Тематический план игр - экспериментирований
методическая разработка на тему

Лаврова Ирина Ивановна

Данный тематический план разработан на младший, средний и старший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_plan_igr_-_eksperimentov.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №42 «Аленка» г. Воркуты

«Челядьӧс   42№-а  видзанін   «Аленка»

школаӧдз велӧдан муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение Воркута к.

Составитель: Лаврова И.И., воспитатель

Тематический план игр-экспериментирований

Тема

Младший возраст (2 – 4 года)

Средний возраст (4 – 5 лет)

Старший возраст (6 – 7 лет)

1. Воздух (ветер)

-- «Играет ветер ленточкой»

Во время прогулки поворачивать в разные стороны султанчик из цветных ленточек. Наблюдать за тем, как в зависимости от силы ветра меняется движение ленточек придумывать интересные комментарии: «ленточки танцуют с ветром»; «они радуются»; «ленточки успокаиваются и засыпают, ветер их баюкает»; «ленточки хохочут, ветер их щекочет»; «ленточки машут облакам «До свидания». «Ветер зовет ленточки в дальние края».

-- «Ловушка для воздуха» Набрать в рот воздух, раздув щеки («воздух в ловушке»). Затем тонкой струйкой выпускать воздух на ладошку, почувствовать его прикосновение («выпускаем воздух на волю»).

-- «Ты откуда, ветер?» С помощью султанчиков и флажков определить, есть ли ветер, откуда дует

-- «Угадай, есть ли ветер?» На прогулке: перечислить как можно больше признаков, по которым можно узнать, есть ли ветер: качаются ветки, бегут ли облака, несет ли по земле листву и т.п.

-- «Пробка в подводной лодке»  Налить полмиски воды. Бросить в воду натуральную пробку. Накрыть ее стаканом. Погружать стакан в воду. Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом, так как воздух, находящийся в стакане, занимает место и не пускает в стакан воду.

-- «С ветром наперегонки» Предложить детям побегать против ветра, а также и в ту сторону, куда он дует. Сделать вывод, когда легче бегать и почему.

-- «Откуда дует ветер, и что есть на белом свете?»

С помощью султанчиков и флюгера определить, откуда дует ветер. Придумать, что интересного ветер мог «увидеть» там, откуда он дует, и что может рассказать детям.

-- «Праздник ветра». С помощью вертушек, лент, султанчиков и кусков лёгкой ткани вначале определить направление ветра. Затем придумать, что за танец «исполняют» на ветру используемые предметы. Оригинально назвать его.

-- «Обнаружим невидимку». Рассмотреть прозрачную и, на первый взгляд, пустую, пластиковую бутылку. Затем опустить её в большую ёмкость с водой и наблюдать, как из горлышка бутылки выходят пузырьки. Ответить на вопрос, что это, ведь бутылка была «пуста». Это «невидимка» - воздух, который в воде стал виден. А поднимается он потому, что воздух легче, чем вода. Можно попробовать схватить пузырьки руками.

-- «Как сделать ветер в помещении?» Обменяться идеями. Идеи воплощать тут же: сделать веер и помахать им; включить фен или вентилятор; подуть и т.п. Закрепить представление, что ветер – это движущийся воздух.

-- «Моделируем разные ветры».Из скорлупы грецкого ореха сделать маленький кораблик с парусом, поместить его в таз. С помощью способов, освоенных в игре «как сделать ветер в помещении» моделировать разные ветры. Опираясь на «поведение» скорлупки-кораблика дать определения ветрам: бурный, порывистый, нежный, тихий, штормовой, лёгкий. 

-- «Взвешиваем воздух». Положить на чаши весов  надутый и не надутый воздушные шарики. Чаша весов с надутым шариком перевесит.  Сделать вывод о том, что воздух имеет вес. Затем придумать несколько способов игры с воздушным шариком.

-- «Как воздух играть помогает». Взять надутый и не надутый шарик. Выполнять игровые движения (подбрасывать; плавно переносить с одной руки на другую; не давать упасть на пол, поддерживая с помощью струи воздуха и т.п.) То же попробовать сделать с не надутым шариком. Вариант: Сделать маленький парашют из полиэтилена или тонкой бумаги. Пускать парашют с возвышения, наблюдая, как купол раскрывается. Объяснить, что его «распирает» и поддерживает воздух. Поэтому снижение происходит плавно.

2. Вода (лёд, снег)

-- «Весёлые путешественники». Запустить в таз с водой (можно в лужу, в ручеёк) разные предметы: лодочки, щепочки, кораблики. Наблюдать за ними, делать «волны», «ветер», «отправлять в плавание» мелкие игрушки.

-- «Нырки». Предлагается «топить» в тазу или ванночке маленькие мячи, резиновые и надувные игрушки, шарики от пинг-понга. Разжать пальцы – и игрушки выпрыгивают из воды. По ходу игры воспитатель должен дать доступные объяснения происходящему процессу.

-- «Вот какая пена». Предложить детям 2 тазика с водой. В одном – простая вода. В другой таз добавить шампунь или жидкое мыло. Практическим путём выяснить, где будет получаться пена. Из полученной пены моделировать фигурки, сдувать их, преобразовывать и т.д.

-- «Ловкие пальчики». Детям предложить кусочки поролона разного цвета и формы, 2 тазика: один пустой, другой с водой. Дети должны мочить губку в одном тазу и отжимать её в другом до тех пор, пока вся вода не перенесётся из одной ёмкости в другую. Воспитатель ненавязчиво и доступно комментирует суть процесса.

-- «Бульбочки». В тазу с водой «булькать» воздухом из резиновых игрушек. Педагог объясняет, что «Бульбочки» - это воздух. Можно булькать и разными бутылочками, погружая их в воду как пустыми, так и наполненными водой. В этом случае понаблюдать и прокомментировать, когда получается больше «бульбочек».

-- «Сделаем дождик».

Из маленькой леечки лить дождик на 2 игрушки. Одна сидит под зонтом, другая – без зонта. Объяснить, почему одна промокла.

-- «Лепим колобки» и «Делаем фигурки». Детям предоставляется возможность с разными формочками поиграть и поэкспериментировать, как лепятся фигурки из мокрого (липкого) и рассыпчатого снега.

-- «Куда делась Снегурочка?» Внести на поддоне снежную фигурку, символизирующую Снегурочку. Можно украсить ее бусинками, цветной бумагой. «Изобразить» горячим феном теплый летний воздух. Понаблюдать за таянием фигурки: что осталось? Откуда вода? Сделать вывод, что снег – это замерзшая вода.

-- «Цветной снег» поливать уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной воды, рисуя узоры.

-- «Разные ножки бегут по дорожке» Экспериментировать, отпечатывая следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки следов игрушек.

-- «Ледяные игрушки» Замораживать лед в разных формочках, получая фигурки. Сделать выводы:

  1. Почему нельзя долго играть ледяными игрушками?
  2. Что общего между льдом и снегом?
  3. В чем разница?

-- «Волшебная вода» смешивать подкрашенную воду и получать разнообразные цвета и оттенки.

-- «Цветные капельки». Капать из пипетки в баночки с водой жидкую краску различной густоты и насыщенности. Наблюдать за «путешествием» капелек.

--«Что тонет, что не тонет». Испытывать на «плавучесть» игрушки и предметы из разных материалов, комментируя процесс и делая выводы.

-- «Вода дружит с мылом». Выдувать мыльные пузыри с помощью разных предметов: соломинок, трубочек, катушек из-под ниток.

-- «У кого пена выше и пышней».Вдувать воздух через трубочку в мыльную воду с целью получения самой объёмной пены. Обсудить, на что похоже пенное сооружение.

-- «Подушка из пены». Испытать, какие предметы, из каких материалов, могут лежать на поверхности пены.

--«Дождь тревожит лужицы». Имитируя дождь разной интенсивности и с разной величиной капель (из пипетки, из шприца, из лейки мелкой и крупной) наблюдать, как меняется поверхность лужи (или воды в тазу). Расходятся круги, идёт рябь, вскакивают пузыри и т.п.

-- «Ледяные узоры». Замораживать в воде узоры из камешков, бусинок, мозаики, листочков. Затем рассмотреть, описать, объяснить, как это получилось.

-- «Освобождение из плена».  Разморозить разными способами маленькие игрушки, замороженные внутри льда «злой колдуньей» (тёплым дыханием, согреванием в руках, прикладыванием к батарее, обливанием тёплой водой). Констатировать факт, что лёд – это замёрзшая вода.

--«Снежные фигурки». Лепка из липкого снега снежных баб, снегурочек, зайчиков, игра в снежное царство. По ходу придумывать сказочные истории.

-- «Разные снежинки». Рассматривать через лупу снежинки, уточнять, что все они разной формы. Рисовать снежинки по памяти.

-- «Разный лёд». Заморозить льдинки разной формы и толщины. В результате разных игровых действий выяснить, что лёд может быть хрупким, тонким, а может быть прочным и толстым.

--«Что вода умеет?» С помощью игровых и исследовательских действий дать ответы на вопрос «Что вода умеет делать» (литься, плескаться, мочить, брызгаться, журчать и т.п.)

--«Какая бывает вода?» Соответственно с помощью игровых и исследовательских действий дать как можно больше ответов на вопрос «Какая бывает вода?» (жидкая, прозрачная, холодная, тёплая, грязная, сырая, кипячёная и т.п.)

-- «Фонтанчик».Взять пластиковую бутылку, проделать в ней гвоздём три дырочки. Заткнуть их спичками. Залить в бутылку воду и выдернуть спички. Получится фонтанчик.

-- «Почему утонул поролон?» В ёмкость с водой кинуть несколько поролоновых губок разного цвета и формы. Все они плавают, не тонут. Рассмотреть сухую губку: множество мелких отверстий наполнены воздухом, а воздух легче воды. Вот он и держит поролон.. Затем один из импровизированных корабликов  опустить под воду и сжать рукой, наблюдая за множеством всплывающих пузырьков. Под водой же разжать руку: расправившаяся губка не всплывает. Объяснить детям процесс и предложить повторить его.

--«Фантастические фигурки». Взять стеклянный резервуар (большую стеклянную банку или не используемый аквариум). Понадобятся и цветные свечи. Растопленным цветным парафином капать в холодную воду в резервуаре. Можно сначала вылить немного парафина на подогретое горизонтальное стекло, затем лить со стекла в воду. Капли парафина в воде застывают, приобретая причудливые формы. Затем извлекать их и беседовать с детьми: на что похожи фигурки.

--«Вода не имеет формы». Поочередно переливая воду в разнообразные баночки, формочки, тарелки, следить за тем, как вода меняет форму в зависимости от формы емкости.

-- «Волшебник – повар, или вода не имеет вкуса» «волшебник – повар» должен спросить у детей, какого вкуса вода. Дать детям попробовать простую кипяченую воду, констатировать факт, что вода безвкусная. Затем он «колдует», добавляя «волшебный порошок» (соль и сахар). В одном стакане вода становится соленой, в другом – сладкой. Детям нужно догадаться, что это за волшебные порошки и сделать вывод, что вода безвкусная, но может иметь вкус растворенного в ней вещества

-- «Сделаем живую воду» Очистить воду от разных примесей с помощью разнообразных фильтров (бумага, марля, вата, сетка).

-- «Вода не имеет цвета» В прозрачную чистую воду опускать кристаллики марганцовки, краски, наблюдая, как окрашивается вода. Затем можно смешивать воду разной окраски, получая новые цвета и оттенки. Подвести детей к выводу, что окраска воды зависит от растворенных в ней веществ.

-- Вырастим кристаллы»  Сделать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получить кристаллы соли. Можно намочить в данном растворе веточку, которая в последствии станет будто покрываться инеем.

-- «Чем пахнет вода» Понюхать как простую воду, так и соленую, сладкую. Сделать вывод – у воды нет запаха. Капнуть в воду немного духов, одеколона. Дать понюхать, «подушиться» новыми «духами». Сделать вывод, что вода пахнет растворенными в ней веществами.

-- «Животворная вода» Срезать (или подобрать в парке) веточки полярной ивы. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотреть веточки, затем поставить ветки в воду. Объяснить детям, что вода дает жизнь всему живому. По мере постепенного появления почек, листьев, корешков от имени веточки «рассказать» о приятных «ощущениях» и благодарить воду.

--«Невесомая вода». На площадке: в жестяную баночку с дырочкой на дне налить воду и поднять её. Понаблюдать, как понемногу вода вытекает: капельки притягивает к себе Земля. Выпустить банку из высоко поднятых рук. Обратить внимание, что во время падения банки вода не вытекает, становясь невесомой. Разлилась вода только после падения банки.

--«Не разлей воду». Налить воду в бутылку с широким горлышком. Аккуратно установить её в сетке-авоське. Постепенно раскачивать сетку с бутылкой до полного, интенсивного вращения. Порассуждать, почему вода не выливается (её прижимает к бутылке сила вращения.)

--«Куда плывёт рыбка?» Положить в таз с водой вырезанную из плотной бумаги рыбку так, чтобы одна сторона была сухая. Опустить в воду вилку и резко её вытащить. В образовавшуюся воронку быстро капнуть подсолнечное масло. Понаблюдать, как растекающееся масло заставляет рыбку двигаться.

--Живая спиралька». ИЗ тонкой проволоки свернуть небольшую спираль. Слегка смазать её маслом и опустить в воду. Пипеткой капнуть туда же немного мыльного раствора: спиралька начнёт двигаться (вращаться).

--«Как выглядит айсберг?». Наполнить водой небольшой воздушный шарик и положить в морозилку до полного замерзания воды. Шарик разрезать извлечь ледяную « глыбу». Опустить самодельный айсберг в ведро с водой. Понаблюдать за его положением в воде: небольшая часть над водой, всё остальное – под водой. Объяснить, чем опасен айсберг кораблям: пустить игрушечный кораблик и показать, как айсберг, переворачиваясь в воде, может вызвать «кораблекрушение».

--« Водоплавающий лимон». Набрать в ёмкость воды и опустить в неё чищеный лимон. Он утонет. Затем туда же опустить лимон неочищенный, в кожуре. Лимон будет плавать. Объяснить детям, что лимон сам по себе тяжёлый, плотнее воды, поэтому он утонул. Но его кожура не очень плотная, в ней много мелких пузырьков воздуха. А воздух легче воды. Он и поддерживает лимон на плаву. Пробовать «утопить» «водоплавающий лимон».

--«Очистим воду». Очищать воду от разных примесей с помощью разных фильтров – бумаги, марли, сетки, ваты.

--«Брызгалки».  В мягких флаконах из-под шампуня проделать дырочки, залить воду и устроить соревнования на площадке – кто дальше брызнет, кто брызгалкой  «нарисует» на асфальте смешную рожицу.

--«Соревнование мыльных пузырей». Выдувать пузыри и соревноваться на «самый-самый» (большой, радужный, летучий) пузырь.

-- «Наливаем – выливаем». Наполнять водой разные сосуды с узким и широким горлышком с помощью разных средств: воронок, пипеток, трубочек, мензурок, шприцев.

--«Разнокалиберная флотилия». Сделать разные корабли из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек. Испытывать их плавучесть на спокойной воде, на воде с волнами, во время «бури» и т.п.

3. Свет, тень.

(Солнце).

-- «Веселые солнечные зайчики» Ловить солнечного зайчика. «Держать» на ладошке, разговаривать с ним и т.п.

-- «Что за фигурки» Закрепить источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень. Дети по своему желанию и по показу воспитателя играют и экспериментируют с тенями: от рук, игрушек, предметов.

-- «Поймай солнышко» Маленьким зеркальцем поймать луч солнца и направлять его по инструкции воспитателя (пусть зайчик поднимется, опустится, подберется к часам, попрыгает, задрожит).

-- «Солнечные зайчики пляшут» (вариант предыдущей игры, но выполняется под скандирование чистоговорок или четверостиший).

-- «Театр теней», «У кого тень интереснее», «Угадай, кто это?» игры – экспериментирования с тенью.

-- «Хочешь увидеть радугу?» Пропускать свет через стеклянную призму и наблюдать за преломлением и образованием радуги, которая отразится на белом листе бумаги.

-- «Солнечные зайчики играют в ловилки» Пытаться поймать на стене своим солнечным зайчиком солнечный зайчик ребёнка.

-- «Подаём сигналы фонариком». («Поиск»). В тёмной комнате с помощью фонарика разыскать спрятанную вещь.

-- «Цветные сигналы».  Придумать: с помощью каких средств можно изменить цвет сигнала фонарика (цветные стёклышки, тонкая цветная ткань и т.п.)

-- «Теневой театр». На стене с помощью рук показывать тени разных зверей и птиц, разыгрывая мини-спектакли.

4. Бумага.

--Снежки». Комкать бумагу, делать «снежки» и бросаться ими.

--«Блестящие комочки». Комкать блестящую разноцветную фольгу, делать комочки и играть с ними (скатывать с горки, выкладывать узоры и фигурки).

--«Бумажный вихрь». Нарезать ножницами кусочки цветной бумаги и сдувать их с помощью «ветра», создаваемого листом плотной бумаги, веером, дыханием. Наблюдать за полётом, движением.

-- «Веера». Складывать веер из бумаги, добиваясь равномерных сгибов и обмахивать ими друг друга.

--«Бабочка». Свернуть из бумаги бабочку разными способами (как подскажет фантазия) и из разных видов бумаги.

-- «Самолетики – в полет!» Складывать из разных видов бумаги самолетики, запускать их и наблюдать, чей самолет пролетит дальше, выше, плавнее.

-- «Игрушки оригами» Изготавливать фигурки и предметы по типу оригами. Обыгрывать готовые поделки.

-- «Вертушки» Изготавливать вертушки из бумаги разного цвета и плотности и испытывать их.

-- «Гармошка» С помощью тонкой бумаги и расчески гудеть, играть, как на губной гармошке.

-- «Отпечатки» Делать отпечатки на бумаге с помощью самодельных печаток: вырезать их из картофеля, моркови, пробок и т.п.

-- «Копируем рисунки» экспериментировать с копировальной бумагой разного цвета: копировать рисунки, делать несколько копий.

5. Разные материалы:

(песок, магнит, резина, стекло).

6. Звук.

--«Делаем фигурки». Экспериментировать с изготовлением фигурок и поделок из влажного и сухого песка.

--«Дорожки и узоры». Тонкой струйкой сыпать песок на землю, асфальт, цветную бумагу из ведёрка с дырочкой в дне или кулёчка с небольшим отверстием.

--«Разные звуки».Заставить «петь» разные предметы: осторожно постукивать дерево о дерево, металл о металл, стёклышко о стёклышко и т.п. Внимательно слушать, как отличаются издаваемые звуки.

--«Разные звуки» (см. предыдущую тему)

--«Где колокольчик?» .С закрытыми глазами определить правильно место, из которого исходит звук колокольчика.

-- «Чья это песенка». Спрятав предметы и игрушки за ширму, воспитатель «издаёт» знакомые детям звуки (свист резиновой игрушки, шелест листаемой книги, шуршание сминаемой бумаги, звон колокольчика, шум погремушки). Дети должны угадать, чью «песенку» они слышат.

--« Узнай на ощупь». С помощью осязания определить, из чего сделан обследуемый предмет.

-- «Узнай по звучанию». Слушать, какой звук издают предметы, когда ими стучат. Определить, из чего они сделаны.

-- «Погремушки». Испытать, какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов.

-- « Звонкие бутылочки». Вариант предыдущей игры. Испытать, какой звук издаёт молоточек, если им ударять по бутылочкам, наполненным водой, песком или по пустым.

-- «Что шуршит, что гремит». Узнать с закрытыми глазами разные звуки: разрывания или сминания бумаги, колебания фольги, насыпания песка или камешков, переливания воды).

-- «Мир меняет цвет». Рассмотреть окружающий мир через стёклышки разного цвета и заметить, какие изображения станут невидимыми. Придумать сказочный сюжет.

-- «Всё заметим, всё узнаем».  Рассматривать мелкие предметы, картинки через увеличительное стекло и описание их мелких подробностей.

-- «Какой предмет самый прочный?» Участники превращаются в «великанов-силачей». Пытаться переломить веточку, металлический предмет, кусочек пенопласта. Пробовать на разрыв нитку, проволоку. Сравнивать прочность материалов, поддающихся или не поддающихся силе великанов.

-- «Почему песок стал тяжелее?». На чаши весов положить одинаковое количество песка, но на одной чаше он сухой, а на другой – мокрый. Почему вторая чаша перевесила?

-- «Из чего состоит песок?». Просеивать песок через пальцы, через сито. Рассматривать элементы в увеличительное стекло. Порассуждать, пофантазировать: чем раньше были мельчайшие песчинки, камешки, что они «повидали»?

-- «Чей след глубже?» Разровнять площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпать песок через сито. Положить, не надавливая, на песок карандаш и более тяжёлый предмет, сравнить глубину их следов. А теперь песок как следует встряхнуть и повторить манипуляции с карандашом и ключом. В этот раз предметы погрузятся в песок гораздо глубже, т.к. песок стал более рыхлым, мягким, менее плотным.

-- «Погремушки», «Звонкие бутылочки», «Что шуршит, что гремит» (см. описание игр в предыдущей теме)

-- «Дрожалка» и «пищалка».Взять рейсшину (длинную тонкую линейку для черчения). Положить на столе так, чтобы один конец выступал за край стола. Дёрнуть выступающий конец так, чтобы он задрожал, как трамплин. Вслушаться, на что похож звук «дрожалки». Менять длину выступающего конца, извлекая аналогично звуки, наблюдая и объясняя, как они меняются в зависимости от длины выступающего конца. (чем короче кончик рейсшины, тем звук тоньше, а чем длиннее – тем звук «сердитее»)

-- «Испытание магнита». Экспериментировать с магнитом: притягивать разные предметы. Какие притягиваются, а какие нет? Проверить подъёмную силу магнита: какой величины металлические предметы поднимает, а какие нет? Через какие преграды действует магнит ( бумага, картон, ткань, вода и т.п.)

-- «Таинственные фигурки». С помощью магнита заставлять двигаться по листу бумаги или на экране металлические фигурки (булавки, скрепки, шпильки, проволочных человечков).

--« Попрыгунчики». Привязывать к длинной резинке разные предметы и, дёргая за резинку, заставлять их подпрыгивать.

-- « Кто спрятал цвета?» Рассматривать окружающее через стёкла разного цвета. Заметить, какие цвета « похищают» те или иные стёклышки. Специально рисовать «волшебные» картинки, накладывая одно изображение на другое. Придумывать сказочную историю.

-- «Весёлый песок». Раскрашивать песок в разные цвета, перетирая его с цветными мелками. Затем сыпать струйкой, «рисуя» песчаные картины. Можно делать «украшения», заполняя разноцветными слоями песка прозрачные ёмкости.

-- «Согреем песок». Насыпать песок на два поддона. Один из них согреть лампой. Определить прикосновением, в каком лотке песок теплее. Ответить на вопрос: почему летом на пляже песок бывает тёплым и даже горячим?

-- «Сюрпризы». В стеклянную ёмкость насыпать песок, в котором закопать мелкие фигурки, предметы. Закрыть крышкой. Путём резкого встряхивания банки выталкивать из песка «инородные» предметы.

--«Песок в воде». Всыпать немного песка в стеклянную тару с водой. Перемешивать и наблюдать: какая стала вода? Почему она стала мутной? Растворился песок или нет? Почему вода стала мутной? Отстаивать воду, наблюдая за постепенным оседанием песка и очищением воды.

-- «Какие бывают песчинки?» Взять чистый песок и насыпать его в большой лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотреть форму песчинок, которая может быть разной. Пусть каждый ребёнок возьмёт в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

--«Песчаный конус». Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Заметить, что если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают «сплывы», движение песка похоже на течение.

-- « Своды и тоннели». Взять трубочку диаметром чуть побольше карандаша, склеенную из тонкой бумаги. Положить трубочку на ровную поверхность и засыпать её сухим песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытащить карандаш и посмотреть, что трубочка осталась не смятой. Песчинки образуют своды, именно поэтому мелкие насекомые не  погибают под песком..

-- «Спичечный телефон».  Взять две пустых спичечных коробочки. Проткнуть у каждой донышко иголкой с вдетой в неё длинной нитью. После этого иголку убрать, а нитку завязать на коробках в местах прокола. Дать двум детям по коробку. Дети расходятся так, что нитка натягивается как струна. Один ребёнок подносить «спичечный телефон» вплотную к губам, другой – к уху, второе ухо закрыть рукой. Можно «говорить по телефону». Нужно иметь в виду, что нитка, натянутая между двух коробков, не должна касаться никаких предметов, в том числе пальцев, которыми держат коробочку.

-- «Как сделать звук громче». Взять обыкновенную расчёску. Проводя резко пальцем по зубчикам, оценить характер и громкость звука. Затем из плотной бумаги типа ватмана свернуть рупор. Приложить расчёску к узкому концу и аналогично «потрещать» зубчиками, звук получится гораздо громче. Прийти к выводу, что когда дрожит зубчик у расчёски, то он заставляет дрожать небольшое количество воздуха, ведь зубчик – маленький. Значит, и невидимых звуковых волн распространяется немного. А рупор – большой. Он дрожит от движения зубчиков, от него дрожит больше воздуха, значит, и звуковых волн распространяется вокруг больше. В рупор можно петь, шептать, смеяться и т.д., сравнивая всё это с аналогичными звуками без рупора.

-- «Зачем зайцу длинные уши?» Представить, что мы – зайцы и гуляем по лесной опушке. Перечислить, что мы слышим? Акцентировать внимание, что уши у нас слишком коротки. Сделать бумажные длинные рупоры, приставить их к ушам и внимательно послушать: гораздо громче «зазвучало» всё вокруг, а многие звуки мы услышали впервые. Сделать вывод, что длинные ушки помогают «поймать» больше звуковых волн. Значит, зайчик издалека может услышать приближающуюся опасность 6 подкрадывающегося хищника или шаги охотника.


Список использованной литературы:

1. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – С.-Пб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

2. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. – С.-Пб.: Издательство «Акцидент», 1997.

3. О.А.Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – С.-Пб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

4. МЫ. Программа экологического образования детей. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – С.-Пб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

5. Журнал «Игра и дети». № 2/2004г., с. 4 – 6. (В. Полянская «Тонет? Не тонет!)

6. Журнал «Обруч». № 3/2003г, с. 23 – 26. (Н.Ильина, Н.Румянцева «Где начинается хвост?)

7. Л.Л.Сикорук. «Физика для малышей». – Петрозаводск: Издательство «Кругозор», «БНП», 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность  детей.Образовательная деятельно...

Тематическое планирование по экспериментированию во второй младшей группе.

Тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе....

Учебно-тематический план по экспериментированию с живой и неживой природой в подготовительной к школе группе (6-7 лет).

Учебно-тематический план по экспериментированию с живой и неживой природой в подготовительной к школе группе (6-7 лет).Воспитатель: Карпенко Олеся Романовна № п/пТема занятияПримерное содержаниеК...