ВЗАИМООТНОШЕНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме

Статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrozhelat._-_kopiya.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ И СОТРУДНЕЧЕСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Баскакова Д.И

 воспитатель МБДО Уд/с № 21 «Аленький цветочек», г. Саяногорск

Утверждение приоритета гуманистических общечеловеческих ценностей, поддержание национальных и региональных культурных традиций-вот основные задачи, которые человечеству в целом, в том числе системе образования, предстоит решать в будущем. А это требует от нас, дошкольных педагогов, формирования нового типа межличностных отношений, основанных  на взаимопонимании, сотрудничестве, партнерстве, которые в свою очередь способствуют нормальному проживанию детьми дошкольного детства, умению свободно проявить себя, выстроить дружеские и деловые отношения со сверстниками в нестандартных ситуациях.

Основная задача дошкольного воспитания в современных условиях, как нам представляется, развитие потенциальных возможностей, внутренней свободы и самостоятельности каждого ребенка. Однако и по сей день во многих дошкольных  учреждениях преобладал авторитарный стиль: взрослые  не видят в детях партнеров, с которыми можно строить равноправные отношения, а зачастую просто не умеют это делать. Дети по-прежнему в течение всего «трудового» дня находятся в замкнутом пространстве (группе, помещениях  детского сада); старшие дошкольники одного детского сада, как правило, встречаются для участия в конкурсах, олимпиадах, концертах  и т.д. Общение детей (и не только дошкольников) чаще всего сводится к сидению за компьютером, телевизором, что является одной из причин весьма низкого уровня развития саморегуляции и коммуникативных навыков, а это порождает агрессивность по отношению к  окружающим, напряженную психологическую обстановку в детском коллективе. В результате многие дошкольники вообще  отказываются совместно работать в группе, не умеют спокойно и аргументировано, а не с помощью силы  отстаивать свою точку зрения. Неблагополучие же ребенка в группе сверстников дает начало устойчивым  отрицательным чертам характера и делает чрезвычайно сложной их коррекцию. В результате мы имеем  отсутствие культуры  межличностных отношений. Все это побуждает  к исследованиям, направленным на формирование у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. В связи с этим особую значимость  приобретает задача создания благоприятного  доброжелательного микроклимата для каждого ребенка и в семье и в детском саду.

Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом. Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управлять своим поведением.

Мы стараемся что-то изменить в укладе жизни детей в дошкольном учреждении.

Знакомим детей с правилами поведения и учим  использовать правила как ориентиры формирования мнения детей о поведении сверстников и самого себя, воспитания доброжелательных взаимоотношений, например:

- хочешь играть, попроси разрешения;

- если начал игру с другом, не бросай ее без его согласия;

- играя, думай, чем помочь товарищам;

- если предложение товарища интереснее, поддержи его;

- будь доброжелателен при выборе партнера на роль, которая нравится тебе;

- относись к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе;

- не ссорься, если приходится отстаивать свои права, свою позицию, то делай это  

  вежливо;

- внимательно выслушивай всех участников;

- не требуй для себя все время главных ролей;

- будь справедливым в игре;

- если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним: в следующий раз помогут тебе.

Зная эти правила, дети сами учатся оценивать отрицательные поступки сверстников, а, впоследствии, и свои.

Как обучать детей правилам? Сначала выясняем характер понимания ребенком правил детских взаимоотношений и того, почему эти правила необходимо выполнять, а затем помогаем детям увидеть взаимосвязь представлений о правилах с реальным поведением ребенка в детском коллективе. Вводим в словарь детей не только всем привычные «спасибо», «пожалуйста», но и «будьте добры», «благодарю», «разрешите».

У детей формируем внимательное, доброжелательное отношение к сверстникам, воспитываем желание отзываться на их просьбы, уметь договариваться с ними.

Создаём благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.

Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:

- создание эмоционально-положительного климата в группе;

- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.  

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому мы используем естественно возникающие ситуации, например, связанные с приходом в группу сотрудников детского сада и их общением. Обращаем внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждают их так же общаться между собой.

Систематически проводим работу по формированию доброжелательных отношений в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников.

Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, используем все доступные формы и методы работы:

• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные,    проблемные и народные игры;

• непосредственно образовательная деятельность;

• моделирование и анализ заданных ситуаций;

• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;

• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

• рассматривание картин и иллюстраций;

• решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;

• организация выставок детского творчества;

• метод проектов   и др.

Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками, воспроизведении действий людей; детей среднего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми. Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания, организовать еще легче, чем просто в обычной жизни.

Таким образом, партнёрское отношение взрослых к детям оставляет глубокий след в их сознании, находит отклик в играх, содействует развитию доброжелательных отношений.

 Литература: 

  1. Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи.  - М., ТЦ «Сфера», 2013.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Педагогика, 1987.
  3. Бабаева Т.И. Римашевская Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. - С.-Пб., Детство-Пресс, 2012.
  4. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 10. - С. 26-36.
  5. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. // Дошкольное воспитание. - 1990, № 7.
  6. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – М., «Владос», 2001.
  7. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. - С. 73-77.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Взаимоотношения детей дошкольного возраста»

Общение – один из важнейших факторов, отражающих характер взаимоотношений каждого человека с другими людьми и фиксирующих то, что происходи с ним в окружающем мире. Это многогранный процесс. Его...

Приемы ознакомления детей с правами и правилами взаимоотношений со сверстниками детей дошкольного возраста в совместной деятельности

в данной методической разработке я предложила материал для проведения открытого занятия...

Методическая разработка "Использование коллективной аппликации для развития сотрудничества детей дошкольного возраста"

Данная разработка предлагает одну из форм взаимодействия ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельнос...

Приемы ознакомления детей с правами и правилами взаимоотношений со сверстниками детей дошкольного возраста

В данной работе предлагаю приемы работыпо ознакомлению детей дошкольного возраста с правами и правилами....

Консультация для родителей: Спортивная игра как средство развития взаимоотношений и сотрудничества детей группы компенсирующей направленности

С первых дней пребывания в детском саду каждый педагог стремится придать отношениям детей со взрослыми и сверстниками положительную направленность. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал себя ком...

Методическая разработка: "Технология развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов"

Методическая разработка: "Технология развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов"...

Выступление "Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Выступление на научно-практическом семинаре "Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования" в КОИРО из опыта ра...