Знакомство со сказочно-былинной живописью детей старшего дошкольного возраста
консультация на тему

Сельскова Яна Алексеевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochno-bylinnaya_zhivopis.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство со сказочно-былинной живописью в старшем дошкольном возрасте.

Жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают сказки и былины, называется сказочно-былинным. В произведениях русского фольклора — сказках и былинах — отражены история народа, его прошлое, опыт предыдущих поколений, его национальные обычаи, традиции, верования, истоки культуры.

Сказка — это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебных, фантастических сил. Это источник радости, мудрости, а также увлекательный, чудесный, своеобразный ориентир, помогающий ребенку разобраться в многогранном мире человеческих взаимоотношений.

В сказке характеристика героя, его основные черты — положительные или отрицательные — представлены в сказочных образах, передаются через внешний вид: выражение лица, позы, одежду, предметы и животных, которые сопровождают героев; среду, в которой они живут, поступки и действия, особенности речи.

Былина — это жанр русской эпической песни, сказание о богатырях — героях, совершающих воинские подвиги. Слово «былина» происходит от слова «быль», то есть то, что было в действительности, запомнилось и осталось в памяти народной. Некоторые персонажи былин носят имена исторических лиц — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дюк Степанович, Михайло Данилович, Дунай Иванович, Настасья Микулишна, Василий Буслаев, Садко. В былинах много предметов исторически достоверных, например старинное вооружение богатырей: меч, лук и стрелы, щит, копье, палица, шлем, кольчуга. Однако былины — это произведения художественные, поэтому для них характерен вымысел. Для них всегда важна не столько правда отдельного факта, события, сколько правда жизни.

Произведения живописи, написанные по мотивам сказок и былин, — это сюжетно-тематические картины, в которых представлена взаимосвязь событий, художественных образов, где сюжетно-композиционный центр всегда выделен ярко, детально, подчеркнут либо вели- чиной, цветом, либо построением изображения. Все средства выразительности живописи направлены на выражение главной идеи произведения.

Конечно, изобразить сказку или былину со всеми характерными для них особенностями в живописи сложно, однако художникам удается передать некоторые из них. Рассматривая с детьми репродукции на темы сказок, следует отмечать элементы фантастичности, сказочности. В картинах на былинный сюжет целесообразно обращать внимание на историческую достоверность изображения, а также отмечать имеющиеся элементы вымысла, преувеличения.

В этом живописном жанре работали такие знаменитые русские художники как: В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Н.К.Рерих, И.Е. Репин, К.А.Васильев, И.Я.Билибин.

Ознакомление детей дошкольного возраста со сказочно-былинной живописью происходит по определенной схеме:

1. Предварительная работа: рассказывание детям сказки (былины), связанной с изучаемой картиной.

2. Проведение беседы, направленной на выяснение сути сказки (былины), характера ее главных героев, рассматривание иллюстраций к ней.

3. Проведение художественно-развивающих игр.

4. Основная работа по картине: рассматривание картины, словесное рисование по теме картины.

5. Анализ главного героя (героев): обратить внимание детей на позу героя, на положение рук, ног, головы, мимику лица.

6. Анализ цветовой гаммы картины.

7. Анализ деталей, изображенных на переднем плане.

8. Анализ заднего плана (фона) картины.

9. Целостный анализ содержания и средств выразительности картины.

Так, например, при восприятии картины В.М. Васнецова "Аленушка", следует вызывать у детей интерес к сказочной живописи и получать эмоциональный отклик на художественный образ и настроение Аленушки. Развивать эстетическое восприятие и видение, наблюдательность и воображение, образное мышление и способность получать удовольствие от художественной картины и мастерства художника, от умения общаться по поводу увиденного.

Через анализ содержания и средств выразительности подводить детей к пониманию замысла сюжетно-тематической картины (горе и отчаяние одинокой девочки перед грозящей ей злой судьбой). Рассматривать роль рисунка в передаче состояния героини - обратить внимание детей на позу Аленушки (она сидит, пригорюнившись), на положение рук, ног, головы, выражение отчаяния на лице. Цветовая гамма в изображении природы перекликается с цветовым колоритом в изображении Аленушки, тем самым как бы подчеркивается, что природа откликается на душевное состояние девочки, сочувствуя ей: гармония неярких, глубоких темно- и светло-зеленых, бурых, коричневых, серо-белых холодных с теплыми красно-коричневыми, каштановыми, розовыми, темно-бежевыми красками.

Построение картины - вертикально-прямоугольная композиция, где в центре крупным планом изображена главная героиня. Вокруг Аленушки - открытое пространство, за спиной - темно-зеленая стена леса, перед ней - темно-коричневая вода лесного озера, - все это усиливает ощущение опасности, одиночества, трагичности.

Сказочность сюжета подчеркивается некоторыми деталями, символизирующими надежду на лучшее. Так, верху картины чуть приоткрыто светлое пространство неба; ласточки, сидящие на ветке, - это вестники перемен и надежды.

Важно на примере данной картины дать детям представление о сказочной живописи, связанной с фольклором, средствах ее выразительности; формировать навыки последовательного рассматривания картины, умение высказывать свое мнение об увиденном, используя доказательные суждения, оценки; обогащать речь детей образными словами, выражениями: "сиротинушка горемычная», «тоска-печаль», «пригорюнилась" и другими. Развить полихудожественное восприятие и ведение художественного образа, созданного языком разных искусств: фольклора, графики, живописи.

За несколько дней до занятия детям рассказывается сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"; проводится беседа, направленная на выяснение сути сказки, характера ее главных героев, рассматривание иллюстраций к ней. Проводятся художественно-развивающие игры: "Подбери краски к настроению изображенных героев", "Угадай настроение по лицу человека".

Какие еще методы и приемы, можно использовать при ознакомлении дошкольников со сказочно-былинной  живописью.
Пояснение - широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о чем - либо.
Сравнение - например:
Акцентирование деталей - усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым. Например: всё изображение картины закрывается листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.
Приём композиционных вариантов - педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.
Приём колористических вариантов - изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных образов. Например: во время просмотра картины В.М. Васнецова «Иван – Царевич и серый волк» прочитайте отрывок из сказки «Иван – Царевич и серый волк».
Метод музыкального сопровождения. Во время просмотра картины звучит подходящая музыка (например, П. И. Чайковский Времена года, Октябрь, и картина И. С. Остроухов «Золотая осень»). Происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы.
Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.
«Вхождение» в картину - детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение

Следует обращать внимание детей на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности их почерка. Дети уже узнают мастеров сказочно-былинного жанра и те произведения, которые они создали. Поэтому следует способствовать тому, чтобы дети высказывали свои суждения и отношение к увиденным репродукциям, давали им развернутую оценку, применяя образные слова и выражения, эмоционально-эстетические и доступные им искусствоведческие термины, использовали полученные знания в собственном творчестве.

Список используемых источников:

  1. Курочкина Н.А. Знакомим детей с живописью. Сказочно-былинный жанр. Детство – пресс
  2. Баранчук И. «Живопись от А до Я», Издательский дом «Сибирский цирюльник» М., 2003 г.
  3. Р.М. Чумичева «Дошкольникам о живописи». – М.: Просвещение, 1992.
  4. Чумичева Р.М. «Дошкольникам о живописи», М., 1992.
  5. Ветлугина Н.А. «Эстетическое воспитание в детском саду», М., П., 1985

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомство со звездой Солнце» для детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности Образовательная область «Познавательное развитие»

Привлечь внимание детей к звездному небу, дать детям представление о жизни звезды - Солнце , о сравнительной величине Солнца и планет, дать детям знания о необходимости Солнца для всего живого на Земл...

Статья "Создание выразительного образа в процессе обучения техникам живописи детей старшего дошкольного возраста"

В статье рассматривается проблема: создание выразительных образов в рисунках старших дошкольников средствами  техник живописи...

Знакомство с пословицами и поговорками детей старшего дошкольного возраста.

   Многие великие люди восхищались мудростью и красотой, живописной изобретательной силой пословиц.      Многозначность пословиц делает их трудным для толкова...

Спортивный досуг «Знакомство с инспектором Пешеходовым» для детей старшего дошкольного возраста.

Продолжить обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах, закрепить знание сигналов светофора, их значений....

Мастер – класс для педагогов "Знакомство с основными финансовыми понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Данный мастер-класс имеет следующую  цель: познакомить воспитателей с технологией формирования основных понятий финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста  посредством дида...

Мастер – класс для педагогов "Знакомство с основными финансовыми понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Данный мастер-класс имеет следующую  цель: познакомить воспитателей с технологией формирования основных понятий финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста  посредством дида...

Сценарий спортивного досуга "Путешествие с Незнайкой" по знакомству с правилами дорожного движения детей старшего дошкольного возраста, дата проведения сентябрь 2020

Спортивный досуг "Путешествие с Незнайкой" поможет сформировать у детей знания о правилах дорожного движения через игровые ситуации, покажет важность соблюдения правил дорожного движен...