«Сказочные занятия». Совместные сказочные занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и их родителей.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Мискун Ирина Николаевна

 

С 2009 года для коррекции детско-родительских отношений мною была разработана и реализуется система совместных детско-родительских занятий «Сказочные занятия» с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ и их родителями».

В основе «Сказочных занятий» лежит сказкотерапия, которая является очень ценным методом пси­хологической работы с детьми, предоставляя естествен­ную и традиционную форму общения ребенка и взросло­го — через сказку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnye_detsko-roditelskie_zanyatiya.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказочные занятия».

Совместные сказочные занятия для детей

старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) и их родителей.

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, которые в свою очередь оказывают влияние на дальнейшую социализацию ребенка в обществе.

Новые условия требуют новых подходов и методов работы психолога с семьей, в том числе групповых методов работы с родителями, которые в последнее время завоевывают все большую популярность. Эти методы можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы.

Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать свои стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях родителя и ребенка, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.

Групповая работа становится зачастую одним из самых эффективных средств в этом направлении. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности, позволяют получить обратную связь, в данном случае и от взрослых и от детей, позволяют взглянуть на свою семью с иной точки зрения. В случае общения с детьми важнейшим условием эффективного взаимодействия является признание ценности ребенка, уважение его права быть таким, какой он есть, то, что называется в психологии термином «принятие».

В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций в образовательном учреждении весьма проблематичен.

С 2009 года для коррекции детско-родительских отношений мною была разработана и реализуется система совместных детско-родительских занятий «Сказочные занятия» с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ и их родителями».

В основе «Сказочных занятий» лежит сказкотерапия, которая является очень ценным методом психологической работы с детьми, предоставляя естественную и традиционную форму общения ребенка и взрослого — через сказку.

В сказке нет прямых нравоучений и наставлений, которыми так часто грешат взрослые во взаимодействии с ребенком. В ней рождается универсальный язык для общения взрослого и ребенка. Сказка создает для ребенка зону безопасности, в которой он имеет возможность узнать что-то новое о себе и о мире без боязни вмешательства в свой внутренний мир.

Слушая сказку, ребенок идентифицирует себя с её героями, которые испытывают те же самые затруднения, что и ребенок. Он перестает чувствовать себя одиноким в своих страхах и переживаниях. И, самое важное, благодаря тому, что герои сказки всегда преодолевают трудности, ребенок приобретает опыт разрешения проблем и уверенность в своих силах.

Концептуальной основой «Сказочных занятий» является идея сотрудничества взрослого с ребенком, поэтому основная цель занятий—способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

        Основные задачи:

  • формирование навыков сотрудничества с ребенком;
  • расширение возможностей понимания своего ребенка;
  • улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;
  • выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
  • активизация коммуникаций в семье;
  • развитие умения чувствовать и понимать другого;
  • воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.

«Сказочные занятия» представляют собой 17 коррекционно-развивающих занятий, предназначенных для детей 6-7 лет и их родителей. Численность группы — 6—8 человек (3-4 пары участников, семейные диады), дети и их родители.

Занятия проводятся во второй половине дня два раза в неделю. Продолжительность каждого занятия —25- 30 минут.

Формирование группы происходит на добровольной основе.

Занятия посещают один или сразу двое родителей, иногда они меняются (по очереди посещают группу). Информация о формировании группы и возможности принять участие в занятиях сообщается родителям в ходе психологической консультации.

Эффективность участия в занятиях во многом зависела от общих установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать и различать позиции людей, извлекать из этого опыт. Важно, чтобы в результате такой работы у участников группы появилась возможность самостоятельно решать возникающие проблемы, поэтому я, как ведущая, не даю готовые «рецепты» и рекомендации.

Работа строится по основным направлениям: диагностическому, информационному, коррекционно-развивающему.

Диагностическое направление заключается как в первоначальной психодиагностике взаимоотношений родителей и ребенка перед проведением занятий, так и в последующей диагностике во время проведения совместных занятий для родителей и детей. С этой целью используются:

  • наблюдения за «стихийно» проявляемым взаимодействием и наблюдение в процессе выполнения специальных игр и упражнений;
  • совместное рисование родителями и детьми на определенную тему («Наш дом», «Наша семья»);
  • опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (для родителей дошкольников.

Информационное направление раскрывается в конкретном содержании занятий, которое я стараюсь донести до участников.

Коррекционно-развивающее направление занятий состоит в формировании и закреплении эффективных навыков взаимодействия с ребенком, в развитии рефлексии, эмпатии, коррекции имеющихся нарушений детско-родительских отношений.

Данные занятия включают в себя игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации; ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях; психогимнастику (имитационные игры); метафорические этюды — релаксации; свободное и тематическое рисование; беседы, обсуждение рассказов, игр и т. п.; танцы, ритмику, телесные упражнения.

Места для занятия должно быть достаточно много, поэтому иногда для проведения данных занятий мною используется   музыкальный зал. На полу необходим большой по размеру ковер. На занятиях дети и родители чаще всего сидят в так называемой позе расслабления: сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища или положив их на бедра.

Для проведения данных занятий подобраны разнообразные «волшебные» атрибуты, наглядность, музыкальные произведения, которые позволили бы участникам погрузиться в сказку. Все атрибуты можно варьировать или заменять другими.

Текст сказок является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу. У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. Тексты можно пересказывать, но иногда лучше читать их.

Поведенческие навыки отрабатываются с помощью разнообразных приемов, указанных ранее. Каждый участник имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослыми на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.

Перед началом занятий с участниками обсуждаются те или иные духовно-нравственные аспекты, касающиеся поведения людей и их взаимоотношений в играх на занятии, например, победивший не всегда тот, кто сильнее и быстрее; лучше честно проиграть, чем победить с помощью обмана; мячом можно сделать больно; нужно уступать более слабому и т. д. Необходимо обсуждать разные конфликтные и спорные ситуации, возникающие во время занятия.

В процессе занятия участникам периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, а иногда предлагается просто молча «послушать себя». Все что дети и родители «слышат» внутри себя, нормально, даже если иногда это и кажется неприемлемым. Если участники занятий ничего не слышат, это поначалу тоже нормально, постепенно их чувствительность возрастет.

Начало занятия сопровождается своеобразным ритуалом, чтобы дети и родители могли настроиться на совместную деятельность, общение. В конце каждого занятия дети и родители говорят о тех чувствах, которые они испытывают в настоящий момент. Ритуал выхода из сказки такой же, как и ритуал входа.

Необходимо помнить, что все, выполняемое участниками занятий: их слова, движения, даже импровизации (их надо поощрять особо) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети и родители чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и собственные силы. Поэтому участников занятий необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

После завершения всех занятий проводится итоговая консультация для родителей (участников «Сказочных занятий»), где обсуждаются результаты работы, а также родители получают рекомендации по дальнейшему взаимодействию с детьми. В своих отзывах о прошедших занятиях, родители подчеркивали, что одним из основных результатов для них стало «принятие» ребенка таким, какой он есть, а также укрепление веры в возможности их собственного ребенка.

Данная система занятий была представлена на XI Региональной научно-практической конференции работников образования и здравоохранения г. Красноярска «Полоролевая идентификация ребенка дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, и специфика родительского отношения к нему» в 2009г. и опубликована в сборнике материалов конференции.

Литература:

  1. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб.: Речь. 2006.
  1. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. Я.:  Академия развития. 2001г.

3. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Я.: Академия развития. 2000г.

  1. Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх. Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь. 2008.
  2. Марковская И.М.Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь. 2002.
  3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К.Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Речь. 2007.
  4. Хухлаева О.В. Работа психолога с родителями: концепции и технологии. Газета Школьный психолог. №20. 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Сказочные приключения" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В увлекательной  для дошкольников форме я стараюсь помочь им понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи с знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схватке с злы...

«МАРСИАНЕ НА НОВОГОДНЕМ КАРНАВАЛЕ». Новогоднее сказочное представление для детей старшего дошкольного возраста.

В материале представлен сценарий новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста....

интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Сказочные образы в музыке"

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста " Сказочные образы в музыке". Интеграция образовательных областей: "Художественное творчество", "Коммуникация","Чтение художес...

Конспект сюжетного занятия по физкультуре с элементами корригирующей гимнастики «Путешествие в сказочную страну» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект сюжетного занятия по физкультуре с элементами корригирующей гимнастики «Путешествие в сказочную страну» для детей старшего дошкольного возраста поможет развить физические кач...

План – программа «Сказочная страна» по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Настоящая программа составлена с учетом реализации  интеграционных  связей между образовательными областями, она описывает планирование  и организацию театрализованной деятельности дете...

Сценарий весеннего праздника "Сказочное телевидение" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий весеннего праздника "Сказочное телевидение" для детей старшего дошкольного возраста...