Главные вкладки

    Опыт работы. "Организация музыкально-дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста"
    календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

    Лучко Дарья Вячеславовна

    Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Особенность этих игр – развивать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл organizatsiya_muzykalno-didakticheskih_igr.docx259.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    https://dragonartz.files.wordpress.com/2009/04/_vector-music-melody-preview-by-dragonart.png?w=495

    Опыт работы

     

    «Организация

    музыкально-дидактических игр

    с детьми младшего дошкольного возраста»

    Разработал

    музыкальный руководитель

    Лучко Д.В.

    2015 год


    Актуально. 

    Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны, среди

    них музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Особенность этих игр – развивать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

    Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями,

    развивают инициативу, самостоятельность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

    Задачи

    Развивать способности эмоционально сопереживать в процессе восприятия

    музыки.

    Развитие интереса к музыкальной игровой деятельности.

    Совершенствование игровых умений детей в музыкально-дидактической игре.

    Комплексное развитие музыкальности ребенка, всех основных музыкальных

    способностей.

    Развитие творческих способностей.

    Данный материал рассчитан на календарный учебный год, предполагает

    постепенное и систематичное введение музыкально-дидактических игр и упражнений на занятиях в каждый вид деятельности (пение, слушание, ритмическую деятельность), а также в самостоятельную деятельность детей. Разработано тематическое планирование на год, подобраны и расписаны музыкально-дидактические игры на развитие основных музыкальных способностей: динамического слуха, тембрового слуха, звуковысотного слуха, чувства ритма, эмоциональной отзывчивости.

    Методика овладения детьми играми представляет собой непрерывный

    и последовательный цикл, включающий четыре этапа:

    1. первоначальная ориентировка детей в способах самостоятельных действий по

     различению свойств музыкальных звуков в условиях знакомства с музыкально-дидактическим упражнением на занятиях;

    1. овладение детьми способами самостоятельных действий по различению

    свойств звуков под непосредственным руководством педагога при знакомстве с музыкально-дидактической игрой на занятиях;

                3)совершенствование самостоятельных навыков различения звуков в процессе

    музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности, но под косвенным руководством педагога;

    1. совершенно самостоятельное применение игр по их инициативе и без помощи

    педагога в самостоятельном музицировании.

    Непрерывность цикла предполагает, что после освоения одной игры на занятиях

    она переносится педагогом в самостоятельную игровую деятельность и одновременно на занятии происходит знакомство со следующей игрой.

    Примерное планирование музыкально-дидактических игр на занятиях

    Слушание

    Пение

    Движение, игра

    Сентябрь

     «Посылка»  (Т)

    «Зайчики и Мишки» (Р)

    «Птица и птенчики» (З)

    «Гулять – отдыхать» (Р)

    «Громкие и тихие ладошки» (Д)

    Октябрь

    «Чудесный мешочек» (З)

    «Музыкальная лесенка» (З)

    «Кто в лесу живет?» (Р)

    «Дождик на дорожке» (Д)

    Ноябрь

    «Матрешки» (З)

    «Сыграй на палочках, как я» (Р)

    «Где мои детки» (З)

    «Тихо – громко» (Д)

    Декабрь

    «Найди игрушку» (З)

    «Курица и цыплята» (З)

    «Мишки и Мышки» (З)

    Январь

    «Музыкальный домик» (Т)

    «Кого встретил колобок?»

    «Петушок – золотой гребешок» (Р)

    «Тихие и громкие звоночки» (Д)

    Февраль

    «Кто в домике живет?» (З)

    «Музыкальная лесенка» (З)

    «Наш оркестр» (Т)

    «Ходим, бегаем, замираем» (Р)

    Март

    «Что делают дети?» (Р)

    «Музыкальные молоточки» (Р)

    «Где мои детки» (З)

    «Музыкальные часы»

    «Платочки» (Д)

    «Мишки и Мышки» (З)

    Апрель

    «Музыкальные колпачки» (Т)

    «Тихо, громко запоем» (Д)

    «Поезд» (Р)

    «Дождик на дорожке» (Д)

    Май

    «Угадай, на чем играю» (Т)

    «Матрешки» (З)

    «Курица и цыплята» (З)

    «Петушок – золотой гребешок» (Р)

    «Прогулка» (Р)

    Т – развитие тембрового слуха.                   Р – развитие ритмического слуха.

    З – развитие звуковысотного голоса.         Д – развитие динамического слуха

    Игры для развития ритмического слуха

    Название

    Цели

    Содержание

    «Гулять – отдыхать»

    Учить детей различать характер музыки

    Звучит музыка разного характера – «Колыбельная» или «Плясовая», дети выполняют соответствующие движения: весело танцуют или присаживаются на корточки и «спят».

    «Зайчики и Мишки»

    Дать представление о долгих и коротких звуках

    Показать детям картинки медведя и зайца, раздать карточки с нарисованными кружочками, большими и маленькими. Педагог играет соответствующие ритмические рисунки, дети показывают карточки

    «Кто в лесу живет?»

    Слушать ритмический рисунок и передавать его в движении

    Дети слушают музыку, изображающую зайчика, мишку, и эмоционально передают в движении.

    «Прогулка»

    Учить детей играть на музыкальных молоточках, развивать ритмические навыки

    Педагог ударяет музыкальным молоточком, рассказывая сказку, дети повторяют за ним(«Спускаемся по лестнице… дети быстро прыгают… Пошел дождик, сначала медленно, потом быстро…»)

    «Сыграй на палочках, как я»

    Развивать ритмические навыки, использовать деревянные палочки

    Педагог задает несложный ритмический рисунок деревянными палочками, дети повторяют.

    «Петушок – золотой гребешок»

    Закреплять чувство ритма

    Педагог рассказывает сказку про петушка, поет песенку и прохлопывает ритм. Дети учат песню, хлопают ритм и вызывают петушка из домика

    «Что делают дети?»

    Закреплять умение различать музыкальные произведения

    Детям раздают карточки с изображением детей (дети маршируют, дети спят). Звучат знакомые произведения. Кто узнал произведение, закрывает картинку фишкой

    «Музыкальные молоточки»

    Закреплять умение повторять ритмические рисунки

    Педагог задает ритмические рисунки, постепенно их усложняя, дети повторяют

    «Ходим, бегаем, замираем»

    Развивать ритмические навыки, различать темп, реагировать на окончание музыки

    Звучать полька, марш. Дети выполняют соответствующие движения, на окончание музыки останавливаются.

    «Поезд»

    Дат представление о перемене темпа – ускорении, замедлении

    Дети сидят на стульях. Поезд набирает ход – медленно стучат кубиками; ускоряет темп – быстро стучат

    Игры для развития звуковысотного слуха

    Название

    Цели

    Содержание

    «Птицы и птенчики»

    Учить детей различать звуки по высоте и воспроизводить их голосом.

    «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной. Познакомить детей с высокими и низкими звуками.

    «Музыкальная лесенка»

    Дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии

    Любая игрушка (матрешка, мишка, зайчик и т.д.) Педагог показывает, как должна двигаться игрушка, при этом напевает мелодию. Дети сначала показывают движения рукой, потом сами водят игрушки.

    «Где мои детки?»

    Учить воспроизводить высокие звуки

    Четыре большие карточки с изображением (гусь, утка, курица, птица) и несколько маленьких 9утята, гусята, цыплята, птенцы). Педагог поет: «где мои утята?» (на ре 1-й октавы). Дети отвечают: «Кря, кря!» (на звуке до 2-й октавы). Все мамы находят деток.

    «Мишки и Мышки»

    Учить различать высокие и низкие звуки и характерно передавать в движении

    Звучит музыка, изображающая медведей и мышей. Детей можно поделить на команды. Чья музыка звучит, та команда показывает соответствующее движение.

    «Чудесный мешочек»

    Развивать музыкальную память. Узнавать знакомые песенки

    Небольшой мешочек с игрушками (мишка, заяц, кошка, петушок). Педагог: «К нам пришли гости и спрятались, сейчас мы будем слушать музыку и узнаем, кто в мешочке»,  - играет знакомые произведения. Дети отгадывают и достают из мешочка соответствующую игрушку

    «Матрешки»

    Учить детей различать высокие и низкие звуки на металлофоне

    Лесенка, 3-4 большие матрешки, 3-4 маленькие, металлофон. Педагог играет низкие и высокие звуки, например, до 2-й октавы – дети, у которых маленькие матрешки, ставят их на верхнюю ступень; затем до 1-й октавы – дети ставят больших матрешек на нижнюю ступень.

    «Кто в домике живет?»

    Учить различать высокое и низкое звучание, различать музыкальные произведения

    Домик с окошечками в два этажа, внутри кармашки, куда вставляются картинки. На 1-м этаже живут мамы; на 2-м этаже – дети. «Однажды все ушли гулять, а когда пришли, перепутали, кто, где живет. Поможем найти комнаты». Проигрывается знакомая мелодия («Птичка», «Медведь», «Кошечка») в различных регистрах. У кого соответствующая карточка, вставляют в окошечко.

    «Курица и цыплята»

    Учить различать высокие и низкие звуки на металлофоне

    Домик, кукла Маша, металлофон, игрушечные птицы. «В домике живет кукла, у нее много кур и цыплят, но они все разбежались. Послушайте, кого зовет Маша?» Педагог играет ре 2-й октавы – дети ставят цыплят и поют; затем играет ре 1-й октавы – дети ставят кур и поют.

    «Найди игрушку»

    Закреплять знание знакомых произведений

    Игрушки, соответствующие содержанию песен, лежат на столе. Педагог играет произведение, называет ребенка и предлагает выбрать соответствующую игрушку.

    Игры для развития динамического слуха

    Название

    Цели

    Содержание

    «Тихо – громко»

    Дать детям представление о контрастной динамике звука

    Педагог играет любое музыкальное произведение тихо – громко. Дети на громко поднимают руки вверх; на тихо – опускают руки вниз.

    «Тихие и громкие звоночки»

    Развивать динамический слух

    Педагог с детьми поет песенку на громкое звучание, дети громко звенят колокольчиками, а на тихое – прячут колокольчики в ладошку.

    «Тихие и громкие ладошки»

    Развивать ритмические и динамические навыки

    Педагог задает несложный ритмический рисунок, спрашивает ребенка, как он будет хлопать. Ребенок хлопает. За правильное исполнение поощряется.

    «Платочки»

    Развивать у детей реакцию на смену динамических оттенков

    Дети стоят в кругу, под громкую музыку машут платочками впереди себя; а на тихую – прячут за спину.

    «Дождик на дорожке»

    Развивать ритмический и динамический слух

    Детям раздаются деревянные палочки. «Тихо начинается дождик… Потом сильнее – громко идет дождик». Сначала дети выполняют вместе с педагогом, потом самостоятельно. Задание можно усложнять.

    «Тихо, громко запоем»

    Учить детей петь тихо и громко.

    Любую знакомую песенку петь в соответствии с динамикой музыкального сопровождения.

    Игры для развития тембрового слуха

    Название

    Цели

    Содержание

    «Посылка»

    Различать на слух знакомые музыкальные инструменты (погремушка, колокольчик, бубен)

    Педагог вносит красивую коробку и говорит, что пришла посылка с музыкальными инструментами. Если дети узнают их по звучанию, то смогут поиграть на них.

    «Музыкальный домик»

    Развивать инструментальный тембровый слух, различать музыкальные инструменты

    Устанавливается домик-ширма, в котором живут различные инструменты. «Эти инструменты ваши хорошие знакомые, вы можете узнать их по звучанию». Дети отгадывают.

    «Угадай инструмент»

    Развивать тембровый слух

    Карточки с изображением инструментов (металлофон, колокольчик, барабан, бубен). После прослушивания дети должны определить, какой инструмент звучит, и поднять карточку.

    «Угадай, на чем играю»

    Различать на слух знакомые музыкальные инструменты

     Ребенок отворачивается. Педагог играет на инструменте. Ребенок выбирает инструмент, который звучал

    «Музыкальные колпачки»

    Закреплять умение различать музыкальные инструменты

    На столе стоят бумажные колпачки. Под ними спрятаны музыкальные инструменты. Педагог вызывает ребенка, предлагает повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа нужно заглянуть под колпачок

    «Наш оркестр»

    Знакомить детей с элементарными навыками игры на музыкальных инструментах

    Детские музыкальные инструменты лежат в коробке. Педагог играет на инструменте, дети отгадывают и получают инструмент. Когда все дети получили инструменты, играют на них, как им хочется.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    опыт работы на тему:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»

    «Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....

    Опыт работы в младшей группе:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»

    «Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....

    ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ЗАДАЧИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и тв...

    Опыт работы на тему: «Нетрадиционный подход к восприятию детьми младшего дошкольного возраста музыкальных образов на основе контрастных произведений»

    Музы  Музыкальное воспитание включает в себя многие виды деятельности: музыкально-ритмические движения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, творчество. Каждый из эти...

    Опыт работы "Организация работы по физическому воспитанию с детьми старшего возраста"

    Материал раскрывает создание условий для физического развития дошкольников...

    Родительское собрание «Музыкально-дидактическая игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»

    Родительское собрание «Музыкально-дидактическая игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»...