случае, если ребенок длительное время выбирает один и тот же центр, взрослым необходимо оценить суть его деятельности — есть ли в ней движение вперед, освоение новых способов действий, приобретение новых знаний.

Если есть — все в порядке. Если динамики нет, и ребенок выбирает этот центр только потому, что ему там проще всего, задача взрослых найти ненасильственные способы продвижения ребенка.

Слайд 19. Например, ребенок выбирает все время катание кукол в коляске. Воспитатель вносит новые задания в этот центр — покормить куклу, сводить к врачу, уложить спать, рассказать сказку и т. п.

Это может служить примером индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Из всего вышесказанного можно сделать Вывод.

Слайд 20. Обучение основам планирования в детском саду, является важным моментом в развитии индивидуализации детей дошкольного возраста. Обучение планированию нужно начинать от простого - к сложному. Т. е. сначала надо научить детей планировать какой-то один вид деятельности (аппликацию, лепку, сюжетно ролевую игру и т. д., а потом переходить к планированию своей деятельности в течение дня.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста». Выступление на педагогическом семинаре.

В данном выступлении отражен мой опыт работы с детьми в кружке "Умелые ручки", имеется информация о различных техниках нетрадиционного рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста. ...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Доклад к Педагогическому совету

Образовательная цель нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного врзраста состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказк...

"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста".(Выступление на педагогическом совете )

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей. Общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ре...

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста-выступление на педагогическом совете

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи....

Развитие познавательной активности детей через экспериментирование (выступление на педагогическом совете)

Развитие познавательной активности детей черезэкспериментирование «Умейте открыть перед ребенкомв окружающем мире что-то одно,но открыть так, чтобы кусочек жизнизаиграл перед детьми всеми к...