Доклад: «Самообразование - эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов (Из опыта работы)»
статья на тему
Доклад на педсовете "Самообразование - эффективный способ педагогическогомастерства педагога".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklady.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №1 «Пчелка»
г. Мичуринска Тамбовской области
Содоклад:
«Самообразование - эффективный способ
повышения педагогического мастерства педагогов
(Из опыта работы)»
Выход: педсовет Воспитатель: Карайчева Е.В.
Мичуринск 2014 г.
Самообразование - эффективный способ повышения педагогического
мастерства педагогов.
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день нам педагогам предлагается огромный спектр услуг: в дошкольных заведениях, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.
Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». «Педагогика не стоит на месте, она развивается. Появляются новые программы и технологии. Чтобы не отстать от времени, необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность, т. е. развиваться, самосовершенствоваться. Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.
Условия профессионального роста:
1 .Самообразовательная работа
2.Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
3.Обзор в Интернете
4.Посещение семинаров, конференций, мастер-классы, мероприятия по
обмену опытом с коллегами.
5.Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
6.Проведение открытой образовательной деятельности для анализа со
стороны коллег.
7.Изучение информационно-компьютерных технологий.
8.Общение с коллегами в ДОУ, городе и в Интернете.
9.Участие в дистанционных конкурсах различного уровня, в сети Интернет.
Ю.Помещение своих разработок на различных сайтах в Интернете.
Формы самообразования педагогов:
- индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
- коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ.
Результативность заключается в:
- самостоятельной работе по самообразованию позволяющая пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлении глубокого и детального анализа возникающих в работе с детьми ситуаций;
- развитии потребности в постоянном пополнении педагогических знаний, сформированности гибкости мышления, умения моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательного процесса, раскроется творческий потенциал.
В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовании есть банк материалов:
- Нормативные и законодательные документы;
- Документы по содержанию работы учреждения:
- Локальные (Образовательная программа, Программа развития)
- Годовой план работы учреждения;
- Система контроля;
- Система мониторинга и т.д.
- Программно-методическое обеспечение образовательного процесса:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
- Авторские программы.
- Публикации.
- Учебно-методическая литература.
- Периодика.
- Справочники.
- Учебные средства.
- Видео-аудиоматериалы.
- Анкетирование.
- Мониторинг и диагностика детей.
- Партфолио педагогов.
Формы и методы руководства самообразованием педагогов
1 .Вынесение на педсоветы вопросы, организация выступлений педагогов по
вопросам обмена опытом самообразования.
2.Индивидуальные беседы методиста с педагогами об основных
направлениях самообразования.
3.Совместное обсуждение с педагогами методов изучения трудных разделов
и тем программы, проведение групповых и индивидуальных консультаций,
семинаров.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь,
влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению,
родительскому собранию и др. у педагога возникает необходимость поиска и
анализа новой информации.
Желание творчества. Педагог — профессия творческая. Творческий
человек не сможет из года в год работать по одному и тому же
пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же
доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и
доставлять удовольствие.
Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его "хорошим"
или "плохим". Никто не хочет быть плохим педагогом!
Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки
зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения
новых знаний не добиться более продуктивной работы.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной
активности, растущей потребности педагога в самореализации путём
непрерывного образования.
Мной была выбрана на 2014-2015 учебный год тема для самообразования «Эффективность использования игр в формировании мальчиков и девочек».
Мною был проведен в ноябре 2014 г. мастер-класс для родителей группы 3-4
лет «Учимся играя. Игрушки для мальчиков и девочек», который позволил
мне в работе с детьми не только более глубоко узнать про игры, в которые
любят играть не только мальчики, но и девочки, но и приобрести массу
полезных знаний и навыков в работе. Эти навыки я теперь активно
использую в работе с детьми и родителями.
В январе 2015 г. на групповом родительском собрании была затронута тема:
«Развитие сенсорных способностей мальчиков и девочек». Родители были
познакомлены с играми по сенсорике, для развития памяти, воображения,
мышления.
Постоянно обновляю информационные уголки для родителей по данной
теме самообразования.
Произошло пополнение (с моим непосредственным участием) игровым
оборудованием различных видов игр: театрализонанные игры, сюжетно-
ролевые игры, развивающие и дидактические игры.
Интернет даёт возможность мне самообразовываться по данной теме.
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют определенные условия, в которых каждый педагог может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и
профессиональную самооценку, приобретать знания среди коллег. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности (через повышение уровня готовности к самообразованию). Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенствования педагога является его собственное желание постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем, заботиться о своем авторитете.
Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.