Главные вкладки

    Профессиональное развитие педагога, обеспечивающее реализацию ФГОС ДО
    статья на тему

    Богомолова Оксана Юрьевна

    Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_professionalnoe_razvitie_pedagoga.docx22.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Профессиональное развитие  педагога,

    обеспечивающее реализацию ФГОС ДО

    Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Об этом свидетельствуют и нормативные документы в системе образования. Статья 48 «Закона об образовании в РФ» четко определяет профессиональные обязанности педагогических работников, в том числе это и   «систематически повышать свой профессиональный уровень».

    ФГОС дошкольного образования гласит, «педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5. Стандарта.

    С 2017 года вступит в силу Профессиональный стандарт педагога, в  котором делается акцент на педагога как «ключевую фигуру реформирования образования», а также Профстандарт «призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию».  В пункте 4.5. обозначены «профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования»

    Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

    Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

    Развитие профессиональной компетентности

     – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

    Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, ДОУ определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

    • Система повышения квалификации.
    • Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
    • Самообразование педагогов.
    • Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.
    • Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование. Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
    • Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
    • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

    Остановимся на некоторых пунктах организации профессионального развития педагогов  нашего учреждения.

    Активно проходит обучение воспитателей  на курсах повышения квалификации каждые 3 года.

    На данный момент весь педагогический коллектив прошел курсы повышения квалификации по ФГОС ДО, 2 воспитателя  прошли курсы профессиональной переподготовки, инструктор по физической культуре также заканчивает курсы по профессиональной переподготовке по программе «Физическое воспитание в дошкольном учреждении» (дистанционно). Также составлен план Курсовой подготовки  педагогов на ближайшие 3 года. В настоящее время подбираются курсы повышения квалификации в дистанционном режиме  преимущественно по здоровьесбережению для успешной реализации Программы развития Учреждения.

    Одним из средств реализации новых направлений является и

    аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности.  В  ДОУ  12  педагогических работников. Все  педагоги аттестованы, имеют высшую квалификационную категорию 2 педагога, I категорию - 7, соответствие ЗД -  3 педагога. Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в межаттестационный период разработан план подготовки к процедуре аттестации, в части формирования портфолио. Все 4 года до аттестации каждый педагог повышает свою компетентность: участвует в работе РМО, конференциях, семинарах,  в конкурсах различного уровня, готовит публикации, участвует в инновационной деятельности, поддерживает свой электронный ресурс.

    Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС ДО в связи с тем, что главными идеями стандарта являются: « Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства; Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; Уважение личности ребенка; Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы                 (игр, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка).

    Самообразование педагогов осуществляется посредством следующих направлений:

    систематическое повышение квалификации;

    просмотр телепередач, чтение прессы

    знакомство с педагогической и методической литературой и ее обсуждение за круглым столом, изучение современных педагогических технологий в рамках педагогических чтений, формирования педагогических копилок, участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, открытых просмотрах,  использование интернет – ресурсов, демонстрация собственного педагогического опыта

    Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства и других мероприятиях.

    Считается, что активность участия педагогов в конкурсах не очень высока по причинам отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов. На слайде видно участие наших педагогов в мероприятиях разного уровня. Педагоги  учреждения стараются принимать участие почти в каждом районном конкурсе. Многие педагоги участвуют в конкурсах более высокого уровня, в основном через сеть интернет.  Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства также является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта. Педагоги  активно участвуют в работе РМО, в конференциях, в семинарах, в районной инновационной деятельности, готовят публикации, электронный ресурс поддерживают 9 педагогов.  

    Т.о. в период введения ФГОС ДО с начала 2014 года до начало 2016 можно наблюдать положительные результаты в профессиональном росте педагогов учреждения. Это касается прохождение курсов ПК и курсов переподготовки, аттестация на первую и высшую квалификационные категории, активное участие в мероприятиях различного уровня. Но также можно отметить необходимость продолжения и усиления  работы по профессиональному росту педагогов. Есть педагоги аттестованные на СЗД и имеющие первую квалификационную категорию, но способные постоянно повышать свой профессиональный уровень. Вот над этим и нужно работать, что мы и делаем. Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для профессионального роста.  

    Таким образом, мы видим, что цель методической работы – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога. Понятно, что решение основных задач образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников – главных исполнителей требований ФГОС.  Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

    Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

    Проект программы «Интеграция - как инструмент обеспечивающий целостность образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

    Один из основополагающих  принципов  развития современного дошкольного образования является принцип  интеграции содержания психолого-педагогической работы, обеспечивающей целостность об...

    Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в контексте реализации ФГОС ДО.

    В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио...

    «Формирование профессиональной компетентности педагога, реализации ФГОС ДО».

    Цель: актуализация развития профессиональной компетентности педагога.Задачи:·        Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компете...

    "Комплексный подход к реализации ФГОС, обеспечивающий развитие личности детей дошкольного возраста"

    Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, спос...

    Профессиональное развитие воспитателя, обеспечивающего реализацию ФГОС ДО.

    У современного педагога на протяжении всей профессиональной деятельности существует не только возможность, но и необходимость постоянного повышения уровня своего профессионального развития. Различным ...