Педагогический проект
проект (подготовительная группа) по теме

Талалаева Надежда Викторовна

«Сегодня дошкольники-завтра первоклассники».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_.docx47.19 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

1

Тема проекта

 «Сегодня дошкольники-завтра первоклассники»

2

Адресация проекта

Участникам образовательного процесса

3

Участники проекта

Дети, родители (законные представители), воспитатели и  специалисты МДОУ д/с № 20,  социальные партнеры (МОУ СОШ № 20 им. Н.З. Бирюкова, МОУ СОШ №2 и др.)

4

Вид проекта

Долгосрочный (2015-2017г.), открытый, коллективный.

5

Цель проекта

Обеспечение полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

6

Задачи проекта

1.Скорректировать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС;

2.создать единое воспитательно-образовательное пространство,  определяющее формирование мотивации детей к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщение к ценностям и традициям многонациональной культуры русского народа и народов мира для благоприятного развития личности каждого ребенка через участие в деятельности туристического агентства «Дошколенок»;

3.обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности, приобщения к ценностям ЗОЖ путем тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса (дети-воспитатель-специалисты- учителя начальной школы-родители).

7

Ожидаемые результаты

  • Успешная адаптация детей к условиям школьной жизни. Повышение у детей интереса к школе.
  • Повышение родительской компетенции в подготовке ребенка к школе.
  • Увеличение охвате услугами дополнительного образования до 95%.
  • Мониторинг познавательных процессов младших школьников.
  • Удовлетворенность родительской общественности услугами дошкольного образования

Для решения поставленных задач планируется проведение следующих мероприятий.

Задача №1:

  1. составление Рабочей программы с учетом внесения изменений в вариативную часть (дополнительные образовательные услуги);
  2. соответствие календарно-тематического планирования годовому плану работы МДОУ д/с № 20, плану совместной деятельности между детским садом и школами (МОУ СОШ №2, МОУ СОШ №20 им. Н.З. Бирюкова), имеющего тему месяца, недели и нескольких единых дней;
  3. освоение и использование в практике работы современных педагогических технологий (ИКТ, проектные (детские проекты), портфолио и самопрезентация);
  4. организация совместных с учителями начальной школы семинарских занятий, круглых столов, интегрированных мероприятий «День в стенах школы» и пр.;
  5. подготовка мониторинговых исследований (на начало учебного года, середина, конец учебного года) с целью внесения своевременных корректив в работу с участниками образовательного процесса.

Задача №2:

  1. организация экскурсий-путешествий (Приложение 1), подготовка воспитанников-экскурсоводов и создание конечного турпродукта- ЛЭПБУКА, видеоролика, презентации и пр.;
  2. создание детских проектов как в НОД, так и с в системе дополнительного образования, для формирования у детей творческих способностей, инициативности и самостоятельности как предпосылок универсальных учебных действий;
  3. активное участие воспитанников, родителей в конкурсном движении;
  4. совершенствование РППС (новое оборудование по программе «Мозаичный парк», повышение активности родителей (законных представителей) к процессу преображения РППС)

Задача №3:

  1. создание Информационного журнала для родителей на страничке сайта МДОУ (страничка группы); издание буклетов, Памяток для родителей по различным вопросам воспитания будущих школьников;
  2. использование кинезиологической образовательной технологии, дыхательной гимнастики в работе с воспитанниками;
  3. организация соревнований, досуговых мероприятий с участием сборных команд (первоклассники и дошкольники вместе) на базе школы, ДОУ.

Проблема преемственности всегда была в центре внимания отечественной психолого-педагогической науки (Б.Г. Ананьев, Ш.И. Ганелин, С.П. Годник, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, А.А. Люблинская, М.Р. Львов и др.). Частно-методические вопросы преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста отражены в исследованиях, посвященных обучению математике (Р.А. Должикова, Е.А. Конобеева, Е.Э. Кочурова, И.А. Попова), природоведению и ознакомлению с окружающим миром (Н.Ф. Виноградова, И.В. Потапов, В.Д. Лысенко), нравственному (О.С. Богданова, Л.П. Дашковская, Л.И. Катаева, З.Б. Лопснова, Н.И. Мушенок) и эстетическому воспитанию (Р. Абдукадиров, А.И. Аронина, Р.И. Афанасьева, Т.В. Дябло, О.Р. Лагутина, А.И. Пеленков, В.М. Старостина, Л.В. Шабашов) и др.

               Большинство этих исследований выполнено во второй половине XX века. Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального образования. Изучение состояния вопроса в теории и практике показывает, что преемственность зачастую понимается узко и больше декларируется, чем осуществляется. Нередко преемственность характеризуется как информативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что приводит к несформированности готовности к школе и отрицательно отражается на успешности обучения ребенка, комфортности его пребывания в классе. Обучение в школе, начиная с 6 лет, ещё более актуализирует проблему преемственности.

           Актуальность проекта. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего и дошкольного образования предполагает реализацию преемственности двух звеньев системы образования, выраженную в новом опыте выпускника дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). 

Принципы «Преемственности…»

  • Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования;
  • Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки;
  • Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы;
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников;
  • Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение;
  • Принцип деятельности - заключается в том, что ребенок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам;
  • Принцип непрерывности  означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;
  • Принцип целостности  предполагает формирование у воспитанников обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности);
  • Принцип минимакса  заключается в следующем: дошкольное учреждение должно предложить воспитаннику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  • Принцип психологической комфортности  предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в дошкольном отделении и в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  • Принцип вариативности  предполагает формирование у воспитанников способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  • Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Система работы

Объект проектирования - дети подготовительной группы и учащиеся начальной школы.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный, теоретический- январь - март 2016 года.

2 этап: практический- март 2016- май 2017 года.

3 этап: аналитический- июнь – июль 2017 года.

Подготовительный этап:

  • Изучение документов по данной теме;
  • тестирование родителей с целью выявления уровня просвещенности по подготовке детей к школе.
  • педагогическое просвещение родителей через страничку на сайте ДОУ, информационный стенд
  • подборка методических рекомендаций для воспитателя
  • анкетирование родителей «Запросы на услуги дополнительного образования»

Практический этап:

  • организация работы над детскими   проектами, их защита;
  • сбор портфолио воспитанника;
  • организация экскурсий- путешествий, экспедиций в рамках деятельности туристического агентства «Дошколенок», подготовка экскурсоводов;
  • реализация программ дополнительного образования;
  • участие дошкольников в совместных творческих проектах, конкурсах, фестивалях различного уровня;
  • знакомство детей с будущими учителями и классами, проведение совместных мероприятий; открытых занятий, досуговой деятельности;
  • индивидуальная и групповая работа психолога и логопеда с детьми старшего дошкольного возраста;
  • диагностическая работа и своевременная корректировка.

Работа с родителями

  • участие в деятельности туристического агентства «Дошколенок»;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • встречи родителей с будущими учителями; консультации с педагогами ДО и школы;
  • дни открытых дверей; творческие мастерские;
  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, сайт и др.);
  • участие в совместных творческих проектах.

Аналитический этап:

  • исследование уровня влияния проекта на процесс адаптации первоклассников.
  • подведение итогов реализации проекта, создание рекомендаций.
  • мониторинг успешности реализации проекта.
  • коррекция выявленных недостатков.

Основные формы и виды деятельности, направленные на формирование предпосылок учебной деятельности на предшкольной ступени образования включают:

  • использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу»;
  • использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то при думать, предложить самим;
  • доброжелательное и уважительное отношение воспитателя к воспитанникам, учителя к ученикам
  • поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи (любой ответ, даже неверный);

Развитие интегративных качеств дошкольника.

Вся деятельность по осуществлению преемственности ориентирована на модель дошкольника.

Модель выпускника дошкольных групп - предполагаемый результат совместной деятельности педагогического коллектива дошкольных групп, учителей начальных классов, семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник.

Следовательно, результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть

развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. Интегративные качества ребенка-дошкольника, которые обозначены в ФГОС ДО, можно обозначить как «Портрет выпускника ДО».

Портрет выпускника ДОУ

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство в себя, старается разрешить конфликты;

  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего, в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

  •  у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п..

Приложение 2

Перспективный план н мероприятий в рамках

Мероприятие

Результаты мероприятия

Сентябрь

Тема месячника « Здравствуй, детский сад!»

Экскурсия- путешествие  в МОУ СОШ №2, 20  им. Н.З.Бирюкова «Первый раз в 1 класс»

Дети познакомились со школами, узнали что такое класс, библиотека, столовая и т.д.  

Родительское собрание «Сегодня дошкольники-завтра первоклассники»

Родителям были даны рекомендации по интересующим их вопросам

 Мероприятие совместно с МОУ СОШ №2, агитбригада «Юный пешеход»

 Флешмоб «Здоровые дети – здоровая страна!»

Школьники рассказали и показали дошкольникам правила дорожного движения

Участие в конкурсе «Московия»

реализации программы преемственности на 2016-2017 год

Октябрь

Тема месячника «Мир вокруг!»

                                 

Выставка детских творческих работ «Что нам осень принесла» - обмен работ между обучающимися начальной школы и детьми старшего дошкольного возраста.

Была организована совместная выставка между школьниками и дошкольниками.

Изучаем промыслы восточного Подмосковья.

Участие родителей и детей в мастер-классе Семейного клуба «Ладушки»

Путешествие в страну «Музыкалия» ДШИ им. Я.Флиера

Знакомство детей с историей школы, библиографией Я. Флиера- известного русского пианиста и композитора, родившегося в городе Орехово- Зуево

Посещение Зимнего театра детьми и родителями;

Изготовление ЛЭП БУКА «Театральное Орехово-Зуево»

Ноябрь

Тема месячника « Вместе-дружная семья!»

 Фотовыставка «Моя Родина-Россия» .

Совместная выставка между дошкольниками и младшими школьниками

 «Веселые старты» совместно с МОУ СОШ № 20.

Совместный спортивный досуг между дошкольниками и младшими школьниками

Автобусная экскурсия по памятным местам г. Орехово-Зуево

Совместная экскурсия с дошкольниками и младшими школьниками. Дети познакомились с памятными местами города, узнали много нового. Фотовыставка «Любимому городу посвящается»

Декабрь

Тема месячника «Новогодний серпантин!»

Экскурсия в музей декоративно- прикладного творчества МОУ СОШ №2

Дети познакомились в историей города Орехово-Зуево, узнали чем славен наш город.

Виртуальная экскурсия «Новый год шагает по планете»

Ребята подготовительной группы ходили в гости к другим дошкольникам и рассказывали про страны нашей планеты.

Создание презентаций; подготовка детей- экскурсоводов.

Участие детей- экскурсоводов в создании видеоролика туристическое агентство «Дошколенок»

Экскурсия в ДОСААФ

Экскурсия в музей ВОВ. Дети узнали о героях города Орехово-Зуево

Январь

Тема месячника «Коляда, коляда, отворяй ворота!»

«Зимние забавы» Рассказ о празднике, о традиции колядовать, изготовление подарков для родителей и друзей.

Совместный досуг с младшими школьниками и старшими дошкольниками

Изготовление кормушек вместе с первоклассниками МОУ СОШ № 2 в рамках акции «Покорми птиц»

Дети изготовили совместные кормушки и разместили их в «Трапезной для пернатых»

Лыжный поход на новый стадион «Текстильщик»

Приобщение детей к физическим упражнениям, а именно катание на лыжах совместно с младшими школьниками

Февраль

Тема месячника « Жизнь дана на добрые дела!»

Конкурс детского рисунка «Наши защитники»

Презентация «Меценат Савва Морозов»

Олимпиада предметных знаний «Зимние явления природы, зимовка зверей, птиц»

Март

Тема месячника «Весенняя капель!»

Совместная организация выставки поделок «Мама-рукодельница»

Народные промыслы

Видео-презентация «Достопримечательности Москвы» продолжение

Игра-викторина «Хочу все знать!»

Экскурсия в школьную библиотеку МОУ СОШ №20 им. Н.З.Бирюкова

Апрель

Тема месячника « Месячник безопасности»

Совместное спортивное развлечение дошкольников подготовительных групп и учеников 1 класса МОУ «СОШ №2» «Мой веселый звонкий мяч».

 Проведение совместного праздника «Папа, мама, я – здоровая семья»

Всемирная акция «День Земли»

Май

Тема месячника « Мир, труд, Май!»

Акция «Поклонимся великим, тем годам» экскурсия к мемориальной доске и памятникам погибших солдат

Утренники, посвященные выпуску детей в школу «Первый раз в 1 класс!»

Приложение 1

Тестирование родителей с целью выявления уровня просвещенности по подготовке детей к школе.

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

  1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
  2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
  3. Может ли ваш ребенок в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
  4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
  5. Умеет ли ваш ребенок связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
  6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
  7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
  8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
  9. Считает ли ребенок до десяти в прямом и обратном порядке?
  10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
  11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
  12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
  13. Умеет ли ваш ребенок управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
  14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
  15. Знает ли ваш ребенок названия диких и домашних животных?
  16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
  17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Подведение результатов. Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться -упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.