Педагогический проект
проект (подготовительная группа) по теме
«Сегодня дошкольники-завтра первоклассники».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_.docx | 47.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
1 | Тема проекта | «Сегодня дошкольники-завтра первоклассники» |
2 | Адресация проекта | Участникам образовательного процесса |
3 | Участники проекта | Дети, родители (законные представители), воспитатели и специалисты МДОУ д/с № 20, социальные партнеры (МОУ СОШ № 20 им. Н.З. Бирюкова, МОУ СОШ №2 и др.) |
4 | Вид проекта | Долгосрочный (2015-2017г.), открытый, коллективный. |
5 | Цель проекта | Обеспечение полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. |
6 | Задачи проекта | 1.Скорректировать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС; 2.создать единое воспитательно-образовательное пространство, определяющее формирование мотивации детей к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщение к ценностям и традициям многонациональной культуры русского народа и народов мира для благоприятного развития личности каждого ребенка через участие в деятельности туристического агентства «Дошколенок»; 3.обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности, приобщения к ценностям ЗОЖ путем тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса (дети-воспитатель-специалисты- учителя начальной школы-родители). |
7 | Ожидаемые результаты |
|
Для решения поставленных задач планируется проведение следующих мероприятий.
Задача №1:
- составление Рабочей программы с учетом внесения изменений в вариативную часть (дополнительные образовательные услуги);
- соответствие календарно-тематического планирования годовому плану работы МДОУ д/с № 20, плану совместной деятельности между детским садом и школами (МОУ СОШ №2, МОУ СОШ №20 им. Н.З. Бирюкова), имеющего тему месяца, недели и нескольких единых дней;
- освоение и использование в практике работы современных педагогических технологий (ИКТ, проектные (детские проекты), портфолио и самопрезентация);
- организация совместных с учителями начальной школы семинарских занятий, круглых столов, интегрированных мероприятий «День в стенах школы» и пр.;
- подготовка мониторинговых исследований (на начало учебного года, середина, конец учебного года) с целью внесения своевременных корректив в работу с участниками образовательного процесса.
Задача №2:
- организация экскурсий-путешествий (Приложение 1), подготовка воспитанников-экскурсоводов и создание конечного турпродукта- ЛЭПБУКА, видеоролика, презентации и пр.;
- создание детских проектов как в НОД, так и с в системе дополнительного образования, для формирования у детей творческих способностей, инициативности и самостоятельности как предпосылок универсальных учебных действий;
- активное участие воспитанников, родителей в конкурсном движении;
- совершенствование РППС (новое оборудование по программе «Мозаичный парк», повышение активности родителей (законных представителей) к процессу преображения РППС)
Задача №3:
- создание Информационного журнала для родителей на страничке сайта МДОУ (страничка группы); издание буклетов, Памяток для родителей по различным вопросам воспитания будущих школьников;
- использование кинезиологической образовательной технологии, дыхательной гимнастики в работе с воспитанниками;
- организация соревнований, досуговых мероприятий с участием сборных команд (первоклассники и дошкольники вместе) на базе школы, ДОУ.
Проблема преемственности всегда была в центре внимания отечественной психолого-педагогической науки (Б.Г. Ананьев, Ш.И. Ганелин, С.П. Годник, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, А.А. Люблинская, М.Р. Львов и др.). Частно-методические вопросы преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста отражены в исследованиях, посвященных обучению математике (Р.А. Должикова, Е.А. Конобеева, Е.Э. Кочурова, И.А. Попова), природоведению и ознакомлению с окружающим миром (Н.Ф. Виноградова, И.В. Потапов, В.Д. Лысенко), нравственному (О.С. Богданова, Л.П. Дашковская, Л.И. Катаева, З.Б. Лопснова, Н.И. Мушенок) и эстетическому воспитанию (Р. Абдукадиров, А.И. Аронина, Р.И. Афанасьева, Т.В. Дябло, О.Р. Лагутина, А.И. Пеленков, В.М. Старостина, Л.В. Шабашов) и др.
Большинство этих исследований выполнено во второй половине XX века. Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального образования. Изучение состояния вопроса в теории и практике показывает, что преемственность зачастую понимается узко и больше декларируется, чем осуществляется. Нередко преемственность характеризуется как информативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что приводит к несформированности готовности к школе и отрицательно отражается на успешности обучения ребенка, комфортности его пребывания в классе. Обучение в школе, начиная с 6 лет, ещё более актуализирует проблему преемственности.
Актуальность проекта. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего и дошкольного образования предполагает реализацию преемственности двух звеньев системы образования, выраженную в новом опыте выпускника дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Принципы «Преемственности…»
- Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования;
- Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки;
- Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы;
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников;
- Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение;
- Принцип деятельности - заключается в том, что ребенок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам;
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;
- Принцип целостности – предполагает формирование у воспитанников обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности);
- Принцип минимакса – заключается в следующем: дошкольное учреждение должно предложить воспитаннику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в дошкольном отделении и в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности – предполагает формирование у воспитанников способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Система работы
Объект проектирования - дети подготовительной группы и учащиеся начальной школы.
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный, теоретический- январь - март 2016 года.
2 этап: практический- март 2016- май 2017 года.
3 этап: аналитический- июнь – июль 2017 года.
Подготовительный этап:
- Изучение документов по данной теме;
- тестирование родителей с целью выявления уровня просвещенности по подготовке детей к школе.
- педагогическое просвещение родителей через страничку на сайте ДОУ, информационный стенд
- подборка методических рекомендаций для воспитателя
- анкетирование родителей «Запросы на услуги дополнительного образования»
Практический этап:
- организация работы над детскими проектами, их защита;
- сбор портфолио воспитанника;
- организация экскурсий- путешествий, экспедиций в рамках деятельности туристического агентства «Дошколенок», подготовка экскурсоводов;
- реализация программ дополнительного образования;
- участие дошкольников в совместных творческих проектах, конкурсах, фестивалях различного уровня;
- знакомство детей с будущими учителями и классами, проведение совместных мероприятий; открытых занятий, досуговой деятельности;
- индивидуальная и групповая работа психолога и логопеда с детьми старшего дошкольного возраста;
- диагностическая работа и своевременная корректировка.
Работа с родителями
- участие в деятельности туристического агентства «Дошколенок»;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- встречи родителей с будущими учителями; консультации с педагогами ДО и школы;
- дни открытых дверей; творческие мастерские;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, сайт и др.);
- участие в совместных творческих проектах.
Аналитический этап:
- исследование уровня влияния проекта на процесс адаптации первоклассников.
- подведение итогов реализации проекта, создание рекомендаций.
- мониторинг успешности реализации проекта.
- коррекция выявленных недостатков.
Основные формы и виды деятельности, направленные на формирование предпосылок учебной деятельности на предшкольной ступени образования включают:
- использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу»;
- использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то при думать, предложить самим;
- доброжелательное и уважительное отношение воспитателя к воспитанникам, учителя к ученикам
- поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи (любой ответ, даже неверный);
Развитие интегративных качеств дошкольника.
Вся деятельность по осуществлению преемственности ориентирована на модель дошкольника.
Модель выпускника дошкольных групп - предполагаемый результат совместной деятельности педагогического коллектива дошкольных групп, учителей начальных классов, семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник.
Следовательно, результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть
развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. Интегративные качества ребенка-дошкольника, которые обозначены в ФГОС ДО, можно обозначить как «Портрет выпускника ДО».
Портрет выпускника ДОУ
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство в себя, старается разрешить конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего, в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п..
Приложение 2
Перспективный план н мероприятий в рамках
Мероприятие | Результаты мероприятия |
Сентябрь Тема месячника « Здравствуй, детский сад!» | |
Экскурсия- путешествие в МОУ СОШ №2, 20 им. Н.З.Бирюкова «Первый раз в 1 класс» | Дети познакомились со школами, узнали что такое класс, библиотека, столовая и т.д. |
Родительское собрание «Сегодня дошкольники-завтра первоклассники» | Родителям были даны рекомендации по интересующим их вопросам |
Мероприятие совместно с МОУ СОШ №2, агитбригада «Юный пешеход» Флешмоб «Здоровые дети – здоровая страна!» | Школьники рассказали и показали дошкольникам правила дорожного движения Участие в конкурсе «Московия» |
реализации программы преемственности на 2016-2017 год
Октябрь Тема месячника «Мир вокруг!» |
Приложение 1
Тестирование родителей с целью выявления уровня просвещенности по подготовке детей к школе.
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
- Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
- Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
- Может ли ваш ребенок в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
- Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
- Умеет ли ваш ребенок связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
- Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
- Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
- Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
- Считает ли ребенок до десяти в прямом и обратном порядке?
- Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
- Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
- Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
- Умеет ли ваш ребенок управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
- Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
- Знает ли ваш ребенок названия диких и домашних животных?
- Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
- Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
Подведение результатов. Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться -упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.