Развитие памяти у детей
материал на тему

Теплоухова Лариса Сергеевна
  • Основные свойства.
  • Особенности.
  • Диагностика.
  • Методики развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati_u_detey.docx66.46 КБ

Предварительный просмотр:

  Развитие памяти у детей.

                             Содержание:

                 Чтобы полноценно подготовить ребёнка к школе, нужно практически с    

          самого его рождения обращать особое внимание на формирование высших  

          психических процессов. Один из них — внимание. Это избирательная,  

          осознанная направленность восприятия на определённый объект в течение

          какого-то времени. И если у малышей его как такового ещё нет (по крайней  

          мере, оно очень незначительное), то развитие внимания у детей 3-4 лет,

          а уж тем более в 5 лет идёт практически семимильными шагами. И этому

          аспекту воспитания ребёнка необходимо уделять достаточно много времени.

Основные свойства

          Чтобы развитие внимания у детей 4-5 лет соответствовало норме, родителям    

          необходимо знать основные свойства этого психического процесса. Это  

          позволит при воспитании правильно расставить акценты. В этом возрасте

         ребёнок должен научиться отбирать нужную ему информацию и отбрасывать

         лишнюю. В его маленький мозг ежесекундно поступает огромное количество

         сигналов. И если у малыша в 3-4 года не начнёт формироваться внимание,

         которое выступает своеобразным фильтром, его мозг не избежит перегрузки,

         что негативно скажется впоследствии на его успехах в обучении. Эта

         функция обладает определёнными свойствами. Если их развитие не будет  

                 соответствовать возрасту, это приведёт к отклонениям в деятельности  

                  ребёнка.

  1. Объём. Если он маленький, невозможно одновременно

         сконцентрироваться на нескольких предметах, и тем более —

                         удержать их в уме.

  1. Концентрация и устойчивость. Если они

недостаточны, долго сохранять внимание,

 не ослабляя его и не отвлекаясь, невозможно.

  1. Избирательность. Без развития этого

                       свойства дети не могут сосредоточиться на

                      нужной части материала, необходимой для решения

           той или иной задачи, поставленной перед ними.

  1. Переключаемость. Если она плохо развита, трудно переходить

        с одного вида какой-нибудь деятельности на другой.

  1. Распределение. Без него ребёнок не сможет одновременно

        заниматься несколькими делами.

  1. Произвольность. Без её развития детям сложно сосредоточить внимание, если от него это потребуют.

             Чтобы развитие внимания ребёнка в период с 3 до 5 лет соответствовало

          его возрастным особенностям, нужно целенаправленно работать над всеми  

          выше перечисленными свойствами этой психической функции. Для этого

          есть специальные методики, игры, упражнения. Если драгоценный момент

          был упущен, и что-то не сформировалось в соответствии с нормами,

          придётся проводить специально организованную работу, подключая  

          специалистов. Чтобы дело до этого не дошло, родителям полезно знать о

          возрастных особенностях развития внимания у детей 3-4-5 лет.

Особенности

            Непосредственно перед школой развитие внимания у ребёнка 5 лет должно    

          быть таким, чтобы он прошёл тестирование в 1 класс, где обязательно будут  

          задания на сформированность всех этих свойств. Возрастные особенности

          этой высшей психической функции для детей 3-4-5 лет таковы.

                Общие

  • Способность управлять вниманием крайне невелика;
  • сложно направить его на предмет посредством словесных указаний;
  • для переключения требуется снова и снова повторять инструкцию;
  • объём включает в себя не более 5 объектов;
  • удержание возможно на протяжении всего 7-8 минут;
  • носит непроизвольный характер;
  • устойчивость зависит прежде всего от характера деятельности: на

   неё негативно влияет импульсивность малыша, капризное и

       безудержное желание тотчас получить нужный ему предмет,

                    сделать что-то, ответить.

3 года

  •  Идёт развитие первоначальной формы

 произвольного внимания;

  •  распределение между 2 предметами или

 действиями практически недоступно;

  •  малыш ещё не может быть внимательным как таковым;
  •  внимание в этом возрасте проявляется только в

конкретных психических процессах: ребёнок всматривается,

вслушивается, хочет отгадать загадку, пытается читать «букварь»,

играет, увлеченно рисует.

4 года

  • Наконец появляется полноценная способность направлять собственное внимание на конкретный предмет или деятельность по указанию взрослого,

по его инструкции;

  • соответственно, начинается развитие всех выше указанных свойств.

5 лет

  • Возникает самая первоначальная, элементарная форма полноценного произвольного внимания;
  • охотно и успешно играет в игры на внимание и память для детей 5 лет, выполняя все задания;
  • способен составить простейшую самоинструкцию для собственного внимания и следовать ей;
  • устойчивость формируется в активной деятельности, манипуляции предметами, в играх, при выполнении разных действий.

            Вот такими темпами происходит развитие внимания детей 4-5 лет. В 3 года

          о формировании этой психической функции говорить ещё сложно, а

         через 2 года она уже должна соответствовать достаточно высоким критериям.    

         Для того чтобы проверить, всё ли в порядке в этой области у вашего малыша,

         можно дать ему несколько несложных заданий на внимание.

Диагностика

                                  Диагностика развития внимания у малышей

                                  4-5 лет проводится специалистами, а также при

                     поступлении в 1 класс. Дома родители могут самостоятельно

                  дать ему несколько заданий и посмотреть, насколько быстро и

                  эффективно он с ними справится.

  1. Найти одинаковые предметы на картинке, назвать их цвет.
  2. Нарисовать 2 домика, 2 зайчика. Прочертить от каждого зверька

тропинку к отдельному домику так, чтобы они пересекались. Проследить глазами путь каждого зайки к его личному домику. Показать, где кто

живёт. Трудно сделать это зрительно? Разрешается провести по дорожке пальчиком.

  1. Раскрасить геометрические и неправильной формы фигурки по образцу.
  2. Нарисовать контуры нескольких (примерно 3-4) различных предметов

так, чтобы они накладывались друг на друга. Найти, какие предметы изображены.

  1. Найти отличия на картинке. При затруднении разрешаются наводящие  

вопросы.

            Если дошкольник затруднился выполнить какое-нибудь из заданий, значит    

          этому аспекту следует уделять больше времени. А для этого существуют  

          специально разработанные игры на развитие внимания у детей 4-5 лет,

          которые будут ему и полезны, и интересны одновременно.

Методики развития

                Неразрывно между собой связаны игры на внимание и память для

              детей 4 лет (+/- 1 год), так как эти две высших психических функции  

                 взаимосвязаны. Такие игровые занятия развлекут кроху, а попутно

                  научат обращать внимание на что-то интересное и новое вокруг,

                   что может пригодиться в дальнейшем.

                                                Интересная прогулка

                      Когда гуляете, описывайте все мелкие детали, встречающиеся

                                 вам на пути. Например, какие ярко-зелёные

                               листочки на деревьях, какой красивый манекен на

                                    витрине, как весело виляет хвостом собака.

                                                      Больше разговаривайте

                                                              с крохой.

                                                           

                                                             Комментатор

                                 Чем бы малыш ни занимался, предлагайте ему

                    комментировать то, что он делает. Пусть он в подробностях

                   рассказывает вам, что он делает пальчиками при лепке или как  

                  вырисовывает штрихи и линии на рисунке. Года в 3-4 придётся

                  родителям делать это самим. В 5 лет он уже сам сможет вам

                  рассказывать обо всех своих действиях.

                                               Маленький сыщик

               Мама (папа) в подробностях описывают ребёнку предмет, находящийся

           в комнате, но не называют его. Он должен сам отыскать его, угадать, о чём    

           рассказывают. Начать нужно с общих черт, которые могут объединять  

           загаданный предмет с другими. Потом постепенно сужать круг признаков.

          Чем раньше кроха угадает, тем лучше у него развивается внимание.

                                              Посмотри на меня

              Интересная и весёлая игра на развитие внимания. Малыш должен

          внимательно посмотреть на маму 20-30 секунд, отвернуться и ответить на

          все мамины вопросы. Они могут быть самыми разными: «Какого цвета моя    

          юбка?», «На мне висят бусы?», «Накрашены ли у меня губы?» Потом можно  

          меняться ролями.

                                                               Мешай мне

              Эта игра на развитие внимания достаточно сложная, но обычно очень

          веселит детей. Она учит не отвлекаться от своего основного занятия.  

                Дошкольник рассказывает стихотворение (можно просто считать), а

                  взрослый пытается всеми способами помешать ему, отвлечь.

                  Подобного рода игры на развитие внимания у детей 3-4 лет позволят      

                  полноценно сформироваться данной психической функции. Это    

                                существенно облегчит жизнь малыша в дальнейшем,

                                 повысит его успехи в школьном обучении,

                                  придаст уверенности в собственных

                                    способностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития    Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной и...

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной из наиболее важных и актуальных  проблем коррекционной педагогики  и психологии...

Развитие памяти у детей с задержкой психического развития .

Раскрыты основные проблемы развития памяти у детей с задержкой памяти, особенности развития детей....

Статья "Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития".

В статье описывается об особенностях развития  памяти удетей с ЗПР. Представлены игры для развития тактильной, двигательной, зрительной, слухо-речевой памяти....

Картотека игр на развитие памяти у детей с задержкой психического развития. Памятка для родителей.

Для формирования произвольной регуляции памяти, необходимо особое внимание уделить развитию внимания и, запоминания, так как они являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение де...

Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти.

Для того чтобы развивать память у ребёнка необходимо совсем немного: несколько свободных минут родителя в день, а также описание игр и упражнений...

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...