Конспект НОД с использованием ИКТ (познавательно-исследовательская деятельность по А.И.Савенкову) «Зачем ежик несет яблоко».
методическая разработка на тему

Лепихина Татьяна Николаевна

Конспект НОД с   использованием ИКТ (познавательно-исследовательская  деятельность по А.И.Савенкову)   «Зачем ежик несет яблоко». 

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; социально - коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачи: Познавательное развитие:                                

1.Закрепить и обогатить знания детей о внешнем виде и повадках ежей.

3. Упражнять детей в использовании следующих методов: «Подумай сам», «Спроси у взрослого», «Посмотри в книге», «Посмотри по телевизору», ,«Проведи эксперимент».

4. Развивать у детей любознательность, познавательные мотивации.

5. Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию.

6.Учить детей самостоятельно добывать информацию из книг -энциклопедий, глядя на рисунки и иллюстрации.

7.Развивать интерес к экспериментированию.

Речевое развитие:

1.. Развивать умения выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками, составлять повествовательный монолог описания.

2.Совершенствовать умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями.

Обогащение словаря: гипотеза, мантия, академик, иформация, энциклопедия

Активизация: учёные, лаборатория, эксперимент

Социально-коммуникативное развитие:

1. Закреплять умение работать в команде.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощь кратких изображений-символов.

Физическое развитие:

1. Поддерживать двигательную активность детей, развивать координацию детей ,совершенствовать умение сочетать слово с движением.

Методы и приемы: (по А.И.Савенкову) наглядные ( рассматривание изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации; инновационные: просмотр презентации; словесные (рассказ воспитателя о методах исследования, ,составление рассказа детьми о том что нового они узнали; отгадывание загадки) практические (проведение эксперимента, получение информации от другого человека, получение информации из книг, из презентации, подвижная игра, зарисовывание полученной информации)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД с   использованием ИКТ (познавательно-исследовательская  деятельность по А.И.Савенкову)   «Зачем ежик несет яблоко».

Воспитатель

ЛепихинаТ.Н.

                                                                       

                                          2016 г.  

     

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; социально - коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачи: Познавательное развитие:        

1.Закрепить и обогатить знания детей о внешнем виде и повадках ежей.

3. Упражнять детей в использовании следующих методов: «Подумай сам», «Спроси у взрослого», «Посмотри в книге», «Посмотри по телевизору», ,«Проведи эксперимент».

4. Развивать у детей любознательность, познавательные мотивации.

5. Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию.

6.Учить детей самостоятельно добывать информацию из книг -энциклопедий, глядя на рисунки и иллюстрации.

7.Развивать интерес к экспериментированию.

Речевое развитие:

1.. Развивать умения выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками, составлять повествовательный монолог описания.

2.Совершенствовать умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями.

Обогащение словаря: гипотеза, мантия, академик, иформация, энциклопедия

Активизация: учёные, лаборатория, эксперимент

Социально-коммуникативное развитие:

1. Закреплять умение работать в команде.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощь кратких изображений-символов.

Физическое развитие:

1. Поддерживать двигательную активность детей, развивать координацию детей ,совершенствовать умение сочетать слово с движением.

Методы и приемы: (по А.И.Савенкову) наглядные ( рассматривание изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации; инновационные: просмотр презентации; словесные (рассказ воспитателя о методах исследования, ,составление рассказа детьми о том что нового они узнали; отгадывание загадки) практические (проведение эксперимента, получение информации от другого человека, получение информации из книг, из презентации, подвижная игра, зарисовывание полученной информации)

Материал и оборудование: карточки с символическими изображениями «методов исследования», фломастеры, листочки бумаги размером А4, детские энциклопедии с информацией про ежа, головной убор академика,  презентация о повадках ежей, ноутбук, яблоки и расчески  по числу детей.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

1.Динамическая пауза

Цель: развивать двигательную активность детей, умение сочетать слово с движением, способствовать расслаблению детей

Изобразительная

Зарисовка полученной информации. Цель: Учить зарисовывать информацию с помощью символов. Развитие мелкой моторики руки.

Восприятие художественной литературы

Чтение информации о ежах.

Цель: Совершенствовать умение детей слушать и воспринимать информацию.

Познавательно-исследовательская

1.Постановка гипотез  детьми для чего ежик несет яблоко на спине.

Цель: Учить детей выдвигать гипотезы , а потом доказывать их достоверность или ошибочность.

2.Проблемная ситуация "Что можно узнать из книги и как?"

Цель: Учить детей самостоятельно добывать информацию согласно поставленной проблеме, глядя на иллюстрации и картинки из энциклопедий.

3.Просмотр презентации " Интересные факты о ежах"

Цель: Способствовать самостоятельной добыче детьми информации о повадках ежат.

4.Эксперимент "Смогут ли яблоки удержаться на массажной расческе"

Цель: Выяснить можно ли спелое или подгнившее яблоко удержать на массажной расческе.

Игровая

1.Игровая ситуация «Мы ученые»

Цель: Побуждать к активной деятельности. Создать мотивацию.

2Физкультурная минутка

Коммуникативная

1.Отгадываание загадки про ежика.

Цель: Совершенствовать умение детей отгадывать загадки. Подвести детей к тому, о чем будет идти речь в НОД.

2.Доклад детей-учёных о просмотренных книгах, рассказе воспитателя, увиденной презентации и эксперименте.

Цель: Учить детей составлять рассказ об услышанном, увиденном, делать определенные выводы и умозаключения.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Приветствует детей. Предлагает детям стать настоящими учёными, которые делают множество разных и интересных открытий

Соглашаются стать учеными

Вызван интерес к предстоящей деятельности.

4

Говорит детям о том, что сегодня они будут учиться проводить исследования — так же, как это делают взрослые ученые. И что тему исследования они узнают, если отгадают загадку. Загадывает загадку: «Под соснами под елками лежит мешок с иголками"(ежик)

Отгадывают загадку воспитателя. Определяют, что темой исследования будет ежик.

Активизирован процесс мышления, памяти. Отгадана загадка, вызван интерес к предстоящей деятельности

5

На экране появляется картинка ежика с яблоком на спине. Спрашивает у детей, зачем ежик несет яблоко?

Рассматривают изображение. Высказывают свои предположения

Сформировано умение высказывать предположения, выстраивать гипотезы

6

Говорит детям о том, что они дают разные предположения. Ученые называют эти предположения – гипотезами. Гипотезу необходимо проверить. И чтобы они не забыли все выдвинутые гипотезы, прикрепляет зарисованные гипотезы на доску

Слушают рассказ воспитателя, рассматривают выдвинутые гипотезы

Совершенствовано умение передавать задуманный образ в рисунке

7

Рассказывает детям о том, что все учёные проверяют свои гипотезы методами. Предлагает детям также проверить высказанные ими гипотезы методами «Подумай сам», «Спроси у взрослого», «Посмотри в книге», «Посмотри по компьютеру», «Понаблюдай», «Проведи эксперимент». Просит детей всех вместе повторить названные методы, показывает иллюстрации к каждому методу. Сообщает детям, что методы исследования нужно выполнять в определённом порядке, вешает их на доску по порядку.

Слушают рассказ воспитателя. Повторяют за ним методы исследования. Запоминают последовательность. Рассматривают карточки с изображением методов

Определены методы исследования выдвинутых гипотез и порядок их проведения

8

Объявляет детям о том, что они приступают к первому методу «Подумай сам». Предлагает детям вспомнить о том,

- где живет ежик?

-как он выглядит?

-как спасается от врагов?

-что делает зимой?

--в какое время суток охотится?

 и зарисовать это на листе бумаги. Уточняет, что рисунки не должны быть совершенными, что делать это нужно быстро, с помощью символов(воспитатель при необходимости помогает)

Фиксируют информацию на бумаге

Сформировано умение изображать полученную информацию с помощь кратких изображений-символов.

9

Говорит о том, что пора перейти к следующему методу «Спроси у взрослого». Спрашивает у детей кому они могут задать вопросы? Что будут спрашивать? Предлагает посмотреть на зарисованные гипотезы, и определиться ,какой вопрос они будут задавать

Рассматривают свои зарисованные гипотезы, предлагают спросить у воспитателя из соседней группы детского сада ,который пришел к ним в гости.«Чем питается ежик?»

Развито умение планировать предстоящую деятельность

10

Вместе с детьми подходят к воспитателю детского сада, помогает детям сформулировать вопрос, выслушивает ответ.

Вместе с воспитателем подходят к воспитателю из другой  группы и задают вопрос «Чем питается ежик?», выслушивают ответ.

Сформировано умение задавать вопросы

11

Предлагает детям изобразить на бумаге полученную информацию

Зарисовывают полученную информацию

Сформировано умение изображать полученную информацию с помощь кратких изображений-символов

12

Предлагает детям перейти к следующему методу «Посмотри в книге». Спрашивает у детей, им подойдут обычные книги или нужно искать информацию в каких - то конкретных книгах.

Определяют, что информацию нужно искать в энциклопедиях

Развито умение делать выводы

13

Вносит приготовленные заранее к теме исследования книги. Предлагает детям внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображен ежик  и затем изучить информацию всем вместе

Ищут картинки с ежиком в энциклопедиях, вместе с воспитателем изучают информацию о том, чем питаются маленькие ежата.

Стимулировано развитие любознательности, сформировано умение самостоятельно добывать информацию из книги.

14

Предлагает обсудить, полученную информацию, зарисовать её на бумаге

Обсуждают полученную информацию, зарисовывают её

Развито умение классифицировать информацию.

Формирование умения изображать полученную информацию с помощью символов

15

Предлагает приступить к следующему методу «Посмотреть по компьютеру», . Предлагает просмотреть видео –интересные факты о ежах

Просматривают презентацию  

Стимулировано развитие любознательности, узнают информацию о повадках ежей.

16

Просит детей зарисовать новую информацию

Зарисовывают новую информацию

Сформировано умение изображать полученную информацию с помощь кратких изображений-символов

17

Предлагает детям проверить, может ли ежик носить яблоко на спине, тем самым перейти к следующим методам исследования «Эксперимент». Для чего вносит массажные расчески на каждого ребенка. и по 2 яблока –спелое и подгнившее  Рассказывает детям ,что иголки –это огрубевшая шерстка. Она не такая уж колючая как нам кажется.

Вместе с воспитателем проводят опыт: насаживают на расческу спелое яблоко , потом подгнившее..

Развиты способы умственной деятельности (сравнивать, анализировать), умения наблюдать, навыков проведения эксперимента.

18

Спрашивает у детей какое яблоко не смогли насадить на расческу ,а какое с легкостью? Какой можно сделать вывод? Просит одного из детей зарисовать это на бумаге.

. Делают вывод: спелое яблоко скатывается с расчески а подгнившее -удерживается

.Один из детей зарисовывает это на бумаге.

Развито умение сравнивать, делать выводы и умозаключения

19

Спрашивают у детей, узнали ли  зачем, несет ежик яблоко на спине? Подтвердились ли их гипотезы? Что они узнали нового, о чём не знали раньше?

Отвечают на вопросы воспитателя

Совершенствовано умение анализировать проделанную работу

20

Предлагает детям, по желанию рассказать о проведённом исследовании, для чего одевает на желающих выступить шапки академика и мантии. (Если требуется помощь, помогает составить рассказ)

Дети-активисты одеваются академиками, готовят доклад (первый раз с помощью воспитателя), рассказывают о том, что узнали во время проведения эксперимента. Остальные дети выполняют роль слушателей и задают вопросы (если есть)

Совершенствовано умение выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками, составлять повествовательный монолог с элементами описания

21

Подводит итог исследования. Говорит детям о том, что они сегодня были очень активными и хорошими учёными и поэтому узнали много нового. Объявляет о том, что у него есть для детей на память подарок Вручает детям яблоки

Принимают подарок воспитателя.

Стимулировать желание детей в дальнейшем экспериментировать, наблюдать и добывать самим какую-либо информацию

22

Благодарит детей за активную работу. Предлагает организовать выставку рисунков, созданных во время проведения исследования

Помогают воспитателю организовать выставку рисунков.

Развито умение взаимодействовать с коллективом в процессе совместной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект итогового занятия . Родной язык/ рисование.Зачем ежику колючки?

Цели: развивать умение поддерживать коллективную беседу, уметь рассуждать, делать выводы, обучение ритмичному нанесению штриховки, показ выразительных возможностей простого карандаша, учить изоб...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Зачем ежику колючки?"

развивать умение поддерживать коллективную беседу, уметь рассуждать, делать выводы, обучение ритмичному нанесению штриховки ,показ выразительных возможностей простого карандаша, учить изображать ...

Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе Тема: «Ежик – ни головы, ни ножек»

Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группеТема: «Ежик – ни головы, ни ножек» Воспитатель: Черепанова Л.И.Зад...

Игра «Ежик с яблоками».

Данная игра может быть использована в работе воспитателей ДОО, логопедов, а также в совместной деятельности родителей и детей дошкольного возраста. Игра может быть использована как в НОД, так и в обра...

Конспект НОД "Зачем ежику колючки"

Конспект НОД по ОО "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе...

Ежик с яблоками

Поделка из природного матерьяла " Ежик с яблоками" коллективная работа с детьми...

Конспект непрерывной - образовательной деятельности по развитию речи в 2 младшей группе на тему: «Расскажем ежику про яблоко»

Ежик потерял корзину с яблоками, дети помогают ее ему найти, выполняя разные задания....