Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности Познание (ознакомление с окружающим миром) /подготовительная группа/ на тему: « Чудо – вода»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    занятие по экспериментальной деятельности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nod_chudo_-_voda.doc73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию «Чебурашка»

    п. Алябьевский

    Конспект  непосредственно образовательной деятельности

    Познание (ознакомление с окружающим миром)

    /подготовительная группа/

    на тему:

    « Чудо – вода»

     Воспитатель: Н. А. Подолюк

    Программное содержание:

    Образовательные задачи:

    • Расширять представления детей о свойствах воды и тремя ее основными состояниями (жидким, твердым, газообразным).

    Развивающие задачи:

    • Развивать  умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

    Воспитательные задачи:

    • Воспитывать  интерес детей к  экспериментально - исследовательской деятельности.

    Безопасность:  

    • Соблюдение безопасности и мер предосторожности с горячей водой.

    Словарная работа:

    Обогащать словарь детей словами: жидкое и газообразное, твердое состояние, растворитель,  испарение;  исследователи; ученые; опыты; слова с частицей «аква» (аквариум, аквапарк, акваланг, аквалангист, акванавт).

    Материал: фартуки, песок, сахар, лед, одноразовые стаканчики на каждого ребенка, лупы, зеркальце, термос, презентация «Чудо – вода», чайные ложки,  вода, колба, спиртовка, резиновые перчатки.

    Методы и приемы:

    1. Наглядные: созданная детьми и воспитателем книга о воде, схемы, толковый словарь.
    2. Словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка.
    3. Положительная мотивация.
    4. Художественное слово.
    5. Практические действия: проведение опытов.

    Индивидуальная работа:

    Помочь затрудняющимся детям.

    Предварительная работа:

    1. Чтение рассказов, стихов, разгадывание загадок.
    2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
    3. Прослушивание музыкальных записей.
    4. Создание своей книги.
    5. Проведение исследований, опытов.
    6. Работа со словарем.

    Содержание организованной деятельности:

    Организационный момент.

    Воспитатель:

    Доброе утро! Я вам говорю.
    Доброе утро! Я всех вас люблю!
    Желаю вам хорошо заниматься!
    Слушать внимательно, ума набираться!

    Воспитатель: поздоровайтесь  ребята с  нашими гостями. Дети проходят и садятся на стульчики.  

    Воспитатель:   Какое сейчас время года? (весна).

    Какой сейчас месяц? (март).  Что бывает весной?  Отгадайте загадку и тогда узнаете, о чем мы будем говорить.

    Загадка:  

    Я очень добродушная, Я мягкая, послушная,

    Но когда я захочу Даже камень источу.  (вода)

    Воспитатель:  Мы сегодня с вами будем говорить о воде.  Ребята к нам пришло  письмо.

    «Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом грянул мороз, вторая в это время расчесывала волосы, да так и застыла, превратилась в красивую льдинку. А третья успела спрятаться, и осталась капелькой. Льдинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и паринке родных сестер.  Ребята, помогите!  Докажите, что мы: паринка, льдинка и капелька – родные сестры».  

    Давайте вспомним, что мы уже знаем о воде? (вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха, растекается, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают, через воду виден рисунок, а через молоко нет).

    Воспитатель: ребята нам предстоит доказать в каких состояниях бывает вода и что она умеет делать с другими веществами.  

    -А где это можно доказать? (в нашей лаборатории «Интересных открытий».

    - Что проводят в лаборатории? (опыты)

    - Кто проводит опыты? (ученый – исследователь)

    Воспитатель: Кто такой ученый-исследователь? (Это – много знающий и образованный человек, который проводит опыты, исследования и узнает что-то новое.)

    Воспитатель: Вы готовы провести опыты?

     Воспитатель: Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

    Дети садятся на стульчики перед столами. 
    Посередине группы – стол для опытов.  

    1 опыт:

    Воспитатель: Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.  

    - Что происходит с водой? (она льется).  

    -  Почему она льётся? (потому что она жидкая).

    Уважаемые, исследователи, подумайте, как в жидкости  расположены частички, и как они держаться друг за друга?  А чтобы это увидеть, возьмите пипетки и капните несколько капель воды на зеркало, возьмите лупу и рассмотрите (между частичками воды большое расстояние и частички свободно держаться друг за друга).  Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Давайте  изобразить вот такой схемой:

     Вывод: вода жидкая, льется.  Но вода бывает не только в жидком состоянии.  

    2 опыт:

    Предлагаю выйти к столу Сережу Н, Он покажет и расскажет нам о своем исследовании. Как говорит народная мудрость: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

    1. Сережа,  с чем ты будешь проводить опыт?
    2. Для опыта я подготовил кубики льда.
    3. Вам нужна помощь? (Сережа предлагает ребятам надеть перчатки и взять в руки кубик льда, а сам берет кубик льда в голые руки.)
    4. Как вы думаете, у кого из нас лед растает быстрее? (Верно, лед быстрее растает у меня, посмотрите, потому что он соприкасается с теплом моих рук.)
    5. Во что превратился лед? (Лед превратился в воду.)
    6. Снежана, а почему у тебя лед тает медленно? (У меня на руках перчатки.)

    Сережа: Перчатки разъединяют тепло рук и холод льда.

    Воспитатель: Исследователь  Сережа, мне интересно, как же вы получили лед?

    Сережа: Я налил воду в формочку и поставил в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в твердое вещество – лед.

    Воспитатель: Спасибо вам за проделанную работу.

    Воспитатель: В каком еще состоянии, кроме жидкого и газообразного, может находиться вода? (Вода может находиться в твердом состоянии.)

    Воспитатель: В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так:

    Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.  

    Физминутка:

    Лед растает, и тогда

    Будет из него ….(вода).   (Дети «плавают».)

    Если сильный, сильный жар,

    Из водички будет …(пар). (Дети изображают пар движением рук – поднимают руки вверх и вращают кистями, произнося «Ф – ф – ф!».)

    Если пар вдруг охладится,

    Превратится пар …(в водицу). (Дети «плавают».)

    Если холод вдруг придет,

    Из водицы будет …(лед).   (Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди,съеживаются.)

    А теперь, ребята продолжим исследование.

    3 опыт:

    Воспитатель проводит опыт со спиртовкой и колбой.

    Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает термос.) (Это термос.)

    Для чего нужен термос? (Термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время.)

    Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар?

    Ответы детей:  (Вы вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.)

    Воспитатель накрывает термос зеркалом, поднимает зеркало.

    Воспитатель: Из термоса выделялся пар, а на зеркале мы видим капельки воды, как так получилось? (Ответы детей.) Что стало с паром, во что он превратился? (Пар превратился в воду.) Значит, пар – это тоже вода.

    Воспитатель: Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар (выставляет карточку). А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки (дождь, снег, град, роса и т.п.).

    Воспитатель: В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так:

    Таким образом, вода может находиться в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом.

    Вывод:

    1. В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая движется сама по себе.
    2. В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
    3. Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.

    Воспитатель: Ребята, сегодня в нашей  лаборатории мы узнаем, что происходит с веществами в воде.

    4 опыт:

    Воспитатель:  Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки. Одна с сахарным песком, другая с речным песком.

     - Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.

     - В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет? ( сахарный песок в воде растворился).

     - Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка. Растворился речной песок в воде или нет? ( Речной песок в воде не растворился.)

     - Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились?( Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет)

     - Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

    Воспитатель: Верно, вода является растворителем. Это еще одно ее свойство.

    Воспитатель:  Ребята, а капельки хотят с вами поиграть. Они предлагают вам  придумать слова с частицей «аква». 

     Давайте посмотрим, что оно обозначает. «АКВА» – первая часть сложных слов, относящихся к воде.

    АКВАРИУМ – что это такое? (Стеклянная емкость с водой для содержания рыб.)

    АКВАПАРК – коллега, объясните значение этого слова? (Парк с водными аттракционами.)

    АКВАЛАНГ – что обозначает это слово? (Аппарат для дыхания под водой.)

    АКВАЛАНГИСТ – (Спортсмен, плавающий с аквалангом.)

    Воспитатель: Есть одно слово, которое вы еще не знаете.

     АКВАНАВТ – исследователь, совершающий в специальном аппарате плавание под водой на больших глубинах.

    Воспитатель: ребята, как вы думаете, мы доказали паринке, что они сестры? А чтобы они больше не ссорились, я предлагаю им подарить книгу со схемами, которые мы сегодня зарисовывали, а назовем эту книгу «Чудо – вода».

    Мне очень хочется узнать:

    1. Лера, что больше всего тебе сегодня понравилось?
    2. Что мы можем определить, только посмотрев на вещество? (Состояние, цвет, форму, прозрачность.)
    3. Никита, что было полезным для тебя?
    4. Как ты думаешь, что нашим гостям понравилось?
    5. Какое пожелание ты бы хотел сказать своим коллегам - исследователям?

    Дорогие ребята, мне сегодня было приятно побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная группа). Тема: «Земля – наш дом»

    Цель: закрепить представления детей о родной планете Земля; познакомить детей с глобусом - моделью земного шара; дать детям элементарные представления о том, что существуют разные континенты земли, ко...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»    Цель: Сформировать у детей первые представления о круго...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» (ознакомление с окружающим миром) подготовительная к школе группа

    Предлагается конспект и подборка слайдов для занятия "Перелётные птицы", где продолжаем расширять представления детей подготовительной группыо перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни. А так ж...

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная к школе группа). Тема: «Праздник урожая у Смешариков» (с использованием элементов ТРИЗ)

    Тема мероприятия в рамках комплексно-тематического планирования: «Праздник урожая у Смешариков» (лексическая тема «Фрукты»).Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развит...

    конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. подготовительная группа. тема:"Путешествия на озера Бойка"

    создать условия для познавательный  интереса детей через ознакомления  с растительным миром Прибайкалья....

    Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная группа) на тему: Русская матрёшка

    Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии. Более 100 лет из Японии привез...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. (подготовительная к школе группа) Тема: «Правила безопасности на дороге»

    Цель: научить видеть и запоминать ориентиры и близлежащие строения. Развивать наблюдательность, внимание. Формировать представление о названии улицы и адреса детского сада. Активизировать словарь...