Планирование и организация занятия в образовательной области «Познавательное развитие»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 76 «Звёздный»
Планирование и организация занятия в образовательной области «Познавательное развитие»
(консультация)
Воспитатель
высшей квалификационной
категории
Каркищенко Н.И.
Смоленск 2016г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Основная цель: Развитие у детей познавательных интересов, познавательных способностей.
Задачи познавательного развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
- Формирование познавательных действий, становление сознания
- Развитие воображения и творческой активности
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, типе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Направления реализации образовательной области «Познавательное развитие»:
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- Формирование элементарных математических представлений;
- Приобщение к социокультурным ценностям;
- Ознакомление с миром природы.
Познавательные особенности детей 5-6 лет.
Важной познавательной особенностью является стремление детей расширить познаваемые горизонты действительности, т.е. свой кругозор. Именно на этот возраст приходится пик познавательных вопросов. Познавательные потребности детей можно выразить девизом: «Хочу всё знать». У детей данного возраста достаточно высокий уровень познавательной активности, любознательности. Их интересует «близкий» мир (похожий на нас) и «далекий» (отличный от нашего).
Дети 5-6 лет проявляют желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения. Особый интерес – к социальной сфере, т.е. к миру человека (интересуют люди, правила поведения, человеческое общение). Дети проявляют потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.
Высокий интерес к источникам информации (книга, телевизор, компьютер и др.). Возрастает произвольность умственных процессов. Ребенок может самостоятельно поставить цель и совершить ряд последующих, целенаправленных действий по достижению результата.
Задачи познавательного развития детей 5-6 лет.
- расширять представление детей о предметах и явлениях мира (природы и человека), выходящих за пределы непосредственного восприятия;
- начать знакомить с различными источниками информации;
- упорядочить накопленные и получаемые сведения о мире, систематизировать их посредством логических операций;
- формировать начала экологически грамотного поведения, бережное и созидательное отношение к окружающему.
Условия необходимые для реализации задач познавательного развития.
- Изменение развивающей предметно-пространственной среды группы: герб, флаг, планы, схемы группы, участка, глобус, географические карты (административно-территориальные), все виды часов, календарей, модели планет Солнечной системы; материалы для исследований (камни, магниты, лупы, весы и т.д.); полочка «Умных книг», коллекции (гербарии, стекла, ткани …); знаки (денежные, дорожные и др.); словари, справочники, энциклопедии; настольные игры с познавательным содержанием.
- Обязательная потребность воспитателя в саморазвитии: посещать музеи, выставки, кино, достопримечательности.
Формы организации НОД.
Формы организации непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками делятся на основные и дополнительные.
К основным формам организации непосредственно образовательной деятельности мы относим занятия. Некоторые из них (условно теоретические) обеспечивают получение детьми сведений об окружающем мире через слушание рассказов, сказок и стихов, беседу, обсуждение, решение элементарных познавательных задач (на соотнесение, классификацию, сериацию, действия по аналогии и т.д.).
К дополнительным формам организации непосредственной образовательной деятельности относятся театрализация, отображение мира через продуктивную деятельность (лепку, рисование и т.п.), выставки, презентации, события, специально организуемые мероприятия, просмотр мультфильмов.
Все используемые формы и методы работы с детьми должны быть ориентированы на их возраст.
Структура непосредственной образовательной деятельности в рамках технологии самостоятельного открытия детьми нового знания:
1-й этап – введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний. Воспитатель (взрослый) задаёт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей. На основании хода размышлений детей воспитатель оценивает их знания:
2-й этап – мотивационная игра. Дети под руководством воспитателя (взрослого) вовлекаются в игру, которая мотивирует их («мы это умеем!»). Однако на ряду со знакомыми ситуациями предлагается незнакомая, что вследствие недостаточности знаний детей вызывает у них затруднение в игровой ситуации («мы этого ещё не знаем, мы этого ещё не умеем»).
3-й этап – поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний. Задавая наводящие вопросы («вопросы-ловушки»), воспитатель корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не предъявляются воспитателем в готовом виде. Материал для этих бесед находится в описаниях занятий в методических рекомендациях. Он избыточен, поэтому воспитатель сам выбирает необходимый минимум из текста, исходя из имеющихся у детей знаний и их интересов.
4-й этап – самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях. Обсудив тему, дети возвращаются к мотивационной игре либо разыгрывают новую похожую ситуацию, в которой им пригодятся полученные на занятии знания. Примеры таких игр можно найти в тексте конспекта в методических рекомендациях или в заданиях в учебном пособии (тетради).
5-й этап – повторение и развивающие задания.
6-й этап - итог занятия. Дети вместе с воспитателем (взрослым) делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового. Поскольку занятия с младшими дошкольниками жёстко не планируются, мы не описывали этот этап в каждом занятии в методических рекомендациях.
Условия проведения НОД:
- Занятия должны проходить в спокойной обстановке.
- Ни одно из достижений ребёнка нельзя оставлять незамеченным.
- В раннем и младшем дошкольном возрасте при обучении какому-либо действию важно уделять внимание непосредственному показу (как взять карандаш, как раскрашивать или проводить линии и т.п.).
- Взрослые не должны делать или говорить за ребёнка то, что он уже может сделать или сказать сам.
- Необходимо, чтобы требования к ребёнку со стороны воспитателей и родителей были одинаковы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование во 2 мл. гр., образовательная область – познавательное развитие (ФЦКМ)
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей ....

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Старшая группа Тема: «Всё о космосе».
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов.Старшая группаТема: «Всё о космосе».Цели:Расширить, с...

Методическая разработка занятия по образовательной области «Познавательное развитие»: Ознакомление с предметным окружением / развитие познавательно- исследовательской деятельности по теме: «Жили –были овощи»
Использование современных образовательных технологий:Здоровье сберегающая технология: (динамическая пауза (игра с движением); пальчиковая гимнастика; релаксация); использование работоспособности детей...

Консультация для педагогов "Планирование и организация ООД в образовательной области "Познавательное развитие""
Образовательный процесс направлен на развитие познавательныхспособностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо такорганизовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направленона формирован...

Открытое занятие по образовательной области "Познавательное развитие" (сенсорные эталоны, познавательные действия и математические представления)"Шар"
Конспект занятия разработан в соответсвии с возрастом детей и направлен на уточнение представлений о шаре, формирование представлений о его свойствах, умений распознавать шар в предметах окружающей об...

Консультация для педагогов "Организация НОД по образовательной области Познавательное развитие"
Консультация для педагогов "Организация НОД по образовательной области Познавательное развитие"...

Презентация организации ООД по образовательной области "Познавательное развитие"
quot;Кубачинские изделия"...
