ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ теме: «Влияние театрализованной деятельности на развитие речевого и творческого потенциала детей посредством реализации кружковой работы ».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Наталья Вячеславовна Соколова

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги – практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психологи и философ С.Л.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что, чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку редко бывает. Что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы позволяют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи и интонационный настрой, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность – дружба, доброта, честность, смелость и другие. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

теме: «Влияние театрализованной деятельности на развитие речевого и творческого потенциала детей посредством реализации кружковой работы ».

Содержание

1. Актуальность темы инновационного проекта

2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы

3. Научно-методологические основы реализации инновационной работы

4. Условия реализации инновационного проекта

5. Этапы реализации инновационного проекта

6. Механизм реализации проекта

7. Перспективы дальнейшего развития проекта

Приложение 1

Приложение 2

  1. Актуальность

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги – практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психологи и философ С.Л.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что, чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку редко бывает. Что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы позволяют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи и интонационный настрой, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность – дружба, доброта, честность, смелость и другие. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы

Теоретическая значимость: заключается в разработке содержания и форм взаимодействия воспитателя с детьми и родителями, которое рассматривает поэтапное вовлечение детей в театрализованную деятельность.

Практическая значимость:

  1. Повышение качества проводимой работы по театрализованной деятельности;
  2. Развитие речи детей через театрализованную игру, постановку сказок, чтение стихотворений, скороговорок;
  3. Создание методической копилки по данной проблеме;
  4. Участие родителей в поиске новых, эффективных методов в театрализованной деятельности.

Цель:

Использование театрализованной деятельности для формирования выразительности речи и социально эмоционального развития детей.

Задачи:

  • Создать специальную предметно – развивающую среду;
  • Приобщать детей к театральной культуре, знакомить с устройством театра, театральными жанрами и разными видами театров;
  • Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками;
  • Побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации;
  • Развивать выразительную речь детей;
  • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Объект исследования: Взаимодействие взрослых и детей в работе по развитию речи детей в театрализованной деятельности.

Гипотеза:

Развитие речи ребенка и его эмоциональное благополучие в театрализованной деятельности будет развита, если будут созданы следующие условия:

  • В группе будет создана богатая предметно – развивающая среда;
  • Разработана система занятий;
  • Дети комфортно будут чувствовать себя в детском саду;
  • Работа будет проводиться в тесном контакте с родителями.

Ожидаемые результаты:

  1. Пополнение театрального уголка дидактическими играми, декорациями, костюмами.
  2. Заинтересованность взрослых и детей в разыгрывании сказок, владение всеми доступными видами театров.
  3. Улучшение развития речи, звуковой культуры и интонационного строя
  4. Разработка методических рекомендаций по развитию речи а театрализованной деятельности.

  1. Научно-методологические основы реализации инновационного проекта
  • Т.Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольника»; М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».  
  • нормативные документы по проблеме «Что должны знать о ФГОС, каждый педагог ДОУ», И.Ф.Слепцова (Программа стандартизации содержания дошкольного образования), САН ПИН.
  •  Интернет – ресурсы:

             Научный учебно-педагогический центр НУМИ-nttp/www.numi.ru.

             Интернет сообщество «Педсовет.орг»- nttp/www.pedsovet.org.

  1. Условия реализации инновационного проекта
  1. Методическое.
  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  • Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. М., 2005-2010.
  • Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М., 2005.
  • Гришина Г. Н. Игры для детей на все времена М., 2008.
  • Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду:
  • Н. П. Ильчук, В. В. Гербова Хрестоматия для дошкольников. М. 2001.
  • Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  • Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., 2002.
  • Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
  • Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  • Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
  • Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
  • Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.

2. Материально-техническое:

  • музыкальный зал;
  • декорации, атрибуты;
  • музыкальный центр;
  • диски с музыкальными сказками;
  • система мультимедиа;
  • комплект из семи аудио кассет «Музыкальные шедевры».
  •  О.П.Радынова Слушаем музыку, танцуем и играем. – М. 2004 г.
  • комплект из трех аудио кассет и дидактического альбома к программе «Музыкальные шедевры». О.П. Радынова. Беседы о музыкальных инструментах

3. Диагностико-дидактическое:

  • конспекты занятий ;
  • перспективный план работы кружка «Буратино»;
  • творческие задания, направленные на:

- формирование речевого  и импровизационного творчества;

- восприятие музыкального образа через синтез искусств.

  • Диагностическая методика по определению уровня формирования музыкального восприятия и передачи образа через различные виды художественно-творческой деятельности.

4.Целевая аудитория: воспитанники театрального кружка «Сказка».

Срок реализации творческого проекта: 2015-2016 учебный год.

5.С воспитателями ДОУ:

  • Доклад для воспитателей для воспитателей «Развитие творческой личности дошкольника посредствам театрализованной деятельности. Современные подходы»;
  • Презентацию на тему «Отчет по работе театрализованного кружка «Театр начинается с…детского сада».
  • Показ инсценировок и драматизаций сказок.

6.С родителями:

  • Ширма для родителей «Дети и театр»;
  • Папка-передвижка «Домашний театр», «Что такое театр»;
  • Консультации «Театрализованная деятельность в ДОУ», «Построение среды для театрализованной деятельности», «Театрализованная деятельность дошкольников», «Развитие детей в театрализованной деятельности»;
  • Агитация родителей на совместное с детьми посещение театров.
  • Демонстрация творческих способностей детей на праздниках, утренниках, тематических вечерах.

7.Практический выход:

Формы подведения итогов реализации работы кружка:

  • участие в праздниках и развлечениях
  • постановка спектакля ко дню Матери;
  • показ спектаклей для детей младшего дошкольного возраста, родителей;
  • творческий отчет по театрализованной в форме презентации на педагогическом совете.

  1. Этапы, их задачи и прогнозируемые результаты.

Этапы и задачи

мероприятия

сроки

Прогнозируемые результаты

1 этап – подготовительный.

Задачи 1 этапа

Сентябрь

1.Изучение состояния проблемы психолого – педагогической литературе.

1.Подбор и анализ литературы.

2.Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение)

Сентябрь

Понимание теоретических и практических вопросов по выбранной теме. Составление информационного бака по данной теме.

2.Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

1.Родительское собрание. «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка».

2.Ознакомление родителей с различными видами театра.

3.Беседа с родителями по поводу изготовления игрушек и шитья костюмов.

Сентябрь

Ноябрь

Получение семейной поддержки.

3.Информирование родителей о результатах обследования.

Беседы с родителями, консультации «Театрализованная игра – совершенство речевого аппарата».

Октябрь

Обработка данных диагностики.

2 этап – практический.

Задачи второго этапа

Ноябрь

1.Установить в группе день театра.

1. «Театральная пятница» - ежемесячная встреча и общение детей, педагогов, родителей.

2.День открытых дверей.

Ноябрь

Декабрь

Создание атмосферы сотрудничества.

2.Привлечь родителей к активному участию в спектаклях в качестве исполнителей ролей, изготовителей декораций и костюмов.

3.Развивать у детей речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию.

1. Показ сказки «Заюшкина избушка» с привлечением родителей на роли.

2.Конкурс на лучшее изготовление костюма к сказке «Заюшкина избушка».

1.Посещение кружка «Театральные встречи».

2.Посещение кукольных спектаклей.

3.Конкурс на лучшего чтеца стихов.

Февраль

Март

Апрель

Май

Подготовка родителей к участию в совместных мероприятиях с детьми. Пополнение декораций и детских костюмов.

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.

3этап – обобщающий.

Задачи третьего этапа.

Май

Сентябрь

1.Определить наиболее эффективные приемы работы с семьей.

1. Анкетирование.

2. наблюдение.

3. Консультация для родителей: «Знаете ли вы своего ребенка?»

В течение периода сентябрь - ноябрь

Обработка результатов анкетирования.

2.Предложить родителям создать театр в домашних условиях.

1. Проведение «Мастер - класс» изготовление магнитного театра «Теремок».

2.Конкурс на изготовление театра.

Январь

Февраль

Пополнение группы различных видов театра.

3.Закрепить умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

Литературная викторина «Мои любимые сказки».

Апрель

Воспитание интереса к красивой и правильной речи.

4.Теоретическое и практическое обоснование результатов.  

Диагностика по развитию речи детей в театрализованной деятельности.

В течение периода.

Сравнение уровня развития речи в театрализованной деятельности на начальном и заключительном этапах.

Публикации статей по теме.

  1. Механизм реализации проекта.

Формы работы

Пути их реализации

С детьми:

Диагностика

Групповая комната.

Определить уровень развития речи детей.

Занятия

Групповая комната.

С целью выразительности речи и социально – эмоционального  развития.

Дидактические игры.

В групповой комнате.

Познакомить детей с дидактическими играми. Развивать речь, память , внимание, мышление.

Изготовить дидактические игры: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Магазин вежливых слов», «Банк идей».

Просмотр видеофильмов по произведениям, сказкам.

Музыкальный зал.

Уделять внимание анализу эмоциональных состояний персонажей.

Тематические вечера.

Групповая комната, музыкальный зал.

С целью интеллектуального, эмоционального и эстетического развития детей.

Экскурсии.

Дом культуры, посещение театров.

Развивать любознательность, получать положительные эмоции, чтобы дети чувствовали себя на сцене раскрепощено.

С педагогами:

Консультации

Педсоветы.

В методическом кабинете.

Познакомить с фондом соответствующей литературы.

Обсуждение проблем развития речи детей.

Обмен опытом работы по развитию речи детей в театрализованной деятельности.

Посещение открытых мероприятий.

В дошкольном учреждении.

Кружок «Сказка».

Занятия по данной теме.

Праздники, развлечения, досуги.

Обмен опытом по развитию речи в театрализованной деятельности.

Практикумы.

В методическом кабинете.

Показать способы изготовления атрибутов, декораций, костюмов.

С родителями:

Консультации.

Беседы.

Методический кабинет, групповая комната.

Стремиться найти контакт с родителями каждого ребенка.

Родительские собрания.

Дошкольное учреждение.

Предоставить информацию родителям о достижениях детей, привлечь родителей к участию в совместной работе.

Папки – передвижки.

Приемная комната.

Расширить кругозор родителей.

Участие в праздниках, развлечениях, досугах.

Привлекать к посильному участию во всех проводимых мероприятиях.

  1. Перспективы дальнейшего развития проекта:

Внедрение театральной деятельности в систему дошкольного образования это - технология образования настоящего и будущего.  Поэтому считаю необходимым продолжить работу над данной темой и «вырастить» новое поколение воспитанников с высоким творческим потенциалом. Кроме того, проект повторяем, он может быть использован для следующего поколения воспитанников,    реализован в любом дошкольном учреждении.

В перспективе планирую: совершенствовать программы по театральной деятельности  с целью  успешного обучения и развития творческого потенциала  детей. Следовательно, логично предположить перспективность данной инновационной технологии.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

        

приложение 1

Критерии отслеживания развития творческого потенциала воспитанников театрального кружка «Сказка»

Показатели творческого потенциала

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Знание видов театров

Знает виды театров

Недостаточно знает виды театров

Затрудняется при определении видов театра

Интонационная выразительность

Владеет интонационной выразительностью речи

.Интонационная выразительность речи недостаточно выражена

Слабо выражена интонационная выразительность речи

Выразительность жестов и мимики

Свободно владеет выразительность жестов и мимики

Владеет выразительность жестов и мимики

Недостаточно владеет выразительность жестов и мимики

Навыки кукловождения

Свободно владеет навыками кукловождения

Имеет навыки кукловождения

Не имеет навыков кукловождения

Речевое творчество

Способен активно проявлять себя, придумывая интонации различного характера,жанра.

Способен украсить свою речь  необычным словестным оборотом.

Умеет проявить фантазию при выборе интонации на заданный текст.

Танцевальное творчество

Проявляет самостоятельность в выборе движений на музыку разного характера.

Использует при создании собственного выразительного пластического танца.

Самостоятельно выбирает способы действий: походка, жесты, мимика, движения.

Музыкально-игровое творчество

Самостоятельно выбирает способы действий для передачи характера различных персонажей

Способен выражать самые разнообразные эмоциональные переживания и настроения в соответствии с музыкальным образом.

Умеет действовать с воображаемым предметом.

Импровизация

Способен к модулированию элементов музыкального языка.

Проявляет фантазию при варьировании в процессе коллективного музицирования.

Импровизационные способности проявляет как на занятиях, так и самостоятельно.

приложение 2

Результаты  мониторинга по основным показателям уровня творческого потенциала воспитанников театрального кружка

 «Сказка»

ФИО

Знание видов театров

Интонационная выразительность

Выразительность жестов и мимики

Навыки кукловождения

Речевое творчество

Танцевальное творчество

Импровизация

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

1

2

 

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста».

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинк...

Презентация опыта работы на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста».

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинк...

Открытое занятие в старшей группе: “Развитие способностей и творческого потенциала детей, посредством театральной деятельности».

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Дети играют везде: дома и в детском саду, на улице и в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речевой активности детей раннего возраста

Презентация на тему "Влияние театрализованной деятельности на развитие речевой активности детей раннего возраста".Развитие речевой активности детей раннего возраста (1,5-3 лет) посредством т...

Раскрытие творческого потенциала ребенка через организацию кружковой работы по театрализованной деятельности

Данный вид деятельности обуславливает особое взаимодействие педагогов и детей на базе свободной творческой атмосферы, поощрения детской инициативы и любознательности, свободы выражения своего мнения, ...

Педагогическая статья на тему "Роль театрализованной деятельности в развитии речи и творческих способностей детей 2 младшей группы»

laquo;Роль театрализованной деятельности в развитии речи и творческих способностей детей 2 младшей группы»        Работу выполнила: Дря...

Консультация для воспитателей на тему: «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»

Консультация для воспитателей на тему:«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»...