Доклад: «Самообразование - эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов (Из опыта работы)»
статья на тему

Карайчева Екатерина

Доклад на педсовете  "Самообразование - эффективный способ педагогическогомастерства педагога".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklady.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №1 «Пчелка»

г. Мичуринска Тамбовской области

Содоклад:

«Самообразование - эффективный способ

повышения педагогического мастерства педагогов

(Из опыта работы)»

Выход: педсовет Воспитатель: Карайчева Е.В.

Мичуринск 2014 г.


Самообразование - эффективный способ повышения педагогического

мастерства педагогов.

Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день нам педагогам предлагается огромный спектр услуг: в дошкольных заведениях, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». «Педагогика не стоит на месте, она развивается. Появляются новые программы и технологии. Чтобы не отстать от времени, необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность, т. е. развиваться, самосовершенствоваться. Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.

Условия профессионального роста:

1 .Самообразовательная работа

2.Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

3.Обзор в Интернете

4.Посещение   семинаров,   конференций,   мастер-классы,   мероприятия   по

обмену опытом с коллегами.

5.Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

6.Проведение   открытой  образовательной  деятельности     для  анализа  со

стороны коллег.

7.Изучение информационно-компьютерных технологий.

8.Общение с коллегами в ДОУ, городе и в Интернете.

9.Участие в дистанционных конкурсах различного уровня, в сети Интернет.

Ю.Помещение своих разработок на различных сайтах в Интернете.

Формы самообразования педагогов:

  • индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
  • коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ.

Результативность заключается в:

- самостоятельной работе по самообразованию позволяющая пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлении глубокого и детального анализа возникающих в работе с детьми ситуаций;

- развитии потребности в постоянном пополнении педагогических знаний, сформированности гибкости мышления, умения моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательного процесса, раскроется творческий потенциал.

В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовании есть банк материалов:

  • Нормативные и законодательные документы;
  • Документы по содержанию работы учреждения:

  • Локальные (Образовательная программа, Программа развития)
  • Годовой план работы учреждения;
  • Система контроля;
  • Система мониторинга и т.д.

-        Программно-методическое обеспечение образовательного процесса:

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
  • Авторские программы.

  • Публикации.
  • Учебно-методическая литература.
  • Периодика.
  • Справочники.
  • Учебные средства.
  • Видео-аудиоматериалы.
  • Анкетирование.
  • Мониторинг и диагностика детей.
  • Партфолио педагогов.

Формы и методы руководства самообразованием педагогов

1 .Вынесение на педсоветы вопросы, организация выступлений педагогов по

вопросам обмена опытом самообразования.

2.Индивидуальные     беседы    методиста    с    педагогами    об    основных

направлениях самообразования.

3.Совместное обсуждение с педагогами методов изучения трудных разделов

и тем программы, проведение групповых и индивидуальных консультаций,

семинаров.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь,


влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию

Ежедневная  работа  с  информацией.  Готовясь  к  занятию,  выступлению,

родительскому собранию и др. у педагога возникает необходимость поиска и

анализа новой информации.

Желание   творчества.   Педагог   —   профессия   творческая.   Творческий

человек   не   сможет   из   года   в   год   работать   по   одному   и   тому   же

пожелтевшему поурочному плану или  сценарию,  читать  одни и те же

доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и

доставлять удовольствие.

Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его "хорошим"

или "плохим". Никто не хочет быть плохим педагогом!

Материальное  стимулирование.  Наличие  категории,  премии,  надбавки

зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения

новых знаний не добиться более продуктивной работы.

Смысл   самообразования   выражается   в   удовлетворении   познавательной

активности,   растущей   потребности   педагога   в   самореализации   путём

непрерывного образования.

Мной была выбрана на 2014-2015 учебный год тема для самообразования «Эффективность использования игр в формировании мальчиков и девочек».

Мною был проведен в ноябре 2014 г. мастер-класс для родителей группы 3-4

лет «Учимся играя. Игрушки для мальчиков и девочек», который позволил

мне в работе с детьми не только более глубоко узнать про игры, в которые

любят играть не только мальчики, но и девочки, но и приобрести массу

полезных  знаний  и  навыков  в работе.   Эти  навыки  я     теперь  активно

использую в работе с детьми и родителями.

В январе 2015 г. на групповом родительском собрании была затронута тема:

«Развитие сенсорных способностей мальчиков и девочек». Родители были

познакомлены с играми по сенсорике, для развития памяти, воображения,

мышления.

Постоянно обновляю   информационные уголки для родителей по   данной

теме самообразования.

Произошло   пополнение   (с   моим  непосредственным  участием)  игровым

оборудованием различных видов игр:  театрализонанные игры, сюжетно-

ролевые игры, развивающие и дидактические игры.

Интернет даёт возможность мне самообразовываться по данной теме.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют определенные условия, в которых каждый педагог может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и

профессиональную самооценку, приобретать знания среди коллег. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности (через повышение уровня готовности к самообразованию). Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенствования педагога является его собственное желание постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем, заботиться о своем авторитете.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.