Главные вкладки

    «Интерактивная доска как инновационное средство коррекции речевого недоразвития»
    материал на тему

    Пьянзина Елена Владимировна

    Сегодня все педагоги озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС.С его введением изменился подход к организации образовательной деятельности с дошкольниками. Основной целью стало: создание условий не только для коррекции и развития речи как средства общения и познания, но и становления разных видов деятельности, а также позитивной социализации и личностного развития ребёнка.

    Одним из условий, обеспечивающих исполнение федеральных нормативных документов, является включение  интерактивных форм работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Структурное подразделение «Детский сад № 3 комбинированного вида»

    МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

    Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

    «Интерактивная доска как инновационное средство коррекции речевого недоразвития»

    Выступление на методическом объединении воспитателей логопедических групп

    Воспитатель: Пьянзина Елена Владимировна

    Рузаевка, 2017 г.

    Сегодня все педагоги озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС.С его введением изменился подход к организации образовательной деятельности с дошкольниками. Основной целью стало: создание условий не только для коррекции и развития речи как средства общения и познания, но и становления разных видов деятельности, а также позитивной социализации и личностного развития ребёнка.

    Одним из условий, обеспечивающих исполнение федеральных нормативных документов, является включение  интерактивных форм работы.

    Интерактивность – способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (напр. компьютером) или кем-либо (человеком). Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interaktio», что подразумевает «inter» - «взаимный, между» и    «aktio» - «действие».

    Т.о., интерактивность – одна из характеристик диалоговых форм процесса познания. (В.А.Межериков).

    В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории. В комплексном преодолении общего недоразвития речи наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные методы. А так как мы живем в XXI веке — веке информации, нашу повседневную жизнь уже невозможно представить без информационных компьютерных технологий. Они прочно входят во все сферы нашей жизни.

    Практика работы с дошкольниками с ОНР показывает: чтобы помочь им успешно справляться с проблемами речевого недоразвития и повысить их познавательную активность, необходимо избегать монотонности, будничности, серости, бедности информации, сообщаемой в процессе занятий. Важным здесь является процесс создания положительной мотивации. Такими возможностями обладает электронная интерактивная доска, которая является важнейшим компонентом современных информационных технологий и соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей.

    Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Интерактивная доска работает одновременно как монитор компьютера и как обычная доска. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы управлять приложениями, запущенными на компьютере. В зависимости от типа доски запись на интерактивной доске ведется специальным электронным маркером, бутафорским маркером или пальцем.  

    Информационные компьютерные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать как учитель-логопед, так и воспитатель логопедической группы. Поэтому, их использование в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией в настоящее время особо актуально. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, у них отмечается низкий уровень сформированности словаря, грамматического строя и связной речи, им с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи. И, поэтому необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения. Интерактивная доска обладает большими потенциальными возможностями в развитии детей и несет мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Её возможности позволяют включать все органы восприятия: слуховые, зрительные и тактильные.

    Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Учеными установлено, что около 80 % информации человек воспринимает через органы зрения. И когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти. Кроме того, развитие моторики способствует еще и активизации речевых центров, что необходимо для успешного обучения детей. Это значит, что лучше всего запоминается материал, который можно увидеть, услышать, потрогать и когда сам человек что-то воспроизводит (пишет, рисует, чертит), применяет на практике.

    Программное обеспечение интерактивной доски позволяет сделать образовательную деятельность детей интересной, увлекательной и насыщенной. При показе презентаций дети получают возможность усвоить материал, визуализация которого происходит через известных всем героев мультфильмов и сказок. Дети с удовольствием выполняют задания героев или помогают им. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть. Как показывает практика, такие презентации очень нравятся дошкольникам, и даже дети с низким уровнем познавательного и речевого развития не отвлекаются во время образовательной деятельности, что позволяет ускорить ее темп и вовлечь в нее всех детей. Они становятся более внимательными и сосредоточенными на протяжении всей образовательной деятельности. У детей с общим недоразвитием речи нарушена не только речь, но и все психические функции, что затрудняет процесс коррекции. Использование интерактивной доски активизируют познавательную деятельность и усиливают усвоение материала. Это обусловлено тем, что интерактивная доска включает в себя функции всех выше перечисленных технических средств.

    Основные принципы в работе с использованием информационных компьютерных технологий:

    -          принцип доступности;

    -          принцип системности;

    -          принцип наглядности,

    -          принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений;

    -          принцип дифференцированного подхода к обучению детей, в зависимости от структуры дефекта;

    -          принцип комплексного подхода в коррекционной работе с детьми с ОНР.

    В презентации помимо речевых задач включаются задания на развитие познавательных процессов, памяти, внимания, мышления, зрительно — моторных координаций («Кто спрятался на картинке?», «Узнай по силуэту», «Лабиринт», «Четвертый лишний» и т. п.). Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий на интерактивную доску дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к образовательной деятельности. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, а главное речь и моторика. При использовании интерактивной доски в работе воспитателя выделены следующие преимущества:

     -          Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, работа транспорта, воспроизведение звуков птиц, животных и т. д.);

    -          Повышает мотивацию для исправления недостатков речи детей;

    -          Развивает психологическую базу речи: восприятие, внимание и мышление за счет повышения уровня наглядности;

    -          Совершенствует навыки пространственной ориентировки, развивает точность движения руки;

    -         Повышает качество обучения и работоспособности.

    Использование доски дает уникальную возможность сочетать компьютерные и традиционные методы в организации учебной деятельности. С ее помощью можно разрабатывать и реализовывать обучающие программы, презентации для индивидуальной и коллективной работы, где решаются различные коррекционные задачи.

     Работая с интерактивной доской, мы имеем возможность создавать нестандартные наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном занятии, которых нет ни в каком другом источнике.

    При тематическом планировании, для обогащения и активизации словаря, можно использовать прием интерактивных путешествий: «В осенний лес», «Прогулка по городу», «Ферма», «Магазин».  Работая по развитию связной речи используется готовый картинный материал, а также предлагается ребенку самостоятельно воссоздать сюжет на доске по прочитанному, пересказывая сказки. Детям очень нравится самостоятельно работать на доске.

    При работе по формированию грамматических категорий используются интерактивные игры – презентации типа: «Назови ласково», «Один – много», «Где спрятался щенок?», «Чей хвост?»,  «Какой сок?», «Из чего мы сделаны?».

    Особое внимание уделяется подготовке детей к школе, для этого удобны в применении интерактивные пособия по обучению грамоте, где дети разгадывают ребусы, кроссворды; играют в звуковое домино; подбирают схемы к словам, предложениям; расселяют звуки в звуковые домики; расшифровывают слова. Детям очень нравятся игры – упражнения: «Проведи дорожку», лабиринты, «Найди ошибку», которые развивают зрительно-прослеживающею функцию глаза и графомоторные навыки.

    Для коррекции звукопроизношения с целью автоматизации поставленных звуков, используются следующие игры: «Проведи по дорожке». Если автоматизируется звук «Р», предлагаем ребенку: «проведи машинку по дороге, заводи мотор и поехали!». Машина двигается по экрану, а ребенок рычит. Для звука «Ш»: змея ползет; для звука «З»: комарик летит с цветочка на цветочек и т.д. В  игре «Веселый поезд» дети рассаживают пассажиров с автоматизируемым звуком.  

    Результаты мониторинга подтверждают – применение интерактивной доски в коррекционно-логопедической работе помогает значительно повысить уровень мотивации. Образовательная деятельность становится интересной, насыщенной и занимательной, так как материал содержит в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки.  При работе с интерактивной доской у дошкольников задействованы различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная, активизируются процессы внимания: концентрация, распределение, переключение, совершенствуются графомоторные, навыки, зрительно-пространственные отношения.

    Интерактивная доска является неоспоримым помощником для  педагогов, т.к. отпадает необходимость изготовления, применения  и хранения громоздких пособий.

    Таким образом, использование информационных компьютерных в работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет воспитателям логопедических групп не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способствовать положительному эмоциональному состоянию детей на протяжении всей образовательной деятельности и значительно повысить эффективность своей работы.

    Список используемых источников

    1. Баранова Ю.П. Использование интерактивной доски на уроке /Ю. П. Баранова. – М. – 2012. – С.80.
    2.  Богатырева Ю.И.  Информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.И. Богатырева – М.Сфера, – 2004. –  С.82.
    3. Галишникова Е. М. Использованиеинтерактивнойдоски в процессе обучения детей дошкольного возраста /Е.М. Галишникова. – М. – 2011. – С.30.
    4. Горвиц Ю. М. Новые информационныетехнологиивдошкольномобразовании // Обруч. 1998. № 6. с.1
    5. Калаш И. В. / Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании /И. В. Калаш. –  М.Сфера, –2011. –  С.68.
    6. Филичева Т. Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Т.Б. Филичева Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98, С. 137-250.
    7. Шебаршева А. Е. Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 127-129.
    8. Реализация основных концептуальных положений ФГОС в практической работе по развитию речи дошкольников. Э. Любомирская. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 / 2016 г.
    9. Инновационные методы работы по повышению степени значимости отношения ребёнка к педагогу. Фоминых Е.Н. Журнал «Логопед» № 3/ 2016г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

    «Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....

    "НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Тема: «Здравствуй, Новый год»"

    Цель: развитие связной речи детейЗадачи:- закрепление и расширение словаря по теме;- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительным в ж., ср., м. роде...

    Педагогический опыт работы по теме: Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования.

    Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования. С каждым годом жизнь предъяв...

    Интерактивная доска как инновационное средство коррекции речевого недоразвития.

    Интерактивная доска как инновационное средство коррекции речевого недоразвития...

    Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

    Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...