Тема проекта: «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ»
статья на тему

Лукьянова Светлана Геннадьевна

Обмен опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_proekta_razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_s_ovz.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ»

Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук, достигает достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии и, особенно, в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Этим и обусловлен выбор  тема нашего проекта.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что   многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние   пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.

Выбор темы работы не случаен, у детей с общим недоразвитием речи, слабо развита моторика рук. И наше наблюдение доказывает  статистика: что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?  

Большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий  последующего успешного овладения письмом.

Группу компенсирующей направленности  посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук.

Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застёгивание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

Исходя из актуальности выбранной темы, была определена проблема:

 что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

 Мы, воспитатели логопедической группы, пришли к такой гипотезе, что целенаправленная и систематическая работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель:  развитие пальчиковой моторики рук у детей с ОНР, используя традиционные и нетрадиционные формы и методы.

Задачи:  

  • изучить специальную научно-методическую  и психолого-педагогическую литературу о влиянии развития мелкой моторики рук на речевое развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
  • разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
  • в процессе работы  над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:

                      * произвольного внимания;

                       * логического мышления;

                       * памяти и речи детей.

  • познакомить детей с техниками: оригами, комкованье, папье-маше, мозайчитая аппликация, лепка из соленого теста и т.д.
  • формировать навыки учебной деятельности:

                       * умение действовать по словесным инструкциям;

                       * контроль над собственными действиями.

  •  на основе изученных литературных источников, практического опыта – сформировать рекомендации для родителей по эффективному использованию упражнений и игр, направленных  на развитие мелкой моторики у дошкольников.

Методы и приемы: различные игры и упражнения на развития мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, словесный, практические.

  Ожидаемые результаты:

  • возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
  • речь детей станет более эмоциональной  и выразительной;
  • родители станут единомышленниками, помощниками  педагогов, по изготовлению пособий и их использованию в развитии мелкой моторики;
  • родители  получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными;
  • предложенные упражнения помогут развить мелкую моторику рук и речь ребёнка, кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучению письму.

В первую очередь, начали свою работу с изучения педагогических условий проведения  мероприятий по развитию мелкой моторике  у детей с ОНР,   как   средства  профилактики нарушения   речи    и  изучения методической литературы.

Отобрали нужную информацию для дальнейшей систематической работы. Составили перспективный план с насыщенным образовательным материалом по мелкой моторике, который включает в себя разные формы работы:

- традиционные и не традиционные техники развития ручной умелости: (скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, лепка из соленого теста, папье-маше и т.д.);

- пальчиковые   игры, которые дают наиболее значимый эффект.  Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают  детям  снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга;

-игры с прищепками развивают мелкую ручную моторику, внимание, зрительное восприятие, речь, мышление, память, воспитывают усидчивость, стремление к достижению результата;

-игры со шнуровками;

-игры с разрезными картинками;

-штриховка;

-фронтальные занятия и т.д.

Все эти формы работы побуждают дошкольника к активной познавательной, двигательной, творческой и игровой деятельности.

Самыми главными помощниками в этой работе стали родители. В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики были проведены семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы, где они познакомились с методами и приемами работы. Постепенно из пассивных зрителей родители превратились в активных участников, помогающих своим детям развить мелкую моторику рук.  С помощью их

Одним из создавали адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:

- мозайка (мелкая и крупная);

-плакка (наборы мелкой мозайки);

- пособия для шнуровки изготовленные своими руками;

- наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, бантиков и плетения косичек;

- наборы пластмассовых и деревянных палочек для постройки «колодцев»;

- разнообразные мелкие предметы в «сухом бассейне» (сухой бассейн из крышек);

- «сухой бассейн» из различных круп;

- массажные мячи;

- резиновые игрушки разной плотности;

- конструктор «лего»;

-коллекции каштанов, шишек, желудей, прищепок, крышек и т.п. для массажа ладоней и рук;

- прищепки;

- дидактические игры на крышках от бутылок на классификацию и счёт;

-сшили разнообразные коврики для развития мелкой моторике.

Активно участвовали в проекте  «Народные промыслы России», который включает специально организованные занятия по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка в технике «папье-маше», рисование), самостоятельную продуктивную деятельность детей, совместную работу с родителями. Результатом работы в этом направлении стала выставка посуды сделанной в технике «папье-маше» и расписана в стиле гжели, хохлома.

В конце систематической и регулярной деятельности по развитии мелкой моторике, как на занятиях так и в свободной деятельности, были видны хорошие результаты проделанной работы: у детей внимание и память, активизировались творческие способности.  Кисти рук и пальцев у   детей  приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. У воспитанников наблюдается положительная динамика уровня развития  речи, что позволяет сделать вывод о стабильности полученных результатов.

Предлагаемый продукт:

-перспективный план по развитию мелкой моторике у детей с ОНР;

-проект совместный с детьми и родителями «Народные промыслы России»;

-перспективный план работы с родителями ( конспекты мероприятий);

-подборка игр с прищепками, пальчиковых игр;

-конспекты занятий с детьми;

-

Литература

1.Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;

2.Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;

3.Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками. [Текст] / И. Воскресенская. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2008. – с 13-23.

4. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

5. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

6. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

7. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;

6) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

В данном проекте описана целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Открытое занятие по теме самообразования:"Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста как основы познавательно-речевого развития"

В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремуш...

Статья на тему " Значение развития мелкой моторики у детей младшего возраста и игры на ее развитие"

Многие родители не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием речевых навыков.Почему же тогда родители за...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"

в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...