«Капустные посиделки»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Яцун Жанна Викторовна

Досуг. Конспек организованной нравственно - патриотической,  досуговой  деятельности  старших дошкольников «Капустные посиделки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapustnye_posidelki_2.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 31 «Берёзка»

Конспект

 организованной нравственно - патриотической,  досуговой  деятельности  старших дошкольников

«Капустные посиделки»

        

 

Подготовила: Яцун Ж.В.

г. Юрга 2016г.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  • Познакомить детей с хороводными играми, приобщить детей к культуре русского народа.
  • Дать конкретные сведения о сезонных приметах, жизни, быте, обрядах, обычаях русского народа через игровую деятельность.
  • Способствовать пониманию красоты и ценности русской национальной культуры.
  • Воспитывать основы духовности и нравственности ребёнка.  

Материалы и  оборудование:

 Русский народный костюм для воспитателя, детские народные костюмы по количеству детей, декорации «Русская деревня», «Звуки деревни, игра на балалайке», русские народные шумовые инструменты (ложки, трещотки), кочан капусты, капустный пирог, стол со скатертью.

Предварительная работа:

Изучение литературы по русскому фольклору, написание конспекта, подготовка материалов, разучивание песен, потешек.

Ход

Дети под народную музыку держась за руки входят в зал.

 Встают полукругом.

Воспитатель: (с поклоном):

Здравствуйте, добрые молодцы да красные девицы!

Дети: Здравствуйте!

-Здравствуйте, дорогие гости! (Приветствие  гостей)

Воспитатель:

- Какие вы сегодня красивые, дети! Какие вы нарядные!

 А какие красивые костюмы? (Ответы детей)

Дети: Русские народные костюмы.

Воспитатель:

- Правильно, ребята. Это русские народные костюмы. И я тоже сегодня в русском народном костюме.

 - Мы пришли с вами в музыкальный зал. А что вы обычно делаете в музыкальном зале? (Ответы детей)

Дети: Поем, танцуем, играем.

Воспитатель:

- Мы сегодня пляски и хороводы заведем ? В игры поиграем? (Ответы детей)

- И я предлагаю вам отправиться в гости....

- Как вы думаете к кому? (Выслушиваются ответы детей)...В русскую деревню.

- Вы хотите побывать в русской деревне? (Да)

- Готовы? (Да) Тогда отправляемся в гости в русскую деревню!

Дети вместе с воспитателем  идут по залу, держась за руки под народную музыку.

Воспитатель:

-Ну, вот мы и пришли.

 ( сюжет о русской деревне, о русской избе.)

Воспитатель:  

-Но деревня эта не простая. Мы с вами попали в другое время. Мы попали в деревню, которая была давным-давно. Давайте посмотрим как раньше жили русские люди...

Педагог с детьми рассматривают иллюстрации...

-А теперь отгадайте загадки? (Загадки)

-Как вы думаете что же происходит осенью в деревне?

(Выслушивает ответы детей)

-Правильно,  осенью в деревнях собирают урожай и делают заготовки на зиму.

- А ещё  осенью в деревнях на Руси было много праздников. И нам с вами повезло. Сегодня в русской деревне праздник. А называется он Капустник.

- Как вы думаете, почему праздник называется Капустник?

(Выслушивает ответы детей)

- «Капустником» в старые времена  называли огород, где выращивали капусту. Это был самый любимый овощ на Руси, недаром ее величали «первой барыней на деревне» (показывает кочан с капустой, который лежит в корзине).

Капусту собирали, и в эти осенние дни начинали рубить.  

Педагог комментирует:
-Рубка капусты – не простая работа, а целый обряд. Рубили капусту женщины и девушки сообща для всей деревней.  Такие большие припасы трудно было делать в одиночку. Потом любимый овощ солили в ведрах и бочках.

Воспитатель:

-Давайте мы с вами будем солить капусту.

Дети повторяют за 1  ребёнком текст и  движения.     

      Мы капусту рубим, рубим,

      Мы капусту солим, солим

      Мы капусту жмем, жмем,

      Мы капусту трем, трем,

      И на стол подаем!  

Воспитатель:

- Солили капусту и с морковью, и с брусникой, и с клюквой.  Капуста получалась красивая и вкусная.

- Ребята, а у кого дома солят капусту? А как у вас это делают?

(Выслушиваются ответы детей)

 Капуста богата витаминами и очень полезна. Часто она выручала людей  во время голода, поэтому и сложили про нее поговорки:

«Хлеб да капуста лихого не допустят»,

«Без капусты и щи пусты, и живот не живет». 

Воспитатель:  

-Делу время -  потехе час. Капусту порубили, посолили. Пора и отдохнуть. 

-Тут и  начинается веселье. Здесь и песни и пляски…

Хороводный танец - «Вейся, вейся капустка моя» ...

Воспитатель:

-Похороводили мы на славу! Пора и поиграть нам.

А игра наша называется «Золотые ворота». Но, чтобы в нее играть слова и мелодию надо повторить.

Дети повторяют текст и мелодию.


В Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз - прощается,

Второй раз - запрещается,

А на третий раз - не пропустим Вас!

Проводится русская  народная хороводная игра «Золотые ворота».

Воспитатель:

- Повеселились от души.

- А теперь возьмем -ка в руки русские народные инструменты. Да повеселим весь честной народ!

- Дети берут в руки ложки и трещотки. Встают  полукругом.

Под русскую народную мелодию разучивается и исполняется народная мелодия…Звучит оркестр народных инструментов.

Воспитатель:

-Молодцы, ребята!

Воспитатель:

- Ну, что ребята… пора и обратно возвращаться…

Педагог с детьми под весёлую народную мелодию отправляются в обратный путь…

Воспитатель:

-Славно мы повеселились. Где сегодня побывали? Что интересного повидали?

(Выслушиваются ответы детей)

Дети: В русской деревне.

Воспитатель:

Молодцы ребята! А для вас у меня есть тоже угощенье.

Приложение

Загадки:

      Чтоб в морозы печь топить,

Мы должны их нарубить.

И в сенях или в сарае

Их поленницей сложить. (Дрова)

      С водой бочонок в землю врос,

      Как воду вычерпать – вопрос? (Колодец)

      Кто сельчан из года в год

      Кормит щедро?.. (Огород)

     В ней люди живут,

     Очень рано встают,

     Сажают, жнут,

     Скотину пасут!

                                ( Деревня)


     Всех я вовремя бужу,

     Хоть часов не завожу.

                                 (Петух)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Капустные посиделки.

Досуг ко Дню Пожилого Человека....

из опыта работы музыкального руководителя Ловдиковой Ольги МихайловныСценарий фольклорного развлечения для детей старшей группы с участием родителей « КАПУСТНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ центр развития ребенка- ДЕТСКИЙ САД  № 5МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ  РАЙОН  Сценарий ф...

Капустные посиделки

конспект НОД...

Капустные посиделки.

Ну кто  не   любит   капусту!?   Ну,конечно  же,и  стар,  млад  знают  её  вкус Ну а  если  устроить   праздник  для  нашей ...

сценарий осеннего развлечения для старшей группы "Капустные посиделки"

Одним из моих любымых направления в музыкальном воспитании детей является фольклор (во всех его проявлениях), и по сложившейся уже традиции осенние праздники в старших группах я провожу в фольклорном ...

Проект "Капустные посиделки"

Проект для детей старшего дошкольного возраста...