Методическая разработка на тему "Программа игр и упражнений, рекомендуемая к использованию в работе по формированию творческого мышления у детей"
методическая разработка

Чунаева Юлия Викторовна

Картотека игр и заданий,рекомендуемая к использованию в работе по формированию творческого мышления у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_igr_i_uprazhneniy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Программа игр и упражнений, рекомендуемая   к    использованию в работе по формированию творческого мышления у детей.

Творческое мышление – это такой вид мышления, который складывается постепенно, проходя несколько стадий развития: наглядно-действенной, причинной и эвристической. Исходя из этого, предлагаю программу игр и упражнений по формированию творческого мышления у детей.

I.Развитие наглядно-действенного мышления.

Задания, направленные на анализирование зрительного образа с опорой на схему, чертеж, рисунок.

« Найди выпавший осколок »

Цель: учить соотносить зрительный образ с эталонным. Ребёнку предлагается рассмотреть изображение с недостающий фигурой. Необходимо из предложенных фигур найти подходящую.

« Какой вид сверху соответствует данной пирамиде ».

 Ребёнку предлагается рассмотреть изображение пирамиды и необходимо из предложенных изображений вида сверху найти подходящий к данной пирамиде.

    « Найти деталь на рисунке »

Цель: учить выделять на картинке схематические изображения.

Данную игру можно проводить поэтапно:

1.Вариант.

Ребенку предлагаются предметные и сюжетные картинки, схематические изображения ( например, геометрические фигуры ), которые выступают и в качестве основных элементов, и как мелкие включения .

2.Вариант.

В отличие от 1-го варианта это уже не геометрические фигуры, а абстрактные  схематические изображения. Заданные силуэты не представляют собой готовых изображений объектов, а выступают в качестве мелких деталей, включений в эти изображения.

      « Волшебные рисунки »

Цель: учить сравнивать предлагаемые изображения с эталонными.

1.Вариант.

Ребенку показывают рисунки, предлагают сравнить их с эталонным изображением и оценить, являются ли они тождественными данному изображению или нет. Для установления тождества воспринимаемых объектов необходимо осуществить поэлементное сличение их между собой.

2.Вариант.

Используются двусторонние карты. На левой стороне даётся изображение различных объектов, содержащих в себе разные геометрические фигуры. На правой - незаконченное изображение, нет некоторых деталей, которые необходимо дорисовать.

3.Вариант.

Предлагаются изображения, различия между которыми не сразу бросаются в глаза и установить их можно, только сравнивая последовательно отдельные части рисунков,  или расположение некоторых частей относительно друг друга. «Зашумлённые изображения ».

2.Задания, направленные на работу со свойствами предметов.

  1. «Волшебные очки».

Ребенку предлагают представить, что он надел круглые очки,  через которые можно увидеть только круглые вещи.

-Назови все круглые предметы в комнате.

-Представь, что в этих очках ты вышел на улицу. Назови 5 предметов круглой формы, которые встретишь на улице.

-Назови круглые предметы, которые есть у тебя дома. Назови 5 предметов. Аналогичные игры проводятся по другим свойствам.

2.Назови по 3 предмета, которые могут сочетать 2 признака одновременно. Например: яркий, желтый - свет, солнце, лампа.

Пушистый; зеленый  

Звонкий; громкий

Сладкий; легкий и т. д.

Усложнение: одновременно 3 признака

Белый, мягкий, съедобный и т. д.

3.Задания, направленные на узнавание объекта, на основе описания отдельных признаков. (Описательные загадки).

Загадка:

Клубок, да не пушистый

Колючий, да ершистый   (ежик).

« Встаньте по порядку »

Цель: определить место геометрических фигур в операционном ряду по мере увеличения, уменьшения, насыщенности цвета, изменения величины. Детям выдаются цветные геометрические фигуры ( предметы отличающиеся по одному параметру: высоте, ширине, длине, толщине…)

« Выделение определяющего цвета у времён года, суток »

  • Как ты думаешь, какого цвета осень?
  • Какие нужны краски, чтобы нарисовать лето? И почему? и.т.д.

 « На что похоже ».

Предлагаются изображения различных предметов и эталоны (геометрические фигуры). Педагог называет и указывает эталон - дети показывают карточку с изображением соответствующего предмета.

Вариант игры: поиск предметов, похожих по форме на эталон в пространстве группы.

4.Задания, на узнавание объекта, по описанию возможных действий с ним. (На основе загадок).

По снегу покатите - я подрасту,

На костре согреете - я пропаду.   ( снежный ком)

5. Задания, на нахождение общих и различающихся признаков объекта.

Обычно, сравнивая предметы, дети легче находят отличия, чем признаки сходства. Это происходит потому, что у них недостаточно развита операция обобщения. При этом необходимо помнить, что обобщение может производиться по разным основаниям:

-по ситуативным признакам

-по функциональным признакам

-по категориальным признакам.

Поэтому при выполнении заданий желательно не ограничивать ребенка одним способом группировки, а поощрять выполнение задания разными способами:

«Лишнее слово»

Цель: учить группировать предметы по какому-либо признаку.

Детям предлагаются слова (4 слова)- три из которых объединены по какому-либо признаку, и одно лишнее. Необходимо назвать «лишнее» слово и объяснить свой выбор. Например: рысь, медведь, тигр, кошка, лев - лишнее кошка, т.к. она домашнее животное, а остальные  - дикие животные.

«Назови отличие».

Цель: учить сравнивать предметы или объекты, находить отличие.

Например:  - шкаф                                   - телевизор

                  -большой                              - маленький

                  -используется                        - не используется для хранения

                   для хранения вещей               вещей                        

                 - не нужно                               - нужно электричество, чтобы он

                  электричество                         работал                  

                 

 « Поиск общего »

Цель: учить сравнивать предметы или объекты, находить общие признаки            Собака                   Кошка

   Домашние животные

          живые                                                

Питаются, растут, дышат, размножаются

Схожие части тела и.т.д.

« Группировка слов »

Цель: учить обобщать предметы по какому-либо признаку (функциональному, ситуативному, категориальному).Детям предлагается набор слов, необходимо их объединить в группы и объяснить свой выбор.

Упражнения на установление равновесия на весах, качелях путём практического уравновешивания веса предмета.

Упражнения, требующие умения практически устранять с помощью конкретного материала последствие поломки предмета.

Например: соединять и склеивать порванные листы. На продвинутом этапе упражнение проводится в устной форме: карандаш упал на пол и сломался. Что нужно сделать,  чтобы можно было им рисовать.

6.Задания на поиск альтернативных способов действия.

Цель: развитие мышления, активизация словаря.

« Слова»

Ребёнку называют слово, обозначающее действие предмета. Необходимо назвать как можно больше предметов, которые могут совершить это действие.

Например: лететь : самолёт, птица, пуля, облако, стрела, и.т.д.

« Как узнать »

Ребёнку предлагают что-либо узнать. Необходимо назвать как можно больше способов.

Например: узнать погоду, не выходя из дома.

  • посмотреть в окно
  • посмотреть на термометр
  • послушать прогноз погоды по радио или телевизору
  • понаблюдать за домашними животными.

 7. задания на составление сюжетного рассказа на картинке.

( одна картинка на выбор и предложенные темы последовательно расположенные различные картинки и свободная тема).

8.Задание на подбор слов-антонимов (по картинке вербально).

9. « Вывод». Упражнения на логические выводы.

1. Картинки, предметы

2. Вербально

Например: Красный карандаш длиннее синего.

Какой карандаш самый длинный и самый короткий?

Серёжа выше Оли, а Оля выше Наташи.

Кто самый высокий и самый низкий?

На первом этапе сравниваются только два предмета или объекта, на втором этапе - три.

2.Развитие причинного мышления.

Игры и упражнения, способствующие усвоению причинно- следственных отношений.

« Что случилось »

Детям предлагается дать ответ сначала при решении наглядных,а затем вербальных задач.

Например: кукла села на стул, а стул упал. Почему? (стул был сломан)

«Почему это произошло?»

Детям предлагается ситуация, необходимо назвать как можно больше возможных причин ее возникновения.

Например: Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами.

  -на дереве была кормушка, все слетелись к ней

  -больше не было во дворе деревьев, кроме этого

Усложнение:

Два события возникли по одной и той же причине. Необходимо найти общую причину.

Например: папа раскрыл книгу - комната наполнилась дымом.

-папа захотел приготовить обед и раскрыл кулинарную книгу

-загорелся телевизор, комната наполнилась дымом, и папа раскрыл телефонную книгу для вызова мастера

Задания на представление последствий события.

1.Придумать как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события.

Например: «На улице кто-то разбил банку варенья»

-кто-то порежется стеклами

-кто-то подскользнется

-прилетят насекомые, чтобы поесть

2.Представь, что ты можешь стать высотой 3 метра.

-Какое бы у тебя было любимое занятие?

-Что бы тебе понравилось?

-С кем бы тебе хотелось встретиться и с кем бы не хотелось встретиться?

-Через какое время ты бы захотел стать нормальным?

3.Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы:

-из крана на кухне полился апельсиновый сок

-из тучи, вместо дождя, посыпались конфеты

-люди придумали таблетки от сна.

Про каждую ситуацию сочинить небольшой  рассказ до 7 предложений

«Продолжи предложение»

Цель: развивать творческое мышление, активизация и расширение словарного запаса, умение устанавливать причинно-следственные связи, закрепить знания об окружающем.

Детям предлагается начало предложения, необходимо придумать окончание.

Например: Птицы полетели на юг, потому, что наступает зима.

Задания на нахождение причин происходящего события.

Детям называют ситуацию и предлагают несколько причин, из-за которых произошла эта ситуация. Необходимо выбрать одну причину из предложенных.

Тематика ситуаций носит расширенный характер: это могут быть и задания из сказок, и задания по развитию речи, по математике и т. д.

Например: Колобок не сумел уйти от лисы потому, что

-он был простофилей

-лиса была хитрая

-лиса перехитрила Колобка

Игра «В определение»

Детям раздаются карточки, на которых изображены различные предметы. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет ввиду говорящий. Нельзя только называть свое слово и жестикулировать руками.

На первом этапе игры используются карточки, на которых изображены объекты искусственного происхождения или профессии:

Например: кастрюля-посуда, в которой варят суп.

На втором этапе - картинки с животными, растениями, реками и т. д.

Детское словотворчество. (Работа со сказками).

1. «Угадай название».

Детям читают отрывок из сказки, необходимо отгадать, как называется сказка.

2.«Изменение концовки».

Педагог детям читает сказку (уже знакомую им) и предлагает придумать другую концовку (от  1 до 3 предложений).

1.Этап: Для облегчения придумывания концовки подбираются карточки. Дети вместе с взрослым придумывают сюжет.

2.Этап: Дети самостоятельно придумывают сюжет.

3. «Что было потом».

Продолжение сказки после официальной концовки.

4. «Новый герой».

Детям предлагается в середину сказки ввести нового героя и продолжить рассказывать сказку с этим героем.

Работа проводится только с хорошо знакомой и проработанной сказкой. На первых этапах педагог помогает ребенку , и фрагмент сказки с новым героем рассказывается по вопросам, которые задает взрослый. Далее дети самостоятельно придумывают сказку с новым героем.

5. «Сказка - наоборот».

Детям предлагается переделать и пересказать уже знакомую сказку, но так, чтобы главные герои в ней поменялись местами. Злые  - стали добрыми, а добрые - злыми. На первых этапах необходима помощь педагога.

6. «Сказка по вопросам»: Метод контрольных вопросов.

Этот метод облегчает процесс творчества. Также он позволяет ребенку удерживать общую логику рассказа или сказки.

Например: (Кто это был?) Жил- был зайчик.

                 (Как выглядел?) Он был маленький, беленький и пушистый.

                 (Куда пошел?) Пошел зайчик по лесу.

                 (Кого встретил?) Встретил в лесу белку и т. д.

3.Развитие эвристического мышления.

«Помоги коту поймать мышь».

Цель: развитие мышления, умение находить выход из сложившейся ситуации.

Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимкой. Как сделать так, чтобы кот увидел мышь?

Детям предлагается придумать возможные способы решения данного задания.

«Несуществующее животное».

Придумать животное, которое никого и ничего не боится.

« Перевёртыши »

Цель: учить создавать образы на основе схематичного изображения.

Детям раздаются наборы карточек, на каждой из которых схематичное изображение какого-либо предмета или простая геометрическая  фигура. У всех учащихся наборы одинаковые. В каждом наборе должны быть 4 одинаковых карточки с изображением одной и той же фигуры.  Изменяется лишь положение её в пространстве,

Ребёнок должен « превратить » фигурки в изображение тех или иных предметов. При этом оговаривается, что изменять положение фигурки в пространстве нельзя, нужно использовать е1 в заданном виде. Предлагается нарисовать как можно больше интересных картинок с включением заданных элементов.

« Узнай и обведи» (по типу зашумленных изображений.)

Детям предлагаются контурные изображения предметов, наложенные драг на друга, необходимо найти и обвести разным цветом контуры предметов.

« Неоконченный рисунок »

Игра проводится поэтапно. На первом - ребёнку предлагают ряд кружков. Из каждого кружка надо нарисовать с помощью дополнительных элементов различные образы. Кто больше нарисует, тот и выиграл. Кружки можно заменить квадратами, треугольниками , полукругами , крестиками и.т.д

На втором - ребёнку предлагают частичное изображение, какого- либо объекта, например, собачки. Необходимо последовательно дорисовывать изображение так, чтобы каждый раз это была другая собачка. Изменение образа идёт вплоть до создания фантастического животного.

« Рисунок в несколько рук »

Предлагают всем участникам придумать какой- либо объект и не говорить о том, что придумано. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй, отталкивается обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок , используя работу товарища для трансформации своего замысла. Точно так же наступает третий и.т.д. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена,но все плавно перетекают друг в друга.

« Поможем художнику »

Цель: учить создавать образы на основе схематического изображения. На большом листе изображено схематичное изображение человека. Педагог сообщает детям, что один художник не смог дорисовать картинку до конца и попросил помочь ему закончить работу. Детям последовательно задают вопросы: кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза, волосы? Как одет? И.т.д. Дети отвечают по-разному, педагог обсуждает с ними ответы и выбирает наиболее интересные. Самые удачные  воплощаются при дорисовке картины, постепенно превращая схему в рисунок. Когда рисунок будет готов, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человечка. Если затрудняются, то наводящими вопросами помогаем им ( по типу « Сказка по вопросам»).

«Что это такое?»

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов. В игре используются различные выполненные из бумаги формы (круги разных диаметров, полоски разной длины, неопределенные изображения), мяч.          

         

                                                                                                                                         

 

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей и педагогов-психологов «Занятия со старшими дошкольниками по формированию творческого (дивергентного) мышления»

Представленные материалы будут полезны всем, кто ведет занятия для старших дошкольников в группах детского сада, в любых развивающих центрах и т.п. Умение мыслить творчески, видеть несколько решений о...

Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей старшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон

Тема:     «Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей старшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по ме...

Методическая разработка на тему: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики на занятиях учителя-дефектолога у детей с синдромом Дауна».

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказалось тесно связанными с речево...

Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон

Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон...