«Нравственное становление детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и символами Рождества»
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Грызунова Надежда Васильевна

Выступление на семинаре "Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к православным празникам и традициям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_stanovlenie_detey.docx54.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад присмотра и оздоровления №13 «Солнышко»

г. Губкин, Белгородская обл.

Составила музыкальный

 руководитель Грызунова Н. В.

«Нравственное становление детей

дошкольного возраста

через ознакомление с традициями

 и символами Рождества»

Рождество Христово

        день примирения, доброты, миролюбия

     Рождество - праздник тихий, домашний, спокойный. Это праздник духовный. За столом собираются только члены семьи и самые близкие друзья.

  Согласно ветхозаветным пророкам, Христос родился в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира.

Рождество Христово является одним из самых красивых и торжественных христианских праздников. Во всем христианском мире,

в том числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с особым благоговением.

Сочельник в христианском мире считается исключительно семейным ужином. В этот день в доме царят покой, любовь и согласие.

В старину стол посыпали сеном, затем постилали скатерть, в центре стола ставилось блюдо с сочивом.  

В храмах в эти праздничные вечерние часы шло торжественное богослужение.

В старые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Ведь считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Но желания обязательно должны быть добрыми.

Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. Верующие идут в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором  Пресвятой  Богородицы.

Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января).

Святки — это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).

Символы Рождества

Рождество Христово — это не только светлый праздник православия. Рождество - праздник возвращенный, возрождающийся. Традиции этого праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, высоких нравственных идеалов, в наши дни открываются и осмысливаются вновь.

Духовное значение церковной свечи

Церковная свеча — священное достояние Православия. Она — символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.

Свет в православном храме — это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, который просвещает всякого человека, грядущего в

мир. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, так объясняет символическое значение свечи:

  • Чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его           приносящих.
  •  Мягкость и податливость воска показывают нашу готовность к послушанию Богу.
  • Горение свечи - символизирует обожание человека, его превращение в новую тварь и очищение огнем Божественной любви.
  • Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету.
  • Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.
  • Поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его.

Возжигание свечей в храме — это часть службы, и как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому. Если хочешь поставить свечу — приходи до начала службы.  

Дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Нет и обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако по сложившейся традиции в первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, своему святому (имя которого носишь), а уже потом за здравие или за упокой.

Надо помнить: чтобы молитвы дошли, молиться святым угодникам Божиим надо с верой в силу их ходатайства пред Богом и со словами, идущими от сердца. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

Самой чистой считается  белая  свеча,  желтая - наполняет пространство светом и энергией, а человека - силой, зеленая свеча умиротворяет ссорящихся,  красная  свеча способна помочь человеку исцелиться от заболевания. 

Рождественский венок

Рождественский венок имеет Лютеранское происхождение. Как правило, это венок из веток вечнозеленого хвойного дерева (или его имитация) с четырьмя свечами. Первую свечу традиционно зажигают за четыре недели до Рождества именно в воскресный день. Свеча на рождественском венке – это хорошая традиция, которая символизирует свет, приходящий в мир с рождением Иисуса Христа. В каждое следующее воскресенье полагается зажигать по одной свече. А вот в последнее воскресенье перед Рождеством нужно зажечь все четыре свечи, дабы осветить место, где возлежит рождественский венок (церковный алтарь, убранное к Рождеству место в доме или обеденный стол). 

Рождественский колокольный звон

Колокольный звон на Руси всегда имел большое значение в жизни духовной и светской. Под звуки колокола приходит в эту жизнь человек, под его же звуки он покидает этот мир.

Колокольный звон является неотъемлемой частью церковной службы, он приглашает верующих в храм для всеобщей молитвы. Голос колокола начинает и закрывает литургию.

Верующему человеку трудно представить себе жизнь без колокольного звона. Колокольный звон – это средство общения человека с Богом, он является проводником между Богом и человеком.
       
Икону называют молитвой в краске, храм – молитвой в камне, тогда колокол – молитва в музыке. Своеобразие колокольной музыки не оставляет равнодушным ни человека верующего, ни человека, далекого от церковной жизни.

Первое применение колоколов при христианском богослужении, церковное предание относит к свт. Павлину, епископу Ноланскому (353-431). В сонном видении он видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали свт. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении.

Вифлиемская звезда

  Христианские проповедники были единодушны в сверхъестественной причине появления Вифлеемской звезды. Святой Дмитрий Ростовский, толкуя свидетельства евангелистов, утверждал, что волхвы после долгих «рассуждений, удивлений и проразумеваний» решили, что Вифлеемская звезда не материальна, а по причине особой Божественной силы имеет «естество и подобие» звезды. Они вспомнили, пишет Святой Дмитрий Ростовский, древнее пророчество о звезде и, подсознательно научаемые самим Богом, догадались о предстоящем рождении Сына Господа и Царя Вселенной.
Это убеждение волхвы высказали пред лицом царя Ирода. «Где родился Царь Иудейский? - спрашивали они. - Мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться ему». Вопреки обычному движению небесных тел новая звезда имела свой особенный маршрут, как будто разумно управлялась кем-то: хотя все звезды на небосводе двигаются с востока на запад, Вифлеемская звезда шла с востока на юг.
Когда волхвы пришли в Иерусалим, звезда скрылась, дабы, как тогда решили, не стать путеводной для Ирода и его приближенных, хотевших найти и уничтожить Святого Младенца. Когда же волхвы оставили Иерусалим, звезда снова явилась на небе и вела их до тех пор, пока не пришли они в Вифлееме к тому месту, где родился Младенец Иисус.
 

Рождественская елка.  

Существует много легенд о Рождественской елке, связанных с духом или местом, где обитал дух, а также — с легендами о Древе Жизни и Древе познания Добра и Зла. Существует легенда о том, почему мы украшаем елки блестящей серебряной мишурой.
          Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у которой было много детей. Вечером перед Рождеством она нарядила елку, но у нее было очень мало украшений. Ночью на елке побывали пауки, и переползая с ветки на ветку, оставили на ее ветвях паутину. В награду за доброту женщины младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сверкающее серебро.

Европейская традиция ставить рождественскую елку установилась в России только в первой четверти XIX века. По желанию супруги императора Николая I Александры Федоровны в 1819г., впервые поставили рождественскую елку в царском дворце, что и положило начало этой традиции в России.

Первое упоминание о ели связано с монахом святым Бонифацием. Бонифаций читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным и неприкосновенным деревом, он срубил один из дубов. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья, кроме молодой ели. Бонифаций представил выживание ели как чудо и воскликнул: "Да будет это дерево деревом Христа!"

Украшения и ёлочные игрушки

Предполагают, что первые неукрашенные Рождественские елки появились в Германии в VIII веке.

В XVII веке Рождественская елка уже была распространенным атрибутом Рождества в Германии и скандинавских странах. В то время елка украшалась фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафлями, позолоченными вещицами, сахаром, орехами, шишками. Потом и другая еда. Традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанным яблоками. Затем ёлку украсили рождественские свечи.        

Однако такое количество тяжелых украшений выдерживала не каждая ёлка. Тогда наступило время стеклянных ёлочных украшений, первыми создателями которых стали немецкие стеклодувы.

Открытки на рождество

Первая рождественская открытка обязана своим появлением англичанину Хорслею в 1843 году. В то Рождество в Лондоне было продано 1000 экземпляров этой открытки. А в 1875 году предприимчивый американский издатель Луи Пранг вывел рождественскую открытку в ранг национального символа тем, что устроил общенациональный конкурс на лучшую рисованную рождественскую открытку. Развитие почтовой службы вскоре привело к тому, что рассылка праздничных рождественских открыток друзьям и родственникам стала доброй традицией Рождества по всему миру. 

Рождéственский вертéп — воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптуратеатр и др.). Словом «вертеп», однако, не принято называть изображения, являющиеся предметом религиозного поклонения .

В старину на Руси, накануне Рождества Христова, в Cочельник, повсеместно ходили по домам христославы, по-другому – славильщики. Радостно, с песнями и стихами, они славили рождение Спасителя. Нередко среди участников были и те, кто показывал вертеп. Что же такое вертеп и как он попал в Россию?

С XI века в Западной церкви становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей». Нужно сказать, что слово «мистерия» указывает на таинство и, следовательно, на связь с богослужением.

Итак, на мраморном столике, возвышавшемся над главным престолом, устраивались ясли, в которых находилась статуя или изображение Девы Марии. Пять старших священников-каноников в церковном облачении с амиктами (льняными платками) на голове и с жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в алтарь. К ним подходил мальчик из хора, изображавший ангела, и возвещал пастырям рождение Спасителя, произнося евангельские строки.

Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие, стоявшие в разных местах храма, представляли небесное ангельское воинство и пели: «Слава в вышних Богу…» Затем пастыри направлялись к яслям с пением гимнов в стихах. Здесь их ожидали два каноника, условно представлявшие двух женщин, находившихся при Святой Деве. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» – «Мы ищем, – отвечали пастыри, – Спасителя Христа». Женщины (каноники) отдергивали завесу, которая скрывала статую Младенца Иисуса. Указывая на нее, они говорили: «Вот он – этот Младенец со своей Матерью».Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали Деву Марию гимном: «Будь благословенна, Царица Неба», а потом торжественной процессией возвращались в алтарь. При этом они пели: «Аллилуйя, аллилуйя! Воспойте же Его пришествие!» Затем следовал возглас священника, которым начиналась обедня. Вот эта древняя мистерия и называлась «Вертепным действом».

На Руси вертепный ящик часто напоминал не пещерку, а часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. При хождении с таким вертепом дети распевали духовные песни или все вместе пели рождественский ирмос. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, убирали цветами и хвойными ветками, внутрь ставили икону Рождества Христова. Очень радовались прихожане такому праздничному чуду.

И в наши дни эта традиция не забыта в церкви: во все дни Святок, до праздника Богоявления Христова, любой может зайти в храм и поклониться Богомладенцу Христу.

Традиции Рождества

По традиции, в сочельник принято отказываться от пищи до первой звезды, когда пост заканчивается. Сама традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, но в уставе церкви она не записана. 

Сочельник происходит от слова «сочиво», что означает буквально – «растительное масло». Сочивом называли и кашу с растительным маслом и овощами. Накануне Рождества полагалось только сочевничать и никакой пищи не есть весь день до сумерек, то есть до появления Вифлеемской звезды.

В России в Сочельник (день, предшествующий Рождеству) хозяйки готовили обрядовую пищу - кутью и взвар. Кутья - это каша, обязательное блюдо при поминании усопших, а взвар - напиток, сваренный в честь рождения ребенка. Сочетание кутьи и взвара - символ вечности жизни, рождения и смерти Спасителя, непрерывности рода человеческого. Кутью варили рано утром из зерен пшеницы, ячменя или риса, томили ее в печи, добавляли мед, конопляное и коровье масло. Взвар готовили на воде из сушеных яблок, груш, слив, вишен, смородины, черники, земляники и других ягод. Кутью из пшеницы с медом или льняным маслом ставили под иконы на сено в знак рождения Иисуса Христа в яслях.
       В Сочельник пекли также сочни. На Русском Севере в этот день из пшеничного теста выпекали фигурки коров, овец, кур. Несколько выставляли в окна, на обозрение прохожих. Остальные складывали на стол, чтобы потом подарить родным и знакомым.

Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января).

По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане (Богоявление). В народе эти дни именуются святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане вечером прекращают все свои дневные дела, в память о событиях Рождества и Крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.

Церковь начала особо отмечать эти дни с древних времен. Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных волхвами. Также в эти дни принято было вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы.

В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

Центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья, готовили также особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, блины и овсяный кисель. На столе ставили дополнительные приборы по числу членов семьи, умерших в прошедшем году.

Последние дни святок были посвящены подготовке к другому двунадесятому празднику Крещению Господню. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее кристаллами изо льда, лентами и деревянными узорами.

В церквах в этот день освящают воду, которую называют крещенской и хранят как святыню целый год.

Раньше, даже после Крещения Руси святость этих дней в народе долго нарушалась разными суеверными языческими обычаями: гаданием, скоморошьими плясками, переодеванием в шутовские костюмы, медведями, свиньями и всякой нечистью, что возбраняется христианской Церковью.

Мы в своей работе с детьми тоже стараемся придерживаться всех православных традиций, а если в чем – то сомневаемся, то идем к батюшке и спрашиваем, как сделать правильно. В первый год работы по православию мы каждый сценарий праздника или занятия согласовывали с  настоятелем храма апостола Иакова и благословенного князя Александра Невского протоиереем Иоанном Задорожным или методистом православного центра Кузнецовой Ларисой Ивановной.

Еще до начала работы по Православному эксперименту мы знакомили детей с православием, водили в церковь, к нам приходила из православного центра Наталья Николаевна и проводила с детьми беседы. Я тоже старалась знакомить детей с православной тематикой, находила  песенки и учила с детьми, рассказывала о Рождестве, Пасхе, мы отмечали Масленицу.

И, конечно же, мы делали много ошибок. Так, например, знакомя детей со Святками я переплетала языческие обычаи с христианскими обрядами, хотя само название этих дней говорит о святости этого радостного для христиан события. Существовало поверье, что всю рождественскую неделю нечистая сила выходит своих убежищ. Черти и ведьмы в тоске скитаются по земле, рыскают по улицам, пугают прохожих. Оттого наряду с христианским обычаем – ходить под Рождество со звездой и славить Христа – осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов, ведьм. Люди рядились в эти мерзкие обличья, дабы своим видом отпугнуть от себя нечистую силу.  

Также я рассказывала об обряде гадания и даже знакомила с самыми простыми способами гадания. Теперь, конечно, я такого не делаю.  Да, мы знакомим детей с некоторыми народными традициями, например рассказываем как в старину люди относились к снегу, к морозу, читаем сказки («Морозко»). Рассказываем о зимних забавах, как и когда, появились коньки, санки, знакомим со старинными народными играми (в ласы).

При подготовки к Рождеству, мы постоянно проводим беседы с детьми, знакомим их с традициями и символами Рождества. Приносим и зажигаем свечи, ладан, лампады, слушаем духовную музыку, звон колоколов.

А также играем на колокольчиках в детском оркестре. В прошлом году мы пели песенку И. Болдышевой «Ангел»  и на музыкальный проигрыш подыгрывали себе на колокольчиках.

Когда я разучиваю с детьми песни, то очень часто встречаются непонятные современному человеку слова и выражения. Объясняя их, приходится выдавать много новой информации, расширяя кругозор детей. Например, чтобы объяснить детям кто такие волхвы, мне пришлось рассказать всю историю о том, как они узнали о Рождественской звезде, как шли за ней, придя сначала к царю Ироду, а затем к младенцу Христу. Дальше мне пришлось рассказать, что сделал царь Ирод и почему. И так почти на каждом занятии. В результате дети постепенно получают информацию, постоянно повторяя и закрепляя её.

Делаем своими руками елочные украшения и наряжаем маленькие елочки в каждой группе, обыгрываем сказку о елочке, пальме и оливе.

Рисуем рождественские открытки, дарим их друг другу или своим мамам, папам, братьям, сестрам.

Украшаем рождественский венок и вешаем его на дверь.      

Сооружаем вертеп и обыгрываем историю рождества Христова с куклами и, наряжаясь в костюмы, обыгрываем ее по ролям, причем на поклон к младенцу могут прийти любые персонажи и принести любые подарки. Таким образом, мы стараемся воспитать у детей чувство сопричастности с этим великим и радостным событием, любовь и поклонение Богу, трепетное, доброе отношение друг к другу.

На новогодних каникулах наши дети выступали в «Доме творчества» на Рождественском утреннике совместно с младшим хором «Детского православного досугового центра во имя святителя Иосафа епископа Белгородского», и так же мы принимали участие в Рождественском концерте в «Детском православном досуговом центре во имя святителя Иосафа епископа Белгородского».

В октябре 2011года я совместно с воспитателем старшей-подготовительной группы Барыльниковой  Ириной Ивановной начала реализацию проекта по проблеме «Возвращение традиций – возрождение духовности» (Традиции и символы Рождества Христова)

Тема. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и символами Рождества Христова»

Краткая аннотация проекта.

Ведущая идея проекта состоит в том, чтобы путём приобщения к традициям православной культуры, посеять и взрастить в детской душе семена любви, добра и благочестия. Духовно-нравственные понятия, которые предложены ребенку, есть только зерна, которые должны прорасти, расцвести и принести плоды нравственных качеств. Таким образом, у ребенка формируется то или иное мировоззрение, которое непосредственно или косвенно определяет линию поведения в обществе, его нравственные принципы. У ребёнка совершенствуются мыслительные операции, он начинает глубже осознавать связи между различными явлениями окружающего мира.

Сохранение национальных традиций является одним из важных способов духовного воспитания детей. Рождество Христово – один из самых светлых христианских праздников, который всем христианским миром отмечается с особым благоговением, праздник мира, душевного спокойствия, отдыха, это семейный праздник. Люди предают ему большое значение и дети должны понимать важность этого праздника.

Цель. Создание педагогических условий по формированию целостного процесса по духовно – нравственному воспитанию дошкольников путем приобщения их к ценностям православной культуры.

Вопросы, направляющие проект.

Основополагающий вопрос.

  • Зачем нужны праздники в жизни человека?

Проблемные вопросы:

  • Нужен ли праздник Рождество Христово?
  • Нужно ли знать историю возникновения праздника Рождество Христово?
  • Как отмечают Рождество в вашей семье?

Учебные вопросы:

  • Когда празднуют Рождество в России?
  • Какие Рождественские обряды присущи России?
  • Какие символы Рождества вы знаете?
  • Когда и как дарят подарки?

Направления нашей работы:

  • Формирование нравственности через художественную литературу.
  • Формирование духовности через исполнительскую деятельность (пение, танцы, драматизацию)
  • Формирование духовности, эстетического развития через восприятие духовной музыки (классические произведения, церковное песнопение)
  • Эстетическое развитие детей путем ознакомления с картинами, иконами.
  • Сотрудничество семьи и ДОУ.
  • Сотрудничество с православным – досуговым центром во имя святителя Иосафа Белгородского.

Основные принципы проекта.

  • Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
  • Педоцентрический: отбор наиболее актуальных  для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого ребенка, предоставление каждому ребенку возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
  • Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.
  • Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
  • Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества, не заменяя, а дополняя друг друга.

Этапы реализации проекта

Давайте познакомимся:

-Диагностика воспитателей, детей, их родителей одуховно-нравтвенных ценностях;

-изучение семьи, их традиций, взаимоотношений

-тестирование, анкетирование, опрос, творческие работы, воспитательские наблюдения, беседы;

Раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия:

-чтение художественной литературы по дух- нравственной теме;

-эстетические беседы, экскурсии , выставки, семейные посиделки, праздники, досуги, творческие встречи;

- конференции

- индивидуальные консультации, дни открытых дверей, лектории и практикумы для родителей

-посещение праздничных служб, причастия.

18 января 2013 года  в нашем саду прошел заключительный семинар «Нравственное становление детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и символами Рождества».

Участникам семинара были представлены два интергированных занятия: «Рождественская история» - средняя группа (воспитатель Маслова Е.В. , музыкальный руководитель Грызунова Н.В.);  «Свет Рождественских свечей» - старшая – подготовительная группа (воспитатели Барыльникова И. И., Андросова О. В., музыкальный руководитель Грызунова Н. В.)

Вся наша работа направлена на -

  • Воспитание у детей чувства благоговения к святыням, традициям православной церкви.
  • Воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали; учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро; пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка;
  • Сохранение духовного здоровья детей, приобщение их к нравственным ценностям православной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алексеева, А.С., Методическое пособие по православному воспитанию. Ж-л «Дошкольное воспитание» №№6-8, 2004г.
  2. Гладких, Л.П., Архимандрит Зиновий, Меньшиков, В.М., Мир – прекрасное творение. Основы православной культуры. Курск, 2008г.
  3. Протоиерей А. Мень. Свет Миру. М., «Малыш», 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Встречи с прекрасным" по становлению духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через ознакомление с музыкальным пространством родного города

Педагогический  проект реализован на базе детского сада №87 Октябрьского района города Барнаула. Проект расситан на детей старшего дошкольного возраста. ...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в воспитании патриотизма. Для наших детей это город Старый Оскол. Почти все наши воспитанники родились в нашем городе. Знакомство д...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к пр...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

Статья о нравственно-патриотическом воспитании детей как  одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...