ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья (подготовительная группа) на тему
Актуальность проблемы развития познавательного интереса на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Выделение проблемы развития познавательного интереса в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности (ст.3. пункт 3), создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей (ст. 3. пункт 7 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»), целевыми ориентирами возможных достижений ребенка на этапе завершения ДО является: овладение ребенком основных культурных способов деятельности, такими как познавательно-исследовательская деятельность, а так же проявление ребенком любознательности, склонности наблюдать, эксперементировать (п.4.6. ФГОС ДО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bukinoy_v.n.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Букина Валентина Николаевна,
студентка БП – 38z АР группы заочного отделения,
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Кафедра психологии и социальной педагогики
Научный руководитель: Зыскина Маргарита Алексеевна,
к.м.н., профессор.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
На современном этапе обновленное содержание дошкольного образования тесно связано с личностным развитием ребенка. Актуализируется интерес к детской личности, ее развитию и саморазвитию, дошкольный возраст рассматривается как период накопления психических новообразований ребенка-дошкольника, освоения им социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах со взрослыми и сверстниками. Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является система интересов растущего человека. Степень разносторонности и устойчивости интересов, особенности их изменения позволяют судить об уровне развития личности. Потому изучение интереса, характера его изменения является важным направлением педагогических исследований, призванных обеспечить качество образовательного процесса.
Актуальность проблемы развития познавательного интереса на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Выделение проблемы развития познавательного интереса в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности (ст.3. пункт 3), создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей (ст. 3. пункт 7 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»), целевыми ориентирами возможных достижений ребенка на этапе завершения ДО является: овладение ребенком основных культурных способов деятельности, такими как познавательно-исследовательская деятельность, а так же проявление ребенком любознательности, склонности наблюдать, эксперементировать (п.4.6. ФГОС ДО).
Большинство работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития познавательного интереса касаются в основном школьного возраста. Актуализация развития познавательного интереса как средства саморазвития дошкольников в большинстве их не рассматривается, тогда, как именно в дошкольном возрасте формируются основы мировосприятия, закладывается фундамент многих личностных качеств ребенка. Указанный возраст обладает повышенными возможностями и для развития общих умственных качеств, которые проявляются в любознательности, своеобразной остроте восприятия, специфичности воображения. Вместе с тем обозначенная проблема не нашла должного освещения в системе сложившегося дошкольного образования, о чем свидетельствует недостаточное количество исследований по выявлению эффективной педагогической стратегии личностного развития ребенка-дошкольника.
Заложенное в познавательном интересе эмоциональное начало, как отмечает Ю.Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности[4].
Анализ научной литературы и объективных условий позволил выделить противоречия между:
- возрастающей потребностью общества в активизации личностного развития ребенка-дошкольника, одним из показателей которого является познавательный интерес, и не разработанностью теоретического обоснования адекватных средств развития познавательного интереса в педагогической деятельности ДОУ;
- необходимостью использования личностно - деятельностного подхода, оказывающего решающее влияние на развитие познавательного интереса ребенка, и недостаточной компетентностью педагогов в решении данной проблемы;
- большими потенциальными возможностями ребенка в дошкольном детстве и неудовлетворительной организацией педагогической деятельности по развитию познавательного интереса у воспитанников ДОУ.
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности[5].
Развитие познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Изучение и анализ литературы позволил нам выявить, что познавательный интерес, являясь одной из форм проявления познавательной потребности личности, отождествляется со стремлением к знанию и к самостоятельной творческой работе [5].
Анализируя психологические особенности развития познавательных процессов у дошкольников выявили, что на возрастном этапе 6–7 лет дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающем расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание; у них интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать его слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольный возраст – это последний из периодов дошкольного детства, когда в психике ребёнка появляются новообразования: произвольность психических процессов и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением; это период активного развития и становления познавательной деятельности ребёнка. Происходят изменения и в представлениях детей о самих себе, в их самосознании и самооценке, на что оказывают непосредственное влияние более сложные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми; происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств, предметов и воздействие на них с целью изменения; развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие и деятельность старших дошкольников характеризуется появлением новых качеств и потребностей. Старший дошкольник как активный субъект деятельности обладает определенными качествами личности: самостоятельностью, инициативностью, способностью к самоорганизации, преодолению трудностей. В процессе познания субъект деятельности не пассивно принимает сложившуюся задачу, а стремится ее изменить, преобразовать [6].
Проблема развития познавательных интересов дошкольников получила определенную теоретическую разработку в трудах отечественных и зарубежных ученых, педагогическая практика свидетельствует, что технология развития познавательных интересов дошкольников нуждается в дальнейшем совершенствовании, обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Установлено, что познавательный интерес имеет несколько трактовок, в общем определении – это избирательная деятельность (направленность) человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, его познавательные возможности”. Он имеет сложную структуру, куда включаются интеллектуальный, эмоциональный, творческий и волевой компоненты. Познавательный интерес развивается по стадиям: любопытство, любознательность, познавательный и теоретический интерес. Определяется особенностями: предметная направленность (действенность) широта (глубина) и устойчивость. Для развития интереса необходимо создавать определенные условия: деятельность, несущая познавательную функцию; педагогически правильная ее организация; использование объективных условий и внутренних возможностей личности ребенка [1].
Доказано, что развитие познавательного интереса у старших дошкольников в педагогической деятельности ДОУ, возможно с помощью: современных информационных технологий; экспериментирования; игровой деятельности; проблемно-игровых технологий; методов ТРИЗ; знаково-символических средств; интеграции образовательных областей; проектной деятельности; субъект-субъектного взаимодействия педагогов, детей и родителей в различных видах детской деятельности; деятельности поискового, творческого характера, где ребенок выступает как субъект деятельности; развивающего обучения, педагогики сотрудничества, внедрения активных методов и форм организации познавательно-игровой деятельности, развития рефлексивных способностей у старших дошкольников в процессе познания. А это значит, что развитие детей возможно различными средствами, доступными старшим дошкольникам, в том числе и средствами проектной деятельности [9].
Из различных педагогических средств развития познавательного интереса оптимальным является проектная деятельность, поскольку в ней происходит: формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность; реализуются познавательные интересы и потребности; развиваются комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; развитие познавательного интереса детей через создание проблемной ситуации, формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции детей [2] .
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов, способствует личностному развитию воспитанников, обеспечивая качественные результаты всех участников деятельности. Установлено, что проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие познавательных процессов дошкольников, а так же, развитие общих способностей детей — познавательных, коммуникативных и регуляторных. В процессе развития детей старшего дошкольного возраста познавательный интерес выступает: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности [2].
В ходе работы доказано, что комплекс мероприятий развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности обеспечит повышение уровня их сформированности, адекватный требованиям современной образовательно-воспитательной практики. Создание продуктов проетов (Лепбуков, книг, атрибутов для различных видов игр, дидактических пособий) будет способствовать росту познавательной и творческой активности детей, их самовыражению.
В процессе исследования было установлено, что реализация единства составляющих: предметно-развивающей среды ДОО; внедрение активных методов и форм организации познавательно-исследовательской деятельности и особым образом построенный педагогический процесс является фактором развития у дошкольников познавательного интереса.
Комплекс мероприятий по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста с использованием интеграции всех видов детской деятельности даёт возможность его применения в практике ДОО и будет способствовать развитию личностных характеристик, творческих умений, навыков познавательно-исследовательской деятельности, коммуникативных качеств дошкольников, общему личностному развитию ребенка. Эффективное средство такого совершенствования и развития будет внедрение проектной деятельности в образовательный процесс ДОУ на основе деятельностного подхода и интеграции образовательных областей [2].
Анализируя проделанную работу можно сделать вывод о том, что при создании определенных условий в ДОО, способствующих познавательному развитию, возможно, развивать любознательность и познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.
Необходимыми условиями развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста является выбор эффективных педагогических средств, методов и форм взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОО [8].
Успешное решение проблемы формирования и развития познавательного интереса в практике дошкольного образования позволяет преодолеть инерцию репродуктивных форм обучения и вовлечь ребенка в активное, деятельное познание предметного мира. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.
Таким образом, доказано, что формирование и развитие познавательного интереса в условиях ДОО требует целенаправленной, скоординированной и педагогически организованной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОО.
Список используемых источников:
- Баранова, Э. А. Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративного психического образования /Э. А. Баранова// Интеграция образования. –2006. –№ 3. – С. 124–128.
- Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2005.
- Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников/ Н.А. Короткова// Ребенок в детском саду. – 2003. – № 3, 4.
- Кулюткин Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. — М.:Просвещение, 1983.- С.55.
- Морозова Е.А.: // Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова Смоленск, 2004
- Немов Р. С.- Учебное пособие: Психология: Психодиагностика. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 640 с.
- Педагогика: учеб. пособие / Под ред. Б.П. Есипова. - М.: Просвещение, 1967. - 414 с.
- Подласый А. П. Педагогика: Новый курс. Учеб. Для студентов ВУЗов: В 2 кн.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.-576 с.
- Прохода М. В. Организационно-педагогические условия формирования познавательной мотивации старших дошкольников к дальнейшему обучению / М.В. Прохода // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 74-2
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".
Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....
О формировании психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной образовательной организации
В статье описывается процесс формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной организации....
" Условия развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста"
Данный материал будет интересен не только педагогам, но и родителям, в статье подробно изложены условия развития познавательного интереса у детей -дошкольников....
РАЗНООБРАЗИЕ ВЫБОРОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Проблема развития познавательного интереса – одна из самых актуальных и имеет особую значимость. Познавательный интерес – избирательная направленность, которая характеризуется постоянным с...
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений...
Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумнож...
Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Что такое финансовая грамотность для дошкольника? Это образование, которое направлено на заложение нестандартного мышления в финансовой области и основ финансовой культуры....