Непосредственная образовательная деятельность: "Русское народное творчество".
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Грызлова Анна Владимировна

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Кроме того, развивается речь и обогащается словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_russkoe_narodnoe_tvorchestvo.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 (старшая группа): «Путешествие в древнюю Русь».

 

Составила учитель-логопед Грызлова А.В.

Цель: приобщить детей к истокам русского народного творчества.

Задачи:

  1. развитие связной речи детей;
  2. продолжать развивать умение рассказывать сказки по опорным картинкам;
  3. обогащение словаря детей старорусскими словами;
  4. продолжать развивать умение детей составлять описательный рассказ об игрушке по схеме;
  5. развивать мелкую моторику пальцев рук;
  6. продолжать знакомство с разными видами народного творчества;
  7. согласование существительных с местоимениями мой, моя, мои;
  8. продолжать развивать координацию речи и движения;
  9. развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

     Воспитатель: «Сегодня мы с вами перенесёмся в те времена, когда у людей не было современной техники, т.е. в древнюю Русь. Посмотрим, как жили люди и что делали. Закройте глазки и представим. Раз, два, три».

  1. Основная часть.

     1.   Развитие связной речи.

     Под спокойную русскую народную музыку заходит логопед, переодетый в русский народный костюм.

«Здравствуйте, дорогие гости. Сегодня вы пришли ко мне в гости. Меня зовут тётушка Лукерья. Посмотрите, в моей избе есть печка, лавочка, но нет ни телевизора, ни телефона, как у вас. Как же мы живём, что делаем вечерами. А мы садимся на скамеечку возле печи и сочиняем песенки, потешки, небылицы, прибаутки и сказки. А вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?»

(ответы детей).

Сегодня мы поговорим о сказке «Лисичка со скалочкой»:

- кто главная героиня в этой сказке?

- лиса какая в этой сказке?

- что такое скалочка?

-вспомните эту сказку (у детей 6 опорных карточек по этой сказке. Дети сначала выстраивают последовательность событий в правильном порядке, а затем 5-6 детей рассказывают её, опираясь на эти карточки)

- какие ещё вы знаете сказки, где есть лиса?

- во всех сказках она хитрая или в какой-то сказке её удалось кому-то перехитрить? («Жихарка»).

      Вот ребята, сказки – это один из видов народного творчества.

    2.   Пальчиковая гимнастика.

     «Но русский народ любил ещё сочинять разные песенки. Я про нашу главную героиню этой сказки лису, знаю песенку. Давайте мы сейчас её с вами споём. Я буду петь, а вы мне помогайте петь её пальчиками».

Лиса по лесу ходила,                                 пальчики двух рук здороваются.                           

Звонки песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лапаточки плела.

Себе – двое,                                                самомассаж пальцев одной руки.

Мужу – трое,

И детишкам по лаптишкам.                      пальчики одной руки здороваются.

(тоже самое выполнить другой рукой). Третий раз можно выполнить в ускоренном темпе.

 - скажите, что такое лапти; лычки?

      Песенки – это тоже один из видов народного творчества.

  1. Физкультурная минутка.

   «В старину дети, как и вы, любили играть в разные игры. Для этого сочиняли разные небылицы и прибаутки. Небылицы – это то, чего на самом деле не может быть. Пойдёмте и мы с вами поиграем и отдохнём».

Скок-поскок                                              прыжки на двух ногах.

Молодой дроздок,

По водичку пошёл,                                   ходьба на месте

Молодичку нашёл.

Молодичка-невеличка,                             руки вверх

Сама с вершок,                                          присели на корточки

Голова с горшок.                                       встали и показали «большую голову»

Они сели рядком,                                      присели на корточки

Посидели ладком.

Настала ночь –                                          закрыли глаза руками

Улетели прочь.                                         побежали на свои места.

    Такие вот небылицы – это тоже русское народное творчество.

  1. Составление описательного рассказа об игрушке.

   «Но дети любили ещё играть в игрушки. Какие русские народные игрушки вы знаете? (ответы детей – матрёшки, свистульки, деревянные и соломенные игрушки). Раньше у детей не было современных конструкторов, кукол Барби, а они играли вот в такие игрушки. Делали их из природного материала –  соломы, дерева, глины. Глину сначала обжигали, затем расписывали. И вы тоже будете на занятиях учиться расписывать разные игрушки. Всё это тоже народное творчество. Давайте сейчас расскажем об одной из них».

    На доске опорные картинки, по которым дети составляют описательный рассказ (цвет – величина – материал – части – действия с игрушкой). Дети отвечают все хором, можно одного попросить рассказать самостоятельно.

  1. Согласование существительных с местоимениями мой, мои, моя.

   «Посмотрите, сколько здесь у нас много русских народных игрушек. Давайте с вами поиграем в игру «Жадина» (это моя матрёшка) и т.д. А жадинами быть хорошо? Давайте всё вернём обратно (это была моя матрёшка) и т.д.

  1. Итог.

     «Сегодня вы были у меня в гостях. Познакомились с разными видами народного творчества (повторяют). Узнали много новых слов (повторяют). Ну, мне пора уходить. А вам пора возвращаться в совё время. До свидания!».

Звучит музыка, логопед уходит.

   Воспитатель: «А сейчас закроем с вами глаза и перенесёмся в наше время. Раз, два, три. Вот мы опять в группе! Все были молодцы. Спасибо!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс. Конспект непосредственно образовательной деятельности "Русская зима" (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», подготовительная группа)

Музыкальное занятие "Русская зима"  нацелено на создание условий для развития музыкально - ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально - дидактические игры....

Непосредственно образовательная деятельность «Русские народные куклы». (Старший дошкольный возраст)

Непосредственно образовательная деятельность «Русские народные  куклы».(Старший дошкольный возраст)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Русская народная песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком…». Кузовок».

Познакомить с содержанием русской народной песенки «Бежала лесочком лиса с кузовочком…», совершенствовать память и внимание, поощрять попытки рассказать стихотворный текст; продолжать отрабатывать нав...

Непосредственно образовательная деятельность "Русская народная тряпичная кукла"

-Вызвать у детей интерес к истории нашего народа, Белгородчины.-Дать представление о разнообразии материалов для изготовления народных тряпичных кукол.-Научить детей делать куклу – оберег «...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Русские народные инструменты" подготовительная группа

Представлен конспект занятия по художественно-эстетическому направлению под названием "Русские народные инструменты" для детей старшего дошкольного возраста. Дети в игровой форме закрепляют ...