ПРОГРАММА дополнительного образования «Развивай-ка» для детей 3-4 лет
методическая разработка (младшая группа) на тему

Шашина Ольга Владимировна

Пояснительная записка

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики.

 

               Актуальность, педагогическая целесообразность программы

        Ранний возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».

        В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

  Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

   Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

   Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Пояснительная записка

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики.

 

               Актуальность, педагогическая целесообразность программы

        Ранний возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».

        В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

  Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

   Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

   Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_obrazovaniya_kruzhok_razvivayka_shov.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»

Утверждаю:

Заведующий

МАДОУ ЦРР – детского сада

«Аленушка»

_______ ОВ Миронова

ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Развивай-ка»

для детей 3-4 лет

Воспитатель: Шашина ОВ

2016

Пояснительная записка

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики.

               Актуальность, педагогическая целесообразность программы

        Ранний возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».

        В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

  Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

   Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

   Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

   Таким образом, актуальность  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

   Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Цель:

Развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Сформировать у детей  младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное,  характерное (признаки, качества).

Учить  применять полученные знания в  практической и познавательной деятельности.

Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).  

Методы:

Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

групповая;

подгрупповая;

индивидуальная. 

Результатом работы  по данной программе должно стать:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными нетрадиционными материалами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

6.Знание основных цветов, геометрических фигур, величины.

Основной формой является кружковое занятие, плавно переходящее в игровую деятельность. Занятия в кружке проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия – 15 минут.

Программа предусматривает проведение занятий по подгруппам, что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей. Все занятия проводятся в игровой форме.

Структура занятия кружка вариативна, где предполагается знакомство с новым материалом, освоение новых приемов, обыгрывание поделки, позволяет глубже и шире ввести ребенка в мир окружающих его вещей и предметов.

Перспективный план по сенсорному воспитанию на 2016 – 2017 учебный год с детьми 2 мл. группы.

Сентябрь

3

«Знакомство с кабинетом»

Развивать тактильную чувствительность и сложно-координированные движения пальцев и кистей рук.

Сосуд с песком, водой, манкой, горохом, мелкие игрушки; лист бумаги, карандаш.

4

«Чудесный сундучок»

октябрь

1-я неделя

«Воздушные шары»

Познакомить детей с шестью цветами путём подбора по образцу. Названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «синий», «фиолетовый».

Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см.). Это ниточки и шарики. Полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

2-я неделя

«Подбери флажки к домикам»

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Дидактические картинки, карандаши, бумага.

3-я неделя

НОД «Радуга»

Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом -  голубой.  Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Письмо,  картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.

4-я неделя

«Найди куклу по цвету»

Закреплять у детей умения определять цвет, ориентироваться в семи цветах спектра, сопоставлять цветовые образы.

Дидактические картинки, гуашь и кисти, листы бумаги

НОЯБРЬ

1-я неделя

«Большой-маленький»

Знакомство с признаками: большой — маленький. Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации.

1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки; другой дидактический материал, который можно использовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками.

2-я неделя

«В какую коробку?»

Закреплять знания о величине предметов

 Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

3-я неделя

«Из каких фигур состоит машина?».

«Коврик».

Учить узнавать и называть геометрические фигуры.

Конструкцию машины, составленную из геометрических фигур.

Коврик из геометрических фигур

4-я неделя

«Геометрическое лото»

Закреплять знание и название геометрических фигур.

Карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры)

ДЕКАБРЬ

1-я неделя

«Бусы»

Учить выкладывать рисунок из макарон, нанизывать их на шнурок, украшать предмет.

Различные окрашенные в разные цвета макароны, картон, пластилин, шнурки.

2-я неделя

«Зимний вечер»

Учить выкладывать рисунок из макарон, нанизывать их на шнурок, украшать предмет.

Различные окрашенные в разные цвета макароны, картон, пластилин, шнурки.

3-я неделя

 Собери правильно

Учить разбирать по цвету, форме.

Цветные макароны, картон, пластилин.

4-я неделя

«Новогодняя елка»

Учить украшать ёлку разноцветными фигурками, закреплять цвет, форму.

Шаблон ёлки, покрытый пластилином, различные разноцветные фигурки, макароны, бусины.

ЯНВАРЬ

1-я неделя

«Путешествие на лесную полянку»

Познакомить с шириной предмета

Шнуры для изображения рек.

2-я неделя

«Определи на ощупь».

Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки.

Мешочек, парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).

3-я неделя

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет».

Развивать тактильные ощущения. Учить определить, из чего изготовлены различные предметы.

Мешочек, стакан  стеклянный , деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

4-я неделя

«Спрячь грибок за елкой»

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов; учить чередовать объекты по цвету.

дидактические картинки, музыкальный центр, экран.

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

«Угости кукол конфеткой»

Закреплять знания о величине предметов (высота)

Буратино, куклы, конфеты, шкафы, разные по высоте.

2-я неделя

«Самая длинная, самая короткая».

Упражнять в раскладывании разноцветных лент разной длины от самой короткой до самой длинной.

Разноцветные ленты разной длины.

3-я неделя

«Салют»

Познакомить детей со свойствами бумаги, учить сминать, рвать, скатывать бумагу в шарик, скручивать в жгутик.

Салфетка, гофрированная бумага, фольга, туалетная бумага

4-я неделя

«Найди Котенка»

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определяя местонахождение словами.

Котенок, вся группа.

МАРТ

1-я неделя

«Мимоза»

Познакомить детей со свойствами бумаги, учить сминать, рвать, скатывать бумагу в шарик, скручивать в жгутик.

Салфетка, гофрированная бумага, фольга, туалетная бумага.

2-я неделя

«Узнай на вкус»

Закреплять умения отличать фрукты и овощи на вкус.

Платок, яблоко, лимон, виноград, банан, помидор, морковь.

3-я неделя

«Что как плавает»

 Закреплять знания свойств камней.
Сравнивать камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает.

Таз с водой, камни, деревянные палочки.

4-я неделя

НОД «Теремок»

Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме. Воспитывать желание заниматься.

Письмо, ширма, медведь лиса, волк, заяц, мышка, квадраты разной величины.

АПРЕЛЬ

1-я неделя

«Научи зайца строить забор»

Практиковать детей в выкладывании ряда.

Заяц, полоски разные по высоте, одинаковые по цвету.

2-я неделя

«Волшебный лес»

Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины: «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий. »

Деревья разные по высоте, толщине.

3-я неделя

«Подарки»

Учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера.

Карта с нарисованными белыми медведями, подарки-шарфики по количеству медведей разные по длине.

4-я неделя

«В гости к мишке»

Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы. Обучение выделению параметров величины предметов. Воспитывать желание заниматься

Две физкультурные скамейки разной высоты,  изображающие мостик через речку, игрушка мишка.

МАЙ

1-я неделя

открытка

Развивать мелкую моторику рук, творчество, воображение, интерес.

Цветная бумага, клей, картон.

2-я неделя

Опыт «Разноцветная вода».

Закреплять знания о свойствах воды.

Тазик с водой, одноразовые стаканчики, ложка, гуашь.

3-я неделя

«Теплый – холодный»

Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная.

Вода в ведерках: теплая, холодная, одноразовые стаканчики.

4-я неделя

«Солнышко»

Учить соединять концы в кольцо, скручивать в жгутик.

Салфетка, гофрированная бумага, фольга, туалетная бумага.

Список литературы

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н. Б. Венгер / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Интернет ресурсы.
  4. Лямина Г.М., Гербова В.В., Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
  5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.  «Паритет», 2002.

Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991.

 Дидактические игры и упражнения

для закрепления понятия формы.

  •  «Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
  • «Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
  • «В какую коробку?». Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
  • «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

Игры на развитие тактильных ощущений.

  • «Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
  •  «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
  • «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
  • «Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

  • «Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
  • «Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д. Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
  • «Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
  • «Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
  • «Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
  • «Неразлучные цвета». Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
  • «Какие цвета использованы?». Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.
  • «Уточним цвет предмета». Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник - розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.
  • «Полянки с липучками». Первая «полянка» с контурными изображениями четырёх геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего треугольника, прямоугольника. В середине каждой фигуры пришита «липучка». Вторая «полянка» с четырьмя секторами жёлтого, красного, синего и зелёного цветов. На каждом секторе – «липучка». В набор также входят: к первой «полянке» - геометрические фигуры соответствующих форм – геометрические фигуры, на другую сторону – круги., ко второй – круги основных цветов, кусок ковролина, на которой приклепляются эти фигурки (на одну сторону – геометрические фигуры, на другую сторону - круги).
  • Ребёнку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию, а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» №1, совместив их по контуру. Аналогично проводится игра с «полянкой» №2 и кругами. Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» №2 к четырем основным цветам добавляются белый и черный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем пальчики у детей, развиваем речь.

Мелкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи....

Программа работы кружка по дополнительному образованию "Развивай-ка" по методике Марии Монтессори

Программа направленна на развитие сенситивной сферы ребенка, мышления, самостоятельности в проявлении познавательной инициативы, на формирование системы эмоциональных представлений об окружающем мире....

Рабочая программа дополнительного образования "Развивай - ка" для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.

Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Физическое развитие» и включает не только работу по сохранению, укреплению и по охране здоровья де...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...

Рабочая программа дополнительного образования "Развивай-ка!"

Программа дополнительного образования нацелена на общее развитие ребёнка раннего возраста. В работу кружка включены: дидактические игры, игровые упражнения, практическая деятельность, направленные на ...