Конспект непосредственно образовательной деятельности «Русские народные традиции и фольклор» в группе детей 6-7 лет
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шиканова Мария Михайловна

Формирование представлений детей о народных традициях и русском фольклоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №1»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 «Русские народные традиции и фольклор»

Подготовила:

Шиканова М.М.,

воспитатель высшей квалификационной категории

Ярославль 2022

Цель: формирование представлений детей о народных традициях и русском фольклоре.

Образовательные задачи:

- давать детям первоначальные знания о народных традициях в целях приобщения детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества;

- закреплять знания детей о русском фольклоре на примере сказок,

- дополнять знания детей о жанрах народного фольклора (загадки, заклички, песенки, приметы, поговорки);

- осваивать с детьми доступные способы изготовления лоскутных куколок.

Развивающие задачи:

- обогащать и активизировать словарь по теме «Народные традиции»;

- развивать логическое мышление при использовании загадок, закличек;

- развивать интеллектуальные способности при отгадывании загадок по содержанию знакомых сказок;

- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и чувство юмора;

-развивать моторику рук.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважение и интерес к русским народным традициям, народному творчеству;

- воспитывать интерес к русскому языку и русскому народному фольклору;

- воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками;

Материалы и оборудование:

• большой камень с надписью;

• замок;

• каравай для гостей к стихотворению «Хлеб да соль»;

• карточки с заданиями;

• ключик в футляре из – под «Киндера – сюрприза»;

• конверт с письмом от Бабы – Яги;

• коробки с камушками;

• кувшин с водой;

• лукошко с карточками, клубочком, символами, камушками, ведёрками, с письмом от Весны;

• кусочки ткани для изготовления куколок;

• сундучок с новой книгой сказок;

Предварительная работа:

-домашний просмотр мультфильмов по теме «Русские народные сказки;

-знакомство со старинными названиями весенних месяцев;

-игра дидактическая «Исправь ошибку»;

-игры – драматизации по мотивам русских народных сказок;

-оформление тематической выставки книг;

-разучивание малых фольклорных тем по теме;

-разучивание пальчиковой гимнастики «Замок»;

-разучивание народных игр;

-раскрашивание раскрасок «Любимые сказки»;

-чтение русских народных сказок;

-рассматривание иллюстраций к сказкам;

-совместные и самостоятельные игры с настольными и кукольными театрами;

-рассказывание русских народных сказок;

-знакомство с лоскутными народными куклами и их изготовление;

-чтение пословиц, поговорок, других малых фольклорных форм;

-чтение и рассматривание книги Л. С. Хренова «Народные приметы и календарь»

-чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;

-чтение рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка».

Непосредственная образовательная деятельность.

(Воспитатель встречает детей. В руках у воспитателя сундук. Она ставит сундук на столик)

- Здравствуйте, дети! Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, то есть здравия, желаем добра, благополучия. А ещё вот так можно поздороваться:

День добрый, детушки – касатушки!

Садитесь, не стесняйтесь. Всем ли места хватило?

- Как называется страна, в которой мы живём?

(Россия, Российская Федерация)

- Много народов в нашей стране. Сколько народов, столько языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Вы знаете, что такое «традиция»? (Правила, обычаи)

- Правильно, традиция – это правила, обычаи, порядок, которому следуют народы.

- Посмотрите у нас сегодня гости.

Приветствуем Вас люди добрые! Доброго здоровья Вам, гости дорогие!

(Двое детей приветствует гостей караваем.)

Воспитатель:

Мне начинать досталась роль,

Не путайте с нагрузками,

Мы принесли вам хлеб и соль

На посиделки русские.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То таких гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Каравай наш отведайте, да на нас полюбуйтесь, порадуйтесь.

- А как мы знакомимся с традициями разных народов? (Из книг, энциклопедий, по телевизору, интернету)

- Но в старину всего этого не было. Как же люди обучали детей порядку, обычаям, традициям? (Через пословицы, сказки, дразнилки, потешки, загадки, заклички, приметы)

- Верно, в старину старики передавали знания традиций от одного к другому через сказания, легенды, былины, через песенки, потешки, приметы, поговорки. Соберутся все вместе, младших угощают, старших уму-разуму научают. А вы гостинцы да подарочки любите? (Да)

- Я вам подарок приготовила. Здесь в сундуке… А кто это замок на него повесил! А ключ где? А что это за кувшин? Конверт чей? Почерк неразборчивый, будто куриной лапой кто – то писал. А да это письмо для нас! (читает адрес адресата и отправителя: «Сказочный лес, район Дремучая чаща, поляна Нечисти, дом Б-Я»)

- Кто это такой или такая Б-Я? (Баба Яга)

Воспитатель читает письмо от Бабы – Яги

Все забыли про меня

Проучу я вас! АГА!

Ключ найдёте вы в посуде,

Трогать вам его покуда

Запрещаю вам. Б-Яга.

PS: Кто коснётся той посуды -

Превращу тот час в верблюда.

Кто коснётся той посудки –

Тот проспит целые сутки.

Кто воды коснётся в ней -

Будет злой, как мой Кощей.

- Дети, осторожно! Точно там ключ от сундука? Плавает маленькая коробочка. Как же нам её достать, ведь касаться опасно! … Кувшин, вода… Что – то знакомое, что – то мы недавно читали… (Рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка»)

- Дети, как же нам быть? (нужно найти камешки и опустить в кувшин, вода будет подниматься и коробочка всплывёт)

- А вот какой большой камень! Но он в кувшин не поместится. На нём что –то написано:

В страну Мудрости пойдёте,

Много камушков найдёте –

За ответ правильный –

Получите камушек маленький.

Налево – куклу рядить,

Направо – сказку говорить,

Прямо – весну звать, игру заводить .

(Дети выбирают направление. Порядок не важен, все равно пройдут три дороги, т.к. на  получают камешки, но их количество каждый раз недостаточно.)

ДОРОГА ПРЯМО

Не замерзли в дороге ребята? Или жарко кому? (Нет)

- Ох, и переменчивая погода! А какое время года? (Весна)

(Находят лукошко с карточками)

- Здесь в лукошке послание: «Пусть вам поможет моё весеннее лукошко. Весна».

- Спасибо, весна, за помощь.

Вот первое задание: «Весенняя картинка».

- К нам  весна пришла. Сама она пришла или кто звал её? (Мы звали, заклички кричали)

Слово «закличка» происходит от слова «кликать». Это старинное слово означает – кричать, громко звать. Заклички – это короткие стихотворные приговорки, просьбы. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары. Эти обращения велись в стихах, которые впоследствии стали называть Закличками. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны.

Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

-Мы с вами на этой неделе старались, весну  зазывали. Давайте вспомним заклички, а помогут нам мнемотаблицы.

1.Весна! Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

2.Солнышко-ядрышко,

Высвети, выгляни!

Воробьи чирикают,

Весну-красну кликают.

3.Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам весну теплую,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Вот второе задание: «Календарь»

Назови старинное название весенних месяцев

- Весну звали. А название месяцев знаете? (Март, апрель, май)

- А в народном календаре они называются по-особенному. Попробуем по картинкам отгадать, где какой месяц и как он раньше назывался.

Март – капельник, протальником, грачевником.

Апрель – снегогон, водопол, прилетень.

Май – травень, цветень, розоцвет.

Вот ещё задание. Загадки о солнце.

-Люди всегда ждут солнышка с нетерпением. В далеком прошлом русские люди очень уважительно относились к солнцу, ведь без него ничего не может быть. Давайте послушаем, с чем сравнивали наше солнышко?

Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

Красная девушка по небу ходит.

Катится золотая ватрушечка, никто ее не достанет – ни царь, ни царица, ни красная девица.

Хоровод- игра «Солнышко – вёдрышко»

- Ну – ка, в круг вставай,

Хоровод начинай!

(Дети становятся в хоровод. Считалкой выбирается водящий)

Уж как зоренька-заря

Русы косыньки плела.

Кто те косы расплетет,

Первый кон водить идет!

(Водящий становится в круг. Дети идут по кругу, поют)

Гори, солнце ярче –

Лето будет жарче.

(Поворачиваются друг другу и делают поклоны)

А зима теплее,

А весна милее.

(Протягивают ладони, водящий должен дотронуться)

«Солнце» говорит: Горячо! Горячо!

(До чьих ладоней «солнце» дотронулось, тот выбывает из игры)

-Молодцы, выполнили задания, вот и наша награда.

Получили часть камушек, но мало. Следующая дорога.

ДОРОГА НАЛЕВО

- А корзинка не проста,

С виду вроде бы пуста.

Ну – ка, …, подойди,

Руку смело опусти!

- Снова заглянем в лукошко

Странное задание, просто наказание!

Карточку кручу, понять хочу.

Всё вверх дном, непонятно: сказки о ком?

Словесная игра «Исправь ошибки» 

В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.

-«Волк и семеро тигрят», «Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят».

-«Гуси-вороны», «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

-«Дарьюшкина избушка» - «Заюшкина избушка»

-«Пашенька и медведь», «Даша и медведь» – «Маша и медведь».

-«Домик» - «Теремок»

-«Иван-царевич и зеленый волк» - «Иван-царевич и серый волк»

-«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой».

-«Лисичка-сестричка и серая мышь» - «Лисичка-сестричка и серый волк»

-«Морковка» - «Репка»

-«Перышко Финиста – ясна-филина» - «Перышко Финиста – ясна-сокола»

-«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

-«Плавучий корабль» - «Летучий корабль»

-«По рыбьему велению», «По собачьему веленью» – «По щучьему велению»

-«Пять медведей» - «Три медведя»

-«Сестрица Аленушка и братец Никитушка» - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

-«Сивка-будка» - «Сивка – бурка»

-«Царевна-индюшка» - «Царевна – лягушка»

 -Молодцы, выполнили задания, вот и наша награда.

Получили часть камушек, но мало. Следующая дорога.

ДОРОГА НАПРАВО

Куколка в корзинке («Лихоманка») Что это значит?

Во многих сказках кукла является волшебной помощницей, которая помогает своему хозяину или хозяйке словом и делом. Если случится какая беда, тогда возьмет куколку герой или героиня сказки, зайдет в укромный уголок, поделится последним куском хлеба и скажет: «Ну, куколка, покушай и моего горя послушай!» И куколка выручает хозяйку.

         К концу зимы организм человека подвержен простудным заболеваниям. Это подметили наши предки. Они делали такую куколку – Лихоманку и заговаривали ее, чтобы болезнь вселилась в куклу вместо человека.

Изготовление куколки.

(Дети подходят к столу с сундуком и кувшином. Помещают последние камешки.

В кувшине поднимается уровень воды и пластиковая ёмкость с ключиком или поплавок, на котором прикреплен ключ от сундука).

- Надо на всякий случай сказать волшебные слова.

 Пальчиковая игра «Замок»

(Дети выполняют движения под стихи):

За морями, (движения пловца)

За горами, (руки вверх)

За железными столбами (кулак на кулак)

На пригорке - теремок (руками над головой сложить «крышу»)

На двери висит замок (сцепить руки в «замок»)

Ты за ключиком иди (ходьба)

И замочек отопри (руки соединить в замок и рассоединить).

(Достают ключ. Открывают сундук и достают новую книгу сказок).

- Завершилось наше путешествие.

- Желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе детей с ФФНР (возраст детей 5-6 лет) «Умеешь ли ты дружить?»

Содержание области "Социально-коммуникативное развитие" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и овладения детьми конструктивными способами и средст...

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Русская народная песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком…». Кузовок».

Познакомить с содержанием русской народной песенки «Бежала лесочком лиса с кузовочком…», совершенствовать память и внимание, поощрять попытки рассказать стихотворный текст; продолжать отрабатывать нав...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе детей старшего вазраста на тему «Зимушка - зима»

Тема: Зимушка – зимаПрограммное содержание: обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев. Учит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для группы детей 5-6 лет Тема «Игры со снеговиком»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийдля группы детей 5-6 лет Тема «Игры со снеговиком»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для группы детей 5-6 лет компенсирующей направленности Тема «Приключения в зимнем лесу»

Конспект  непосредственно - образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийдля группы детей 5-6 лет компенсирующей направленностиТема «Приключения в зи...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Русские народные инструменты" подготовительная группа

Представлен конспект занятия по художественно-эстетическому направлению под названием "Русские народные инструменты" для детей старшего дошкольного возраста. Дети в игровой форме закрепляют ...