Материал по теме "Семинар-практикум "Игра-дело серьезное"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Алексеева Наталья Вадимовна

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум в МБДОУ «Мозаика» с.п. «Село Хурба» 2014-2015 уч.год.

Цель: объединить усилия коллектива МБОУ для повышения уровня организации игры, использования в практике достижений передового опыта.

Задачи:

1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей

2. Повышать методический уровень педагогов по организации  игры

3. Способствовать творческому поиску

         Игра - что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого - деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит преж­де всего в игре».

Игровая деятельность является ведущей для дошкольника - на которой базируется весь воспитательно - образовательный процесс дошкольного учреждения.

       Игра для ребёнка - это серьёзная деятельность, в которой мы создаём наиболее благоприятные условия для общего психического, в том числе интеллектуального и личностного развития.

      Игра - это жизнь ребенка, его существование, источник развития мораль­ных качеств личности, его развитие в целом

1. В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.

2. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что   ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий.

3. В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

4. В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям - это важнейшая предпосылка  воспитания воли.

5. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.

6. В игре ребенок развивается духовно. В.А. Сухомлинский счи­тал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.

Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игруш­ки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.

       Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, воздействию на ребенка, видам используемых предметов и т.д.

Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами.

Таким образом, в дошкольной педагогике   игры различают-

- Творческие:

- Сюжетно-ролевые игры,

- Строительно-конструктивные

- Игры с правилами:

- Дидактические,

- Подвижные,

- Игры-драматизации,

- Музыкальные.

Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методики руководства ими.

  При руководстве творческими играми задача педагога заключается в том, чтобы

помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;

помочь сделать нужную для игры постройку;

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

    Основные приёмы руководства:

внесение новой игрушки (младший дошкольный возраст);

внесение игровых материалов (младший дошкольный возраст);

советы, вопросы (старший дошкольный возраст);

непосредственное участие в игре (младший и старший дошкольный возраст);  

Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей.

Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен

обогащать содержание игры;

развивать конструктивные способности детей;

учить их строить из разного материала;

Основные приёмы руководства в младшем дошкольном возрасте:

Образец; его рассматривание, выделение основных частей постройки.

Приёмы руководства в старшем дошкольном возрасте:

Постройка по замыслу;

По условиям;

По предложенной теме.

В этих группах основной акцент при руководстве строительными играми воспитатель в основном делает на объяснении, указании, наводящих вопросах, как сделать постройку более устойчивой, высокой и т. д.

Нельзя забывать о таких моментах, как:

Помощь в организации постройки (воспитатель помогает детям договориться о том, как и что они будут строить, распределить между собой работу).

Содержание и правила дидактических игр во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп в процессе их обучения и воспитания.

В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет:

Наглядность;

Сюжет;

Слово.

В этих играх правила заключены в дидактических игрушках (малыши имеют дело с матрёшками, вкладками, разрезными картинками).

В средней группе умственные задачи усложняются, и всё большее значение приобретает слово: дети называют известную им вещь по описанию, отгадывают загадки. Правила игры уже зависят не столько от характера игрушки, сколько от игры в целом; они вносятся в неё как составной компонент (например, отвечать, когда спрашивают, следить за ответом товарищей).

В старшей группе умственные задачи ещё более усложняются. Большое место в старшей группе занимают словесные игры.

Подвижные игры имеют важные различия, которые необходимо учитывать при руководстве ими. В младших группах наибольшее число подвижных игр имеет сюжет: дети изображают движения медведя, зайца, соблюдая известные правила игры (например, заяц может выбегать из норы только после определённого сигнала). Приучение детей к выполнению правил происходит часто в процессе самой игры, при непосредственном участии в ней воспитателя.

В старшей группе , наряду с сюжетными подвижными играми, большое место занимают игры без сюжета: дети упражняются в беге, прыжках, в сохранении равновесия. Их движения обусловлены более строгими правилами. Мотивом игры нередко является соревнование (например, кто быстрее добежит до флажка). Игры детей старшей группы по преимуществу коллективные. Воспитатель и сами дети строго следят за точным выполнением правил.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях. Сюжет и игровые действия могут быть определены самим содержанием произведения, но способы реализации ролей следует создавать и воплощать в движениях: жестах, мимике, интонации. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

Музыкальные игры разнообразные по задачам и содержанию учат слушать музыку, различать высоту, тембр, силу и длительность звука. Развивая музыкальные способности детей, они помогают более успешно усваивать навыки и умения, раскрывать возможности музыкального творчества.

При всём своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия. Эти чувства, испытываемые ребёнком в игре, вызываются процессом активного творчества, привлекательностью игровых действий.

Все игры детей развиваются под руководством взрослых, воспитателя.

Условия успешного руководства игрой:

Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.

Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом.

Необходимо опираться на психологию детей, считаться детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.

Ход игры

Все участники семинара разбиваются на две подгруппы.

1. Игра -дело серьезное

Вопрос 1: Что требуется для развития игровой деятельности?

Ответ: Чтобы дети, во-первых, имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей;

во-вторых, обладали необходимыми для игры конструк­тивными умениями;

в-третьих, чтобы у них были сформирова­ны устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.

Вопрос 2. Какова роль взрослого в организации детской игры?

Ответ: Взрослый должен руководить игрой, создавать условия для ее возникновения и развития. Игре нужны сюжет, тема, особен­но это важно для старших дошкольников. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспи­танникам что-нибудь новенькое, неизвестное. Поддержать и разви­вать сюжет, придуманный самими детьми.

 Вопрос 3. Какие психологические процессы развиваются у ребен­ка в игре?

Ответ: Фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное произвольное поведение.

 Вопрос 4. Один из принципов организации сюжетно-ролевой игры? (Наличие атрибутов)

 Вопрос 5. Назовите приемы руководства играми малышей? (участие воспитателя в играх)

 2. Педагогические ситуации

1 команда

Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие».

«Чур, я капитан корабля», - говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», - запротестовали Маша и Кирилл

Вопросы:

Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?

 2 команда

Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», - сказали ребята.

Вопросы:

Как поступить воспитателю в данной ситуации?

Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

 1 команда

Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

Вопросы:

Какова должна быть реакция педагога?

2 команда

Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну».

Как должен поступить педагог?

 3. Игровые педагогические ситуации          

Игрушка, ее место в жизни детей

Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное за­дание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят - пусть учатся!» - объясняет вос­питатель. На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» -объясняют дети. И поэтому достают старень­кую посуду и сервируют для кукол стол.

Вопросы:

1.   Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»?

2.   Какие требования предъявляются к подбору игрушек в группе?

 

Организация игры в детском саду

 Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти предложила детям тему игры.

Игры не получилось, воспитателю все время приходило подсказывать детям, что делать дальше.

Вопросы:

1.  Объясните, почему не получилась игра?

2. Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?      

 Распределение ролей в игре

Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.

- Я буду врачом, - кричала Наташа.

-А я - бортмехаником! - сказала Саша.

- Чур, я командир! - сказали одновременно Коля и Вова.

- Нет, я! - чуть не со слезами повторял Вова.

- А  я первый сказал!

-Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!

Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.

- Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.

Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя

 Смелая девочка.

 Дети играли в игру «Волк и семеро козлят». Волк бегал за всеми. Рычал, а козлята прятались. Самый маленький, Эдик спрятаться не успел. Он растерянно оглядывался, собирался заплакать. Тогда из своего укрытия выбежала Наташа: «Ты не бойся, я тебя загорожу, и волк не съест», - сказала она.

Вопросы:

1.   Как вы думаете, что испытывали Эдик и Наташа?

2.   Дайте оценку действиям «волка».

3.   Какой должна быть реакция воспитателя, наблюдавшего данную ситуацию?

 4. Презентация игр и выставки   педагогами.

 1. Сюжетно-ролевая игра «На приеме у доктора», младшая группа

2. Игра-экспериментирование, средняя группа.

3. Дидактическая игра, старшая группа.

4. Строительно-конструктивная игра, подготовительная группа

5.Презентация выставки «Атрибутика для сюжетных игр».

6. Игра - драматизация, специалисты.

7. Подвижная игра, специалисты.

 5. Подведение итога семинара.

 

 

 

 

   

 

 

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по развитию речи Игра- это серьезно

Дошкольное детство- короткий,но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к люд...

Игра дело серьезное

Наблюдая, как дети строят из кубиков, или играют в самолет, или прыгают через веревочку, взрослые думают, что дети просто развлекаются и что игра не имеет ничего общего с серьезными занятиями и ...

Консультация для родителей"Детский туризм- дело серьезное"

Консультация  содержит материал, раскрывающий родителям значение и особенности детского туризма, дает подробные рекомендации каким образом, с какого возраста начинать приобщение ребенка  к т...

Игра-дело серьезное.

Конспект занятия по теме "Игра-дело серьезное" Цель: научить детей выслушивать сказки до конца, согласовывать действия детей с текстом сказки, совершенствовать моторику рук, проводить инсценировку ска...

Игра-дело серьезное.

Конспект занятия по теме "Игра-дело серьезное" Цель: научить детей выслушивать сказки до конца, согласовывать действия детей с текстом сказки, совершенствовать моторику рук, проводить инсценировку ска...

Консультация для родителей "Игра - дело серьезное!"

Значение игры в жизни и развитиии ребенка дошкольника...