Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Шишканова Людмила Владимировна

Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx181.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино»

село Белый яр, республика Хакасия

   Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»

Картинка 500 из 22884Картинка 6 из 55250

Из опыта работы Шишкановой Л.В.

 воспитателя I квалификационной категории

                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон

Дети любят все необычное и таинственное. Эксперименты, опыты и исследования дают ребенку возможность убедиться в необычных свойствах обычных явлений, предметов в практике, и приобрести собственный, практический опыт. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в моей группе был введен дополнительный образовательный курс по детскому экспериментированию, и назван «Кружок юных волшебников».

Цель:формирование основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.

Задачи:

1.     Создавать у детей предпосылки формирования практических и умственных действий, учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.

2.    Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

 3.     Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

4.Развивать наблюдательность, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

5.Развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность.

6.Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта, настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.

     Чтобы систематизировать работу по экспериментированию, я составила тематический и перспективный планы, разработала конспекты занятий кружка, в соответствии со временем года и возрастными возможностями.

Основная форма работы занятия-эксперименты, также организуются  циклические наблюдения и проектная деятельность.

Большая часть занятий носит комплексный характер и включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

   Занятия с детьми старшей группы рассчитаны на 1 год и проводятся с сентября по май месяцы включительно.  Занятия проводятся 1 раз в неделю во 2 половину дня, с подгруппой  состоящей из 8-10 детей, продолжительность  20-25 минут 

  В групповой комнате создан «УГОЛОКВОЛШЕБНИКА», в котором имеется: мини - лаборатория, картотека опытов, подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, конспекты занятий кружка, совместной экспериментальной деятельности, наблюдений, а также дидактические и наглядные пособия.

Организация занятий в форме кружка позволяет значительно расширить объем содержания: знакомство детей с физическими явлениями, со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений, с правилами безопасности. Занятия принципиально отличаются от других занятий по экспериментированию. У каждого ребенка есть свой рабочий поднос, инструментарий. Он  свободно может передвигается по мини-лаборатории, самостоятельно проводить опыты и творческие задания,стоя или сидя.

На занятиях предусматриваются такие формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная (беседа),
  • подгрупповая(наблюдение, проведение эксперимента).
  • индивидуальная(работа в тетрадях, с раздаточными карточками; лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде мини-лаборатории),

По окончании темы проводитсяитоговое занятие «Это так интересно!», на котором идет закрепление материала и продуктивное творчество детей.

         В начале и в конце учебного года провожу диагностику. На основе диагностики определяю уровень овладения детьми деятельностью экспериментирования.

Высокий - ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность, действует планомерно, доводит дело до конца и делает выводы.

 Средний – ребенок проявляет активный познавательный интерес в большинстве случаев, часто задает вопросы, проявляет любознательность. Иногда видит проблему самостоятельно. Формулировать выводы может самостоятельно или по наводящим вопросам.

Низкий - ребенок время от времени проявляет любопытство. Понимает задачу эксперимента, но не пытается ее сформулировать ни с помощью взрослого, ни самостоятельно. Не может делать выводы.

Таблица определения уровней овладения детьми экспериментальной деятельностью 2015-20136 учебный год

   Уровни

Начало года

Конец года

  детей

%

    детей

    %

Высокий  

      3

13,1 %

      10  

43,5%

Средний

     11  

47,8%

       12  

52,1%

Низкий

      9

39,1%

        1

4,4%

      Наблюдается увеличение количества детей с высоким уровнем на 30,4% и уменьшение детей с низким уровнем развития на 34,7%. Этому способствовало:

- введение дополнительного образовательного курса по детскому экспериментированию («Кружок юных волшебников»);

- создание развивающей среды (мини-лаборатория, «УГОЛОК ВОЛШЕБНИКА»);

- использование методик авторов О.В.Дыбиной, З.Ф.Аксеновой, Н.А.Рыжо-

вой, Г.П.Тугушевой, А.Е.Чистяковой,Е.В.Марудовой, Т.Н.Федосеевой, и др.;

-  проведение индивидуальной работы с детьми;

- пополнение библиотечки новыми книгами, которые дети приносили из дома.

      Хорошие результаты вызваны тем, что у детей сформирован интерес к проведению опытов, исследовательской деятельности. Возросло количество вопросов, появилась потребность получать ответы экспериментальным путем и попытки работать самостоятельно.

        Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия д/сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, мастер-класс с показом опытов, в выпусках газеты «Родительский дом», один из разделов посвящен детскому экспериментированию. Родители дошкольников, помогают пополнить «Уголок волшебников» новыми необходимыми материалами и оборудованием, что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, практически освоить свойства и качества различных материалов. В «Информационном уголке» для родителей имеются рекомендации по организации интересных опытов в домашних условиях. Из результатов анкетирования родителей нашей группы видно, что дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное.

Для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей даем несколько советов «ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

        В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно ( Г.М. Лямина, А.П.Усова, Е.А. Панько и др.).

      Я считаю, что овладение дошкольниками разными способами познания, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков  и  укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

     Наши дети охотно обращаться за помощью к детским энциклопедиям и познавательной литературе.Наблюдают за таянием снега, льда, замерзанием, кипением воды. Используя предметы детского экспериментирования дети играют с песком, почвой, водой, магнитом, тестом, воздухом, и др. Знакомятся с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость, учатся делать выводы.

Фиксируют результаты опытов, рисуя увиденное, выражая свое отношение:

красный кружок – мне нравится, желтый – не очень.

В результате проведенной работы в старшей группе, применение опытно - экспериментальной деятельности оказало влияние на:

- повышение уровня развития  любознательности, логического мышления, исследовательских умений и навыков детей (осуществлять эксперимент, отбирая средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать вывод);

- расширение представлений детей о неживой природе;

- речевое развитие (обогащение словарного запаса различными терминами, умение задавать вопросы, грамматически правильно строить свои ответы на вопросы);

- развитие личностных характеристик (появление инициативы, умения сотрудничать с другими детьми).

      В заключении хочу отметить, что опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Что ещё раз подтверждает китайское изречение: «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!»

Рекомендуемая и использованная литература:

1.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под.ред.Л.Н. Прохоровой М., 2008
5.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: 1995.

6.Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

7.Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

8.Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

9.Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

10.Фасий. И.М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования// Методические советы к программе «Детство». — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

11.Материалы Интернет-сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...