ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОО
презентация на тему

чернышова екатерина владимировна

Обобщение опыта по организации музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.Музыкальные центры в группах детского сада, их наполнение и функционал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon muz_sreda_v_dou_172.ppt1.47 МБ
Файл annotatsiya_k_slaydam.docx47.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

МБДОУ муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №172 «Клюковка»

163057,пр.Ленинградский,д.269,корп.2,

т.61-11-38,62-88-54,E-mail:Mdoy_172@ mail.ru

Организация музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.

Автор:  музыкальный руководитель МБДОУ №172

Екатерина Владимировна Чернышова-

IКвалификационная категория

Цель презентации: Показать роль развивающей предметно-пространственной среды на развитие детей; обмен опытом работы по созданию музыкальной развивающей предметно-пространственной среды.

«Развивающая предметно-пространственная среда- часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством(помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития»(Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОСТ ДО»,п.3.,пп3.6.3.)В соответствии с ФГОС РППС для  реализации основной образовательной программы дошкольного образования в ДОО должны быть созданы следующие условия:

  • психолого-педагогические,
  • кадровые,
  • материально-технические,
  • финансовые,
  • развивающая предметно-пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить и гарантировать:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, проявление уважения к их достоинству, чувствам и потребностям, поддержка положительной самооценки, уверенностив своих силах;
  • Максимальная реализация образовательного потенциала пространства образовательной организации, учет особенностей и коррекции недостатков в развитии воспитанников;
  • Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми вида деятельности и материала;
  • Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность;
  • Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей;
  • Создание равных условий, макимально способствующих реализации  различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным.религиозным общностям и социальным слоям, имеющим различные возможности здоровья.

Личностно-ориентированная модель среды является одним из главных условий ее построения в ДОО, в которой работает принцип общения взрослого и ребенка: «Не  рядом,не над, а вместе».

В ФГОС определены требования к РППС, заложено обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОО через:

  • Содержательную насыщенность
  • Трансформируемость
  • Полифункциональность
  • Вариативность
  • Доступность
  • Безопасность

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных

функций:

  • организующей
  • воспитательной
  • развивающей

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный

материал для его активного участия в разных видах деятельности. В

определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат

толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной

деятельности, который будет отвечать его предпочтениям,

потребностямили формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

  • - избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
  • - создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова);
  • - исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

 соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающий эффект среды обеспечивается разнообразными игровыми, дидактическим, спортивным оборудованием и материалом, позволяющим формировать у детей мотивацию к познавательной деятельности ,двигательной активности, социальной адаптации.

В отличие от ФГТ, ФГОС дает право выбора образовательных программ и формирование ППРС за счет ДОО, провозглашая основные принципы:

  1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
  2. Построение деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, ребенок активен в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. Сотрудничество детского сада с семьей;
  6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  8. Возрастная адекватность дошкольного образования;
  9. Учет этнокультурной ситуации развития ребенка.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Моделирование музыкальной РППС в ДОО

Для организации музыкальной деятельности созданы условия как в музыкальном зале, так и в групповой комнате. Музыкальный зал в МБДОУ Детский сад №172 - это большое, светлое, специально оборудованное помещение ,это визитная карточка детского сада. Музыкальный зал предполагает организованную педагогами музыкальную деятельность, которая проходит в форме занятий, утренников, развлечений, театральных постановок, выступлений детских творческих коллективов, вокальных кружков, хореографических групп, детского оркестра и т.д.С этой целью в зале в полной .мере представлено оборудование для всех вышеперечисленных видов деятельности, начиная с тон-блока, музыкальных инструментов всех видов(клавишных, струнных, духовых, ударных, шумовых), театральных ширм- и заканчивая театральными костюмами для взрослых и детей.К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Система освещения должна быть распределена равномерно и вдоль светонесущей стены(СанПин 2.4.1.3049-13).Немаловажную роль при организации РППС приобретают и цветовые характеристики. Цвет в помещении, оборудования и различных материалов способен зрительно изменить восприятие предметов, ограничить или увеличить пространство. Таким образом, в соответствии с действующими нормами: «В помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких,холодных тонов(бледно-зеленые ,бледно-голубые),на северные румбы- теплые тона(бледно-желтые, бледно-розовые, бежевые).В более яркие тона можно окрашивать не более 25% всей площади помещения.»(СанПин2.4.1.3049-13)Организация пространства в музыкальном зале произведена с учётом требований СанПиНов и правил противопожарной безопасности.Пространство нашего музыкального зала условно разделено на три зоны: рабочую, спокойную и активную. Рабочая зона музыкального зала подразумевает продуктивную деятельность в контексте интеграции с другими образовательными областями: например «Художественное творчество». В рабочей зоне ребёнку предоставляется возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и прочих материалов для изобразительной деятельности. Такая зона нужна не на каждом музыкальном занятии, чаще она востребована на комплексных тематических и интегрированных занятиях. Поэтому предусмотрена возможность её быстрой организации. Основными зонами музыкального зала являются активная зона и спокойная зона.
Активная зона в музыкальном зале – это большое свободное пространство для движения под музыку, подвижных и музыкально дидактических игр для развития чувства ритма, для танцевально-ритмических упражнений, игрового музыкально-двигательного творчества. В активной зоне зала есть ковёр, который предназначен для активной деятельности детей сидя и лёжа на полу.
Спокойная зона музыкального зала самая важная и значимая для музыкального воспитания. В этой зоне осуществляются важнейшие виды музыкальной деятельности – восприятие музыки и пение. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта для наглядного материала, шкафа, технические средства обучения.В данной зоне соблюдается основной принцип организации предметно развивающей среды «глаза в глаза», дети располагаются справа от музыкального руководителя.
Здесь же оборудованы шкафы, в которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе. Шкафы закрытые , удобные для осуществления отбора игрового оборудования для ООД, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

В каждом виде музыкальной деятельности используется оборудование, с помощью которого осуществляется интеграция образовательных областей.
1.Восприятие музыки. Происходит во всех зонах музыкального зала. Инструмент (фортепиано),аккордеон, синтезатор на стойке. Репродукции картин или – иллюстрации. Набор детских музыкальных и шумовых инструментов- (шумовые инструменты изготовлены из бросового материала совместно с родителями). Мультимедийное оборудование, экран, доска (презентации), магнитная доска, компьютер.
Разнообразные атрибуты для танцевально-ритмических движений, активное слушание в движении с соответствующими атрибутами – лентами, султанчиками, колокольчиками, платочками. Образовательные области«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,«Социально-коммуникативное».
2.Развитие певческих способностей. Происходит в спокойной зоне, сидя на стуле или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения.
Дидактический материал в виде карточек со значками.
Лёгкие предметы (листочки из органзы, снежинки из салфеток, которые можно сдуть с ладошек). 
Предметы пальчикового или плоскостного театра для драматизации по тексту песни.
Набор детских музыкальных или шумовых инструментов.
Можно использовать микрофон на стойке для индивидуального исполнения, аудиозапись фонограммы песни ,мультимедийное оборудование (презентация песни). 
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
«Познавательное развитие», «Речевое развитие».
3.Музыкальное движение. Происходит в активной зоне.
Игрушки для танца. Атрибуты для создания сказочного игрового образа
Предметы для музыкально-спортивных композиций (мячи, обручи и т.д.)
Мультимедийное оборудование ,мнемотаблицы.

Набор «Движение и ритм» предназначен для музыкально-ритмической деятельности и содержит все необходимые предметы: резинки для прыгания, цветные ленты, платки, мячи, шумовые яйца, тамбурин, барабан, треугольник, деревянные палочки.
Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие»,«Речевое развитие»,«Физическое развитие».
4.Элементарное музицирование. 
Происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стуле, стоя возле инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкально-ритмическое упражнение.
Набор музыкальных инструментов, соответствующих возрасту детей, в том числе звуковысотные. Игра в оркестре.
Дидактический материал по теме «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты»- интеграция в область;
Мультимедийное оборудование (демонстрация различных инструментов и их звучания) – интеграция в области.
Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
5.Детское творчество.
Происходит во всех зонах музыкального зала. Поскольку детское творчество невозможно в дошкольном детстве выделить в отдельный вид музыкальной деятельности, то и говорить о нём необходимо в связи с основными видами музыкальной деятельности.
Атрибуты для создания сказочного игрового образа;
Музыкальные инструменты;
Набор «Куклы-перчатки» для показа, кукольного спектакля, детская ширма, домик;
Костюмы и атрибуты различных персонажей.
Образовательные области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Использование аудиозаписей, дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр. Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействуют на ребят.А это является содержанием таких музыкальных игр, как «Будем танцевать», «Моя любимая мелодия», «Определи пляску».Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Для этого мною собрана аудиотека.

В своей работе использую наглядный материал:

• Иллюстрации программного репертуара( в печатном и электронном варианте);

 • Портреты композиторов( в печатном и электронном варианте);

• Иллюстрации музыкальных инструментов( в печатном и электронном варианте);

• Иллюстрации к образным танцам( в печатном и электронном варианте);.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе:

Младший возраст- Накопление опыта предметно- познавательной и коммуникативной деятельности. 

        Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы раннего и младшего

        возраста возраста. Ребята

        смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки,

        которые любовно сшили для детей их мамы. Уголок ряженья мы наполняем в течение

        всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты,

        атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр. Присутствуют и игрушки-

       забавы – так любимые детьми. Стоит малышу похлопать в ладоши – и игрушка-птичка

       «споет» ему песенку, стоит нажать на кнопочку – и петушок закукарекает.

Эти игрушки вызывают положительные эмоции малышей, привлекают и радуют детей.

        Музыкальная среда (музыка сопровождает занятия, режимные моменты, звучит

        колыбельная при    укладывании спать и др.). Оборудованный музыкально- театральный

      уголок с разными видами театра (пальчиковый, би-ба-бо, настольный, театр игрушек и др.)       и наборами музыкальных инструментов: металлофон, бубен, барабан, аудиовизуальные

       средства: магнитофон, аудиокассеты.)

Средний возраст- Формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.

Музыкально-театрализованный уголок способствует развитию творческих способностей детей.Здесь используются: ширмы, элементы, костюмов, различные виды театров, детские музыкальные инструменты, предметы декорации и т.п. Телевизор, DVD

Старший возраст- Формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы . Участие в преобразовании предметно- пространственной среды. В группах созданы функциональные модули «Музыка» и «Творчество» с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. Находятся музыкальные инструменты, шумовые инструменты, различные виды театров, ширм. Количество инструментов в группе ограничивается: по одному каждого вида.

Уголок ряжения в группе. Здесь могут быть: детские костюмы для театрализации знакомых произведений, аксессуары, помогающие создать образ в сюжетно- ролевой игре(платочки, шарфики, фартучки и т.д.). Все принадлежности должны быть новыми, чистыми и красивыми. В качестве места для хранения костюмов и аксессуаров могут быть выбраны «органайзеры» с вешалками и пластмассовыми контейнерами разного размера, цвета и конфигурации. Желательно наличие компьютера, телевизора, DVD.Для максимальной реализации образовательного потенциала РППС как элемента образовательной среды целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы. Функциональный модуль- это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря по видам детской деятельности для организации пространства.Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств(зон, уголков, секторов, центров и т.д.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности.

Примерный перечень зон для организации РППС:

  • Для сюжетно-ролевых и режиссерских игр(театрализованная деятельность, ряжение)
  • Для познавательной активности(восприятие музыкального материала, для беседы, для развития певческих навыков, музицирование коллективное)
  • Для самостоятельной деятельности(центр музыки, музыкальное  творчество, музицирование)
  • Для двигательной активности(игры с пением, подвижные игры, этюды)
  • Для настольно-печатных и муз. дидактических игр(рассматривание иллюстративного материала)
  • Для экпериментирования, наблюдения
  • Для уединения, отдыха

Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов: ширмы, стенки, оборудование игровое, символы, знаки и т.д.

Функциональный модуль «Музыка»

Паспорт функционального модуля

Назначение функционального модуля

Для педагогов:

  • Приобщение к художественно-эстетической культуре посредством музыкального искусства;
  • Воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления дошкольников при знакомстве с различными музыкальными произведениями;
  • Формирование и активизация сенсорных способностей, чувства ритма, ладовысотного слуха, певческого голоса и выразительности движений;
  • Приобщение к различным видам музыкальной культуры, знакомство с первичными элементами нотной грамотности;

Для родителей:

  • Приобщение к художественно-эстетической культуре посредством музыкального искусства;
  • Воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления дошкольников при знакомстве с различными музыкальными произведениями;
  • Приобщение к различным видам музыкальной культуры.

Источник требований по организации модуля

«Нормативные требования по организации РППС»

Реализуемые образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Х

Х

Х

Х

Х

Реализуемые виды деятельности

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Изобразительная

Музыкальная

Двигательная активность

Восприятие художественной литературы и фольклора

Конструирование из различных материалов

трудовая

Х

Х

Х

Х

Целевой возраст детей

Возрастная группа

IIМладшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Возраст,лет

3-4

4-5

5-6

6-7

Х

х

Х

х

Функциональный модуль «Творчество»

Паспорт функционального модуля

Назначение функционального модуля

Для педагогов:

  • Развитие художественного восприятия дошкольников к различным видам искусства;
  • Развитие детского творчества;
  • Развитие продуктивной деятельности детей- аппликация, рисование, лепка, художественное конструирование, труд;

Для родителей:

  • Развитие творческой активности детей в различных видах деятельности;

Источник требований по организации модуля

«Нормативные требования по организации РППС»

Реализуемые образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Х

Х

Х

Х

Х

Реализуемые виды деятельности

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Изобразительная

Музыкальная

Двигательная активность

Восприятие художественной литературы и фольклора

Конструирование из различных материалов

Трудовая

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Целевой возраст детей

Возрастная группа

IIМладшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Возраст,лет

3-4

4-5

5-6

6-7

Х

х

Х

х

Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в ДОУ

«Хорошие родители важнее хороших педагогов», — так считал известный пианист и педагог Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если равнодушны к музыке родители.Общепризнанно: семья или способствует музыкальному развитию ребенка, или тормозит его. Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат: родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость и удовольствие и им, улучшают настроение. Формы работы с семьей по педагогическому просвещению разнообразны. Музыкальное просвещение родителей предполагает проведение дней открытых дверей, анкетирование, создание фотоальбомов « Моя музыкальная семья», « Музыкальный дневник группы», приглашение родителей на утренники, городские выступления. Можно провести выставку« Рисуем музыку», конкурс на лучший музыкальный ребус, лучший музыкальный самодельный музыкальный инструмент.Семейные чтения хорошо сопровождать музыкой.Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее подачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Родитель должен быть привлечен ею и заинтересован. Для этого предлагаются новые подходы к оформлению наглядной информации в детском саду:
- Информационные уголки оформляются по единому сюжету: по одной сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба, русской комнаты или игрушечного магазина.
- В оформлении используются разнообразные материалы: поролон, пенопласт, береста, лоза, атлас, мех, макраме, папье-маше, пластик, синтепон, соломка, керамика, дерево (резьба, выжигание), а так же мелкие предметы, необходимые для украшения нарядов и привлекательности персонажей: пуговицы, бусинки, блестки, нитки мочала, вата; природный материал: семена тыквы, подсолнуха, арбузов, скорлупа яиц, грецких орехов, шишки, ветки, желуди; бросовый материал: катушки из-под ниток, пробки, пластмассовые бутылки, проволока, фольга, использованные фломастеры.
- Традиционные стенды и планшеты заменяются необычными формами соответственно сюжету: в цветке, на короне, фартуке, в морковках, клубничках, перьях птиц, вагонах поезда и т.д.
- Материалы текстов помещены в специальные кармашки из оргстекла, глянцевой бумаги соответственно формам предметов: в клубничках - овалы, в фартуке - полукруг, трапеция.
- Информация дается крупным печатным шрифтом на светлом фоне так, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 метров. Тема выделяется цветом и более увеличенными размерами.
- Уют и комфорт, необходимые для благоприятного восприятия предлагаемого материала, создается за счет использования сочетающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, тюлей и штор на окнах, салфеток на столе, наличия живых цветов, зелени, икебаны и, конечно, чистоты и порядка.
- Прочность и безопасность - одно из основных требований к оформлению наглядной агитации. Все материалы основательно прикрепляются к деревянной основе. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов.
- Информационные материалы регулярно обновляются в зависимости от рубрики: ежедневно, еженедельно, но не реже одного раза в месяц.
- Местом для оформления наглядной педагогической информации может служить как групповая раздевальная комната, так и другие уголки детского сада, где часто бывают родители: коридоры, площадки у кабинета заведующей, медиков, психолога, логопеда и даже участки веранды, стены у входа в детский сад.

Оформление наглядной информации для родителей.
Ниже приводится перечень и описание основных информационных уголков (рубрик), которые безусловно могут быть дополнены и расширены самими педагогами:
Настенная тематическая информация по педагогическому просвещению.
Настольная тематическая информация.
Уголок краткой информации.
Для заучивания дома.
Музыкально-поэтический уголок.
Объявления.
"Благодарим"
"Рады сообщить вам..."
Вести с ООД.
Уголок творчества детей.
Окно - очень короткие новости.
Фотоуголок настроения.
Режим, расписание ООД.
Выставка: "Сделайте вместе с детьми".
Фотоуголок: "С вашими детьми работают".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организации экологической развивающей предметно - пространственной среды группы как компонента познавательного развития дошкольников

Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавател...

Оценка организации построения развивающей предметно –пространственной среды в учреждении в соответствии с ФГОС ДО

Методические рекомендации по оценке предметно-пространственной развивающей среды при реализации основной образовательной программы будут способствовать повышению результативности профессиональных каче...

Организация этноэкологической развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ

В статье раскрываются основные положения построения этноэкологической среды в дошкольных учреждениях....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Организация музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в процессе восприятия музыки

Выступление из опыта работы «Организация музыкальной развивающейпредметно-пространственной среды в процессе восприятия музыки» (в рамках ММО музыкальных руководителей)...