Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе детей старшего вазраста на тему «Зимушка - зима»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Маркова Маргарита Александровна

    Тема: Зимушка – зима

    Программное содержание: обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, птиц, рыб.

    Словарная работа: «хмурень», «лютень», «снеговей», метель, вьюга, пурга, поземка, водоем.

    Оборудование: демонстрационный материал (иллюстрации птиц, лесных животных, письмо от зимушки – зимы, части снежинок с заданиями.

    Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное  развитие.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 21.03.15_konspekt_zimushka-zima.docx21.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 Калининского района города Санкт –Петербурга.

    Конспект  непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению

    с окружающим миром в группе детей старшего вазраста

    на тему «Зимушка - зима»

    Технология;  Исследовательская деятельность.

         

    Составил воспитатель  Маркова Маргарита Александровна

    Санкт-Петербург.

    Тема: Зимушка – зима

    Программное содержание: обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, птиц, рыб.

    Словарная работа: «хмурень», «лютень», «снеговей», метель, вьюга, пурга, поземка, водоем.

    Оборудование: демонстрационный материал (иллюстрации птиц, лесных животных, письмо от зимушки – зимы, части снежинок с заданиями.

    Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное  развитие.

    Ход занятия

    - Дети, сегодня нам пришло письмо, интересно кто его написал? Давайте прочитаем (открываю конверт, вынимаю письмо и пронумерованные части от большой снежинки, на которых написаны задания).

    - «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам зимушка – зима. Я приготовила вам сюрприз (угощения, но вы должны мне помочь собрать снежинку, но составить ее можно только выполнив несколько заданий, они на частях от снежинки)».

    Дети находят часть снежинки №1, воспитатель читает задание.

    №1 – Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).

    Как в природе называют месяц декабрь и почему?

    («Хмурель» - хмурый, бессолнечный. В начале зимы солнце редко выглядывает из- за туч, не греет, оно не яркое).

    Как называют в народе второй зимний месяц январь?

    («Лютень» - лютует стужа, трещат морозы).

    Как называют последний месяц февраль?

    («Снеговей» - часто идет снег, метели и вьюги наметают высокие сугробы).

    №2 – Люди часто говорят – вьюга, метель, пурга, поземка. А что это такое? (Ветер поднимает снежинки и несет их, как метлой метет – это метель). Если прислушаться к вою ветра «вьююуу – вьююуу» это метель себя вьюгой назвала. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, кружит, метет, ничего не видно – это пурга. А когда ветер несет снег по низу, по самой земле – это поземка.

    Дыхательная гимнастика

    - Давайте мы с вами будем ветерочком и подуем на снежинку. (воспитатель подносит детям снежинку на ниточки – дети дуют).

    №3. Загадать загадки:

    «Белые мухи прилетели,

    на землю сели» (Снег)

    «Он все время занят делом,

    Он не может зря идти

    Он идет и красит белым

    Все, что видит на пути» (Снег)

    - Правильно, зимой часто идет снег, он укрывает землю пушистым покрывалом. Давайте вспомним свойства снега.

    - Какой снег в морозный день? (снег пушистый, он искрится и переливается на солнце, скрипит под ногами, это ломаются снежинки)

    - А какой снег в теплый день? (Снег тяжелый, мокрый, липкий, из него можно лепить).

    Физ. пуза.

    Снег идет, снег идет (машут руками),

    Дворник улицу метет (показывают),

    Мы катаемся на санках (пружинка),

    И встаем все на коньки (встаю на носочки),

    Мы катаемся на лыжах (показываю),

    И играем все в снежки (показываю).

    №4. Загадать загадки:

    «Без досок, без топоров

    Через реку мост готов,

    Мост как синее стекло

    Скользко весело, светло» (Лед)

    «Рыбам зиму жить тепло:

    Крыша – толстое стекло» (Лед)

    - А что происходит зимой с водоемами, реками, озерами, прудами? (они покрылись толстым льдом).

    -А как ведут себя рыбы в сильные морозы? (они опускаются глубже ко дну, многие засыпают, на дне им не хватает воздуха, трудно дышать).

    - Как люди могут помочь рыбам? (Чтобы рыбы не задохнулись, люди пробивают в водоемах проруби, через которые поступает воздух).

    - Что происходит со снегом и льдом, если принести их в теплое помещение? (превратятся в воду).

    №5. Загадать загадку:

    «Ее всегда в лесу найдешь –

    Пойдем гулять и встретим:

    Стоит колючая, как еж

    Зимою в платье летнем. (Ель)

    Правильно, это ель. А что же происходит с другими деревьями и кустарниками? (все деревья и кустарники без листьев, зимой они не растут, погружаются в сон, потому что зимой мало воды, света и тепла).

    Дети получают пятую часть от снежинки.

    №6 – Много веселых забав у детворы зимой. Какие зимние забавы вы любите? (катание с горки, на санках, лыжах, коньках, игра в хоккей. В дни оттепели можно строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снеговика).

    - Давайте поиграем в игру «Где мы били мы не скажем, как играли всем покажем» (дети имитируют игру – другие отгадывают).

    №7 – Осенью многие птицы улетают в теплые края. А какие птицы остались зимовать? (воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы).

    - Какая птица прилетает к нам с севера на зимовку (снегирь).

    - Какую птицу называют санитаром леса? (дятел).

    - Птицам холодно зимой, они перебираются из леса поближе к жилью людей. В сильные морозы прячутся под крышу. Зимой им трудно найти пищу, люди подкармливают их.

    (Дети получают седьмую часть от снежинки)

    №8 – Холодно и голодно зимой зверям. Как зимуют звери в лесу?

    - Послушайте загадки, кто отгадает получит картинку и расскажет о животном.

    «Кто на ветке шишку грыз?

    И бросал объедки в низ?

    Кто по веткам ловко скачет?

    Кто в дупле орехи прячет?» (Белка)

    В теплые дни белка прыгает по веткам деревьев, грызет шишки, добывая из них семена. А в сильные морозы прячется в дупло и спит, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

    У кого нет берлоги,

    Не нужна ему нора.

    От врагов спасают ноги,

    А от холода – кора. (Заяц)

    Зайцы оделись в белые теплые шубки, чтобы никто не заметил их на снегу. Днем зайцы сидят под кустами, прячутся от лис и волков, охотников. А ночью ищут пищу, питаются корой деревьев, особенно любит осину.

    «Летом бродит без дороги

    Между сосен и берез,

    А зимой он спит в берлоге

    От мороза прячет нос». (Медведь)

    Медведь спит в берлоге, сосет лапу.

    «Шубка – иголки

    Свернется он – колкий

    Рукой не возьмешь

    Кто это?» (Еж)

    Еж тоже спит всю зиму под старым пнем, свернувшись клубочком в своей мягкой теплой постельке из сухих листьев.

    «Рыжий клубок

    За белым – скок». (Лиса)

    - У лисы теплая пушистая шубка. Она ловит зайцев, белок и мышей. Лиса учует мышь в норе потом начинает прыгать на снегу. Мышь испугавшись, выбегает, лиса ловит ее. В сильные морозы лиса прячется в норе.

    «Серый, зубастый

    По полу рыщет,

    Телят, ягнят ищет». (Волк)

    - Волк зимой злой и голодный, он хищник, ловит зайцев, белок, мышей. По ночам он тоскливо воет. Часто волки собираются в стаи, чтобы легче добывать пищу. (Дети получают часть от снежинки).

    - Вот мы и собрали все части от снежинки, давайте сложим ее (Дети собирают снежинку).

    (Сюрприз – угощение от Зимушки – зимы)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе . Тема : «Зимушка-зима».

    Уточнять и расширять представление детей о зиме : состояние погоды , длительность дня , типичные осадки (снег , хлопья , «крупа») ; явления природы (метель , вьюга , позёмка).    Закреп...

    Открытая непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в группе раннего возраста №2 (2-3 года) «Снеговик»

    Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми...

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по направлению «Познавательное развитие» на тему «Пионеры – герои Кубани».

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по направлению «Познавательное развитие» на тему «Пионеры – герои Кубани»....

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в логопедической группе (старший дошкольный возраст) Тема: «Дикие животные зимой»

    Тема: «Дикие животные зимой»Составитель - воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 Кравченко Е.М.Цель: расширение знаний детей о диких животных средней полосы России.Задачи...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе общеразвивающей направленности детей седьмого года жизни «Опасные предметы»

    Сформировать у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе на тему «Зимушка-зима»

    Цель: Формировать представление о зиме, о сезонных изменениях в природе.Задачи: Развивать знания о местах, где всегда зима; Воспитывать эстетические чувства по отношению ...