АОП для ребенка с умственной отсталостью (ранний возраст)
рабочая программа на тему

Виноградова Ольга Юрьевна

АОП для ребенка с умственной отсталостью (синдромом Дауна)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                         УТВЕРЖДЕНА        

ПРИНЯТА

На заседании педагогического

совета

Протокол от _________ №

Приказом от ____________Г. №

И.О. ГЛ. ВРАЧА  «        Специализированного

дома ребенка КО№2»

_______________________Н.П.Тростянская

Адаптированная образовательная программа для ребенка с умственной отсталостью

Срок реализации: 1 год

2016-2017 учебный год

Обследование психо-моторного и речевого развития ________________

Возраст на день обследования–        2 г. 6 мес.

Уровень нервно-психического развития-

Ра (активная речь)

1год

Рп (понимание речи)

1год

С цв. (сенсорика, цвет)

-

С ф. (сенсорика, форма)

-

И (игра)

1год 3 мес.

К (конструирование)

1год 3 мес.

Д (движение)

2 года

Н (навыки)

1 год

Изо

-

В характере поведения:

Неустойчивое настроение, отрицательных привычек нет, длительность и характер засыпания без особенностей.

Нервно-психическое развитие -  3 группа.

Особенности познавательного и речевого развития

Строение артикуляционного аппарата без видимых патологий, отмечается гипотонус мимической, языковой и губной мускулатуры. Навык жевания не сформирован. Дыхание поверхностное, речевой выдох укорочен.

Понимание речи на бытовом уровне, по просьбе взрослого находит (при помощи)  предметы, но при самостоятельном выполнении задания соскальзывает

        По просьбе взрослого не может выполнить  ранее разученные действия. В группе ориентируется плохо, знакомы места общего пользования.  Не выполняет действий по просьбе взрослого. Речевая активность крайне низкая, лишь при сильной заинтересованности  пользуется звукокомплексами. Предметы по существенным признакам в понимании речи не обобщает.

          Слуховое внимание и фонематический слух не сформировано.

         Сенсорные эталоны не сформированы. Игровая деятельность на уровне манипуляций.

        Двигательная активность низкая, походка неуклюжая. Отмечается задержка моторного развития.

Диагноз: грубая задержка психо-моторного и речевого развития у ребенка с Болезнью Дауна.

Адаптированная индивидуальная программа воспитания и обучения дошкольника с умственной недостаточностью________________

За основу «Программу воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», авторы: Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. , Зарин А.П. , Соколова Н.Д.

Пояснительная записка.

В настоящее время система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Для детей с нарушениями в развитии этот процесс определяется нормативно-правовой базой: Закон об образовании от 10.07.1992 №3266 – 1; Письмом Правительства РФ от 29.06.99 №129/23 – 16.

 Коррекционно-педагогическую работу с детьми в доме ребенка проводят дефектологи, логопеды, психологи, воспитатели которые принимают активное участие в разработке индивидуальных программ воспитания для каждого ребенка.

        При составлении индивидуальных программ специалисты опираются на ряд принципов:

  1. принцип генетического хода основных линий развития ребенка,
  2. принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития,
  3. принцип единства требований к воспитанию ребенка,
  4. принцип деятельностного подхода к развитию личности,
  5. принцип коррекционной направленности воспитательного процесса,
  6. принцип доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала.

По заключению областной ПМПК ребенку были рекомендованы занятия с логопедом, дефектологом и психологом по адаптированной программе развития для умственно отсталых детей. Для построения данной программы, определения «зоны ближайшего развития» была проведена  углубленная диагностика психических функций и состояния речи ребенка (Разенкова). На ПМПК дома ребенка специалистами были определены основные направления коррекционно-развивающего обучения, составлена и утверждена адаптированная программа логопедического и дефектологического сопровождения.

Диагностика НПР проводится по эпикризным срокам в течении года (по мере необходимости), мониторинг проводится трижды в год, ориентировочно начало, середина и конец учебного года (может варьироваться).

В ходе проведения коррекционно-педагогических занятий индивидуальная программа воспитания, обучения и развития ребенка концентрируется и дополняется в соответствии с динамикой его развития. На протяжении всего коррекционно-развивающего обучения логопед, дефектолог тесно сотрудничает с воспитателем, музыкальным работником и психологом.

Расписание занятий

  1. Индивидуальные занятия логопеда – 2 занятия, продолжительностью 10-15 минут.
  2. Индивидуальное занятие дефектолога - 3 занятия, продолжительностью 10-15 минут.

понедельник

Формирование сенсорных эталонов

вторник

Развитие речи

среда

Игра

четверг

Развитие речи

пятница

Конструирование

Между индивидуальными и подгрупповыми занятиями предусмотрены перерывы (свободная игровая деятельность) продолжительностью от 5 до 10 минут. В это время воспитатель осуществляет наблюдение за детьми, оказывает им необходимую помощь, становится партнером по играм.

Здоровье и условия воспитания

1.  Занятия с ребенком проводятся регулярно в первой и во второй половине дня (1 – 2 раза в день по 20 – 40 минут). Используются два набора игрушек и пособий: первый – для игры; второй – для занятий.

2. Всеми взрослыми соблюдаются требования к обучению ребенка. Его учат соблюдать социально принятые нормы поведения в быту и на занятиях (аккуратно выполнять действия, связанные с навыками самообслуживания; проситься в туалет, мыть руки перед едой, убирать за собой игрушки и одежду, здороваться при встречах со взрослым смотреть в глаза, прощаться жестом «пока», пользоваться салфеткой во время еды, правильно держать ложку, во время занятий и игр слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения  и так далее).

3. Взрослым рекомендуется в течение всего дня беседовать с ребенком. Например: «Сейчас ложимся спать, уже темно, надо отдыхать. А завтра будем играть. Тебя будут ждать Галя и тетя Таня. И дети: Ваня, Аня, Паша» и так далее. Утром: «Сейчас мы завтракаем, потом оденемся и пойдем гулять. На улице будем копать ямку» и так далее.

4. Перед каждым логопедическим занятием проводится артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие зрительного и слухового сосредоточения, речевого выдоха. Во время кормления логопед вырабатывает «схему жевания»

5. Во время режимных моментов близкие взрослые выполняют массаж рук ребенка 2 – 3 раза в день по 5 – 7 минут. Массаж проводится на фоне эмоционально-вербального общения взрослого с ребенком. Виды упражнений:

5.1. Поглаживание обеих поверхностей рук ребенка (внутренней и наружной) до локтя по направлению от периферии к центру 6 – 8 раз, отдельно по каждой руке.

5.2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка

одновременно (за исключением большого пальца) 4 – 10 раз каждой руке.

5.3. Проведение спиралевидных движений пальца взрослого по

раскрытой ладони ребенка от его середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца 2 – 4 раза по каждой ладони («рисуем», мотаем клубочек).

5.4. Точечные нажатия большим и указательным пальцем взрослого на

середину каждой фаланги пальцев ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой (пальцы кисти массируются по очереди 1 – 2 раза (мы вот так шагаем: топ-топ, топ-топ).

5.5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, из стороны в сторону, по кругу.

5.6. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению от периферии к центру 5 – 6 раз.

II. Навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки (воспитатель)

        Учить ребенка действовать со взрослым или самостоятельно: расправлять одеяло после сна, складывать пижаму в определенное место, умываться, чистить зубы, расчесывать волосы перед зеркалом, самостоятельно есть (не проливать суп, пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду, пить из чашки и из стакана, пользоваться салфеткой во время и после еды и так далее), одеваться, раздеваться и обуваться, застегиваться и расстегивать молнии, «липучки», кнопки и так далее на разных предметах одежды, класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик).

  1. Социальное развитие (воспитатель)

1. Формировать у ребенка представление о себе, учить называть свое имя, половую принадлежность (я – мальчик, я – Егор), смотреть на себя в зеркало, показывать на себя рукой и говорить: «Я – Егор».

2. Формировать представление о своих частях тела и зонах лица, их назначении (например, играть в игру «Где носик, где ротик?», в которой уточняется функция носа: «Да, это носик, мы им дышим, в нем есть дырочки-ноздри, через них проходит воздух, мы вдыхаем воздух и дышим» и так далее).

3. Добиваться называния себя в первом лице, побуждать говорить о своих желаниях и потребностях: «Я хочу, я буду, я поела, я иду гулять, я устала, я хочу спать, я не хочу пить, почитай мне сказку, дай мне пить и обращаться к воспитателю на «ты»: «Ты пойдешь гулять?», «Я и ты будем смотреть мультфильм».

4. Обращать внимание ребенка на просьбы, в том числе других людей: «Никита хочет играть с тобой в мяч. Он приглашает тебя играть», «Никита хочет пить, дай ему чашку с водой», «Тетя устала, она хочет спать» и так далее.

5. Формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться при встрече, задавать вопросы: «Как у тебя дела?», «Какие у тебя игрушки?», «Как тебя зовут?», «Ты будешь играть в куклы?», «Будем возить кубики и строить домики» и так далее.

6. Указывать ребенку на состояния других людей и сюжетных игрушек (тетя радуется, мишке холодно, кукла довольна, кукла плачет).

7. Формировать эмоциональные и деловые способы общения и взаимодействия со взрослыми (смотреть в глаза, обращаться со словами: «тетя, дай», «спасибо, Наташа»).

IV. Физическое воспитание(воспитатель)

1. При выполнении физических упражнений формировать у ребенка правильное дыхание (например, вдох носом – руки вверх; выдох через рот – руки вниз).

2. Развивать общие движения: учить выполнять перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог, переползать под скамьей, под воротами, через обруч, ударять ногой по мячу (играть в футбол), прыгать на двух ногах и на одной  ноге, спрыгивать с небольшой высоты, приседать, удерживая мяч или куклу в руках (вначале с поддержкой взрослого), ходить по скамейке, удерживая равновесие с помощью рук, ходить на мысках с поднятыми руками: «Мы большие жирафы, мы очень большие жирафы – вот такие, тянутся вверх, строя на мысках и произносить «Во-о-о!», выполнять движения под речевые высказывания: ходить вприсядку, руки на коленях («Мы маленькие цыплятки, мы говорим: «Цып-цып». Мы маленькие утятки, мы говорим: «Кря-кря»).

3. Развивать движения рук, совершенствовать ручную и мелкую моторику: учить ловить мячи разного размера, веса, бросать в цель, бросать большой надувной мяч двумя руками, из-за головы вперед, отмечать каждый раз длину броска (можно бросать в обруч или другую цель), доставлять предметы, находящиеся наверху, становясь на мысочки.

V. Развитие познавательной деятельности (дефектолог)

1. Сенсорное воспитание.

1.1. Формировать ориентировку на величину: учить выделять два – три предмета по величине (большой, средний, маленький), различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов (подбирать крыши разного размера к домам, затем к этим домам елочки в соответствии с размером, прятать яблоки  в корзинки с учетом трех – четырех величин).

1.2. Формировать ориентировку на форму: учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач, опускать различные формы в прорези, выделять различные формы среди других (соберем все кирпичики для дорожки, построим башни, выберем все крыши), доставать из мешочка формы по словесной инструкции (шарики, кубики, кирпичики, крыши), доставать предметы, разные по форме, материалу, величине (домики, елочки, шапочки, ленточки, губки, щечки и др.).

1.3. Формировать ориентировку на цвет: учить соотносить цвет с предметом (желтый – цыпленок, зеленый – огурец, красный – яблоко), называть основные цвета (желтый, красный, зеленый, синий), знакомить с новыми цветами.

1.4. Формировать ориентировку на целостное восприятие: учить складывать развернутую картинку из двух – трех частей, собирать сборно-разборные игрушки (машинку, пирамидку, кубики-вкладыши, матрешки).

1.5. Формировать ориентировку на тактильно-двигательное восприятие: определять свойства и качества предметов через тактильное восприятие (твердый – мягкий,  холодный – теплый), выбирать игрушки по словесной инструкции (из двух), различать на ощупь разные по форме предметы (шарик, кубик), овощи и фрукты: «Что … (называется имя ребенка)взяла, яблоко или морковь?», «Что там лежит – апельсин или морковь?» (можно использовать картинки для соотнесения с предметом) и так далее.

1.6. Формировать ориентировку на слуховое восприятие: учить ориентироваться на звук в знакомом  пространстве: «Что звучит?» (колокольчик, барабан и др.), различать по голосу близких людей и знакомых  детей: «Угадай, кто говорит?», различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто так кричит? (кошка, овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей), подбирать соответствующую  игрушку (картинку).

2. Формирование наглядно-действенного мышления: знакомит ребенка с проблемными ситуациями, когда для решения задачи необходимо использовать вспомогательные средства (палочка, лопатка, сачок и так далее); учить решать простейшие проблемно-практические задачи методом проб, пользоваться предметами-орудиями при выполнении определенных действий; учить выбирать орудие (из 2 – 3) для достижения цели.

3. Формирование количественных представлений: учить различать количества (есть – нет, пустой – полный), выделять количества (1, 2, много), соотносить количества «1, 2, много» с количеством пальцев, отвечать на вопрос «сколько?»; учить находить заданное количество однородных предметов «1, 2, много» в окружающей обстановке.

VI. Развитие речи (логопед)

1. Понимание обращенной речи: учить выполнять действия по речевой инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она!», «Покажи, где у тети глазки? Вот они!»; выполнять задания, включающие 1 – 2 действия («Возьми куклу.», «Возьми куклу и дай Маше»); выполнять задания, включающие пространственные отношения между предметами («Поставь машину на стол»).

2. Формирование фонетико-фонематического слуха. Рекомендуем начать с повторения за педагогом звуков, слогов и простых слов. Далее проводится работа по уточнению слогового состава разных слов (от простых к сложным). При необходимости упражнения сопровождаются игровыми действиями. Прослушивать звуки  живой и неживой природы, звуки речи. Петь песенки со звукоподражанием, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку, побуждать его к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках и стихотворениях.

3. Формирование активной речи: закрепить произношение звукоподражаний (гав – гав), уточнить предметный  словарь (мяч, кукла и так далее) и познакомить с названиями новых предметов, учить отвечать на простые вопросы взрослого по демонстрации предметов, произносить имена, выражать свои  потребности простой фразой из 1 – 2 слов в конкретной ситуации, произносить элементарные фразы с использованием глаголов, обогащать активный словарь новыми существительными и глаголами, вводить в пассивную речь слова, обозначающие свойства и качества предметов, формировать у ребенка потребность высказывать свои желания в речи и самостоятельно задавать вопросы, учить ребенка при произнесении взрослым потешки, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать игры с пальчиками с речевыми сопровождением, учить совместно со взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки, участвовать в драматизации этих сказок.  

Ознакомление с окружающим: знакомить ребенка с явлениями природы (зимой идет снег, дети катаются на лыжах, санках, коньках, ветер дует, холодно, деревья качаются, снег падает с деревьев); формировать представления о домашних животных, их частях тела (голова, туловище, лапы, хвост, глаза, уши, нос, рога); знакомить с названиями детенышей животных (у кошки – котята, у собаки – щенок и так далее); формировать представления о диких животных и их детенышах; знакомить с названиями некоторых птиц; обращать внимание ребенка на предметы и явления окружающей действительности (учить выделять группу однородных предметов: мебель, транспорт и так далее сначала на предметах, потом на картинах, затем обобщать в слове: «Вот наша мебель», «Вот наши игрушки» и так далее; знакомить с названиями овощей и фруктов; учить различать знакомые овощи и фрукты по вкусу, проводить игру «Угадай, что съел?»; знакомить с названиями предметов мебели; учить группировать предметы по функциональному назначению (в одну сторону – игрушки, в другую – посуду и так далее); учить показывать картинки с изображением движений и действий людей: «Покажи, где дядя читает книгу?» «Покажи, где мальчик катается на лыжах?», «Покажи, где девочка танцует?» и так далее; на прогулке обращать внимание ребенка, что можно лепить из снега и из песка; как можно по снегу кататься на санках или катать куклу и так далее.

VII. Формирование игровой деятельности (дефектолог, воспитатель)

        Формировать отдельные игровые действия (кормить мишку, катать цыпленка и др.), цепочку из 2 – 3 игровых действий (кормление куклы, укладывание кукл спать), учить играть в строительные игры (нагружать кубики), включать ребенка в сюжетно-ролевую игру, в которой роль ребенку знакома.

        VIII. Формирование продуктивных видов деятельности (дефектолог, воспитатель)

1. Рисование. Вызывать интерес к рисованию: взрослый на глазах у ребенка рисует красками, при этом он может брать краску рукой. Содержание рисунка должно быть понятно ребенку. Взрослый комментирует рисунки: «Вот они, снежинки, падают на землю». Учить ребенка рисовать различными изобразительными средствами прямые и круговые линии, дорисовывать картинку, далее учить рисовать знакомые предметы в определенной ситуации, рисовать знакомые предметы по образцу.

2. Конструирование. Вызывать интерес к конструированию  совместными постройками, учить строить конструкции по показу, образцу и речевой инструкции, при этом все постройки обыгрываются.

3. Лепка. Вызывать интерес к лепке совместными действиями, формировать способы обследования предметов перед лепкой, учить делить пластилин на две части, раскатывать его прямыми и круговыми движениями, сплющивать, лепить предметы по подражанию.

        Рекомендуем соблюдать следующую последовательность в работе: в начале у ребенка формируют совместные действия, далее действия по показу и жестовой инструкции с речевым сопровождением, действия по речевой инструкции, после чего – самостоятельные действия с предметами.

IX Развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания (логопед)

1 этап

  1. Учить при раздражении середины губы сиропом шиповника слизывать, выдвигая язык вперед, вверх, а при раздражении углов губ выполнять боковые движения языком. Эти приемы проводятся по 2—3 раза ежедневно перед кормлением.
  2. Учить выполнять упражнения направленные на увеличение силы и длительности выдоха с включением элемента подражательности: ребенка учат дуть на ватные «шарики», в дудочку, на разноцветные бумажные бабочки и т. д. При этом пассивно удерживают определенную позу губ — «хоботок». дети учатся игре на губах. При выдохе у ребенка вызывают вибрацию губ, возникающий при этом звук 6-6-6 или ф-ф-ф радует ребенка, и он неоднократно пытается повторить его, стараясь удлинить. Упражнение выполняется через день по 3 минуты.

2 этап

  1. Учить ребенка складывать губы трубочкой и дуть слабо (как тихий ветерок), затем - сильно (сильный ветер).
    Учить улыбаться, показывая зубы.
  2. Учит высунутый язык поворачивать вправо и влево.

  1. Учить проводить кончиком языка по твердому нёбу от мягкого нёба до зубов и обратно.
  2. Учить цокать языком, как лошадка (лошадка едет медленно по грязной дороге, ее копыта застревают, потом дорога стала лучше, лошадка поскакала быстрее).
  3. Учить надувать воздушный шарик (надуваем щеки) и, сделав губы трубочкой, резко выпускаем воздух (шарик сдулся).
  4. Учить проводить языком (по возможности широким и расслабленным) по верхней губе, стараясь достать как можно выше, пытаясь дотянуться языком до носа.

План индивидуального коррекционно-развивающего обучения  составляется на месяц (Взят за основу «Система индивидуальных коррекционных занятий»).

Структурно индивидуальное занятие логопеда, дефектолога состоит из нескольких сменяющихся частей. Обязательными условиями проведения занятия являются следующие:

- начинаться занятие должно с установления эмоционального контакта с ребенком;

- упражнения дыхательной гимнастики чередуются с другими играми и упражнениями.

Совместные занятия логопеда, дефектолога и воспитателя

По программе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

1. Развитие понимания речи (логопед, воспитатель) - начать с занятия № 9, затем № 10 и т.д.

2. Развитие активной речи - начать с занятия №9, затем № 10,и т.д.

3. Развитие ручной моторики - начать с занятия № 9, затем №10

4. Развитие сенсорики - начать с занятия № 12, затем № 13 и т.д.

С программой ознакомлена: _____________Хрунова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления абилитации как основы раннего развития ребенка с умственной отсталостью

Направления абилитации ребенка с умственной отсталостью...

Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка с умственной отсталостью

Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка с умственной отсталостью(к сожалению, предваритаельный просмотр не отображает всех материалов презентации.)...

Методическая разработка конспект индивидуального занятия с ребенком с умственной отсталостью

Придя в школу, умственно отсталые дети не должны почувствовать, что они не как все. (Сухомлинский В.А.)...

Развитие речи ребенка с умственной отсталостью.

Представлен проект по развитию речи ребенка с умеренной умственной отсталостью " Раз словечко, два словечко"...

Модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с умственной отсталостью

Модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с умственной отсталостью....

Коррекционно – развивающая программа «Психологическое сопровождение воспитанников с РАС (с учетом психофизических особенностей ребенка с умственной отсталостью) подготовительного возраста в ДОУ (третий год обучения)»

Взоры многих современных исследователей всё чаще обращаются в сторону различных видов искусства в качестве профилактических, лечебных, коррекционных средств. Арт-терапия в наши дни становится все боле...