Непосредственно образовательная деятельность "Русская народная тряпичная кукла"
план-конспект занятия (старшая группа)

Масловская Татьяна Сергеевна

-Вызвать у детей интерес к истории нашего народа, Белгородчины.

-Дать представление о разнообразии материалов для изготовления народных тряпичных кукол.

-Научить детей делать куклу – оберег «Колокольчик».

Развивать мелкую моторику, аккуратность, выдержку.

- Воспитывать чувство гордости, за приобщение к народной культуре и бережное отношение к игрушке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_tryapichnaya_kukla.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Русская народная тряпичная кукла»

Цель

Познакомить с русской народной тряпичной куклой «Колокольчиком».

Возраст/направленность группы

6-7 лет группа общеразвивающей направленности

Задачи

-Вызвать у детей интерес к истории нашего народа, Белгородчины.

-Дать представление о разнообразии материалов для изготовления народных тряпичных кукол.

-Научить детей делать куклу – оберег «Колокольчик».

Развивать мелкую моторику, аккуратность, выдержку.

- Воспитывать чувство гордости, за приобщение к народной культуре и бережное отношение к игрушке.

Ресурсы

Мультимедийное оборудование; экран; записи музыкальных отрывков; раздаточный материал: разноцветные лоскуты ткани,  шерстяные нитки красного цвета, вата (синтепон) ленточки.

Виды детской деятельнос-ти

- Коммуникативная: беседа с детьми, ответы детей, оценивание своей работы.

-Двигательная: Физкультминутка «Куклы».

-Познавательно – исследовательская:  знакомство с русскими народными тряпичными куклами, куклой «Колокольчик», составление плана действий.

- Продуктивная: изготовление кукол.

- Музыкально – игровая: физкультминутка «Куклы» самовыражение в ритмических движениях под музыку.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

I.

Организаци-онный момент

Взаимное приветствие, организация внимания.

Дети вместе с воспитателем заходят в проветренную группу, здороваются и свободно располагаются на ковре.

II.

Мотивацион-ная часть

Воспитатель сообщает о неприятном инциденте, произошедшем между девочками средней группы, не поделили кукол и случайно сломали руку и ногу. Показывает сломанных кукол. Сообщает о необходимости помочь девочкам.

Дети предлагают варианты, как помочь и из чего возможно сделать новых кукол, учитывая,  материал, который можно найти в данный момент.

Формирова-ние положитель-ной мотивации.

III.

Поисковая часть

Воспитатель задает вопрос:

Что же нужно для того  чтобы сделать куклу?

Из ответов детей, делает вывод, что  нужно составить план действий согласно которому,  будет достигнут,  задуманный результат.

Дети предлагают варианты ответов:

- Сделать своими руками, из ткани.

Дети совместно с воспитателем комментируют  план действий.

1.Отправиться в музей.

2. Узнать какие виды русских народных тряпичных кукол были на Руси.

3.Сделать кукол из лоскутков ткани.

С помощью воспитателя определяют этапы деятельности для изготовления кукол.

IV.

Практическая часть

-Переходим к выполнению плана. Воспитатель уточняет первый пункт плана.

И предлагает отправиться в музей русских народных тряпичных кукол.

- А отправимся  мы туда …

- Вращаясь вокруг своей оси, приговаривая волшебные слова , попадаем в музей.

Формиро-вание внимательнос-ти и исполнитель-ской дисциплины.

Задание 1

«Посещение музея»

На экран появляется заставка музея «Русских народных тряпичных кукол».

-Воспитатель рассказывает о традиционной игрушке  в быту русской деревни, которой еще с давних времен была тряпичная кукла. В ней не было ничего лишнего. Куклы изготавливались из лоскутков тканей, но каждая из них что-то символизировала, имела свое назначение.

На экране изображение разных тряпичных кукол. Дети, слушая рассказ воспитателя, рассматривают кукол.

Формировать внимательность, уметь с достаточной точностью выражать свои мысли.

Задание 2

«Виды тряпичных кукол»

 И поэтому по своему назначению куклы делились на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. Куклы наших предков были безликими.

Отцы и матери, бабушки и дедушки, создавая для своих детей куклы,  вкладывали в них свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?  
Эти куклы не носили игровой характер, а были оберегом. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Кукол разрешалось брать в гости.

Дети поясняют свое мнение, почему куклы были безликими, что означал красный цвет при изготовлении кукол.

Развитие воображения, умения мыслить и пояснять свое мнение.

Задание 3

«В мастерской»

На экран появляется слайд с изображением мастерской. Воспитатель предлагает детям для решения последний задачи сделать куклу-оберег «Колокольчик». Рассказ воспитателя: «Колокольчик» - кукла добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение».

Дети рассматривают куклу на экране, предлагают свои варианты ответов, почему кукла получила такое название, и почему именно эту куклу мы будем делать для решения нашей задачи.

- развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу, воображения, логического мышления.

Задание 4

«Делаем кукол»

Воспитатель пошагово, рассказывает и показывает процесс изготовления  куклы.

-Какой формы и величины лоскутки ткани  потребуются.

-Для чего нужны красные шерстяные нитки.

По окончанию работы, обращает внимание, что задача решена. Куклы готовы.

Дети вместе с воспитателем пошагово делают куклу под музыкальное сопровождение.

Формирование внимательности, сосредоточенности. Творческая и мыслительная деятельность

V.

Рефлексивно-оценочная часть

Возвращение из мастерской в детский сад с куклами.

Где мы с вами сегодня побывали? Чему мы научились? Что было трудным? Воспитатель предлагает рассмотреть кукол, сколько труда и старания мы внесли. Наверняка наш подарок порадует девочек, Воспитатель благодарит детей за их труд и старания. Предлагает сложить кукол в красивый сундук и подарить девочкам.

Каждый ребенок, кладя куклу в подарочный сундук, говорит свое пожелание, которое принесет его кукла тем, кому она дарится.

- развитие сообразительности,

Формировать и аргументировать свое собственное мнение и позицию.

Формирование гуманного и чуткого взаимоотношения по отношению к другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»

         От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...

Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"

 Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре....

Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» «Народная кукла для наших детей»

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в прошлом красоту находим,Хоть новому принадлежим....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с народной тряпичной куклой «Желанница»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №5 г.Выборга»   Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «...

Образовательный проект в 1-ой младшей группе общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет. " Русская народная тряпичная кукла "

Автор: ГБДОУ № 1 воспитатель Ярош С. ПУчастники проекта: дети 1- ой младшей группы детей от 3 до 4 лет, воспитатель, родители. Тема: «Русская народная тряпичная кукла»Вид: групповой, кратк...

Совместное образовательное мероприятие с детьми средней группы №9 «Утенок» и их родителями «Знакомство с народной тряпичной куклой» Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель мероприятия: создание условий для ознакомления с историей народной куклы, развития интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....