Семинар-практикум для родителей
консультация

Жалина Наталья Викторовна

Семинар - практикум для родителей, знакомство с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для родителей в подготовительной группе

«Готовимся к школе: развиваем речь».

Семинар-практикум с родителями    

логопедической группы №1

Жалина Н.В. учитель-логопед

МДОУ д/с №8 «Сказка»

21.10.2016г.

Цель: Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей. Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

   Здравствуйте уважаемые родители, рады вас видеть сегодня на нашей встрече! Подготовка детей к школьному обучению является важным аспектом в работе с детьми подготовительной группы. Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности.

   Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения, причём нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с другими проблемами различного характера. Это связано в первую очередь с нарушением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей, одной из причин неправильной речи детей – недостаточный учёт взрослыми потребностей ребёнка к усвоению речи окружающих (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).

   Большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.

   Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребёнок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определённым звуком, то и процесс овладения

первоначальными элементами грамоты будет затруднён. Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Развитие правильного дыхания у детей.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Формирование фонематического восприятия.

4. Развитие и обогащение словаря детей.

  1.  Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система

–  это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:

- более быстрым вдохом и замедленным выдохом;

- значительным увеличением дыхательного объема;

- преимущественно ротовым типом дыхания;

   

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может

привести к головокружению.

  1. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных  упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциальных движений органов, принимающих участие в речи. Язык — главная мышца органов речи. Для него, как и для всякой мышцы, необходима гимнастика, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

   Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Артикуляционная гимнастика очень полезна и детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Чёткое произношение звуков является на начальном этапе основой для обучения грамоте.

   Занятия артикуляционной гимнастикой позволят научиться говорить правильно, чётко и красиво.

   На каждое традиционное артикуляционное упражнение я подобрала движения кисти руки (движения, имитирующие положение органов артикуляции). А чтобы детям было интереснее выполнять упражнения, использую стихи, адаптированные к сказкам  В. Сутеева, С. Прокофьевой, И. Пивоваровой и др.

    Вашему вниманию предлагаю сказку «Пчела и Оса».

    Когда-то Оса и Пчела жили вместе в лесу. Дом у них был на дереве в дупле.
(упражнение «Дятел» - дятел долбит дупло, пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.) Пчела целыми днями в поле летала и мёд собирала. Проснётся Пчела рано утром, улыбнётся новому дню, (упражнение «Улыбка» Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены) умоется, почистит зубки, сделает зарядку, (упражнение «Почистим зубы» Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево - вправо) посмотрит на часы и летит в поле. (упражнение «Часики»
 - ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево - вправо.) С помощью своего хоботка Пчела собирала мёд. (упражнение «Хоботок» - ладонь сжата в кулак) А Оса, когда просыпалась, пила чай, (упражнение «Чашечка» - ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.) с конфетами, (упражнение «Приклей конфетку» - кисть находится в горизонтальном положении ладонью вверх. Пальцы сомкнуты. Кисть поднимается вверх, затем опускается.) ела блинчики (упражнение «Лопаточка» - Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз) с ароматным вкусным мёдом. (упражнение «Вкусное варенье» - ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.) Целыми днями Оса качалась на качелях (упражнение «Качели» - ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз - вверх) и болтала с другими осами. (упражнение «Индюк», «Болтушка» - четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному. Четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз) Вечером уставшая Пчела прилетала домой и опять трудилась. Она шила одежду, (упражнение «Иголочка» - пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд) красила в доме стены, потолок. (упражнение «Маляр» - ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.)

А утром опять улетала в поле. Однажды вернулась Пчела с поля, а Оса ей и говорит:
- Мало мёду принесла, лети обратно.

Обиделась Пчела и ушла из дому. Летит она и плачет. Увидел её Человек:

- Ты что, Пчела, плачешь? 

- А мне жить теперь негде, - говорит Пчела, - я из дому ушла.

- Не плачь, Пчела, я тебе новый дом построю…

     Построил Человек у себя в саду для Пчелы деревянный дом, и живёт Пчела с тех пор в удобном улье. И добром за добро Человеку платит – мёдом угощает.
(упражнение «Вкусное варенье»
 - ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать - разгибать)

  1. Фонематическое восприятие это – способность воспринимать на слух и

точно дифференцировать все звуки речи, близкие по звучанию.

  Игры на развитие слухового внимания.

«Кто что слышит?» - предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора.

«Что я делаю?» - с закрытыми глазами по характерным звукам и стукам определяют действие, производимое воспитателем.

 «Угадай, на чем играют?» - знакомят со звучащими игрушками, затем угадывают, какая игрушка звучит

      Работа по развитию фонематического восприятия:

1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом.

2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.

3. Узнавание звука в слове.

4. Определение места звука в слове.

5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции.

6. Придумывание слов на определенный звук.

   Игры: «Подними руку, когда услышишь звук», «Поймай звук в ладошку», «Назови 1-й звук», «Цепочка слов», «Придумай слово на звук …» и т. д.

  1. Развитие и обогащение словаря

   Обогащение словаря ребёнка, развитие его речи – это задача, которую родители и педагоги должны решать совместными усилиями.

   Предлагаю несколько игр, которые в дальнейшем помогут вашему ребенку свободно и красиво говорить.

  • Какая бывает собака?

Представьте себе собаку и расскажите о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.

Называют предложения по очереди.

  • Отвечай быстро! (Играть можно вдвоем и компанией)

   Я называю три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п.

   Вы  должны быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:

Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)

высокий, прочный, кирпичный ... (дом)

рыжая, пушистая, хитрая...(лиса)

зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)

  • Кто больше?

Кто больше назовет свойств предмета.

Кто больше назовет возможных действий с предметом.

   Выставляю( какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков) – например: мяч- круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.

   Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)

  • Придумываем рассказ.

   Читаю предложения, родители вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

    «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти… (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли

мячиком... (как?).

    «Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т.д.

    Надо обращать внимание на правильность построения предложений. Составление предложения с несколькими данными словами.

    Упражнение, рекомендуемое Л.Н.Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Родители должны вставить их в предложение.

    Дополнить предложение.

Прошу закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что..." "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... "  и т. д.

   

     Таким образом: поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение.

    На прогулке расширяйте словарь ребёнка по темам «Одежда»,«Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт».

   Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица? », «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал? ».

   На кухне можно развивать словарь ребёнка по темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Презентация семинара практикума "Школа для родителей".

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....

Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"

Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...