Самообразование как форма повышения педагогического мастерства.
консультация на тему

Сарзанова Оксана Геннадьевна

консультация и памятка для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование как форма повышения

педагогического мастерства.

Для повышения теоретической подготовки и педагогического мастерства педагогов ДОУ имеет значение организация целенаправленного самообразования.

Зачем нужно самообразование? 


         Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.


         Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования (словарь Г.М. Коджарспирова).

Цель самообразования педагога ДОУ:

  • расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствование методов обучения и воспитания;
  • углубление знаний по разным методикам;
  • овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практикой;
  • повышение общекультурного уровня педагога.

Технология самообразования:

  • общение с высококлассными педагогами, мастерами своего дела;
  • решение конкретной задачи, имеющей практический характер (внедрение новой технологии, использование дидактических материалов, эффективных приемов обучение и т.д.)
  • критический обзор периодической печати;
  • ошибки, неудачи и их учет в последующей деятельности.

Содержание работы по самообразованию:

1 этап – возникновение потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

2 этап – планирование работы по самообразованию.

3 этап – теоретическое изучение.

4 этап – практическая деятельность (применение полученных знаний, навыков и умений, приобретенных качеств на практике: изготовление пособий и атрибутов и т.д.)

5 этап – подведение итогов самообразования ( выступления на педсоветах, проведение открытого просмотра, оформление игры и пособия, составление картотеки по проблеме, перспективного плана работы с детьми, организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования). Педагог в течение учебного года или другого периода времени углубленно занимается проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо которая вызывает наибольший интерес. Педагог определяет для себя тему самообразовательной деятельности, она вытекает из профессионального интереса педагога, затем ставит цель  и задачи самообразования, и в письменном виде составляет индивидуальный план – что и в какие сроки необходимо освоить, выполнить, сделать. Написание индивидуального плана – это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту.

Педагогам ДОУ предлагается разные формы написания индивидуального плана самообразования.

Форма № 1

Индивидуальный план самообразования на ______ год

Воспитатель____________________________________

ДОУ___________________________________________

Ф.И.О._________________________________________

Образование (когда и какое учебное заведение окончил)

Индивидуальная тема самообразования

Когда начата работа над темой

Когда предполагается закончить работу над темой

Цели и задачи самообразования по теме

Основные вопросы, намеченные для изучения. Этапы проработки материала, литература по теме, по годам.

Чей опыт предполагается изучить по данной теме

Практические выходы (доклады, рефераты)

Когда и где выступал с сообщением о собственном педагогическом опыте

Выводы по окончанию работы

Форма № 2

  1. Титульный лист
  2. Тема самообразования
  3. Цель профессионального развития
  4. Разделы плана:
  • Изучение психолого-педагогической  и методической литературы
  • Разработка программно-методического обеспечения
  • Самообобщение опыта
  • Участие в ГМО, мастер-классах
  • Обучение на курсах, семинарах
  • Руководство методическим образованием других педагогов
  • Работа в составе органов управления ДОУ

Разделы плана

Задачи и содержание деятельности

Сроки выполнения

Форма предоставления результатов

Результаты работы (где, кем и когда заслушивался)

 

 

 

 

 

 

Форма № 3

Название этапа

Примерное содержание деятельности педагога

Сроки выполнения

1.

Диагностический

Анализ состояния образовательного процесса по проблеме; анализ затруднений; изучение литературы по проблеме.

 

2.

Прогностический

Постановка цели, основных задач работы; разработка программы деятельности.

 

3.

Организационный

Обеспечение условий для проведения работы.

 

4.

Практический

Проведение исходных констатирующих срезов, отслеживание результативности процесса; реализация программы деятельности.

 

5.

Обобщающий

Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов, оформление и описание хода и результатов работы.

 

Вопросы самообразования ставятся на педсоветах ДОУ. В течение учебного года каждый педагог рассказывает о своей самообразовательной работе на педагогических совещаниях. Педагоги могут применять в работе по самообразованию анкету «Степень владения навыками самообразовательной работы», разработанную О. Кокоткиной. Работа с анкетой помогает более ясно представить, каких результатов достигли в самостоятельном изучении психолого-педагогической проблемы. Самоанализ даст возможность правильно организовать свою деятельность.

Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Таким образом, будет способствовать формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога ДОУ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самообразование - повышения педагогического мастерства

Слайд 2

Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот педагог, который сам всю жизнь учится Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Слайд 3

Цель самообразования педагога ДОУ: расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания; углубление знаний по разным методикам; овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практикой; повышение общекультурного уровня педагога

Слайд 4

Технология самообразования: общение с высококлассными педагогами, мастерами своего дела; расширение конкретной задачи, имеющей практический характер (внедрение новой технологии, использование дидактических материалов, эффективных приемов обучения и т.д.); критический обзор периодической печати; ошибки, неудачи и их учет в последующей деятельности.

Слайд 5

Содержание работы по самообразованию: 1 этап – возникновение потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. 2 этап – планирование работы по самообразованию. 3 этап – теоретическое изучение. 4 этап – практическая деятельность (применение полученных знаний, навыков и умений, приобретенных качеств на практике: изготовление пособий и атрибутов и т.д.) 5 этап – подведение итогов самообразования (выступления на педсоветах, проведение открытого просмотра, оформление игры и пособия, составление картотеки по проблеме, перспективного плана работы с детьми, организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования).

Слайд 6

Тематикой самообразования может быть: одна из годовых задач ДОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Слайд 7

Форма №1 Индивидуальный план самообразования на ______ год Воспитатель ____________________________________ ДОУ___________________________________________ Ф.И.О._________________________________________ Образование (когда и какое учебное заведение окончил). Индивидуальная тема самообразования. Когда начата работа над темой. Когда предполагается закончить работу над темой. Цели и задачи самообразования по теме. Основные вопросы, намеченные для изучения. Этапы проработки материала, литература по теме, по годам. Чей опыт предполагается изучить по данной теме. Практические выходы (доклады, рефераты). Когда и где выступал с сообщением о собственном педагогическом опыте. Выводы по окончанию работы.

Слайд 8

Форма №2 1. Титульный лист 2. Тема самообразования 3. Цель профессионального развития 4. Разделы плана: ⇢Изучение психолого-педагогической и методической литературы ⇢Разработка программно-методического обеспечения ⇢ Самообобщение опыта ⇢Участие в ГМО, мастер-классах ⇢Обучение на курсах, семинарах ⇢Руководство методическим образованием других педагогов ⇢Работа в составе органов управления ДОУ

Слайд 9

№ Разделы плана Задачи и содержание деятельности Сроки выполнения Форма предоставления результатов Результаты работы (где, кем и когда заслушивался)

Слайд 10

Форма № 3 № Название этапа Примерное содержание деятельности педагога Сроки выполнения 1 Диагностический Анализ состояния образовательного процесса по проблеме; анализ затруднений; изучение литературы по проблеме 2 Прогностический Постановка цели, основных задач работы; разработка программы деятельности 3 Организационный Обеспечение условий для проведения работы 4 Практический Проведение исходных констатирующих срезов, отслеживание результативности процесса; реализация программы деятельности 5 Обобщающий Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов, оформление и описание хода и результатов работы

Слайд 11

Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Таким образом, будет способствовать формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога ДОУ.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Основными направлениями

в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  1. ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  2. изучение учебной и научно-методической литературы;
  3. ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  4. изучение новых программ и педагогических технологий;
  5. ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  6. повышение общекультурного уровня.

Алгоритм составления плана по самообразованию

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются:

  • название темы;
  • цели;
  • задачи;
  • предполагаемый результат;
  • этапы работы;
  • сроки выполнения каждого этапа;
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
  • способ демонстрации результата проделанной работы;
  • форма отчета по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый педагог  должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Алгоритм работы над темой самообразования:

  • подбор темы;
  • определение целей  и задач;
  • дата начала работы над темой;
  • подбор видов деятельности в рамках работы над темой;
  • подбор источников самообразования;
  • результаты самообразования и их трансляция на уровне учреждения, районном, окружном, городском и региональном уровнях.

Формы  работы  педагогов над темами самообразования:

1. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

2. Обзор в Интернете информации по теме.

3. Посещение семинаров,  конференций, занятий  коллег.

4. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

5. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

6. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

7. Изучение информационно-компьютерных технологий.

8. Общение с коллегами в ДО, городе и в сети Интернет.

9. Участие в конкурсах в сети Интернет.

10. Помещение своих разработок на сайтах в сети Интернет.

Формы представления результатов самообразования:

  • доклад лекция;
  • защита исследовательской работы;
  • показ новых форм, методов, средств в процессе обучения и воспитания;
  • брошюра;
  • листовка;  
  • буклет;
  • открытое занятие;
  • проведение семинара, консультации, мастер-класса;
  • обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания и обучения детей;
  • практикум (тренинг) и т.д;
  • тематические родительские собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Самообразование - эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов (Из опыта работы)»

Доклад на педсовете  "Самообразование - эффективный способ педагогическогомастерства педагога"....

Современное состояние проблемы повышения педагогического мастерства педагогов ДОУ на педагогических советах

В статье рассмотрена роль педагогического совета в повышении профессионального мастерства педагогов. В первом заголовке даны взгляды разных авторов на понятие педагогическое мастерство и что оно ...

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

•Выявить влияние темы самообразования на педагогическое мастерство учителя и на формирование ЗУНов учащихся.•Оценить актуальность темы самообразования каждого педагога.     Дать рекомен...

Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования.

Презентация, в которой собран материал о том, что такое самообразование. Мотивы побуждающие педагога к самообразованию....

Презентация "Самообразование как форма повышения педагогического мастерства воспитателя"

В презентации освещен опыт работы по самообразованию педагогеского мастерства....

Педсовет на тему: «Повышение педагогического мастерства воспитателей ДОУ через овладение нетрадиционными формами организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно - образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта в области нетрадицион...

САМООБРАЗОВАНИЕ – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В ДЕЛЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных нав...