Проектная деятельность
проект (подготовительная группа) по теме

Басина Анна Михайловна
             Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
      Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектная деятельность – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Проект по противопожарной безопасности

  2. "Чтобы не было беды"          

  3.                                                                                                                             Автор проекта:

 воспитатель ГБОУ

«Гимназия  «Свиблово»  

Басина Анна Михайловна

Участники проекта:

Родители

Дети подготовительной группы

 

Актуальность проекта

        Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в каждом городе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.                        Педагогам и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Цель проекта 

      Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта

  1. Образовательные
  • Познакомить с историей возникновения огня.
  • Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
  • Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
  1. Развивающие 
  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
  • Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
  • Развивать творческие способности дошкольников
  1. Воспитательные 
  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
  • Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
  1. Практические 
  • Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
  • Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
  • Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Принципы реализации проекта:

  • Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
  • Целенаправленное изучение правил безопасного поведения дома, на улице, в лесу.
  • Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
  • Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

Субъекты проекта:

  • Воспитатели.
  • Дети 5 лет.
  • Родители.

Ожидаемый результат:

  1. Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
  2. Профилактика панического страха перед огнём.
  3. Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
  4. Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
  5. Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Срок реализации проекта: 2 недели.

  1. Реализация проекта

  1. Работа с родителями (день первый)

Выставка литературы по теме.

  1. Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды»
  2. Объявление конкурса детско-родительского плаката «Не играй с огнём»
  1. «Что такое огонь?» (день второй)

  1. Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка».
  2. Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».
  3. Чтение произведения К. И. Чуковского «Путаница».
  1.  «Полезный огонь» (день третий)

  1. Конкурс детских рисунков «Как человек подружился с огнём»
  2. Познавательное занятие «Огонь – друг».
  1.  «Опасный огонь» (день четвёртый)

  1. Дидактическая игра «Причины пожаров».
  2. Прослушивание сказки «Кошкин дом» в исполнении мастеров художественного слова.
  3. Интегрированное занятие «Саламандра – повелительница огня». (Познавательное развитие, аппликация, лепка).
  1. «Правила пожарной безопасности в дошкольном учреждении» (день пятый)

  1. Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
  2. Игры-соревнования.
  3. Чтение сказки С. Я. Маршака «Дядя Стёпа»
  1.  «Правила пожарной безопасности дома» (день шестой)

  1. Практическое занятие «Чтобы не было беды».
  2. Просмотр видеофильма
  3. Чтение произведения С. Я. Маршака «Пожар».
  1.  «Правила пожарной безопасности в лесу» (день седьмой)

  1. Познавательное занятие «Чудо-дерево».
  2. Чтение произведения Б. Жидкова «Дым».
  3. Конкурс стихотворений на тему «Спички детям не игрушка»
  1.  «Что такое служба противопожарной безопасности» (день восьмой)

  1. Беседа «В жизни всегда есть место подвигу»
  2. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»
  1.  «Огонь в литературе» (день девятый)

  1. Чтение произведения Б. Жидкова «Пожар».
  2. «Огонь в картинках и загадках»
  1. Итоговый день (день десятый)

  1. Досуг с детьми и родителями «Огонь – друг, огонь – враг»
  2. Тестирование.

   Используемая литература:

  1. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».
  2. В.А. Степанов «Азбука в загадках».
  3. С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».
  4. Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
  5. Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар».
  6. К. Чуковский «Путаница».



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

Автор проекта:

 воспитатель ГБОУ

«Гимназия  «Свиблово»  

Басина Анна Михайловна

Участники проекта:

Музыкальный руководитель

Родители

Дети подготовительной группы

Актуальность.

        Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие потягаться силой, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. МАСЛЕНИЦА — один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с народными традициями празднования «Масленицы»,дать более полное и обширное представление, всю глубину, широту, смысл этого веселого и немножко грустного народного праздника. Поэтому и возникла идея об организации и проведении с детьми праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и дошкольников.

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица), воспитание любви к своей Родине.

Задачи: Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам. Обогащать духовный мир детей. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица». Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Тип проекта:

По числу детей - групповой

По доминирующему методу  - игровой, творческий

По предметным областям - чтение литературы, музыка, познание, физическая культура, художественное творчество, коммуникация.

Сроки реализации проекта - краткосрочный (две недели)

Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Материалы и оборудование: «Масленица»-наряженная кукла, костюмы для взрослых (скоморох, баба - Яга, мешок, детские костюмы (платочки, сарафаны, фуражки и т.д.)

Музыкальные инструменты: шумелки, бубен, трищетки, баян.

Спортивные оборудования: кегли, мячи, 2-е корзины, шары разных цветов, обручи.

Работа с родителями: Домашнее задание:

-заучивание с детьми частушек;

-выпекание блинов совместно с детьми.

Планирование работы над проектом: Распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ. Выбор декораторов (помощь в оформлении), выбор затейников (для организации игр). Разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника. Организация места проведения праздника. Проведение инструктажа по технике безопасности.

План проведения проекта

  1. Беседа «Широкая Масленица»

«ИСТОРИЯ МАСЛЕНИЦЫ»

        Масленица — один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит к друг другу в гости.

        Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более, что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина (мясо), прощай!». А Масленица, предшествующая Великому Посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.

        Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днём весеннего солнцестояния, но с принятием христианства она стала предварять Великий Пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не всё о значении Масленицы. Для славян Масленица долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV (14 века) год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним повериям считалось, как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

        Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян оказаться от любимого праздника — хлебосольного и веселого. Кстати, одно время царь Романов Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам (городам, уездам) царские указы, то запрещая частное виноделие, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

        А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Царь Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был сильный мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.

        Императрица Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва».

        Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX (19) века славились горы купца Подозникова. Они строились на реке Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило 1 копейку. Возле ледяных год разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой ПЕТРУШКА.

        В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии — взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего, ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость. А ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.

        Но самым красивым и любимым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.

        Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды.

  1. “Ой, ты Масленица........» - рассказ о каждом дне масленичной недели, заучивание народной песни «Как вставала я ранёшенько.....»

Текст песни:        РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

Как вставала я ранёшенько,
Убиралася быстрёшенько:
Припев:
Пришла к нам масленица
Принесла блинов да маслица!

2. Как стояла я у жаркой печи,
Выпекала кренделя и калачи,
Припев: тот – же

3. С калачами блины – шанежки
Для милого друга Ванюшки!
Припев: тот – же

4. Ой, подружки, собирайтеся,
В сарафаны наряжайтеся.
Припев: тот - же

5. Будем вместе хороводы водить,
Надо нам еще и зиму проводить!

  1. Игровая деятельность.  Народные подвижные игры.

1. «Гори, гори ясно!» -Это веселая игра известная в народе издавна. Сначала все игроки разбиваются на пары и выстраиваются в колонну, одна пара за другой. Каждая пара игроков берется за руки и поднимает из вверх, чтобы получились «ворота». Последняя пара у колонне проходит под этими «воротами» и становится в начале колонны, потом идет следующая пара и т. д. Впереди колонны, на расстоянии пяти-шести шагов от первой пары, спиной к игрокам становится «горящий». Пока пары проходят через «ворота», все участники приговаривают или поют такие слова:

Гори, гори, ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-ДИН-ДОН-ДИН-ДОН,

Выбегай скорее вон!

Когда песенка заканчивается, та пара, которая в этот момент стояла впереди колонны, перестает держаться за руки, и ее участники разбегаются в разные стороны. В все остальные игроки хором:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» должен догнать кого-то из убегающих, а они они должны успеть снова взяться за руки. Если им удалось убежать от «горящего» и снова стать в пару, они становятся впереди колонны, и игра повторяется. Если «горящий» поймал одного из убегающих, он становится с ним в пару, а «горящим» вместо него становится игрок, который остался без пары.

2. «Заря» - Игроки становятся в круг, держа руки за спиной. Одни из игроков — водящий, «заря». Он ходит за спинами игроков с лентой в руках и приговаривает:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые.

ЗА ВОДОЙ ПОШЛА!!!!! - Произнося последние слова, водящий должен осторожно положить ленту на плечо одного из игроков. При этом игрокам нельзя поворачиваться, чтобы посмотреть, кому «заря» собирается положить ленту. Когда игрок замечает, что «заря» положила ему на плечо ленту, он быстро берет ее, и игрок с водящим разбегаются в разные стороны и бегут на встречу друг другу, стараясь занять пустое место. Пересекать круг при этом нельзя. Ток игрок, кому не удалось занять место, становится «зарей», и игра повторяется снова.

3. Хоровая игра «Ровным кругом»

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем сейчас вот ТАК.

Общий танец «Топа-топ»

Топа-топ, топа-топ

Топа-топ, топа-топ

Хлопай-хлоп, хлопай-хлоп

Хлопай, хлопай, хлопай, хлоп

Прыг да скок, прыг да скок

Прыг да скок, да прыг да скок

Ножку-раз, ножку-два

Вот как пляшет детвора

Сели-встали, сели-встали

И нисколько не устали.

IV. Заучивание закличек на Масленицу.

1. Ой, Масленица — кривошейка

Встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачами

И румяными блинами.

2. А мы Масленицу повстречали

Сыром гору поливали

На широкий двор зазывали

Да блинами заедали.

3. Широкая Масленица

Мы  тобой не нахвалимся

Приезжай к нам в гости

На широкий двор

С детьми поиграть

На горках покататься

4. Ну-ка, Солнце, просыпайся,

В чисто небо выбирайся

Будешь по небу ходить

Песни петь и всем светить.

  1. Чтение и обсуждение русской народной сказки «Снегурочка».

                                                    

 

  1. Заучивание масленичных частушек.

1. Приходите, приходите,

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя -

Будьте счастливы как МЫ!

2. Я на Маслену готов

Скушать сотенку блинов

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

3. Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула,

Пойду юбку зашивать

Чтобы есть блины опять.

4. Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна скорее

Зиму прочь от нас гони!

5. Мы мороза не боимся

Нынче Маслену сожжем.

Хорошо повеселимся

С ярким, радужным огнем.

6. Бабушка моя решила

Впрок блинов напечь за раз.

Теста ванну намесила.

До плиты не добралась.

7. Ох едала я блины

Непомерной толщины

Только в рот их поднесешь

В дырку носом попадешь.

  1.  Конкурс детского творчества на тему: «МАСЛЕНИЦА»

Ожидаемые результаты.

        Приобщение детей к традиции проведения народного праздника — Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику. Повышение познавательного интереса к родной истории.

Достигнутые результаты.

        Внедрение проекта в воспитательно - образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у детей кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная мною подборка различных игр на развитие двигательных и музыкальных способностей дала возможность развивать у детей  четкую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. Анализируя результаты проекта, я сделала вывод, что дети с большим интересом и у довольствием включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель — сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...