Введение в мир чисел от 1 до 10
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Ширяева Людмила Гаврильевна

                                                                        Ширяева Людмила Гаврильевна

                                                             Воспитатель, МКУ СКДД «Берегиня»

                                                             г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

 

                                           Тема: Введение в мир чисел от 1 до 10  

 

                    (математика по методу Монтессори в дошкольном образовании)

                      Индивидуальное занятие с ребенком старшего дошкольного

                            возраста с Монтессори - материалом первой группы

 

 

          Цели:

Образовательные:

§  Совершенствование умения последовательно считать в пределах 10;

§  Умение выстраивать ряд цифр от 1 до 9;

§  Умение  сопоставлять количествам символы в пределах 9.

 

Воспитательные:

§  Умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

§  Формирование навыков самоконтроля.

 

Коррекционные:

§  Развитие мелкой моторики, контроля и координации движений, зрительного, тактильного  восприятия;

§  Развитие  познавательных процессов - речи, внимания, мышления.

 

        Материал:

        Геометрические фигуры: квадраты, круги, треугольники красного, желтого, синего цвета разного размера – 10 штук.

        Два ящика, каждый разделен на пять отделений. На задней стенке ящиков написаны числа от 0 до 9;  45 палочек веретен в отдельной коробке.

        Деревянные зеленые таблички с цифрами из шершавой бумаги  от 0 до 9.  

        2 игрушечные собачки.

        5 разноцветных пластмассовых кубиков.

 

        Ход занятия.     Организационный момент

 

       Отгадай, загадку:   На крыльце сидит щенок,

                                        Греет свой пушистый бок.

                                        Прибежал еще один

                                        И уселся рядом с ним.

                                        Сколько стало щенят?               

                                                                               (Два)

      После того, как ребенок отгадает загадку, педагог достает игрушки.

     -   Мы посадим этих двух щенят за этим столом, и пусть они позанимаются  с тобой.

1.    Игра «Чудесный мешочек»

     В мешочке лежат знакомые ребенку пластмассовые геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники), разные по цвету и величине, всего 10 штук.

     Ребенок достает фигуры из мешочка, называет их цвет и форму:

     - Я достал красный круг.

     - У меня синий треугольник.

     - Это желтый квадрат.

     Все фигуры раскладывает на стол в ряд.

     -  Сосчитай, сколько всего геометрических фигур?

Ребенок последовательно считает фигуры:  - всего 10 фигур.

     -  Правильно, их 10 штук.

 

2.   Упражнение  «Построй ряд цифр от 1 до 9»

     На столе в беспорядке разложены таблички с числами от 1 – 9.

     - Посмотри внимательно на эти таблички,  нужно построить из них ряд цифр. Счет всегда начинается с какой цифры?

     - Правильно, с 1, положи 1 на левый край стола и найди следующую цифру.

Ребенок выстраивает ряд цифр от 1 до 9.

     -  А теперь обведи каждую цифру, и посчитайте вместе с собачками.

     Ребенок ведет счет от 1 до 9.

 

3.  Физкультминутка «Пройди – не упади!»

      На полу разложены 5 разноцветных пластмассовых кубиков на расстоянии 50-60 см друг от друга.  Педагог просит назвать цвета кубиков: красный, синий, желтый, зеленый, белый.

     - Посчитай, сколько их.      (Пять)

     - Возьми игрушки, посади одну собачку к красному кубику, другую рядом с белым кубиком.

     - Нужно перешагивать через эти кубики, не задевая их. Сначала в одну сторону, потом в другую. Ты сначала дойдешь до большой собачки, повернешься и пойдешь к маленькой собачке.

       Упражнение повторяется несколько раз. 

    

4.   Упражнение  «Ящики с веретенами»

     Ящики стоят на столе друг рядом с другом.

     - Назови, пожалуйста, числа на этих ящиках.

     Ребенок считает числа, изображенные на задней стенке ящиков от 0 - 9.

     - А теперь положи в каждое отделение столько веретен, сколько обозначает число.

      Педагог показывает на 1.

     - Сколько положишь веретен?              ( Ребенок положит одно веретено)

     Аналогично поступают с двумя, тремя веретенами. Дальше ребенок продолжает работу самостоятельно. Важно, чтобы ребенок каждый раз складывал веретена на ладонь левой руки и сжимал ее, чтобы получить сенсорное впечатление от соответствующих количеств.

     Когда все веретена разложены, внимание ребенка обращают на то, что один отсек пустой.

     -  В каждом отделении есть веретена, только в одном этом ничего нет. Почему?

     Ребенок отвечает, что ноль означает «ничего, пустое место».

     - Найди цифру ноль из шершавых табличек и обведи его. Покажи собачкам эту табличку.

     Из коробки с шершавыми цифрами ребенок достает табличку с цифрой ноль, обводит его и называет.  

 

 5.  Итог занятия.

     -  Мы выполнили все задания и закрепили счет до 10, ты хорошо научился ввести счет в пределах 10. И еще раз убедился, что количествам предметов соответствуют символы – числа.

      Собачки тоже научились считать, им очень понравилось  заниматься и поиграть с тобой. До свидания!

 

      Материал убирают на место. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_otkr_dnya.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Ширяева Людмила Гаврильевна

                                                             Воспитатель, МКУ СКДД «Берегиня»

                                                             г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

                                           Тема: Введение в мир чисел от 1 до 10  

                    (математика по методу Монтессори в дошкольном образовании)

                      Индивидуальное занятие с ребенком старшего дошкольного

                            возраста с Монтессори - материалом первой группы

          Цели:

Образовательные:

  • Совершенствование умения последовательно считать в пределах 10;
  • Умение выстраивать ряд цифр от 1 до 9;
  • Умение  сопоставлять количествам символы в пределах 9.

Воспитательные:

  • Умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • Формирование навыков самоконтроля.

Коррекционные:

  • Развитие мелкой моторики, контроля и координации движений, зрительного, тактильного  восприятия;
  • Развитие  познавательных процессов - речи, внимания, мышления.

        Материал:

        Геометрические фигуры: квадраты, круги, треугольники красного, желтого, синего цвета разного размера – 10 штук.

        Два ящика, каждый разделен на пять отделений. На задней стенке ящиков написаны числа от 0 до 9;  45 палочек веретен в отдельной коробке.

        Деревянные зеленые таблички с цифрами из шершавой бумаги  от 0 до 9.  

        2 игрушечные собачки.

        5 разноцветных пластмассовых кубиков.

        Ход занятия.     Организационный момент

       Отгадай, загадку:   На крыльце сидит щенок,

                                        Греет свой пушистый бок.

                                        Прибежал еще один

                                        И уселся рядом с ним.

                                        Сколько стало щенят?                

                                                                               (Два)

      После того, как ребенок отгадает загадку, педагог достает игрушки.

     -   Мы посадим этих двух щенят за этим столом, и пусть они позанимаются  с тобой.

1.    Игра «Чудесный мешочек»

     В мешочке лежат знакомые ребенку пластмассовые геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники), разные по цвету и величине, всего 10 штук.

     Ребенок достает фигуры из мешочка, называет их цвет и форму:

     - Я достал красный круг.

     - У меня синий треугольник.

     - Это желтый квадрат.

     Все фигуры раскладывает на стол в ряд.

     -  Сосчитай, сколько всего геометрических фигур?

Ребенок последовательно считает фигуры:  - всего 10 фигур.

     -  Правильно, их 10 штук.

2.   Упражнение  «Построй ряд цифр от 1 до 9»

     На столе в беспорядке разложены таблички с числами от 1 – 9.

     - Посмотри внимательно на эти таблички,  нужно построить из них ряд цифр. Счет всегда начинается с какой цифры?

     - Правильно, с 1, положи 1 на левый край стола и найди следующую цифру.

Ребенок выстраивает ряд цифр от 1 до 9.

     -  А теперь обведи каждую цифру, и посчитайте вместе с собачками.

     Ребенок ведет счет от 1 до 9.

3.  Физкультминутка «Пройди – не упади!»

      На полу разложены 5 разноцветных пластмассовых кубиков на расстоянии 50-60 см друг от друга.  Педагог просит назвать цвета кубиков: красный, синий, желтый, зеленый, белый.

     - Посчитай, сколько их.      (Пять)

     - Возьми игрушки, посади одну собачку к красному кубику, другую рядом с белым кубиком.

     - Нужно перешагивать через эти кубики, не задевая их. Сначала в одну сторону, потом в другую. Ты сначала дойдешь до большой собачки, повернешься и пойдешь к маленькой собачке.

       Упражнение повторяется несколько раз.  

     

4.   Упражнение  «Ящики с веретенами»

     Ящики стоят на столе друг рядом с другом.

     - Назови, пожалуйста, числа на этих ящиках.

     Ребенок считает числа, изображенные на задней стенке ящиков от 0 - 9.

     - А теперь положи в каждое отделение столько веретен, сколько обозначает число.

      Педагог показывает на 1.

     - Сколько положишь веретен?              ( Ребенок положит одно веретено)

     Аналогично поступают с двумя, тремя веретенами. Дальше ребенок продолжает работу самостоятельно. Важно, чтобы ребенок каждый раз складывал веретена на ладонь левой руки и сжимал ее, чтобы получить сенсорное впечатление от соответствующих количеств.

     Когда все веретена разложены, внимание ребенка обращают на то, что один отсек пустой.

     -  В каждом отделении есть веретена, только в одном этом ничего нет. Почему?

     Ребенок отвечает, что ноль означает «ничего, пустое место».

     - Найди цифру ноль из шершавых табличек и обведи его. Покажи собачкам эту табличку.

     Из коробки с шершавыми цифрами ребенок достает табличку с цифрой ноль, обводит его и называет.  

 5.  Итог занятия.

     -  Мы выполнили все задания и закрепили счет до 10, ты хорошо научился ввести счет в пределах 10. И еще раз убедился, что количествам предметов соответствуют символы – числа.

      Собачки тоже научились считать, им очень понравилось  заниматься и поиграть с тобой. До свидания!

      Материал убирают на место.

              Список литературы:

  1. Дмитриева В.Г.  Методика раннего развития М.Монтессори.  ООО «Издательство «Эксмо», 2013.
  2. Сорокова М.Г. Система М.Монтессори. Теория и практика, 2 издание, ИЦ «Академия», 2003.
  3. Танникова Е.Б.  Монтессори – группы в ДОУ, ТЦ,  М.,2007.
  4.  Хилтунен Е.А. Считаю сам. Упражнения для маленьких детей по математике. М.,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья - " Мир построен на силе чисел "

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач .Игра будет являться средством воспитания . В игре ребен...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач». (подготовительная группа)

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач».   (по...

Введение ПДОУ в ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Нориативно-правовое и  программно-методическое обеспечение введения платных дополнительных образовательных услуг в ДОО....

Разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Цель исследования: разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОО, способствующей повышению качества образовательного процесса в ДОО.Задачи исследования:1). Разработ...

Конспект ООД в старшей группе по Математическому развитию Представление о порядковом значении чисел. Программное содержание. Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 10 (И.А.Помораева стр5

Конспект ООД в старшей   группепо Математическому развитиюПредставление о порядковом значении чисел.Программное содержание. Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десят...

Выступление на родительском собрании подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. "Единое образовательное пространство РФ" (введение обновленных ФГОС ДО; введение ФАОП ДО)

Выступление на родительском собрании подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР."Единое образовательное пространство РФ" (введение обновленных ФГОС ДО...