Главные вкладки

    Профессиональное развитие воспитателя, обеспечивающего реализацию ФГОС ДО.
    статья на тему

    Черных Екатерина Сергеевна

    У современного педагога на протяжении всей профессиональной деятельности существует не только возможность, но и необходимость постоянного повышения уровня своего профессионального развития. Различным этапам профессионально – педагогического становления соответствует разный уровень профессиональной компетентности. Чем  выше результативность профессиональной деятельности педагога, тем более высок уровень его профессионального развития.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    У современного педагога на протяжении всей профессиональной деятельности существует не только возможность, но и необходимость постоянного повышения уровня своего профессионального развития. Различным этапам профессионально – педагогического становления соответствует разный уровень профессиональной компетентности. Чем  выше результативность профессиональной деятельности педагога, тем более высок уровень его профессионального развития.

    Профессиональное развитие любого специалиста основывается на диалектическом принципе «от простого - к сложному» и характеризуется, как показывает обобщение идей исследователей (В. И. Беспалько, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова), следующими тенденциями.

            1. Профессиональное развитие выступает как процесс, протекающий в форме различных периодов и характеризующийся в каждом периоде специфическими показателями и достижениями.

            2 . Профессиональное и личностное развитие имеют сложные диалектические взаимосвязи, отражающие процесс целостного развития человека в онтогенезе.

            3. Профессиональное становление происходит в связи с развитием основных потребностей личности, взаимоотношений с другими людьми в специфических для каждого возраста видах деятельности.

            4. Психологическую основу профессионального развития составляет саморазвитие, протекающее под влиянием складывающихся мотивационных тенденций, их иерархизации. Саморазвитие выступает как процесс превращения собственной жизнедеятельности в предмет практического преобразования в связи с требованиями профессиональной деятельности, приводящий к творческой самореализации в профессии.

            Данные идеи позволили определить условия, которые обеспечивают профессиональное развитие педагогов:

    - создание позитивных взаимоотношений между коллегами, условий для эффективного профессионального общения, развитие педагогической общности в образовательной организации, профилактика и конструктивное разрешение конфликтов;

    - учет индивидуальных и личностных особенностей работника в организации условий его руда (в том числе темперамента, типа личности, интеллектуальной деятельности);

    - содействие педагогам в самоанализе, самопрезентации, самореализации, в том числе посредством участия в инновационной деятельности;

    - разработка индивидуальных траекторий профессионального развития педагогов, обеспечение вариативности форм самопроектирования и самореализации в профессии;

    - создание в образовательной организации такой субкультуры, центром которой является приоритет гуманитарных ценностей во всех их проявлениях по сравнению с узкотехнологическими ценностями.

            Результаты профессионального развития рассматриваются с позиций профессионализма и профессиональной компетентности.

    Е. А. Климов профессионализм определяет как наилучшее исполнение дела жизни. Признаками профессионала он считает:

    - способность мысленно предвосхищать социально ценный результат работы, в идеале – придумывать лучший результат, включая и такой, как собственное развитие;

    - сознание обязательности достижения заданного результата деятельности и соответствующая способность волевого самоконтроля (в идеале – самосовершенствования);

    - владение (оперирование) внешними и внутренними средствами работы (в идеале – способность их создавать, совершенствовать);

    - осознание связей, зависимостей («живых» и овеществленных) между производителями и потребителями результатов деятельности (в идеале – построение более совершенных связей, зависимостей).

            По определению А. К. Марковой, профессионализм человека – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, но и непременное наличие психологических компонентов: внутреннего отношения человека к труду, состояния его психологических качеств. Он не сводится к овладению новыми технологиями, средствами, различными «ноу-хау», когда в тени остаются мотивы поведения человека. При оценке профессионализма большее значение имеет то, что движет человеком (какие мотивы побуждают его к активности в профессиональной         сфере), из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает свой труд.

    А. К. Маркова подчеркивает, что в погоне за новыми технологиями мы сталкиваемся с тем, что «техника есть, а духовности нет». Для современного образования из двух сторон профессионализма (мотивационной – духовность и операциональной – техника) более важное значение приобретает первая.

    Мотивационная сфера педагога-профессионала характеризуется следующими критериями:

    - увлеченность смыслом педагогической деятельности, направленной на благо других людей, стремление проникнуть в современные гуманистические ориентации, желание оставаться в профессии;

    - мотивация профессионального роста и саморазвития в профессии, использование любого шанса для профессионального роста, сильное профессиональное целеполагание;

    - гармоничное прохождение всех этапов профессионализации;

    - отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере, профессиональных кризисов;

    - внутренний локус профессионального контроля,  то есть поиск причин неуспеха в себе самом и внутри своей профессии;

    - оптимальная психологическая цена высоких результатов в профессиональной деятельности, то есть отсутствие перегрузок, стрессов, срывов, конфликтов.

    Сравним категории профессионализма и компетентности. Компетентность как совокупность знаний, позволяющих правильно решать вопросы, относящиеся к сфере профессиональной деятельности, отражает лишь технологические аспекты профессионального труда, в то время как профессионализм рассматривается в совокупности внешних и внутренних (прежде всего мотивационных) побудителей поведения человека в профессии.

    Развитие мотивации педагогического труда и есть тот механизм, который обеспечивает саморазвитие человека в профессии, позволяет ему достигать вершин мастерства, творчески развивать свою деятельность, противостоять факторам риска, объективно проявляющихся в педагогической деятельности. Как замечает С. А. Каверин, детально изучивший мотивацию труда, самая продуманная организация и тщательный контроль окажутся бессильными, если исполнитель не мотивирован и не горит желанием хорошо делать дело. В целом потребность в творческом труде складывается из потребности быть личностью, нравственной, эстетической потребности, потребности смысла жизни, потребности подготовленности и потребности преодоления.

    таким образом, профессиональное развитие педагогов в условиях введения ФГОС общего образования можно определить как процесс  позитивных изменений в личностных и профессиональных качествах, обеспечивающих достижение каждым обучающимся образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных), определённых Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, тем самым способствующих развитию личности ребёнка на основе универсальных учебных действий.

    Мы исходим из того, что реализация целей ФГОС ДО невозможна без профессионального развития каждого педагога, принимающего участия в их реализации.

             Механизмом профессионального развития педагогов является саморазвитие, предполагающее умение осуществлять самопознание, самопроектирование, самореализацию.

    В результате самопознания складывается представление о себе 9субъективный образ своего «Я») под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с социальными нормами поведения, принятыми в обществе.

    Результаты самопознания становятся основой самопроектирования. В сознании педагога складывается представление о целях, предполагающих изменения в своей личности и профессиональной деятелньости, и путях их достижения. То есть самопроектирование позволяет определить план действий по достижению профессионального роста и наметить траекторию дальнейшего собственного развития.

    Самореализация личности в профессии нацеливает её на максимальное раскрытие своих ресурсов, творческих способностей, на адаптивное поведение, выполнение действий, соответствующих ожиданиям окружающих и собственным задачам. Самореализация предполагает проявление собственной индивидуальности, самостоятельность и самоутверждение в различных сферах профессиональной деятельности личности.

    Важным является ответ на вопрос: что побуждает, мотивирует педагога на саморазвитие?

    Такими мотивирующими моментами являются:

    - наличие у педагога адекватного представления о собственной деятельности и собственной личности;

    - сформированность адекватных представлений о педагогической деятельности в условиях реализации приоритетов развития современного дошкольного образования;

    - способность соотносить собственную профессиональную деятельность с профессиональной деятельностью других представителей профессионального сообщества.

            Осуществляя самоанализ своей профессиональной  деятельности, педагог, нацеленный на профессиональное развитие, должен ответить а ряд вопросов, отражающих разные аспекты деятельности по профессиональному саморазвитию: мотивационно-ценностный аспект (зачем это необходимо делать; ради достижения каких результатов это необходимо делать?); целевой (каких результатов мы добьёмся, если будет осуществляться профессиональное развитие педагогов?); операционально-технологический аспект (каким образом и какими способами и технологиями будет осуществляться достижение цели и задач?).

            Для осуществления профессионального развития педагога разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который учитывает имеющийся индивидуальный профессиональный уровень его развития, предполагаемый уровень достижения профессионального развития в зависимости от специфики выполняемой профессиональной деятельности, уровень сформированности мотивационно-ценностных установок и ориентиров на профессиональное развитие.

            Итогом реализации индивидуального образовательного маршрута становится повышение уровня профессионального развития педагога, который обеспечит реализацию целей ФГОС ДО.

    Министерство образования администрации Магаданской области                                                                                                        Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,                                                         оставшихся без попечения родителей                                                                                                                                                         «Магаданский областной детский дом для детей дошкольного возраста»                                                                                               (ОГКОУ «Магаданский областной детский дом для детей дошкольного возраста»)

    выступление на м/о педагогов:

     Тема: Профессиональное развитие воспитателя, обеспечивающего

                  реализацию ФГОС ДО.

    Подготовлено:

    старшим воспитателем

    ОГКОУ МОДДДДДВ

    Черных Е. С.

    Магадан (23.12.15 г.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профессиональное развитие педагога, обеспечивающее реализацию ФГОС ДО

    Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

    ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ КАРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С КРИТЕРИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

    ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ КАРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С КРИТЕРИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО....

    «Формирование профессиональной компетенции педагогов ДОО по интеграции образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС».

    Педагог как компонент и активный субъект образовательной среды во многом определяет здоровый образ жизни ребенка, под влиянием этого образа жизни и личности педагога формируются установки на ЗОЖ, осоз...

    "Основные профессиональные компетенции педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС ДО"

    Консультация "Основные профессиональные компетенции педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС ДО" предназначена для работы с  педагога...

    Комплекс мероприятий в русле темы: «Компетенции и компетентность педагога как условие эффективной профессиональной деятельности в процессе реализации ФГОС ДО»

    Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессионал...

    Педагогический совет: "Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов при реализации ФГОС дошкольного образования"

    Цель: оценка роли инновационной деятельности педагогами, как важнейшего фактора повышения качества образования при реализации ФГОС дошкольного образования....