САМООБРАЗОВАНИЕ – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В ДЕЛЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
консультация

Романова Татьяна Александровна

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Психолого-педагогическое самообразование включает углубленное изучение педагогической и психологической литературы, т. к. наибольшие затруднения учитель испытывает в сфере психологической компетентности и выборе средств воздействия на своих воспитанников и организации взаимодействия с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_pedagoga.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

«САМООБРАЗОВАНИЕ –

ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

ПЕДАГОГА

В ДЕЛЕ ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

(консультация для педагогов)

Автор-составитель: Романова Т.А., учитель-логопед

г.Тула, 2020

Для получения актуальной информации об инновационных методах и приемах обучения дошкольников с ОВЗ, а также обмена опытом, в работе регулярно использую следующие сетевые ресурсы: мерсибо, дефектология проф, нспортал, педпортал, российская государственная библиотека, школа цифрового века, дрофа-вентана, логобург, логопед.ру и другие.

Среди задач, обращающих на себя внимание современных педагогов, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной ситуации образования, духовной и культурной сферах общества.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектная деятельность как одна из форм самообразования  – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:

  • развитие у ребенка познавательных интересов, мышление;
  • формирование универсальных компетентностей (самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения);
  • развитие личностных качеств, умение работать в команде, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу.

Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка и неразрывно связана с игровой деятельностью. Она в сочетании с ведущей деятельностью детей содержит в себе и игровую сущность, и потребность создания игровой среды, и, соответственно, механизм создания речевой активности. Поэтому, организуя жизнь детей в игре, педагог формирует не только игровые отношения, но и обучающие моменты, закрепляя знания, полезные привычки, нормы поведения детей в разных условиях и вне игры.

В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные восприятию и пониманию факты, явления. Используя дидактическую игру как средство развития дошкольника, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И, вместе с тем, он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение применять знания в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащать духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Ценность игры как воспитательно-образовательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Благодаря её использованию, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, создает условия для развития внимания, мышления, речи. Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.

Следовательно, игра дает возможность решать различные педагогические задачи в занимательной и наиболее доступной для дошкольников форме. Именно поэтому в данном педагогическом проекте, на различных его этапах, применялись разнообразные виды дидактических игр и упражнений с целью гармоничного и всестороннего развития личности, а организация проектной деятельности позволила повысить познавательную активность детей данной возрастной категории, пополнить методическую копилку педагога, обновить и насытить развивающую предметно-пространственную среду группы; заинтересовать, сплотить коллектив родителей в деле повышения уровня воспитания и развития  детей средней группы.

В средней комбинированной группе «Солнышко» реализован 1-ый интегрированный педагогический проект «В сказку новогоднюю снова загляну» (мультимедийная презентация). Необходимо отметить, что в ходе реализации данной проектной технологии нами использовались такие обучающие приемы, как показ способа действия, образец, подсказ, помощь взрослого (в основном, на начальном этапе проекта).

По результатам диагностики стало известно, что лишь 12% детей имеют высокий уровень речевого развития, средний– 53%, низкий – 35%.

Резюмирую вышеизложенное, исходя из результатов диагностических данных, возникла необходимость в разработке эффективных педагогических технологий, способствующих развитию речи дошкольников. Так возникла идея создания интегрированного педагогического проекта.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Авторы: Романова Т.А., учитель-логопед,

Демкова Н.Д., воспитатель средней комбинированной группы «Солнышко»,

Музыкальный руководитель  Беспалова Е.С.,

Воспитанники средней комбинированной группы «Солнышко», их родители.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Ноябрь, декабрь 2016 г., январь 2017 г.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный (ноябрь 2016 г.).

Цель: создание речевой среды в группе дошкольников 4-5 лет.

Этапы проекта,

срок реализации

Деятельность педагогов и родителей

Деятельность детей группы

1 этап.

Подготовительный (ноябрь, 2016 г.)

Педагоги. Определение темы (проблемы проекта); подготовка материальной и технической базы по теме проекта; разработка планирования; обсуждение проекта с родителями; обновление развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми, заданиями по развитию мелкой моторики, мнемотаблицами, различными видами театра по сказкам «Зимовье зверей», «Теремок», речевого уголка; оформление наглядной информации для родителей; подбор речевого материала; отбор дидактических, подвижных игр и упражнений для реализации НОД и прогулок. Чтение сказок с героями: мышка, лягушка зайчик, лиса, волк, медведь.

Родители. Чтение сказки «Теремок», просмотр мультипликационного фильма «Теремок»; фотосъемка

Чтение сказок, прослушивание аудиосказок, просмотр мультипликационного фильма «Теремок»; рассматривание иллюстраций к сказкам, рисование диких животных, их жилища; раскрашивание диких животных; конструирование,  лепка, пластилинография «Герои сказки «Теремок»; НОД (развитие речи, ФЭМП, музыка, рисование (по мотивам сказок), логопедический практикум) по содержанию проекта; изготовление книжки «Теремок»; организация и проведение ролевых, подвижных, дидактических, коммуникативных игр и упражнений; изготовление книжки «Теремок». Игра-драматизация по сказке «Теремок» (настольный, пальчиковый театр)

Изготовление книжки «Теремок» (представлена на выставке).

Обогащение развивающей пространственной предметно среды группы:

-  приобретение, изготовление дидактического, наглядного материала по данной теме;

- обновление речевого уголка различными видами театра, дидактическими играми, картотекой речевого материла, мнемотаблицами, картотекой лексического материала: загадки, стишки, потешки, познавательно-речевые играмы;

- пополнение уголка детского творчества и художественно-эстетического развития раскрасками, трафаретами для пластилинографии;

        


ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЕЙ

В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Форма работы

Тема

Срок исполнения

1

Брифинг

 «Воспитательное и образовательное значение сказки в дошкольном детстве»

1 неделя ноября

2

Оформление папки-передвижки.

Изготовление буклета

«Сказка в жизни ребенка»

«Речевое развитие детей 4-5 лет»

2 неделя ноября

4 неделя ноября

3

Информационное сообщение для передачи по электронной почте

«Проектная деятельность – инновационная технология обучения и воспитания дошкольников»

2 неделя ноября

4

Беседа

Чтение сказки «Теремок», просмотр мультфильма «Теремок»;«Вечерний досуг: «Мама, почитай-ка»

2-4 неделя ноября

5

Родительское собрание

Социально-коммуникативное развитие дошкольников 4-5 лет

4 неделя января

По итогам проведения педагогами бесед, круглого стола с родителями, последними была организована совместная деятельность с дошкольниками в семье. Это чтение русской народной сказки «Теремок», просмотр мультфильма, драматизация сказки «Теремок», лепка, раскрашивание и рисование героев сказки.

        В процессе реализации данной проектной технологии прослеживалось взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса - интеграция  образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

II этап– основной (декабрь 2016 г.).

Цель: Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами. 

2 этап.

Формирующий (декабрь 2016 г.)

Педагоги. Подготовка атрибутов, декораций к игре-драматизации «Теремок»; пополнение мнемотаблицами, речевым материалом уголка по развитию речи, обновление развивающей предметно-пространственной среды группы: пальчиковый, настольный театр, Бибабо «Теремок».

Родители. Раскрашивание вместе с детьми иллюстраций с героями из сказки «Теремок», игры-драматизации

Досуг. Игра-драматизация по сказкам: «Зимовье зверей» (пальчиковый театр), «Теремок» (театр Бибабо)

III этап – заключительный.

Цель: Рефлексия деятельности по реализации проекта.

Мероприятия:

- диагностические мероприятия по окончанию проектной деятельности;

- изготовление фотоколлажа «В сказку новогоднюю снова загляну» (совместная деятельность педагогов группы с детьми);

- презентация проекта (совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);

- анализ проведенного проекта.

3 этап.

Заключительный (январь 2017 г.)

Подготовка атрибутов, декораций к игре-театрализации «Теремок»; пополнение речевым материалом уголка по развитию речи, обновление развивающей предметно-пространственной среды группы

Театрализованное представление

«Теремок»

Оформление фотоколлажа

Результаты продуктов детской деятельности по окончании этапов проекта демонстрирует наша выставка: это рисунки, работы пластилинографии, книжка «Теремок», фотоколлаж.

Выводы по проекту.

Далее продемонстрируем еще один из продуктов проекта - видеофильм «Теремок».

Перспективы развития проекта

Разработка системы организации образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста по развитию речи в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использование инновационных и развивающих технологий будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы.

ГЛОССАРИЙ

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Интеграция - синтез, объединение образовательных областей, предполагающее получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающее формирование интегральных качеств личности дошкольника и  гармоничное его вхождение в социум. 

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Педагогическая деятельность – это вид взаимосвязанной деятельности, в которой реализуется передача социального опыта, материальной и духовной культуры от поколения к поколению; это особый вид социальной общественно значимой деятельности взрослых (родителей, учителей, социальных работников), направленной на развитие и саморазвитие личности. Предмет и продукт педагогической деятельности – личность ребенка и ее гармоничное развитие.

Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Педагогическая техника – это совокупность практических умений и навыков, необходимых для организации творческой деятельности учителя-воспитателя. Это важнейшее слагаемое педагогического мастерства.

Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация методической работы с кадрами в ДОУ- одна из форм непрерывного педагогического образования

В статье дается краткое описание форм методической работы с педагогами в дошкольном образовательном учреждении. Подчеркивается значимость этой работы в повышении их профессиональной компетентности. Ут...

Постоянно действующий семинар-практикум, как одна из форм методической работы с кадрами на этапе модернизации дошкольного образования.

В данном материале представлен опыт работы в рамках постоянно-действующего в ДОУ семинара практикума....

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

•Выявить влияние темы самообразования на педагогическое мастерство учителя и на формирование ЗУНов учащихся.•Оценить актуальность темы самообразования каждого педагога.     Дать рекомен...

Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования.

Презентация, в которой собран материал о том, что такое самообразование. Мотивы побуждающие педагога к самообразованию....

Презентация по теме "Самообразование - одна из форм повышения профессиональной компетентности педагога"

Самообразование - это самостоятельное преобретение знаний.Самообразование - Целенаправленная работа педагога....

Тематический день – одна из форм организации практико-ориентированного общего дела по актуальной для детей теме.

Как известно в современном дошкольном образовании с принятием и введением ФОП и ФГОС дошкольного образования, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, которое бу...