Формирование гендерной воспитанности у детей 6-7 лет
статья (подготовительная группа) на тему

Задиракина Иветта Сергеевна

В статье рассмотрены этапы формирования гендерной воспитанности детей 6-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

К вопросу о формировании гендерной воспитанности  детей 6-7 лет.

Задиракина И.С.

АНО ДО «Планета детства «Лада»

детский сад №201 «Волшебница»

педагог-психолог

г. Тольятти (Россия)

Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерной компоненты во все области общественной жизни. Поэтому учет гендерных различий в воспитании детей является одним из актуальных вопросов в области дошкольного образования. [1]

Гендерное воспитание является важным аспектом становления личности ребенка и понимается нами как целенаправленный процесс психолого-педагогического сопровождения детей, заключающийся в создании условий для накопления социального опыта гендерного поведения ребенка, развития у него индивидуальных особенностей в выполнении гендерных ролей, по средствам сотрудничества со сверстниками и взрослыми, учитывая исторически сложившиеся культурные традиции общества.

Результатом гендерного воспитания, по нашему мнению, является гендерная воспитанность, как интегративное качество личности, предполагающее становление гендерной идентичности ребенка, обусловленное накоплением социального опыта гендерного поведения, и включающее совокупность компонентов (когнитивный, эмоциональный, мотивационно-ценностный, поведенческий).

Наше исследование по формированию гендерной воспитанности у детей 6-7 лет осуществлялась по направлениям (работа с детьми, работа с родителями), этапам (мотивационный, когнитивный, деятельностный) и на основе выделенных нами организационно-педагогических условий.

Первым важным условием является организация различных видов деятельности детей, с целью накопления ими социального опыта гендерного поведения. Следующее необходимое  условие формирования гендерной воспитанности – это создание гендерно-ориентированной предметно-пространственной среды, направленной на гендерное самопознание и становление гендерной идентичности детей и обуславливающей реализацию накопленного социального опыта гендерного поведения. Третьим условием является вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения по гендерному воспитанию.

На каждом этапе мы реализовывали совокупность выделенных нами организационно-педагогических условий, конкретизируя их содержание с учетом цели и задач каждого этапа:

1) Эмоционально-мотивационный этап направлен на формирование положительного отношения  и ценности гендерных особенностей своего и противоположного пола;

2)  Когнитивный этап направлен на формирование представлений ребенка о гендерной культуре определенного общества;

3)  Деятельностный этап, направлен на формирование способов поведения и особенностей взаимодействия ребенка как представителя определенного пола.

Выделим следующую целевую ориентировку работы с детьми на каждом этапе. Реализация работы по формированию каждого компонента гендерной воспитанности осуществлялась с учетом специфики этапов следующим образом. Мотивационный этап частично обеспечивал формирование мотивационно-ценностного компонента. Когнитивный этап обеспечивал формирование когнитивного компонента. Деятельностный этап  обеспечивал формирование поведенческого компонента. Следует подчеркнуть, что работа по формированию эмоционального и мотивационно-ценностного компонентов проходила через все этапы.

 Осуществляя планирование работы с детьми, мы определили необходимость реализации таких видов детской деятельности как: игровая, познавательная, трудовая, изобразительная и восприятие художественной литературы и фольклора.

Рассмотрим сущность каждого этапа организации работы по формированию у детей 6-7 лет гендерной воспитанности с учетом выделенных условий.

На эмоционально-мотивационном этапе цель реализации первого условия была направлена на формирование интереса и положительного отношения детей к особенностям своего и противоположного пола. Мы развивали интерес к гендерным проявлениям людей разного пола, положительное отношение к выполнению будущих социальных ролей, способствовали развитию стремления к усвоению определенных способов поведения, соответствующих собственной гендерной принадлежности.

С этой целью мы показали детям спектакль по сказке О. Ахметовой «Молоточек и иголочка». У главных героев произведения ярко выражены мужские и женские качества, увлечения, особенности поведения. Мы предложили, чтобы данные герои сопровождали детей в ходе всей последующей работы.

Также, для решения поставленных задач, мы читали сказки, например: «Морозко», «Иван Царевич и серый волк» и организовывали с детьми обсуждения о том, какими личностными качествами обладают главные герои, какие они совершают поступки, показывая с помощью этого детям яркие примеры норм и эталонов гендерного поведения, принятых в обществе.

Для реализации второго условия предметно-пространственная среда группы пополнилась новыми яркими героями. Куклы-марионетки Молоточек и Иголочка мотивировали детей на дальнейшую работу.

Целью реализации третьего условия на данном этапе было показать родителям важность и необходимость воспитания детей с учетом гендерных различий, вызвать интерес к данной теме.  Для этого  мы подготовили наглядную информацию (газеты, буклеты, папки-передвижки): «Девочки и мальчики два разных мира», «Народные традиции в воспитании детей», «Сказки для девочек и мальчиков» и т.д.

На втором, когнитивном этапе, направленном на формирование представлений ребенка о гендерной культуре определенного общества, реализацию первого условия, мы разделили на три блока: «Внешние проявления гендерных особенностей», «Гендерные предпочтения и характеристики», «Гендерное поведение».

Целью первого блока было формировать у детей представления о внешних проявлениях своей гендерной принадлежности и гендерной принадлежности других людей. Работа с детьми по темам «Я – мальчик, я – девочка» и «Маленькие модники и модницы» позволила обогатить их знания и представления о своих внешних особенностях, научила видеть внешние сходства и различия между мальчиками и девочками, отмечать особенности их внешнего вида, позволила развить умение рассказывать о себе, как о представителе определенного пола.

С детьми проводились беседы, мы организовывали дидактические и сюжетно-ролевые игры. Также дети с удовольствием рисовали портреты, уделяя  внимание своим гендерным особенностям. Из портретов детей была организована выставка для родителей.

Содержание работы с детьми по первому блоку представлено в таблице.

Таблица – 1. Характеристика содержания работы с детьми по видам детской деятельности в первом блоке когнитивного этапа.

Игровая деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность

Восприятие худ. лит-ры и фольклора

Изобразительная деятельность

– д/и «Собери силуэт мальчика и девочки»;

– игра «Мы разные»;

– д/и «Одень куклу»;

– д/и «Мода в разные времена»

– сюжетно ролевая игра «Показ мод»

– сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

– беседа «Про мальчиков и девочек»;

– Чтение худ литературы и сказок: «Золушка», «Спящая красавица»,»Илья Муромец»» и т.д.

– рисование «Я – мальчик, я – девочка;

Второй блок, «Гендерные предпочтения и характеристики», подразумевал работу с детьми по пяти темам: «Девочки - маленькие принцессы, мальчики благородные рыцари», «Наши имена», «Маленькие умельцы и умелицы» (или мои увлечения), «Когда я вырасту, я буду…» (будущие мамы и папы, мужчины и женщины), «Увлекательные профессии».

Организация детей в различных видах деятельности позволила расширить и упорядочить их знания о последовательности возрастного и полового развития человека, о зависимости имени человека и его гендерной принадлежности. Также мы сформировали у детей представления о привлекательных качествах представителей своего и противоположного пола, научили аргументировано обосновывать их ценность, понимать относительность их проявления в зависимости от различных ситуаций. Данная работа позволила развивать умение детей видеть различия в любимых игрушках, видах деятельности, увлечениях в зависимости от гендерной принадлежности, сформировать представления о женских и мужских профессиях.

Содержание работы с детьми по второму блоку представлено в таблице.

Таблица – 2. Характеристика содержания работы с детьми по видам детской деятельности во втором блоке когнитивного этапа.

Игровая деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность

Восприятие худ. лит-ры и фольклора

Трудовая деятельность (ручной труд)

Изобразительная деятельность

– игра «Мальчики о девочках, девочки о мальчиках»

– игра «Наши имена»;

– игра «Кому, что нравится»;

– д/и «Кто, чем любит заниматься»;

– игра «Последовательности»;

– сюжетно-ролевые игры «Семья», «Родился малыш».

– беседа «Тайна моего имени»;

– исследование «Найди одинаковые имена»;

– организация клуба «Встречи с интересными людьми»;

– беседа «Увлечения мальчиков и девочек»;

– беседа «Мальчики и девочки будущие мамы и папы»;

– беседа «Профессии»;

– лэпбуки «Профессии девочек», «Профессии мальчиков»

– экскурсия по д\с  «Профессии в детском саду»

чтение и обсуждение литературных произведений и сказок.

«Крошечка Хаврошечка»,  «Каменный цветок»  «Летучий корабль» и т.д.

– изготовление каталогов «Имена девочек», «Имена мальчиков»;

– изготовление альбома «Тайна моего имени»

– рисование «Мои любимые дела»;

–  рисование «Когда я вырасту, я буду…»;

– лэпбуки «Профессии девочек», «Профессии мальчиков»

Целью третьего блока когнитивного этапа было сформировать представления о культуре взаимоотношений между сверстниками и взрослыми своего и противоположного пола.

В ходе работы по темам «Азбука общения для мальчиков и девочек» и «Учимся помогать», мы способствовали формированию положительных эмоций детей при общении друг с другом,  смогли развить  представления о различиях и особенностях в настроении и поведении людей разного пола. Также мы уделяли внимание формированию представлений детей о нормах и правилах поведения, о способах взаимодействия между представителями разного пола с учетом их гендерной принадлежности.

Содержание работы с детьми по второму блоку представлено в таблице.

Таблица – 3. Характеристика содержания работы с детьми по видам детской деятельности в третьем  блоке когнитивного этапа.

Игровая деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность

Восприятие худ. лит-ры и фольклора

Трудовая деятельность (ручной труд)

Изобразительная деятельность

– сюжетно-ролевые игры, отражающие взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях «День рождения», «Родился малыш», »Семья собирается в гости» и т.д.

– беседы «Секреты общения»;

– буклеты «Этикет для девочек», «Этикет для мальчиков», «Правила общения»;

– беседа «Как я помогаю взрослым и детям»;

– чтение и обсуждение литературных произведений и сказок  рассказы В.А. Осеева «Сыновья», Н. Павлова «Помощница», Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

– буклеты «Этикет для девочек», «Этикет для мальчиков», «Правила общения».

– рисование «Я умею помогать»;

Для реализации второго условия был организован смотр-конкурс, по организации гендерно-ориентированной предметно–пространственной среды в группах. Данный конкурс был проведен в завершении когнитивного этапа. Результаты конкурса оценивались по следующим, выделенным нами критериям: насыщенность содержания, эмоциогенность, доступность, возможность обеспечить познавательную и творческую активность детей, возможность использования среды для организации разнообразной самостоятельной деятельности детей, вариативность, учет индивидуальных особенностей. Каждый из критериев раздельно оценивал РППС для мальчиков и девочек.

Следует отметить что, предметно-пространственная среда в группах пополнялась педагогами по мере реализации тем данного этапа. На протяжении всей работы создавались дидактические игры, пособия, материалы к сюжетно ролевым играм, подбиралась художественная литература и игрушки. Также материал пополнялся за счет продуктивных результатов совместной деятельности педагогов детей и родителей. Это каталоги, альбомы, лэпбуки, буклеты и т.д.

Наша цель по реализации третьего условия на когнитивном этапе была повысить компетентность родителей по вопросам гендерного воспитания детей.

В ходе, организованных фронтально консультаций, мы познакомили родителей с историческими и современными подходами психологов и педагогов по актуальным вопросам гендерного воспитания детей.

Индивидуальная и подгрупповая форма работы использовались нами с целью вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами на основе инициатив и потребностей каждой семьи.

Например, мы организовали творческую группу родителей, которая совместно с педагогами и детьми занималась созданием альбомов «Тайна моего имени». Результатом ее работы явились  яркие наглядные пособия для детей, рассказывающие о разных аспектах имен мальчиков и девочек.

Индивидуальная форма работы с родителями использовалась, например, при организации клуба «Встречи с интересными людьми». Мы готовили встречи детей с родителями разных профессий. Родители (учитель, кондитер, полицейский, врач) рассказывали детям о своей работе, показывали фотографии.

Последний этап нашего эксперимента – деятельностный, был направлен на формирование способов поведения и особенностей взаимодействия ребенка как представителя определенного пола. Реализацию первого условия мы разделили на три блока: «Помощники и помощницы», «Этикет для девочек и мальчиков», «Мои поступки».

Целью первого блока было развивать у детей умение осуществлять различные виды деятельности, доминирующие у людей собственного пола.

В ходе работы по темам «Мамины помощницы, папины помощники», «Юные рукодельницы», «Мастера самоделкины» мы смогли развить у детей положительное отношение, интерес и умение выполнять различные виды деятельности людей собственного пола, научили оказывать и принимать помощь детей и взрослых, уважительно относится к труду и продуктам деятельности людей своего и противоположного пола.

Целью второго блока, «Этикет для девочек и мальчиков», было формирование умения выполнять нормы поведения, принятые в обществе, относительно своей гендерной принадлежности.

В процессе реализации тем «Этикет для девочек», «Этикет для мальчиков» дети научились применять нормы и правила этикета относительно своей гендерной принадлежности, а также мы способствовали развитию умения детей быть внимательными к взрослым и друг к другу.

Целью третьего блока «Мои поступки» было сформировать у детей умение выбирать способы взаимодействия с детьми и взрослыми с учетом собственной гендерной принадлежности.

В ходе работы мы смогли развить у детей умение выбирать различные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в зависимости от ситуации, научили проявлять положительные эмоции при общении друг с другом и сформировали доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.

Работа по реализации первого и третьего условия на деятельностном этапе проходила взаимосвязано. Вся деятельность с детьми, в основном проводилась в совместной деятельности с родителями, а целью работы с родителями было вовлечение их в деятельность детского сада по формированию гендерного поведения у детей.

Родители привлекались к организации и совместно с детьми, участвовали в различных досуговых и спортивных мероприятиях в детском саду, конкурсах совместно сделанных с ребенком работ, выставках и т.д. На данном этапе мы способствовали организации совместной деятельности детей и родителей относительно гендерной принадлежности, в том числе и посредствам различных мастер классов.

Организация гендерно-ориентированной предметно-пространственной среды на данном этапе осуществлялась параллельно с реализацией двух вышеуказанных условий. Например, продукты совместного творчества детей и родителей на мастер-классе, украшали группу или участвовали в выставках, проводимых в детском саду. Костюмы, сделанные к играм драматизациям, оставались в группах для самостоятельной игровой деятельности детей и т.д.

В результате проведенной нами работы следует отметить повышение интереса, знаний и активности родителей к вопросам воспитания детей с учетом гендерных различий. Обогащение РППС материалами, способствующими гендерному самопознанию детей, а главное проявлением гендерной воспитанности в поведении детей.

Таким образом, результаты, проведенного нами контрольного эксперимента, свидетельствуют об эффективности выделенных нами организационно-педагогических условий. Сравнительный анализ полученных данных экспериментальной группы в констатирующем и контрольном экспериментах показал положительную динамику уровня сформированности гендерной воспитанности у детей 6-7 лет.

Список используемой литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении  федерального государственного стандарта дошкольного образования» [Текст] // Российская газета. – 2013. – 25 ноября. – № 6241.

2. Евтушенко,  И.Н. Условия гендерной социализации детей дошкольного возраста [Текст] / И.Н. Евтушенко // Начальная школа плюс ДО и После. - 2007 –№5. − С. 64-67. - 0,35 п.л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема формирования гендерных представлений у детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи

Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. В настоящее время проблема маскулинизации женщин и феминизации мужчин становится всё более остр...

Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла Маша».

Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла маша»...

Формирование гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе

Статья содержит описание опыта работы воспитателя подготовительной группы по формированию гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста....

Организация игровой среды для формирования гендерных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Организация игровой среды для формирования гендерных представлений у детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гендерной принадлежности у детей старшего дошкольного возраста"

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчи- нах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родите...

Проблема формирования гендерной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены компоненты гендерной воспитанности и организационно-педагогические условия ее формирования....

Презентация "Формирование гендерного воспитания старших дошкольников посредством различных видов образовательной деятельности"

В презентации представлены материалы о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре, а также развитии ценностного отношения к себе, как к человеку соответсвующего пола, формиро...